Наткнулся в посте товарища на картину Боттичелли, иллюстрирующую карту ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Поначалу даже не понял, что там изображено — детали слишком мелкие, а сохранность оригинала недостаточна.
Я заинтересовался и стал искать схемы Дантова ада в трактовке Боттичелли, разъясняющие структуру его картины. Большинство схем есть лишь на иностранных языках (оно и понятно — ведь это католический ад). Я отобрал из них англоязычные.
Чтобы лучше понимать изображённое, напомню структуру ада по Данте. Это воронка в земле, уходящая концентрическими уступами вглубь аж до центра Земли, где находится Дьявол. Боттичелли изобразил её в виде, напоминающем глубокий карьер, каждый из уступов которого представляет собой соответствующий круг ада. Чем глубже, тем менее материальные и более сознательные грехи караются:
* Преддверие — где томятся души нерешительных людей, не грешивших и не совершавших добродетелей (это те же самые, которых «Пуговичник» из ибсеновского «Пера Гюнта» лишал бессмертия души — расплавляя в общую массу и отливая в новую форму).
* 1-й круг — безбольная скорбь для некрещёных младенцев и добродетельных нехристиан.
* 2-й — 5-й круги — карают невоздержанность (похоть, чревоугодие, скупость, гнев).
* 6-й круг — стены города Дита, подле которых караются еретики.
* 7-й круг — карает сознательных вершителей зла (против ближних — тиранов и разбойников, против себя — самоубийц, игроков и мотов, против естества — содомитов, против естества и искусства — лихоимцев).
* 8-й круг — карает обманувших не доверившихся (сводников, обольстителей, льстецов, воров, прорицателей, фальшивомонетчиков и т.п.).
* 9-й круг — карает обманувших доверившихся им (предателей родных, родины и единомышленников, друзей и сотрапезников, благодетелей, величества божеского и человеческого; последних терзает в трёх пастях сам Люцифер).
Иллюстрация "Dante's Inferno" (автор — Линдсей Маккаллох) воспроизводит картину Боттичелли в схематичном виде, с подписями:
В процессе поиска я также наткнулся на замечательную инфографику Райана Флинна, графически соединяющую воедино номера песен поэмы, путь героя, местность, названия грехов и логику их группировки, описания казней и список встреченных героем именитых грешников:
Вообще вариантов схемы Дантова ада существует множество (и в сети немало подборок, можете ознакомиться сами). Некоторые из них воспроизводят картину Боттичелли, другие используют свои подходы к описанию.
Мне же хотелось затронуть схемы на русском языке. Я нашёл две — и они занятны тем, что оформлены в виде несерьёзных дизайнерских иллюстраций, чего (несерьёзности и дизайнерства напоказ) в иноязычных схемах почти не наблюдается.
Есть пиксельная иллюстрация «Круги ада по Данте» (авторы — Люся Дурасова, Надежда Авдеева, Антония Гапотченко):
Сами авторы называют данную иллюстрацию инфографикой. Но на фоне плотности информации действительно хорошей инфографики Райана Флинна пиксельная шутливость и запутанные выноски данной работы выглядят достаточно слабо.
Ещё есть иллюстрация из «Аргументов и Фактов», «9 кругов Ада "Божественной комедии" Данте Алигьери» (авторы — Елена Слободян, Юлия Осинцева):
Наши западники опираются на западную культуру, имеющую католические и протестантские корни (а также более глубокие — и в «Божественной комедии» видно переплетение христианской и дохристианской культуры, даже проводником героя является римский поэт Вергилий, автор «Энеиды»).
Но западные католики отстраняются от зла и относятся к аду серьёзно. Притом, признавая определённое подобие прижизненного буржуазного бытия аду на земле (буржуазные идеологи и формулируют суть капитализма как войну всех против всех, упорядоченную чудовищем-левиафаном национального государства), они говорят, как из этого мира попасть в посмертный рай. В земном аду нельзя не грешить, чтобы быть успешным (а среди протестантов земной успех попросту становится мерилом божественного избрания), но можно всё же стремиться к добродетели — и это противоречие решается концепцией католического Чистилища (в православной культуре, не принявшей буржуазных идеалов, никакого Чистилища нет).
Отечественные либералы-западники по большей части являются людьми светскими, потому образ рая у них необычайным образом сплёлся с буржуазными идеалами якобы живительной войны всех против всех, помноженными на либеральный отказ от чудовищного государства-левиафана (ведь он порождает издержки в процессе вменённого ему упорядочения процесса взаимного пожирания). Подобные установки порождают принятие фактического ада на земле как образа жизни (и видно, что ад помещается в метро или многоквартирном доме). А живя по его правилам и не веря в жизнь после смерти, наши либералы-западники видят, что порок отнюдь не карается по Данте, а вполне себе процветает. Да и существование ледяного озера Коцит в центре Земли не соответствует современному пониманию о температуре земного ядра. Отсюда несерьёзная и даже глумливая форма иллюстраций при сравнительно аутентичном содержании.
Будучи сам светским человеком, замечу, что отсутствие веры в бога не означает отказа от различения добра и зла и понимания о каре за грехи (которая свершится на земле — или при жизни грешника, или после его смерти, в людской памяти). Потому описание ада по Данте, будучи продуктом представлений своего времени (и своей культуры, находящейся в непростых отношениях с русской культурой), всё равно любопытно не только с исторической точки зрения.
Источник: http://unv.livejournal.com/958...
Оценили 14 человек
75 кармы