Имеем ли мы основание считать себя центром мироздания?

2 1492

Продолжение философских размышлений Д.А. Тайца о сути мироздания. Начало тут: 

Творящее сотворенное 
Простёртое 
Физика как «искусство к созерцанию эйдосов» 
Спектакль для пустого зала? 
Пролетая над камнями преткновения 
«Кошка Шредингера» Иммануила Канта. Часть 1. 
«Кошка Шредингера» Иммануила Канта. Часть 2. 
Нужно ли доказывать существование сыра его дырам? 
''Ниспосланное богами безумие'' 
Жеребенок, не лягай вскормившую тебя кобылу 
SCHRITTE ÜBER GRENZEN 
ПОЧЕМУ МЫ НЕ ПРОВАЛИВАЕМСЯ СКВОЗЬ ПОЛ, спросите не только Ричарда Фейнмана 
Время Платона. Время у Канта. Время Канта. 
Крыша из холста 
Неминуемое допущение 
Нужны доказательства? 
Дар Адаму или Самая ирреальная реальность 
Время Галилея, Ньютона, Эйнштейна - не страсть чувствовать себя существующим 
1. «Что мы имеем ввиду…» (Пантагрюэль) 
Желание посмотреть, крепок ли фундамент 
Четыре опоры 
Верхнее «фа» 
Дурацкие модели 
Снова Кант 
Сущее вне точек зрения

* * *

Блистательное развитие естественных наук, торжествующие победы точного проверяемого знания, математика с ее магической силой обязаны своим появлением стремлению человека познать самого себя и свое место в мире. Эвклид, Пифагор, Коперник, Ньютон, Кеплер, Паскаль, Лейбниц, Фарадей, Максвелл, Планк, Дирак, Эйнштейн, объясняя себе мироустройство (именно так – всего мироздания, а не кусочка пространства, обеспечивающего их жизненные потребности) не претендовали на то, что их исследования и открытия не просто пригодятся, но станут основой невиданного преобразования обычной, бытовой жизни.

Тем не менее, миллиарды людей, пользуясь кофемолкой или режимом GPS своего айфона (где учитывается эффект ОТО – гравитационного замедления времени), или даже унитазом, должны быть благодарны десятку гениев занимавшихся совсем другим – изучением устройства Мироздания, места человека во Вселенной, в общем, отысканию «Истины». Пифагор с Эвклидом ни на мгновение не могли представить, что сугубо умственный продукт их открытия станет не только фундаментом математики, но и опорой инженерно-индустриальной цивилизации тысячелетий. А Фарадей, а Максвелл! Гении, устремленные на постижение, познание. Вряд ли они бы поверили, что узор силовых линий, или «ток смещения» с электромагнитной природой света, к тому же выявленные «ирреальными» формами функций комплексного переменного, через век обеспечат не менее 90% материальной и духовной потребности населения Земного Шара…

Хотя, имеется свидетельство, что на вопрос премьер-министра Её Величества, посетившего лабораторию Фарадея: «Зачем нужны эти никому не нужные опыты?» ученый ответил: «Через 50 лет они наполнят вашу казну». Известна чудесная групповая фотография: Сольвеевский Конгресс 1927 год. Двадцать девять человек, из них двадцать стали или станут Нобелевскими Лауреатами. Творцы Квантовой революции. Физики теоретики (кроме Марии Кюри). Здесь Планк, Эйнштейн, Дирак, де Бройль, Бор, Шредингер, Гейзенберг. Ни один из них не занимался прикладной наукой. Ни один из них не ставил себе задачу использовать науку для решения инженерных задач. (В том числе и Гейзенберг, который через 14 лет будет привлечен к «Атомному Проекту»). Их гениальные умы работали для того, чтобы узнать, как устроен мир, что представляем мы и наш разум.

