О мультфильме "Душа" и о смысле жизни

5 697

Недавно в мировой прокат вышел очередной диснеевско-пиксаровский анимационный фильм с броским названием - "Душа" (Soul). В российском прокате мультфильм собрал более 1 млрд рублей, поэтому было бы интересно понять секрет его успеха и увидеть на какие же важные вопросы, по заверениям создателей, ответил данный анимационный фильм?

Сюжет “Души” завязан на злоключениях возрастного среднестатистического афроамериканца (первый мультфильм Pixar с участием афроамериканского героя), который обожает джаз (специалисты установили, что аудитория готова поддержать именно музыканта). Но его музыкальная карьера джаз-пианиста закончилась не начавшись, поэтому герой перебивается преподавательской деятельностью то ли в музыкальной школе, то ли в обычной школе в музыкальном классе на полставки, а сам не оставляет надежд о более-менее большой сцене.

Вскоре Джо Гарднер, так зовут главного персонажа, сталкивается с дилеммой: принять предложение школы - работать на полную ставку спустя много лет частичной занятости или исполнить свою заветную мечту и стать профессиональным джаз-музыкантом, чтобы выступать в Нью-Йоркских клубах с известной джаз-бандой? Джо делает рискованную ставку на будущую известность и перед ответственным выступлением случайно умирает! Что ж, завязка действительно неожиданная.

Душа его, как водится в людских суевериях и религиях, отделяется от тела и попадает в безвременное межпространство, где души (в мультфильме одновременно и человеческие характеры) производят и по истечении срока годности на Земле - в бренном мире - утилизируют в "небренном", и так по кругу. Но цель данной заметки не в пересказе анимационного произведения.

Чему учит диснеевско-пиксаровский мультфильм в столь неспокойное время как для мира, так и самих США? Да ничему он не учит (в прогрессивном смысле), а забивает обывательской пропагандой головы молодых и немолодых зрителей. Ничему особо не научился и главный герой - бездетный великовозрастный себялюб-неудачник. Оцените, насколько "хороши" его последние слова перед долгожданной отправкой на Землю высшими существами, работа которых по сути, даже в представлении голливудских сценаристов, мало чем отличается от работы современного офисного планктона или бизнес-тренеров из отдела обучения:

- Уже знаете, чем займетесь? Чему посвятите жизнь?

- Я не уверен… Но точно знаю, что буду наслаждаться каждым мгновением!

Так, после обработки голливудской пропагандой, извините, после просмотра мультфильма в зрительном зале рождается потребитель-оптимист.

К чему в итоге свелась полезная работа героя в реальном мире? К тому, что он переубедил сам-себя, что его жизнь прекрасна! Джаз, пицца, чупа-чупс и семечка-вертолетик, упавшая с дерева, - вот те недостающие пазлы, которые помогают на экране пересложить неудавшуюся, по признанию главного героя, жизнь среднестатистического афроамериканца в удавшуюся! А значит, и твою жизнь, зритель, можно запросто пересложить, раз у такого неудачника получилось.

Мы слишком мало, по мнению сценаристов, уделяем внимания мелочам. Не смотрим на красивый закат, не радуемся в должной мере вкусному пирогу в кафе, не хотим познавать старых друзей с новых сторон, не видим в рутине будничных дел крупицы прекрасного. Кто спорит, в себе эти качества нужно воспитывать. Но не достаточно лишь оглянуться вокруг, излить душу родственнику, другу, парикмахеру, сделать новую прическу, купить новый костюм, чтобы стать другим человеком, чтобы изменить жизнь! Да и заветные мечты, к которым ты стремишься (играть в известной джаз-банде, например), могут быть обманками. Об этом исподволь заявляют и сценаристы. Они - концерты в прокуренных клубах перед пьяной публикой - тоже оказываются лишь рутиной, но на другом уровне или в другой плоскости, о чем и говорит известная джаз-дива нашему учителю музыки.

- 100 раз играешь, а на 101 такой успех… Соберемся здесь снова завтра и все повторим.

Но мультфильм не призывает к радикальным изменениям, к действиям во имя чего-то. Скорее он несет посыл - притормози-сникерсни! Переосмысли не жизнь как таковую в ее взаимосвязях и многообразии, а то, что ты делал. Найди крупицы прекрасного в своем опыте и держись за них - лучше ведь не будет. Не ровен час, отчалишь в мир иной, а вспомнить-то нечего. А если жизнь не заблестела новыми красками, притормози и сникерсни еще раз, повторяй до тех пор, пока не заблестит. Съешь еще пиццы, поговори с мамой о сокровенных мечтах, пососи чупа-чупс, только теперь глядя на закат. Прочувствуй момент! Круто ведь?!

