Религиозный обозреватель Foreign Affairs Виктор Гаэтан предложил свой анализ причин, по которым Римский Папа Франциск встретился с президентом РФ Владимиром Путиным, несмотря на жёсткие протесты Вашингтона и лидеров ЕС.
Немного об авторе. Виктор Гаэтан является корреспондентом Национального католического регистра и несколько лет работал в службе католических новостей. Ассоциация католической прессы Северной Америки несколько раз присуждала ему первую премию за его статьи. Из этого ясно, что Гаэтан является правоверным католиком, поэтому цель его статьи – оправдать Папу в глазах западной общественности.
Название у статьи характерное: «Понтифик и изгой». И сразу в голове появляется картинка униженного и всеми презираемого Путина и великодушного и милосердного Франциска. Тем более, что официально нынешний Понтифик в своём апостольском послании Evangelii Gaudium (Евангельская радость) главной концепцией своего папства назвал помощь бедным и тем, кто пребывает в страхе и тревоге.
Так что первая причина встречи – это возможность на деле показать своё великодушие и милосердие. Одно дело общаться с малолетними преступниками или беднотой, которых и без того все жалеют, а другое дело – встреча с человеком, которому приписывают разные злодеяния. Если уж в западной прессе Путина давно сравнивают с Гитлером, то и встречу Папы с ним воспринимают соответствующим образом. Оценка этой встречи неоднозначна, что у нас, что на Западе. Одни только либералы согласны в общем мнении, что Папа сильно вредит своему имиджу, встречаясь с Путиным.
Вторая причина, по которой Папа не отреагировал на грозный окрик из Госдепа, заключается в политическом расколе между Вашингтоном и Ватиканом, случившемся в 2003-м году, когда Римский Папа Иоанн Павел II выступил с громкими протестами против интервенции войск США в Ирак. Он даже послал личного представителя кардинала Пио Лаги для переговоров с Джоржем У. Бушем-мл. 5 марта 2003. Переговоры остались безрезультатными, а вторжение США стало катастрофой для христиан на Ближнем Востоке. Древние общины и святые места были разрушены, миллионы стали беженцами, епископов убивали, а католические благотворительные организации оказались перегружены работой. С точки зрения Ватикана, те же люди, которые ратовали за вторжение в Ирак, сейчас поддерживают военную эскалацию на востоке Украины.
Может ли Ватикан позволить себе такое жёсткое противостояние с Вашингтоном? Может, если вспомнить, что пока в США разбираются с убийствами чернокожих, юг страны активно заселяется латиноамериканскими мигрантами. В некоторых местах их уже больше половины от всего населения. Латиноамериканцы традиционно являются католиками, а, следовательно, слово Папы для них имеет большой вес. А если учесть, что сам Франциск родом из Аргентины, то становится ясно, что Католическая Церковь имеет в США очень серьёзную группу влияния.
Поэтому Святой престол может позволить себе вольности и хвастаться тесным сотрудничеством с Белоруссией, глава которой, Александр Лукашенко, давно считается «последним диктатором Европы» и персоной нон-грата во многих западных странах.
Третья причина логично вытекает из предыдущей, и связана она с сирийским конфликтом. В 2013-м году США обвинили Башара аль-Асада в применении химического оружия, что вызвало гибель 1400 человек. Вашингтон стал уже планировать военную операцию против Сирии. Тогда так получилось, что Ватикан и Россия вместе сильно протестовали против военной кампании, а русские дипломаты уговорили Асада отдать химическое оружие под международный контроль. Фактически, благодаря этой дипломатической победе Путина католические миссии могут продолжать свою работу в Сирии.
Обойти украинский вопрос, конечно же, было нельзя, особенно учитывая большое количество католической паствы, живущей на западе страны. И это было возможной четвёртой причиной встречи Путина и Папы. Украинские католики – это не простые католики, а так называемые греко-католики или униаты, которые служат по восточному обряду, но подчиняются Папе. Понятно, что на западе Украины униаты ныне процветают, а униатские священники активно поддерживали Майдан и ожидали, что Папа поддержит их и осудит Россию за Крым и поддержку донбасских сепаратистов.
Только вот на Донбассе униаты составляют религиозное меньшинство и могут вовсе исчезнуть в зависимости от развития конфликта. Поэтому Папа призывает украинских греко-католических епископов не увлекаться политикой, а участвовать в примирении сторон. Для их же безопасности. Униаты уже «прославились» сотрудничеством с нацистами во время Великой отечественной войны. И снова на те же самые грабли?
Все эти четыре причины можно, по большому счёту, назвать лишь поводами, ибо ничего ж нового тут сказать нельзя. А вот пятая причина – это Причина. Уже 50 лет идёт диалог между католиками и православными. Речь идёт о примирении между церквями. С момента распада СССР Папы последовательно выражали желание встретиться с московским Патриархом. Хочет этого и Франциск. Очевидно, что выбор первого в истории Папы неевропейского происхождения означает, что в Европе христианство находится в глубоком кризисе.
Единственная Церковь, которая за последние четверть века не только не утрачивала своих позиций, а активно их приобретала при поддержке государства – это Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Получить такого мощного союзника – дорогого стоит. А, кроме того, союз с РПЦ, если таковой состоится, или просто встреча Папы и Патриарха, однозначно укрепят позиции католицизма в самой России, и привлекут в Церковь новых верующих. А пока Франциск пытается позиционировать Католическую Церковь в качестве нейтрального посредника в разрешении разных конфликтов.
Но нужно помнить, что любые слова и дела первоиерарха любой церкви – это всегда миссия и проповедь, целью которых является привлечение новых верующих и увеличение своего влияния в мире.
Евгений Радугин
Оценили 28 человек
160 кармы