Русский комплекс неполноценности.

130 15554

Думаю, многие сталкивались со специфически негативным отношением к "своему", отечественному, даже у патриотически настроенных граждан. Отношение это заключается в устойчивом убеждении, что "у нас" все будет всегда хуже, чем "у них", что "мы"  способны только "догонять", что земля наша и на десятую долю не столь интересна, как зарубежные страны, а люди наши - сплошь быдло и неотесанная деревенщина. Мы чувствуем себя ущербными. Такое самоощущение стало менее заметным сейчас, в период патриотического подъема, однако осталось столь же сильным, как раньше. Его мы и будем называть далее "русским комплексом неполноценности".

Под комплексом неполноценности психологи понимают совокупность эмоциональных ощущений, переживаний и реакций, выражающихся в иррациональном чувстве собственной ущербности, неверии в свои силы и убеждении в превосходстве других над собой. Однако рассматривается он, как правило, только в контексте индивидуальной психологии. Систематических исследований, связанных с возникновением такового у целых народов, его развитием и трансляцией из поколения в поколение, до сих пор не было. Тем не менее, это не мешает использованию "чувства ущербности" в политической борьбе. 

Основная функция т. н. "либеральной (внесистемной) оппозиции" - именно "давить на комплекс". Отравлять чувство радости от свершенных действий и достигнутых успехов. Создавать тягостное ощущение бессилия и невозможности изменить жизнь к лучшему. Например, главная цель т. н. "оппозиционных маршей" отнюдь не в стремлении мобилизовать сторонников. Таковых у нее очень мало, и все они полностью мобилизованы, начиная с 2011 года. Их цель - показать консолидированному большинству ничтожность его консолидации. "Вы думали, что объединившись, вы сменили вектор общественного развития, и победили нас? Нет! Мы будем здесь всегда. Мы станем и дальше смеяться над тем, что для вас свято. Вы не сможете изменить ситуацию. Смиритесь и опустите руки". Таков посыл, который отправляет большинству опирающееся на внешнюю поддержку меньшинство. И это имеет непосредственное отношение к комплексу неполноценности, потому что у здорового, уверенного в своих силах человека кривляния клоунов вызывают только смех. То, что действия западников достигают своей цели - показывает наличие в национальном самосознании болезненных уязвимых мест, о которых они, будучи русскими по национальности, знают не хуже нас. 

Можно ли избавиться от назойливой "оппозиционной" клоунады? Можно, и легко. Принцип прост: если мы станем психологически сильны - кривляния прекратятся сами собой, так как потеряют свою ключевую социальную функцию. Но для этого надо сначала понять, в чем заключается наш национальный комплекс неполноценности.

Коллективное сознание и его природа. Черты национального характера.

С точки зрения психологии народов, коллективное сознание не является суммой индивидуальностей отдельных людей. Наоборот, индивидуальное сознание - функция от коллективного. Известный ученый, создатель экспериментальной психологии Вильгельм Вундт писал:

"В истории человеческого общества первым звеном бывает не индивидуум, но именно сообщество их. Из племени, из круга родни путем постепенной индивидуализации выделяется самостоятельная индивидуальная личность, вопреки гипотезам рационалистического Просвещения, согласно которым индивидуумы отчасти под гнетом нужды, отчасти путем размышления соединились в общество"

Итак, сознание социума первично по отношению к сознанию индивида. Это последнее выделяется из общественного сознания, отрывается от него, подобно тому, как масса воды при встряхивании разбивается на отдельные капли. Отсюда, конечно же, не следует, что появление "единоличников" - процесс вредный. Наоборот: серьезных достижений, совершенства, творческого мастерства может добиться только автономная личность. Все великие научные открытия, философские системы, произведения искусства создавались людьми, добившимися высокого уровня индивидуализации. Другое дело, что любая личность, сколь угодно дифференцированная от массы, происходит из сознания социума, и потому сохраняет глубинные корневые связи с ним. Например, когда возникает массовый психоз, под его властью оказываются, в том числе, и выдающиеся, интеллектуально развитые люди.

Нас в данном случае интересует, может ли социальное сознание иметь те же психические комплексы, что и сознание индивидуальное. Если да, то любой человек, начиная индивидуализацию, наследует всю совокупность черт, присущих социальному бессознательному общества. 

Уже из самой формулировки вопроса ответ очевиден. Существование национального характера народов - достоверный факт. Равно как и то, что все представители данного народа им обладают, независимо от уровня индивидуализации. Человек воспитывающийся в той или иной социально-психологической среде, получает соответствующие черты характера "автоматически", хотя, чем совершеннее личность, тем более они носят индивидуальный и неповторимый характер. Точно так же достоверный факт - наличие транслируемого из поколения в поколение чувства неполноценности, например, у представителей дискриминируемых этносов и социальных групп.

