20 век в цвете. Краски мира, каким он был 110 лет назад!

3 3770


КРУПНО

Бухарцы с любопытством смотрят в сторону русского фотографа. Для них вообще это дело было в новинку: снимков Бухары ранее конца 19 века не известно. До установления русского протектората любопытных иностранцев с камерами просто казнили как шпионов!

Парадные ворота в бухарский "кремль" — крепость Арк, служившую дворцом эмира:

В оригинальном разрешении даже увидеть время на часах!

Кажется, за 110 лет этот символ Бухары практически не изменился.

Повернув камеру вправо, Прокудин-Горский запечатлел бравого сарбаза, представителя немногочисленного ханского воинства:



В Бухаре Прокудин-Горский снимал такое, что в самой России снимать бы не решился по цензурным соображениям.

Например, печально известный по рассказам путешественников бухарский "клоповник" — примитивную тюрьму, именуемую у местных "зиндан":


Заключенные питались только тем, что приносили им родственники.

На ту же тему был сделан снимок "Скованные узники":

КРУПНО

В Старой Бухаре у Прокудина-Горского была уникальная возможность снять в цвете почти нетронутый современной цивилизацией уклад средневековой жизни, со всей её грубой натуральностью.

Вряд ли ли эта "Бухарская пекарня" сильно изменилась за 300 предшествующих лет:

КРУПНО

Трудно поверить, что всего дюжине вёрст находился современный русский город Новая Бухара, с новеньким железнодорожным вокзалом, электрическим освещением и телефонной связью.

Далее Прокудин-Горский отправился в Самарканд. Хотя этот город уже 40 лет к тому времени являлся частью России, 20 век туда не спешился добраться.

Торговцы материями на Регистане, Самарканд, январь 1907 года:

КРУПНО

Самарканд ещё больше, чем Бухара, поразил Прокудина-Горского величественными развалинами древних памятников, которые к тому времени пришли в полное запустение.

Среди них особо выделялась грандиозная соборная мечеть Тамерлана рубежа 14-15 веков, знаменитый Биби-Ханым. Она начала разваливаться ещё до завершения строительных работ, а к началу 20 века представляла совсем печальное зрелище:

КРУПНО

Через несколько месяцев после отъезда Прокудина-Горского в Самарканде случилось землетрясение и от купола Биби-Ханым отвалился ещё кусочек, однако падкая до сенсаций пресса разнесла небылицы о "страшных разрушениях и гибели памятников". Как ни странно, именно благодаря этим выдумкам Прокудин-Горский пришёл к осознанию своей высокой миссии: запечатлеть для потомков в цвете всё наиболее ценное из наследия Российской империи. И это было верное решение, потому что по-настоящему страшные разрушения ждали страну уже в совсем недалёком будущем.

Что же касается Биби-Ханым, то в 1990е годы там сделали "евроремонт" и теперь в этом монументальном сооружении уже не осталось духа древности:


В завершение этой части путешествия познакомим читателей с проводником и переводчиком Прокудина-Горского — самаркандцем Ходжи Якубом. Вот он позирует на ярком солнце с группой школьников-сартов:

КРУПНО

По всей видимости, в том же 1907 году Прокудин-Горский сделал несколько снимков в небольшом курортном городке Филлах на реке Драва, в Австро-Венгрии:

КРУПНО

В 1945 году этот город будет буквально стёрт с лица земли серией американских ковровых бомбардировок (уничтожено 85% зданий).

По одной из версий, летом 1907 года в зауральском селе Тамакульском Прокудин-Гоский сделал пару замечательных этюдов "На жнитве".
Вот один из них:

КРУПНО

К сожалению, съёмка обеих столиц Российской империи не представляла интереса для Прокудина-Горского. Исключение он сделал только для храма Воскресения (Спаса на Крови) в Петербурге, строительство которого было завершено как раз в 1907 году.
Ещё в марте 1905 года мастер сделал пару пробных этюдов этого яркого сооружения, а в сентябре 1907 года снял его уже в готовом виде. К величайшему сожалению, этот негатив относится к пропавшей части прокудинской коллекции, поэтому нам остаётся довольствоваться авторской репродукцией:


Учитель Прокудина-Горского Адольф Мите в 1907 году наверняка сделал множество великолепных цветных работ, но Технический музей в Мюнхене "зажал" весь его бесценный фотоархив и не хочет показывать его человечеству.

