Хроники Поиска Пути (74). Эфиопия. Гордая. Страдающая. Удивительная (14)

0 4544

Семя «Нового цветка» было посажено на горе Энтото совсем недавно – в конце XIX века. И за процессом рождения новой столицы Эфиопии могли следить члены первой российской дипломатической миссии. Видевшие, как живо участвовал в строительстве Аддис-Абебы тогдашний император, Менелик II. Который, стараясь ускорить это строительство, сам его контролировал и стимулировал. Прибегая иногда для этого (по воспоминаниям Петра Краснова) к довольно необычным способам.

Хочешь ко мне на обед ? – Тащи с собой камень.

- Несмотря на свой 51 год, негус имеет бодрый и здоровый вид. Как большинство великих Монархов, он питает страсть к архитектурным постройкам. Два, три раза в неделю он лично ездит в леса смотреть как рубят деревья для его нового дома. Время от времени он дает обеды, на которые допускаются только те, кто принесет ему хотя один камень для постройки. Когда сопровождаемый сотнями ашкеров он идет на прогулку, он заезжает в каменоломню и приказывает каждому солдату взять по камню (Петр Краснов, «Казаки в Абиссинии»).

Дороги на Энтото крутые, когда поднимешься ближе к вершине, кажется, что воздуха в легких уже совсем нет,

Церковь, построенная Менеликом и его женой почти на самой вершине Энтото.

Тимкат – пышный, или скромный, но всегда искренний

В район этой церкви и расположенных недалеко от нее купален Менелика (на горячих источниках) каждый год, 18 января, идет по крутой дороге красочная процессия священнослужителей и верующих. Вот одна из ночей перед наступлением Тимката/Эпифании/ Богоявления:

Настоятели храмов, следуя традиции, несут на головах самые священные атрибуты своих церквей – так называемые таботы. Эти деревянные (иногда – каменные) «скрижали» завёрнуты в дорогую ткань, вышитую золотом и разноцветными нитями.

Церковь без табота перестаёт быть церковью, и наоборот - любое помещение, в которое доставлен табот, «автоматически» превращается в церковь (что будет показано чуть ниже)...

Церковные зонты, которых в процессии множество – это не только средство защиты от дождя и жарких солнечных лучей, это ещё и знак отличия.

К примеру, золотая зонтичная ткань – привилегия только абуны и императора. На похоронах фигурируют зонты оранжевого цвета, а на свадьбах – красного. Они украшены бахромой, а также серебряной и цветной вышивкой, изображающей кресты и лики святых.

После освящения воды, ночь на 19-е января таботы проводят в красочно декорированных палатках, специально поставленных вокруг крестильни, под надёжной охраной пастырей и их чад, под всенощное пение молитв и гимнов при свете свечей, лампад, факелов и костров.

Примерно в 8 часов утра 19 января абуна (Патриарх церкви) после короткой молитвы окропляет водой из освященного источника, конечно же, перво-наперво голову начальствующего лица, а затем уже и всех остальных, по чину.

Счастливы и те, на кого попали лишь брызги освящённой воды; если кому удавалось наполнить этой водой свою бутылку, он тут же кропил себя сам, а то и обмывал ею свои ноги. Повсюду раздавались радостные возгласы, пение и неизменное праздничное улюлюканье толпы, не забывавшей промочить и своё горло… тэллой или тэджем, продающимися в павильончиках.

После всеобщего крещения живописные прецессии - с церковными зонтами, барабанами, знамёнами, крестами на древках, с таботами на головах священников - пускаются в обратный путь к своим храмам.

В Аддис-Абебе на месте крещения остается лишь табот из церкви св. Михаила, которому предстоит провести там ещё одну ночь, после чего 20-го января, в день Архангела Михаила, табот возвращают в родную церковь..

Торжественной службой в Его церкви и завершается в столице трёхдневный праздник Тимкат, символизирующий Крещение Иисуса Христа в Иордане.

В ходе празднования Тимката можно понаблюдать за дабтарами – представителями учёной касты церковников, не имеющими однако степени священства. В обязанности дабтаров входит исполнение священных гимнов и танцев. По своему назначению они близки к нашим чтецам или клиросным певцам.

Вот они - в белых тюрбанах и в шаммах поверх туник с тесьмою – стоят лицом к лицу в два ряда. В одной руке посох с Т-образным верхом, в другой – систра.

Как и у этих у священнослужителей

Хорошо видно, что с древних времен этот музыкальный инструмент –систра - почти совсем не изменился

Бренчание систры в ритме с барабанами сопровождается пением. Вначале оно тихое, как и лёгкое покачивание дабтаров, балансирующих то на одной ноге, то на другой. В такт танцу двигаются и посохи - вперёд-назад, вверх- вниз…

Убыстряются удары барабанов, систры всё громче звенят, мелодия набирает высоту… Дабтары в танце быстро приближаются навстречу друг к другу. Того гляди, они вот-вот столкнутся. Но… их движение и все звуки вдруг замирают. Дэбтары поднимают головы и в торжественной тишине устремляют свои взоры в небо. Это – кульминация!