Итак: присущие коллективному сознанию черты и комплексы (в том числе и комплекс неполноценности) существуют. Подобно тому, как отдельный человек, сталкиваясь с травматическими факторами, получает психологический отпечаток от их воздействия, народ может приобретать позитивные или негативные следы в массовом сознании под влиянием событий его истории. В будущем все его представители получают эти следы-отпечатки "в подарок" от предков. В частности, русское самосознание в ходе своего развития приобрело специфическое ощущение ущербности, неполноценности по отношению к странам Запада, хотя, как всякое иррациональное чувство, оно не имеет ничего общего с реальностью.

Сформулируем результат наших рассуждений:

Русский комплекс неполноценности - это бессознательное массово-психологическое отношение к себе и миру, заключающееся в ощущении собственной слабости, ущербности, вторичности, испытываемом как к другим странам, так и к фундаментальным движущим силам развития человечества. 

Иначе говоря, его носители считают себя хуже других народов, особенно западных, и полагают, что неспособны создавать ничего нового, быть лидерами научного, технического и социального прогресса.

Возникновение.

Каким же образом он возникает? На этот счет я могу высказать только гипотезу, потому что для точного ответа нужно проводить доскональный и серьезный исторический анализ. Рабочая гипотеза состоит в том, что элиты Руси изначально были ориентированы на восприятие внешнего образа мышления. Еще со времен крещения, когда пролегла пропасть между прежней, языческой, и новой, христианской культурой, бояре и князья начинают воспринимать внешнюю "цивилизацию". И это происходит не только физически, на уровне одежды, архитектуры и пр., но и психологически. Заимствованные ценности становятся сердцевиной ценностного ядра их групповой идентичности. До тех пор, пока идеалом для подражания была относительно дружественная Руси Византия - проблем не было. Проблемы возникают после ее падения, когда элиты и интеллигенция начинают потихоньку переориентироваться на Запад. Наибольшей выраженности это достигло после петровских реформ, когда высшие слои начинают идентифицировать себя по-западному. Ориентация на внешний идеал сохранилась, но в качестве такового служат уже европейские ценности. Они являются теперь ядром идентичности, а реальная Европа, разумеется, не воспринимает "русских варваров", как часть западного мира. В итоге мы имеем ситуацию "гадкого утенка", т. е., психологической зависимости от враждебных сил именно тех групп населения, которые призваны развивать и транслировать национальную культуру. Трещина появляется в самом основании русской цивилизации. Ее-то мы и видим, как комплекс национальной неполноценности.

Откуда берутся предатели.

Есть "проклятый" вопрос, который из года в год мучает патриотическую общественность: "Откуда в России берется пятая колонна?" В самом деле, иногда кажется, что "предатели", как пыль и тараканы, возникают буквально из пустоты. Как, например, образовалась прозападная интеллигенция в позднем СССР, после семидесяти лет активной работы НКВД/КГБ, и тотального коммунистического контроля? Этот вопрос интересен даже теоретически. Господствующий ответ на него: "Существовала глубоко скрытая антироссийская группа политиков, действовавшая вопреки государственным интересам". К сожалению, ответ этот неудовлетворительный. Он сводит на нет не только эффективность работы служб госбезопасности Советского Союза, но и само понятие эффективности государственного контроля. 

Однако, исходя из вышеприведенных определений, можно дать на него значительно более адекватный ответ.

Пятая колонна в России - это как раз следствие действия комплекса национальной неполноценности. Данную его "модификацию" можно назвать "комплексом периферийной интеллигенции".

Представьте себе группу людей с абсолютно вестернизированным способом мышления. Тех, чье ядро групповой и личной идентичности содержит идентификацию себя, как западника. Людей, искренне верящих в ценности и идеалы европейской цивилизации, которые, однако, де-факто западными людьми не являются. Острое переживание своей непричастности к тому, во что веришь и что ценишь, может быть для них абсолютно непереносимо! Интеллигенция ощущает себя на периферии цивилизационного развития, и это для нее мучительно больно. Выход из ситуации (иллюзорный, разумеется) - спроецировать всю свою мучительную, глубоко переживаемую незападность на других. На "них" - представителей "народной массы", по отношению к которым ты - "носитель светлых и прекрасных идей". Таким образом, из воспринятой исторически и транслируемой культурно двойственной принадлежности к Западу (западный по "ценностному ядру" личности, и незападный фактически человек) позиция "мы - они" возникает самопроизвольно. Тем более, что объектов для проекций предостаточно: в девятнадцатом веке это была "темная масса" российского крестьянства, сегодня - широкие слои "постпролетарского" населения, воспитанного в СССР и мыслящего коллективистскими категориями. Это и есть позиция "ватники - креаклы". 