Поэтому покажем здесь лишь один фотоэтюд немецкого мастера, "Стволы деревьев зимой", опубликованный в журнале в 1907 году:


Ещё один представителем цветоделительного метода цветной фотографии  был норвежец Харальд Ренбьёр (Harald Renbjør)(1889–1956).
Он жил в небольшом городке Левангер, который и снимал по указанному методу между 1907 и 1925 годами.
Некоторое количество его снимков выложено на сайте Музей Левангера: http://digitaltmuseum.no/folde...

В качестве примера приведём несколько его работ, которые датируются примерно 1907 годом.

Лучше всего яркость красок передаёт этот этюд с цветами:


Эти работы никто не реставрировал (в отличие от снимков Прокудина-Горского), но даже в таком виде можно оценить их качество.
Пролив в Левангере:

КРУПНО

Станция Левангер с огородами:


Пейзаж с железной дорогой и полями на переднем плане:


Наверное, эти типично-скандинавские виды не сильно изменились с тех времён.
По совпадению, именно среди такого норвежского пейзажа Прокудин-Горский проведёт первый год своей эмигрантской жизни.


Теперь перейдём к цветной фотографии "второго сорта" — автохрому, который в 1907 году начал завоёвывать мир.

Этот натюрморт с цветами и апельсинами в 1907 году сняли сами изобретатели метода, Огюст и Леон Люмьеры:


Сравните цвета со снимком норвежца, которые мы приводили чуть выше.

В первые годы истории автохрома снимка по этому методу делались почти исключительно в любительских целях, без какого-либо проекта или системы. В основном это были портреты, жанровые сценки, красивые этюды природы. Всё вместе это образует некий калейдоскоп, из которого и складывается портрет эпохи в приглушенных цветах автохрома.

Сценка во время автопрогулки, 1907:


И ещё одна, Франция, 1907:


Купальные костюмы 110 лет назад, автор снимка неизвестен:


В таких нарядах купались тогда все "цивилизованные" европейцы. Точнее, почти все.

Один из первых автохромных снимков в жанре "ню", 1907 год:


Инфраструктура пляжей, конечно, несколько отличалась от современной.

Склад шезлонгов на пляже в Северном море, 1907:

КРУПНО

Король Фредерик VIII и королева Луиза Датские, фотограф Leon Gimpel, 17 июня 1907 года:


Кажется, это первый цветной снимок, который был опубликован в газете (в журналах они печатались и в 19 веке).

Журнал "Illustration" с репродукциями цветных снимков, 1907:

КРУПНО

Скульптор Роден, фотограф Edward Steichen, 1907:


Портрет Джорджа Бернарда Шоу, фотограф Alvin Langdon Coburn, 1907:


Марокканский генштаб (?), 1907:


Французские пехотинцы с сигнальными флагами, 1907:

КРУПНО

Сестра фотографа Харальда Розенберга (Harald Rosenberg) Карин на диване. Финляндия, 1907-1910:

КРУПНО

Портрет неизвестной девушки в окне, 1907:


Портрет неизвестной дамы с зонтиком, 1907:


А вот неизвестная женщина на фото Альфреда Стиглица того же года смотрится почти как наша современница:


Вид Копенгагена в 1907 году:


Фасад универмага Samaritaine в Париже около 1907 года:

КРУПНО

Деревня в английском графстве Дорсет, 1907:


Там же:


Лишь в очень редких случаях автохромные снимки смотрелись по-настоящему красиво. Например, как этот вид городка Эдам в Нидерландах, 1907:


КРУПНО

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
    • pic
    • 22 декабря 2017 г. 17:02
    Спасибо, очень интересно ...
    • Alina
    • 22 декабря 2017 г. 17:09
    Спасибо!!!
  • :thumbsup: Замечательно!