«Дальние родичи адыгам и абхазам»: Кто такие абазины и почему их звали рабовладельцами... https://dzen.ru/a/ZNkcjY7F_hVd...
Среди малоизвестных народов РФ этот – самый «ветхий». Он указан в анналах даже не древних греков, а представителей более старых цивилизаций. Рождена народность была при рабовладельческом строе. Мало того, сохраняла его вплоть до последних событий Кавказской войны, по итогам которой абазины стали частью России. Те их представители, что стали мухаджирами, почти все ассимилировались в турках. Потомков горцев, оставшихся на нашем Кавказе, насчитывается 44 000 чел. В Абхазии они представлены незначительно.
Французский посол 2-й половины 18 в (Пейсонель) в докладе указал «Кубанский сераскир делает иногда на них набеги, отбирая у них мелкий скот, лошадей и РАБОВ».
Биография с «начала времен»
В середине III тыс. до н.э. на самых высоких участках Большого Кавказа (от КЧР и прилегающей к ней Кубани до вершин Кавказского заповедника) выделилась особая ветвь общности носителей Куро-Аракской культуры. 1-е сведения о «национальности» (обитающей сначала на границе сегодняшних Абхазии, российских Адыгеи и Большого Сочи, а потом еще и в Горном Карачае) уходят в эпоху Бронзы. Предки абазгов являлись также родоначальниками абхазов и убыхов (первые – жители своей страны, а вторые ассимилировались в этносах Османской империи)...
Тех людей в Передней Азии звали «ашува». Часть историков и языковедов зовет их речь (ныне исчезнувшую) «ашуйской». А кое-кто даже присвоил статус «древнейшего письменного языка»… Язык их (судя по литерам, обнаруженным на одной плите) бытовал еще во времена Аккада. Так что такие известные народы как ахейцы, киммерийцы, ассирийцы им в «дети» годятся. Современники – древние египтяне, шумеро-аккадцы, первые хетты, люди из Элама и Хараппы.
Ближайшими соседями ашува стали другие «выходцы» из Куро-Аракской культуры – хурриты и разноликие племенные союзы (потомки носителей Майкопской и Дольменной материальных традиций, позже под небольшим влиянием древнейших индоевропейцев создавшие Кобанский и Триалетско-Ванадзорский археологические комплексы). Уже во времена Геродота часть ашува станет предками убыхов. Другая – предтечей абхазо-абазинов. Народ распадется уже в нашей эре. Абазинское (Абазгское) «царство» как раз и стало причиной выделения квазиэтноса из абхазо-адыгской этнической массы. Античные источники фиксируют его во 2 в. на пограничном пространстве юго-восточной Абхазии – северо-западной Грузии. Первую династию создал Леонид.
Однако так произносили имя греки. Кто знает – как звучало оно на самом деле… С тех самых пор абаза считают себя отдельным народом. Но зоны компактного проживания у них нет – людей растаскало по разным кавказским княжествам сначала античности, а потом Средневековья и Нового Времени. Итог? Часть в КЧР, часть в Адыгее, часть в юго-восточном Сочи и стране Абхазии.
Впрочем, большинство народа скопилось именно в высокогорных областях Карачаево-Черкесии. Однако ни карачаи, ни адыги КЧР никогда не спутают истинных абаза со своими соплеменниками. Потомков ашува выдают лицо, акцент, обычаи и даже некоторые «изюминки» характера.
Особенности рабовладения. Рабство «на землях меж Черкесией и Грузией» было не таким как в Западной Европе или Передней Азии. И даже не таким «более размытым», чем в Азии восточной. У унаутов были кое-какие права. Это зафиксировали иностранцы, инструктировавшие «черкесов» в годы противостояния Российской империи. Невольники имели свое имущество, могли подавать «иск» в народный суд за попытку хозяина как-то обидеть их – без всякой на то причины. Но это именно у абазин. В остальной Кабарде раб мало на что мог рассчитывать, сам являясь собственностью...
Однако права касались лишь тех, кого рабовладельцы оставляли себе. Ведь многие из них были работорговцами. Они продавали живую добычу всяким султанатам (типа Османской империи), халифатам, эмиратам, ханствам и шахствам (а уж там-то с людьми особо не церемонились)…
Иные интересные черты этноса. Все это благодаря тому, что абаза являлись наиболее «дикими» черкесами (сохранившими, несмотря на столетия рабства и феодализма в Евразии) много общинных порядков. Однако эта же склонность к «первобытным» обычаям (мало вписывающимся как в христианскую, так и мусульманскую парадигму восприятия) служила причиной склонности к… матриархату. Да, да – только у этой маленькой нации глава рода был не патриарх, а матриарх! Но потом под влиянием соседей эта черта перестала быть частью аутентичности 7 абазинских обществ. Абазины до появления СССР не растворялись ни в одной из «общих» культур и религий. Да и в плане политики подчинялись какому-нибудь объединению формально. Турки и «старшие» князья Кабарды ставили над ними «смотрящих». А в том-то и дело, что те только смотрели за абазинскими кланами – не командовали.
Оценили 24 человека
47 кармы