На самом деле, мы, современные обыватели, захлебываемся в бытовых и потребительских мелочах, а цели, которые мы ставим, тщедушны и алчны (айфон, машина, квартира, отпуск за рубежом, женитьба). А самое интересное, что эту зашоренность прививает нам капиталистическая система, тот способ производства и объективные законы, которые им порождаются, а также буржуазные институты и культура.

Высокомерно думая, что всплывшая из недр нашего сознания идея исключительно индивидуальна и неповторима, на поверку же обнаруживается, если мы стремимся это обнаружить, что пришла она в голову тысячам и тысячам людей в разных концах буржуазного света, что культивировалась она всем течением жизни, в том числе не только агрессивной рекламой, но и "детскими" мультфильмами. И эти тысячи и тысячи человек поступят исключительно по шаблону: возьмут попкорн в кинозал (чего не было в СССР), кардинально сменят имидж или захотят играть в джаз-клубах вместо того, чтобы преподавать музыку детям.

И к этому их подтолкнут объективные законы капитализма. Ведь быть учителем не так прибыльно, а значит, не так уважаемо в буржуазном обществе, как быть джаз-поп-рок-звездой или частным предпринимателем (мама героя мультфильма, кстати, владеет своим небольшим ателье с двумя наемными работниками, и сама в нем работает). Дмитрий Анатольевич не даст соврать, не зря бывший премьер советовал учителям за деньгами отправляться в бизнес. Только забыл предупредить, что об этом давно догадались "сами" тысячи и тысячи человек. Что некоторые из счастливчиков плотно заняли свои бизнес-ниши, стали олигархами, и потеснить таких жирных ежей голой… ну, вы поняли, простым смертным никогда не удастся. Что поделать - "честная" конкуренция, да здравствует невидимая рука рынка и т. п.

Но зритель скажет, что мультфильм не об этом, что мама-предприниматель уговаривает своего великовозрастного сына спуститься с небес на землю, стать учителем музыки на полную ставку, за которой последует социальный пакет, медстраховка и пенсия. Тем более отобьются ее финансовые вливания на образование сына.

- Кого-кого, а учителей миру не хватает, точно, - с пафосом заключает мама.

Но дальше заботы о сыне, о его карьере мысли мамы не идут, хоть и вещает она о нехватке учителей. Их действительно не хватает, но немногие хотят ими становиться или оставаться, не видят самореализации (читай достатка и уважения), даже если по призванию - преподаватели, к чему и свелась параллельная миссия главного героя мультфильма. Но призывает ли медиа-монополия Диснея становиться учителями своих зрителей, получать знания и нести их в массы? Нет, медиа-монополя просто призывает довольствоваться малым и не мечтать.

А хватает ли капиталистической стране ветеринаров, которые мечтали стать ветеринарами? Так, еще один герой второго плана, барбер из парикмахерской, не смог после службы в морском флоте, где скопил денег на учебу, оплатить свое ветеринарное образование. Помешала болезнь дочери, и деньги пришлось отдать на ее лечение. А того, что осталось, хватило лишь на курсы парикмахера, которые стоили дешевле ветеринарных. Но человек не унывает и довольствуется той профессией, что уготовила ему капиталистическая действительность с платной медициной и платным образованием. Вот он - буржуазный идеал!

Попрошайка из мультфильма (к ним же нужно привыкать с детства), что поет в переходе метро чудесным голосом, конечно, сам виноват, что докатился до жизни такой. Мог бы быть совладельцем Дженерал Электрик, наверное, если бы не бездельничал. Или другой пример - то ли менеджер по продажам, то ли биржевой маклер, который в одном из эпизодов мультфильма прозревает после шаманских манипуляций с его душой и понимает, что теряет на своей работе драгоценную жизнь, ломает несколько компьютеров и со смехом убегает из проклятого офиса! Куда же он побежал "прозревший" в буржуазной стране: к успеху или на биржу труда, а может, петь в метро? Но даже там доходное место уже занято другим попрошайкой с чудесным голосом. Или еще один пример - целитель душ в межпространстве (Лунветр), а на Земле человек, который работает в качестве наружной рекламы и зазывалы. Наверное, не нужно объяснять читателям и зрителям, что все его мультипликационное счастье, где он капитан корабля с командой спасателей душ, - трансцендентно, плод больного сознания человека, свихнувшегося на работе. И это - положительный персонаж, на которого надо равняться зрителю!

