Поскольку клиповое мышление является очевидным "трэндом" последних 20 и более лет, и на этом выросло уже целое поколение молодых людей, всё активнее вовлекаемых в политическую жизнь и массовые акции, возникает необходимость разобраться в том, что это за явление, как оно работает и к чему всё это ведёт.
Отправной точкой в осмыслении темы стало интервью "Росбалту" профессора, доктора психологических наук Рады Грановской с говорящим названием "Люди с клиповым мышлением элитой не станут". Пересказывать его нет смысла, но на некоторых моментах стоит остановиться. Начнём с конца:
- Насколько я понимаю, клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно?
- Правильно, это направление цивилизации. Но, тем не менее, надо понимать, к чему это ведет. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут...
Итак, получается, что клиповое мышление – это "неизбежное зло" и плата за приобщение к "современной цивилизации", при этом направление развития этого современного общества будет определяться теми, что каким-либо образом счастливо избежал "клипизации" и чьё мышление формировалось и развивалось другим путём. Так сказать, повелители и исполнители...
Перспектива не радует. Поэтому стоит посмотреть, как и кем формируется это самое клиповое мышление. На второй вопрос ответ очевиден - в первую очередь телевидением (которое эти пресловутые "клипы" и распространяет), справедливо именуемым за это "зомбоящиком", и вообще всеми каналами рекламы и информации. Само телевидение тоже рекламирует в первую очередь самоё себя, ведь цель каждого канала - сделать так, чтобы его смотрели. Новостные программы - это набор клипов-сюжетов, разнообразные "обсуждения" и "дискуссии" - это тоже набор клиповых вбросов-сюжетов с обязательными перебивками и перескакиванием с темы на тему. Социальные сети - это вообще царство клипов! Каждый, кто открывал свою новостную ленту в соцсети, видел этот нескончаемый поток клипов (вот только не осознавал его таким образом, а на этом построено всё воздействие на адресата)! На клиповое мышление во многом работает и школа, но об этом достаточно много есть в упомянутом интервью, к которому и вернёмся на время:
- Сегодня часто говорят о том, что современное поколение детей и молодежи очень сильно отличается от предыдущих. В чем, на ваш взгляд, заключается это отличие?
- Оно связано с тем, что молодые люди сегодня по-другому воспринимают новый материал: очень быстро и в другом объеме. Например, учителя и родители стонут и плачут, что дети и современная молодежь не читают книг. Это действительно так. Многие из них не видят надобности в книгах. Они вынуждены приспосабливаться к новому типу восприятия и темпу жизни. Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации. Тем более, что они поддерживаются с помощью телевизора, компьютера, интернета.
Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление. Люди же моего поколения, которые учились на книгах, с трудом представляют себе, как такое вообще возможно.
-Вы не могли бы привести какой-нибудь пример?
- Например, проводили такой эксперимент. Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему дается инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход...
Когда у детей в ходе эксперимента спрашивали, как они так быстро читают, то они отвечали, что не читали весь материал. Они искали ключевые моменты, которые давали им знать, как поступить...
... Сейчас темп поступления информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок...
Итак, клиповое мышление формируется так: "на входе" человеку даётся такой большой объём информации (по принципу "чем больше, тем лучше"), что он заведомо не может его целиком переработать и усвоить, в результате сознание "переключается" в режим клипового мышления и начинает выбирать и обрабатывать только ту информацию, которая идентифицируется им как ключевая, а вся остальная информация перестаёт восприниматься и зачастую даже замечаться.
Это - как если бы мы бегло просматривали пачку фотографий, где были бы перемешаны разные места, сюжеты, люди. Кстати, примерно так работает и пресловутый "25-й кадр". Можно сказать также, что при переходе в режим клипового мышления человек входит в своеобразный транс и воспринимает всё из этого транса - но об этом пускай пишут психологи, тема изученная, хотя зачастую результаты исследований становятся "ноу хау" рекламщиков и СМИ.
Идёт ли речь только об образах? В принципе, можно эффективно использовать только слуховой канал восприятия, но это сложнее и требует высокого мастерства у того, кто использует эти методы. Например, высокая скорость речи, умение неожиданно менять тему, выдвигать голословные утверждения и без тени сомнений противоречить самому себе дают огромные преимущества в спорах и дискуссиях, особенно "в живую" и с оппонентами, придерживающимися других, общепринятых способов общения. Поскольку визуальные образы, не говоря уже о "движущихся картинках" несут намного больше информации, чем только звуки, то с их помощью легче вызвать требуемую "перегрузку" всех каналов восприятия, что и нашло своё "идеальное" выражение в клипе как инструменте психического воздействия.