Далее ряды дабтаров, поющих и пританцовывающих в прежнем стиле, начинают медленно пятиться друг от друга, чтобы потом вновь встретиться лицом к лицу и… замереть - в одухотворённой позе, символизирующей полнейшую покорность перед Тем, Кто щедро одаривает их Своею небесной благодатью…

Эфиопы - чрезвычайно набожный народ. В том, что называется народным благочестием, эфиопы – по мнению некоторых наших священнослужителей - очень похожи на славян: то же почтение к святыне и клиру, но и то же отсутствие глубокого интереса к тому, что та или иная традиция или то или иное священнодействие означает.

Народ с особым благоговением относится к храму. Люди начинают креститься за несколько сот метров от храма, некоторые ползут к нему на коленях. Очень распространен обычай целовать ворота, ведущие к храму. Сам храм практически всегда окружен стенами, внутри которых образуется дворик. По периметру дворика расположены могилы, подсобные помещения, часовни. Народ зачастую молится у стен храма, целует эти стены.

Конечно, грех не поцеловать стену такого красавца-собора.

Который прекрасен и снаружи:

и внутри:

Одним из основных моментов оформления интерьера являются захватывающие фрески, нарисованные на потолке купола.

Собор Боле Медане Алем (храм Спасителя мира) новый крупнейший храм Адис-Абебы, построен в 2005 году. Расположен в центре Боле, пригороде Адис-Абебы, где находится международный аэропорт.

Закат на окраине Аддис-Абебы

А вот закатное солнышко совсем в другом месте – над озером Авасса, находящимся в 275 километрах от Аддис-Абебы.

Процессии там так же нарядны,

и настроение у участников этих процессий – самых разных возрастов – праздничное.

Вот взгляд со стороны/изнутри (журналистки):

- Часа полтора-два я гуляла по небольшой территории, то и дело утыкаясь в распростертые объятия очередного ребенка или его матери, перетаскала на руках десяток детей, буквально висевших на моих плечах, а к концу и вовсе прекратила снимать, усевшись на полянке с девочкой в розовом платье, считавшей мне вслух до ста без запинки.

Это была какая-то безумная концентрация улыбающихся, доброжелательных детей…

Конечно, сама обстановка в провинции – у озера - сильно отличается от столичной. И храмы на столичные совершенно не похожи.

Но верующие тамошние церкви так же почитают . И молятся коленопреклоненными перед стенами из гофрированного железа так же истово, как и перед белокаменными стенами храмов в столице..

Потому что главное в церкви не форма, а содержание – душа, то есть. У такой церкви душа тоже есть. Ведь она освящена присутствием табота…

Многое в тех местах совершенно не изменилось за 20 с лишним лет, что я там не был.

Такие же рыбаки на рыбном рынке, и такие же пеликаны, терпеливо ждущие своего часа.

Клювастики плавают благопристойно и чинно. Пока не учуют рыбу, и тогда благопристойности - как не бывало.

Как у снятых когда-то мной (shed) пеликанов…

Приятно видеть, что довольно много появилось в тех местах изменений к лучшему: там где был просто дикий берег, появились, например, современные гостиницы.

Вроде вот такой, из которой можно любоваться закатом над озером.

Построенной несколько лет назад знаменитым бегуном Хайле Гебреселассие.

Да и сам город Авасса хорошеет, строятся новые кварталы, в тамошнем университете уже около 10000 студентов.

6 предыдущих материалов этой серии Хроник:

- http://cont.ws/post/63157

- http://cont.ws/post/66535

- http://cont.ws/post/67502

- http://cont.ws/post/70819

- http://cont.ws/post/70917/

- http://cont.ws/post/81627/

============================

Использованные источники:

- http://www.secator.ru/ethiopia/12-13-14.html

- http://libes.ru/199179.read?page=122

- http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1098301

- http://turbina.ru/guide/Addis-Abeba-Efiopiya-130977/Zametki/Legkie-molodoy-stolitsy-67765/photo1752945/

- http://ethiopie.50megs.com/epiphanieengl.html

- http://botinok.co.il/node/86792

- http://thepyramids.org/ar_541_045_british_museum_ancient_egypt.htm

- http://www.proza.ru/2011/04/01/622

- http://www.pravoslavie.ru/jurnal/589.htm

- http://allcastle.info/afrika/ethiopia/005

- http://www.panoramio.com/photo/54339767

- http://haileresorts.com/

- http://www.yaredtour.com/en/awassa.html

- http://s2.ipicture.ru/Gallery/Viewfull/34503050.html

+
Гибель "великого артиста". Зеленский и Нерон

"Какой великий артист погибает!" - провозгласил, умирая 9 июня 68 года от Р.Х. совершил самоубийство, потеряв надежду избежать ареста и казни победившими мятежниками Луций Домиций Агено...

"Теперь всем можно всё": Россия начнёт "работать" по объектам на Украине, "которые раньше не трогали" - эксперт

В ближайшее время русские войска начнут "работать" по объектам на оставшихся территориях Украины, "которые раньше не трогали", считает блогер и обозреватель Сергей Колясников. "Теперь в...

МИД Таджикистана заявил о массовых отказах во въезде в Россию

Сотни граждан Таджикистана застряли на КПП «Саргарчин» на границе Казахстана и России, сообщило агентство «Азия-Плюс». МИД обсудил с послом России сложности при пересечении гра...