Более того - даже конфликт на Украине возникает отсюда же! Поскольку украинцы на самом деле - люди, абсолютно русские по менталитету и истории, им тоже присуща обсуждаемая здесь черта характера. И подобно тому, как интеллигенция проецирует свою невыносимую для нее "незападность" вовне, на "ватную массу", украинцы проецируют ее на русских. Столь же просто, как оппозиция "ватник - креакл", автоматически, возникает идея "Украина - не Россия". "Нероссийскость" - это именно способ иллюзорного избавления от двойственности ценностного ядра .

Если отдельные группы, и даже субэтносы могут разрешить свои проблемы за счет всего остального народа, то народу в целом это, естественно, не удастся. Поэтому основная часть, "соль" русской нации вынуждена будет реально, а не иллюзорно решать проблему засевшей в национальном бессознательном психологической ущербности. И сделать это она  может только за счет осознания своей подлинной сущности, избавления от имеющегося с древнейших времен "культа внешнего авторитета", от инвазии западных идеалов в ценностное ядро национальной идентичности.

Мы - это мы. Мы такие, какие есть, и это хорошо! Мы не обязаны подстраиваться под прокрустовы ложа чьих-то выдуманных идей и ложных ценностей. Не обязаны делать никаких "выборов между Западом и Востоком". И только став полностью самими собой, избавившись от навязанных критериев, приняв себя такими, каковы они есть, русские люди смогут начать процесс своего собственного, аутентичного культурогенеза. И творить свою собственную, на сто процентов принадлежащую лишь нам национальную историю.


Допикадиллилась. «Кормилицу всея СССР» выгнали с позором: Вайкуле на Западе настигла карма

В советское время Лайма Вайкуле была одной из самых любимых исполнительниц в СССР. Зрители смогли в полной мере оценить и необычный внешний вид певицы, и ее оригинальную манеру исполнения, и легкий пр...

"Я решил разогреть холодец, а русские сказали, что я так не проживу в России" Американец о России после 6 месяцев проживания

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Знакомьтесь, это Энтони и Алекс. Они американцы. Так вот Алекс (тот, что справа ) прожил в России аж полгода и очень подробно расс...

«Молятся где попало: в коридорах, под лестницами и даже в подсобках»: Приезжие студенты раскручивают конфликт в университете

Студенты из Таджикистана обвинили руководство Сургутского государственного университета в дискриминации. Всё началось из-за отказа ректората выделить помещение для молений студентам, исповедующим исла...

Обсудить
  • Спасибо за Ваше оригинальное мнение, которое мне (русскому человеку), и моим многочисленным родственникам, друзьям, коллегам по работе абсолютно не понятно и даже удивительно. Вспоминаю. слова Тургенева "Если и есть, что хорошего в русском мужике, так это то, что он всегда собой не доволен" Считаю, что только тот, кто собой не доволен, способен совершенствоваться и совершенствоваться.Русский (российский) человек всегда счастлив быть русским и жить на своей Родине.Бывают исключения, которые, как известно,только подтверждают правило) Я много видела других Стран, и всё мне там чуждо. С Днем Победы! За Россию!
  • Дружище, плохой тон объяснять трудности в самооценке русского человека слабыми предположениями заграничного психолога (Вундта). Всё описанное справедливо и в отношении других народов. Не надо кивать на князей с боярами в прошлом. Надо смотреть в своё детство и искать где занижалась самооценка у самого себя. Найдётся три основных места - семья, детсад и школа. Учить надо родителей, воспитателей и школьных учителей тому, чтобы они помогали понять ребёнку именно его ценность, чем он сам ценен. То есть чтобы они помогали освоить ему самопознание. А как они помогут, если сами не избалованы познанием себя? В действительности на Западе ещё хуже с этим. Хамство пиндосов только в кино представляется, как завышенная самооценка. А в действительности основано на ещё более заниженном чувстве собственного достоинства. Это ярко видно в том, какие из америкосов вояки...
  • Да, очень интересно, но хочется более раскрытой информации по теме. В частности, как достичь того, о чём заявляется в последнем абзаце. Как предлагается распространить это понимание на широкие слои населения и на элиты? Позволительно ли и если да, то каким образом, использование (либо прививание и использование) подобных комплексов у других наций, с которыми мы находимся в конкурентной борьбе на выживание? Национальная идея - влияет ли её наличие и каким образом на комплекс неполноценности нации?
  • Если у автора есть комплекс неполноценности, то это не значит, что этот комплекс есть у других. Весь этот бред притянут за уши под собственные фобии.
  • что за чушь? у кого такой комплекс? всегда считала свою страну лучшей, даже когда с экранов лилось строго противоположное, нутром чувствовала. Кто ещё сможет отстоять свою страну, и весь мир, ценой в несколько миллионов жизней? кто ещё способен на такое милосердие к поверженному врагу?