Сольвеевский Конгресс 1927 год. 1-й ряд (слева направо): Нобелевская премия — 1932 Ирвинг Ленгмюр, Нобелевская премия — 1918 Макс Планк, Нобелевская премия — 1903, Нобелевская премия — 1911 Мария Кюри, Нобелевская премия — 1902 Хенрик Лоренц, Нобелевская премия — 1921 Альберт Эйнштейн, Поль Ланжевен, Шарль Гюи, Нобелевская премия — 1927 Чарльз Вильсон, Нобелевская премия — 1928 Оуэн Ричардсон. 2-й ряд (слева направо): Нобелевская премия — 1936 Петер Дебай, Мартин Кнудсен, Нобелевская премия — 1915 Уильям Брэгг, Хендрик Крамерс, Нобелевская премия — 1933 Поль Дирак, Нобелевская премия — 1927 Артур Комптон, Нобелевская премия — 1929 Луи де Бройль, Нобелевская премия — 1954 Макс Борн, Нобелевская премия — 1922 Нильс Бор. Стоят (слева направо): Огюст Пикар, Эмиль Анрио, Пауль Эренфест, Эдуард Герцен, Теофил де Дондер, Нобелевская премия — 1933 Эрвин Шрёдингер, Жюль Эмиль Вершафельт, Нобелевская премия — 1945 Вольфганг Паули, Нобелевская премия — 1932 Вернер Гейзенберг, Ральф Фаулер, Леон Бриллюэн.

Что двигало ими? Что заставляет усиленно, часто болезненно размышлять, годами возвращаясь к решению одного и того же вопроса, находя удовлетворение хотя бы частичное в согласовании мира, построенного разумом из строительного материала, поставляемого воображением на цементе Смысла? Что заставляет Их в субстрате Внешнего явленного («явления»), искать нечто убедительно подтверждающее соответствия образа мироустройства из «размышляющей головы» и того, «Внешнего», который, то ли «голова» размышляющего вмещает в себя, то ли, наоборот.

Какой инструмент, какие критерии, приложенные к опыту позволяют исследователю внедриться в чувственно недосягаемые глубины, дали даже не явленные восприятию? Что позволяет удостоверить неопровержимые для собственного сознания истины и связать их с воспринимаемым? Этот инструмент, этот дар – таинство математики. Математика позволила Галилею и Ньютону создать и разработать основу Физики Нового Времени, «вселив» в алгебру науки время, как параметр аналогичный по своим правам массе, скорости, силе (импульсу, энергии…). Время в механике может быть конечным отрезком, «течь» в обратном направлении (отрицательное, но не отрицающее природу описываемого явления). Оно в алгебре физики с легкостью может быть устремлено в бесконечность, ради выявления вполне конечных реальных физических параметров, например, выражаемых функцией Эйлера (гидравлика, теплофизика…) и, даже быть мнимым. Время, которое можно остановить или отрезать. Время науки о физической природе ничего общего не имеет с тем, что находит в себе самосознающая личность. Здесь ВРЕМЯ – ощущение дления (по Далю), это осознание состояния собственной неотменяемости (Мамардашвили).

Личностное время – не участок-отрезок, но специфическая концентрация сознания. Триумфальное продвижение физики начавшейся с Коперниковским переворотом было абсолютным, принципиальным отречением от субъективности создававших эту науку мыслителей. Это был принципиальный вызов насквозь спиритуалистичной науке Средневековья, когда практика и идеология исследования полностью полагались и находили опору в переживаниях и образах сознания алхимика, а программа и цель эксперимента выражались в антропоморфной парадигме.

Грех заносчивости пост-Ньютоновской физики заключался в том, что она забыла что её «лад», гармонию, язык, вмененная ей обязанность удовлетворять творческую эстетику и понимание, есть продукт духовной размышляющей личности. А сама физика не столько инструмент постижения природы, а постижение самого себя и своей личной единственности в Природе (Мiре). Деятельность сознания творцов классической физики не имела оснований и не могла включить в науку понятия, образы и то неуловимое, что сопровождает мышление и озарение. Хотя, вполне отдавался отчет, что есть, существует эта спиритуалистическая «невесомая» реальность, сама о себе заявляющая в мире.

Рано или поздно, но должен наступить конец отчуждению спиритуалистической сущности сознания. Стеснению мышления, ума мифотворчеством, слепого материализма. Узаконенный конец отчуждению, «очеловечивание» некоторых особенностей пространства и времени в точных науках наступил в начале 20 века вместе с релятивизмом и квантами. Творческое сознание, самое придирчивое, самое строгое, по отношению к вольностям свободного мышления разрешает безграничное перемещение в пространстве и времени, используя этот дар для получения вполне реальных, я бы сказал, «вещественных» продуктов искусства и науки. Известный пример – способность Моцарта «в одно мгновение, единым взглядом охватить всю музыкальную композицию, сколь долго она бы не звучала при исполнении.