При невозможности обработать поступающую информацию за отведённое время включаются внутренние механизмы сознания и, в первую очередь, отключаются "барьеры критического восприятия" (поскольку это требует работы мышления, на что нет времени), а вместо них включаются "фильтры предварительной обработки информации", которые пускают информационный поток "мимо сознания", можно сказать - через подсознание, осуществляя только выборочную передачу малой толики данных в сознание. Что важно - эта выборка того, что поступит в сознание, осуществляется на основании особых "меток", которые мы назовём "ключевыми символами", расставляемых теми, кто "готовит" передаваемую информацию. Реклама, например, использует в качестве ключевых символов товарные знаки, слоганы или визуальные образы из рекламы - поэтому для неё так важна "узнаваемость" брэнда, то есть доля людей, для которых рекламная информация несёт "метку" брэнда. Разнообразные ярлыки, используемые в публичном пространстве, например, "ватники" или "бандеровцы" - это такие же метки, которые настраивают на строго определённое восприятие информации.
Получается, что при клиповом мышлении вся поступающая человеку информация сразу фильтруется по наличию ключевых символов, причём в этом процессе информация искусственно отделяется от контекста, а зачастую даже и от содержания. Когда субъект ждёт определённую информацию, настроен на неё, он и воспринимает только её, причём буквально, так как дополнительные смыслы и детали заложены в отбрасываемом контексте. При этом каждый воспринимает только то, что хочет, и так как он хочет - соответственно, ни о какой критичности восприятия, логической обоснованности или непротиворечивости не может быть и речи. Выделенная ключевыми символами информация воспринимается сразу, без обработки, буквально и как несомненно истинная, при этом она не только имеет приоритет перед всей остальной, но и "подавляет" всю остальную информацию, отправляя её сразу "в корзину", а что самое важное - сразу становится не только несомненной истиной, но и руководством к действию!
Поэтому в своих действиях человек с клиповым мышлением несамостоятелен и склонен ориентироваться на действия других и либо повторять паттерны поведения "особых людей" либо следовать поведению толпы или группы себе подобных. Кого из нас с детства не приучали "быть как все"? Люди с клиповым мышлением, как правило, не могут функционировать полностью самостоятельно и либо вынуждены постоянно объединяться в какие-то группы и структуры, в том числе путём потребления одной и той же приготовленной специально для них информационной "пищи". И, конечно, для них очень важны символы и знаки, позволяющие им сразу идентифицировать "своих" или выделять "чужаков", оказавшихся среди них.
Кроме потребности в объединении, у такого рода людей существует потребность в "авторитетах", в тех, на кого они смогут "равняться". Эти "особые люди", как я назвал их ранее, - и кумиры, раскрученные при помощи масс-медиа (что более характерно для молодёжной среды), и местные лидеры, раскрученными внутри определённой социальной группы, и люди, обладающие определёнными знаками или символами статусности, принятыми социальной средой (например, те, кого называют "крутыми" - естественно, в разных группах критерии "крутизны" могут заметно отличаться).
Примеры действия клипового мышления, особенно в массе, очень хорошо прослеживаются на примере "цветных революций", в частности, происходящего сейчас на Украине - многие персонажи так и просятся в качестве образчиков: как носителей такого мышления, так и тех, на кого они равняются. Собственно говоря, технологии этих "революций" построены на богатых возможностях воздействия на психику и поведение массы "клиповых" людей, а сами эти люди являются необходимым элементом государственных переворотов, их "пушечным мясом" (пусть и в блестящей обёртке "Небесной сотни"). В итоге в разных странах одинаково скачут, декламируют сходные речёвки, выделяют себя повязками, шарфами, ленточками и так далее. Кто-то считает, что тут дело в некоей "заразности действий толпы", кто-то считает такое поведение признаком особого заболевания или психического отклонения, но я скажу так: "у этих людей так работают мозги". Это - не плохо и не хорошо, это - констатация факта.
Просто кем-то производится "селекционный отбор" и целенаправленное выращивание людей с определенным типом мышления и культивирование этого типа мышления (чему немало способствуют и сами носители этого типа) за счёт людей с другими типами мышления. Потому-то элита выращивает своих чад подальше от общей массы - чтобы не "заразились".
Можно ли изменить "клиповое мышление" на иное? Пока никто не знает. В любом случае, для такого изменения человек должен сам проделать над собой очень большую работу, да и потом контролировать себя - а кому это надо?! Но что можно сделать для людей с клиповым мышлением - это начать кормить их "правильной" информационной пищей, выделяя как ключевые полезные и важные для общества символы, одновременно не допуская распространения вредной для здоровья общества информации. И учить, учить, учить - целостному взгляду на мир и целостному восприятию, но это процесс длительный и непростой...
Клиповое мышление спроектировано для исполнителей, в основном среднего и низшего уровня, и тех руководителей низшего и даже среднего звена, которые призваны лишь передавать вниз приказы и инструкции от вышестоящего начальства. Они могут быть эффективны на своём месте, действовать быстро и чётко в рамках готовых и отработанных схем. Такой квалификации, как раньше, от подавляющего числа работников сейчас не требуется. Сейчас главный показатель - скорость, а работа с большими объёмами сложной информации, с нестандартными задачами - это удел немногих специалистов.
Но думать о будущем, проектировать его и наслаждаться им будут отнюдь не обладатели клипового мышления. И об этом хорошо было бы знать всем скачущим, ниспровергающим, требующим всего и сразу - но им-то этого знать не дано...
Оценили 4 человека
13 кармы