Безусловно, перед нами художественное произведение. Безусловно, все персонажи выдуманы, а жизнь их сошла с кончика пера. Но неужели читателям и зрителям не знакомы детали картины: озлобленные ежедневной рутиной и выжатые досуха на рабочем месте пассажиры в метро, формальные отношения работников к друг другу в коллективе (Джерри и Терри), околачивание порогов работодателей в поисках приложения собственных рук, несбывшиеся мечты (даже приземленные), надежда на чудесные перемены к лучшему, на шанс в жизни, вместо долгосрочной уверенности в будущем? По-моему, одна из крупнейших в мире транснациональных медиакорпораций «The Walt Disney Company» руками наемных работников «Pixar Animation Studios» доходчиво очертила реальность для зрителей. Добро пожаловать в капитализм!

Стоит попытаться объяснить самым доверчивым зрителям, что загробного мира, где в мультфильме воспитываются и спасаются души, нет, что “сосредоточения всех квантовых полей вселенной” в одной сущности Джерри (бога) нет, а на наши несуществующие души всем наплевать, кроме церкви и околоцерковников, которые занимаются стрижкой вполне реальных купонов с паствы, убеждая ее в обратном. Общество воспитывает человека по образу и подобию своему, а капиталистический образ его непригляден, каких спецэффектов ему не добавляй. И пока мы будем плыть на капиталистическом корабле-государстве к дивным берегам максимальной прибыли, общество так и будет разделено на палубы и по трюмам, где свежим морским воздухом сможет дышать лишь элита, собственники корабля, да высшие управленцы, а остальным уготована работа до седьмого пота и вид на волю через узкие окошки иллюминаторов. Пока айсберг кризиса или другой капиталистический корабль не прикажет долго жить!

- А как там на вашем социалистическом корабле? - спросит вдумчивый читатель, - что, он поплывет к коммунизму без кочегаров, поваров, учителей и джаза, или все трудящиеся в одночасье станут олигархами, и всем им хватит места на верхней палубе, где они смогут высоко воспарить в своих мечтах? Кто будет чистить котлы и сортиры, выносить мусор, лечить детей и животных - робот Пушкина?

Того никогда не было замечено за коммунистами, что они обещали людям чуда, избавления от всех зол с сегодня на завтра. Это прерогатива либерал-реформаторов. Даже социалистический корабль не приплывет белым лебедем к кораблю капиталистическому и не заберет всех угнетенных и эксплуатируемых к себе на борт, где они будут кататься по верхней палубе как сыр в масле. Это - вздор! Даже корабль коммунистам и трудящимся придется позаимствовать у олигархов, и перестраивать его придется на ходу своими силами, по пути к светлому будущему, только лишь сбросив балласт частной собственности на средства производства за борт, да проложив нужный курс.

Еще одно коммунисты могут обещать наверняка, что с каждым днем, с каждым километром пути к коммунизму будут расширяться права трудящихся, их привилегии, которыми смогут пользоваться они и их дети, несмотря на капризы судьбы. Всеобщая трудовая занятость, достойная оплата труда, бесплатное качественное образование, бесплатная качественная медицина, обеспеченная старость, уважение к человеку труда любой профессии, необъятные горизонты для личного и общечеловеческого развития, помощь и заинтересованность в этом всей системы власти - системы диктатуры пролетариата.

Картина вырисовывается фантастичнее диснеевско-пиксаровского мультфильма, однако в одном сюжете нам предлагают зарыться внутрь себя, оставив в неприкосновенности окружающую нас капиталистическую действительность, в другом говорится о попытке вырваться за пределы порочного буржуазного круга, упразднить корень зла и взять трудящимся в руки свою судьбу, изменить смысл жизни, изменить саму жизнь!

Да, многовато строк получилось. Видимо, зацепил мультфильм за душу.

К. Поляков

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • Интересный взгляд на мультик. Спасибо за ваш труд.
  • Еврейский Голливуд обрабатывает 6 млрд стада гоев.
  • Похоже, труд интересен тем, у кого нет работы. А если работа всегда есть - через два поколения общество захочет перемен. не сильно понимая - каких и зачем