Сейды Южного Урала - новая археологическая сенсация
Загадочный Урал
В последние два десятилетия Южный Урал преподносит множество археологических сенсаций это и «Усатые курганы», и дольмены острова Веры, и геоглиф «Лось».
Все найденные артефакты уникальны, и в какой то степени стали основой к пересмотру догматичных взглядов на древнюю историю Урала, кои полностью исключали даже сам факт существования чего-то подобного. И вот теперь очередная находка, которая явно не вписывается в классическую модель и грозит обернуться новой сенсацией! На территории Челябинской области поисковиками обнаружены каменные сложения, напоминающее языческие святилища древних северян - сейды!
Сейд в районе Александровской сопки
Где-нибудь на Кольском полуострове такими каменными сооружениями уже никого не удивишь. Там ученые уже давно пришли к выводу, что подобные конструкции возводили представители народности саами во втором тысячелетии до нашей эры. Они служили своеобразными капищами, где люди приносили в жертву животных.
Однако члены движения «Таинственный Урал» обнаружили аналогичные образования и на Южном Урале неподалеку от Златоуста в районе Александровской сопки. Их видели и раньше, но многие ученые полагали, будто мегалиты имеют природное происхождение и образовались в результате схода ледника. У челябинских искателей совсем другое мнение.
- Если предположить, что тысячи лет назад горы были выше, шире и в целом больше, то падение столь массивной плиты не осталось бы для нее без каких-либо последствий, скорее всего – массив бы раскололся, - сообщает член движения «Таинственный Урал» Андрей Любушкин. - К тому же, удивляет удивительная симметричность расположения непропорциональной плиты, если бы волей случая она была двинута чуть-чуть правее или левее, то вряд ли бы она устояла, а в том виде, что объект сохранился до наших дней – почти идеальное расположение, что также является косвенным признаком искусственного происхождения объекта.
Сейчас перед южноуральскими исследователями стоит очень важная задача – провести подробный анализ южноуральских сейдов и сравнить их с мегалитами в Карелии и в других северных районах Евразии. Всех их объединяет ряд факторов, многие из которых стоят на грани науки, мистики и фантастики. Например, некоторые сейды оказывают психоэмоциональное воздействие на людей, иные, по словам этнографов, исцеляли болезни, а третьи, и вовсе – пели. Ветер проходил под большим валуном, и создавалось впечатление, будто кто-то поет высоким и красивым многоголосьем.
- В зависимости от силы ветра и наклонения неустойчиво расположенного камня изменяется и тональность звуков – данная находка фактически подтверждает возможное использование сейдов и как резонаторов акустических колебаний – необходимой «опции» любого значимого религиозного объекта, - поделился Андрей Любушкин. - Сложно представить, что творилось в головах саами, когда камень начинал «петь», как тут не поверить в силу шамана и то, что их камень «реально работает».
По словам искателей, их группа продолжит собирать информацию, ведь если подтвердится, что странные камни «на подставке» - это сейды, аналогичные северным, то такой факт перевернет представление ученых о жизни народов, населявших Южный Урал тысячи лет назад. Возможно, эта сенсация станет не меньшей, чем находка знаменитого геоглифа лося или дольменов на острове Веры.
Справка
Обращаясь к теме сейдов, следует заметить, что это принятое в русской литературе название не совсем корректно. У саамов сейдами чаще всего назывались священные места природного происхождения – скалы, озера, горы. Поэтому, например, соотносить с культом каменных сложений, упоминания культа сейдов будет некорректно, но несмотря на это несоответствие, ввиду устоявшейся традиции и во избежание путаницы, под термином сейд здесь будут подразумеваться как каменные сложения.
Каменные сейды, на сегодняшний день, являются наименее изученными культово-историческими памятниками севера Европейской части материка. Сейды представляют собой несколько типов каменных сложений, чаще всего из которых встречаются крупные валуны, установленные на несколько небольших камней-опор, и валуны отмеченные сверху одним или несколькими меньшими камнями - турами. Основная сложность в процессе исследования этих объектов заключается в фактическом отсутствии письменных источников и археологических находок близ объектов изыскания.
В связи с чем научное сообщество до сих пор не пришло к определенному консенсусу в вопросе датировки происхождения сейдов, но зарубежные исследователи склонны относить их появление к бронзовому веку, примерно, к середине 2 тыс.лет до н.э. Впервые в шведской археологии сейды как жертвенники упоминаются в работе Гуннара Вестина «История Верхнего Норрланда», его работа была опубликована в 1962 г. несмотря на то, что тогда никаких находок возле сейдов сделано не было, но тем не менее эти конструкции были отнесены исследователем к периоду бронзового века, поскольку располагались вблизи могильников этой эпохи.
В 1968 году Эверт Бодоу в своей работе «Древние поселения на побережье Онгерманландии» называет сейды «горизонтально расположенными алтарями». Исследованные им сейды также располагались вблизи каменных курганов бронзового века. Впрочем, Бодоу более осторожен в выводах о датировке и относит их «ко времени от раннего бронзового века до железного века». В России датировку сейдов располагают от неолита до начала новой эры.
Оценили 29 человек
42 кармы