«Наблюдатель» – «Ангел-посланник» размышляющего физика теоретика, бесплотный носитель его интеллекта. Этот «инструмент» предложенный Эйнштейном, позволил гению Георгия Гамова совершить мгновенное (мысленное) путешествие к началу времен и краям Эйкумены. Увиденное и осознанное им, подтвержденное вполне материальными инструментами, которыми располагает наука, стало стандартной картиной знания. «Наблюдатель», помещенный Эйнштейном в падающий лифт, обнаружил сближающиеся грузики, и на этом основании для всей Вселенной ньютоновское тяготение заменено свойствами кривизны геометрии пространства и времени.

При строгом подходе к категориям физического пространства и времени, они все больше и больше напоминают сознательно воспроизводимое личностное переживание времени и пространства, то есть то, чем располагает в своем единственном, но всеохватном внутреннем мире исследователь. Физическое время (пространство) может растягиваться – сокращаться. Останавливаться («черная дыра»). Существуют объекты не знающие время – фотоны. Это, конечно, слегка натянутые, скорей близкие метафоре признаки сходства времени переживания и физики.

Но есть нечто в науке строго изученное, досконально воспроизводимое, дающее прямое, полноправное основание для отсылки к мистике (по меркам классической физики). Это то, что воистину произвело Квантовую Революцию – «Соотношение неопределенности» Вернера Гейзенберга (иначе «Принцип Неопределенности» «ПНГ»). Приведем один из множества возможных примеров популярной иллюстрации данной Р. Пенроузом (1) сути этого фундаментального принципа-закона.

«Предположим, что положение электрона измерено с точностью до десятой нанометра, тогда его импульс стал бы настолько неопределенным, что уже через секунду после измерения бесполезно было бы искать электрон на расстоянии меньше чем 1000 км от того места где он находился в момент измерения».

Рассказывая о «Принципе Неопределенности», очень часто даже в учебной литературе объясняют стремительным «улетом» частицы, прямо связанным с мощностью импульса, подобно отскоку от толчка биллиардного шара. А это в принципе неверно. Электрон не «улетел», не «отлетел» - он очутился. Никакая броня, никакая толщь свинца не уловит и не остановит (это противоречит ПНГ, давая возможность определения координаты и направления).

Принцип Неопределенности вместе с Теорией Относительности показали реальность сущностей, в которых привычное для восприятия нашими органами чувств пространство и время отсутствуют. Более того, колоссальный материал экспериментов, математического анализа, критического анализа, увязки явленного цепочкой формул, лабораторного протокола, наблюдение Неба, наблюдение Земли, наблюдение самого себя (вбирающего и размещающего в сознании эти гигантские сущности) - открывает основание для дерзостного самомнения, которые были замечены уже в древних талмудических текстах.

«Всё, что Творец создал в своем мире, он создал в человеке. Ведь Мир это большой человек, а человек это маленький мир». (Рав. Абуляфия. Талмуд).

Это, убедительное утверждение мудрецов прошлого вполне может быть дополнено современном представлением о МИРЕ как четырехмерном аналоге шара. А, как известно, каждая точка поверхности шара – центр. Каждый – центр Мира.

Канонические эксперименты прохождения частиц через две щели интерферометра недвусмысленно показывают, что каждая частица от фотона до ядра атома в своей сущности, подтверждаемой опытом, представляет собой пик некой функции вероятности, который может быть локализован частицею в пространстве («Лучшее квантотеоретическое приближение к классической частице» Р. Пенроуз). Согласно интерпретации Р. Фейнмана «Прохождение частицы через обе щели обусловлено тем, что она «рыщет» по всем возможным путям Вселенной, заглядывая даже в туманность Андромеды». «Пси»-функция каждой частицы, в том числе и тех, из которых состоит наше тело, простирается в бесконечность, становясь исчезающее малой, но, в принципе, не равной нулю ( т.е, сущей!).

Приведем важное для нашей темы высказывание выдающегося физика сэра Роджера Пенроуза, возглавлявшего кафедру математики в Оксфорде.

«Любой объект, состоящий из отдельных частиц, должен обладать способностью существовать в суперпозиции пространственно-разнесенных состояний, и тем самым «находиться в двух местах сразу!»

Пенроуз задается вопросом: «Почему мы не наблюдаем в повседневной жизни крикетные шары или даже людей находящихся в двух совершенно разных местах? Это глубокий вопрос и современная квантовая теория не дает удовлетворительный ответ на него».

Конечно, – это удивительно. Чудеса, открываемые веком релятивизма и квантов, не отучили нас удивляться «реальности немыслимого»! Серия блестящих исследований на разных континентах показали, что частицы, находившиеся первоначально в исходном общем состоянии, будучи разделены любым интервалом, хоть миллиардом световых лет, остаются «сцепленными» и воздействие на одной мгновенно сказывается на другой! Непрерывно, на протяжении ста лет «новая физика» возвращает отчужденное классической наукой от личного «головного» мира его прекрасные построения «спиритуалистического» времени и пространства.

Классическая механика обедняла собственную вселенную интеллектом мыслящего, полагая его способность на мгновенные перемещения и путешествия за пределы протяжений времени и пространств, его «шаги за горизонт» (Гейзенберг) грехом мистицизма. Квантовая революция освободила мыслителей. Она примерила образы пространства и времени мира точных дисциплинированных наук о Природе с фантазийной недисциплинированностью построений «головного мира» мыслителя. Во многом эта революция обязана великим «фантазерам», не убоявшимся экстремальных путешествий по своему миру вместе со своими наблюдателями: Эйнштейн, Фридман, Гамов, Гейзенберг, Шредингер, Дирак….

По крайней мере, физическая Вселенная и Вселенная сознания ученого сблизились. А как материальное тело, в частности самого мыслителя, у которого образ мира сознания сливается с квантово релятивистской Вселенной? Здесь я не могу удержаться, но озвучу откровенную чушь. Считайте это очередной «дурацкой моделью».

Каждая частица нашего тела описывается вероятностной ПСИ-функцией чрезвычайно быстро затухающей, но нигде не исчезающей в принципе. Именно это ее свойство, по Фейнману, проявляется в «блуждание» по Вселенной перед тем как «юркнуть» в щель интерферометра. Конечно, вне времени. («Никто этого не понимает. Я сам не понимаю». Р. Фейнман. Но Нобелевскую он получил!). Таким образом, «вероятностный хвост» каждой частицы Вашего тела присутствует у каждого атома Мироздания, как и каждый атом Вселенной «застолблен» у атомов Вашего тела. Если помножить вероятность следов Ваших атомов у каждого атома Вселенной на число атомов в Ней, то получим единицу! То есть, Вы и есть вся Вселенная, а не только Ваше Сознание и Разум, о чем говорили древние мудрецы.

Итак, мы имеем право - к тому ведут все основания - полагать себя Центром Мироздания.

Литература

Р. Пенроуз. «Новый ум Короля»

Б. Грин. «Элегантная Вселенная».

Э. Шредингер. «Мой взгляд на мир».

Р. Фейнман. «КЭД».

*   *   *

Автор: Д.А. Тайц, к.ф.-м.н.

Источник: http://proatom.ru/modules.php?...

В Белом доме занервничали: Новый глава Счетной палаты замахнулся на коррупцию в сфере IT-контрактов
  • Conrat
  • Вчера 20:08
  • В топе

В сфере информационных технологий пройдёт ревизия, которая может обернуться большими потерями для Запада. Масштабная ревизия Недавно назначенный на место главы Счётной палаты России Борис Ко...

Опубликована эффективность всех ракет на СВО - наших и Запада. Что поражает?
  • ATRcons
  • Вчера 20:03
  • В топе

В Сети появился рейтинг ракет, применяемых в СВО. Он представляет собой таблицу, в которой указана их эффективность. Таблицу опубликовал автор канала Аслан Нашуев. Он утверждает, что таблица была ...

Обсудить
  • "Итак, мы имеем право - к тому ведут все основания - полагать себя Центром Мироздания." Мы имеем это право и без квантовой теории, и без теории относительности, и без всей физики вообще. Но это ничего не даёт. Вообще ничего - кроме безграничного эгоизма. А главное - зачем считать себя центром мироздания? Есть намного более интересные занятия. Кстати, заголовок статьи несколько иной: "Имеем ли мы основание считать себя центром мироздания?" И ответ на этот вопрос ни в статье не дан, ни в физике - ибо она такими вопросами не занимается.