Два часа в Некрасовской библиотеке Москвы уважаемые историки всматривались современным взглядом в Нюрнбергский трибунал и оценивали его значение сегодня и завтра. Во встрече участвовали: Алексей Валерьевич Исаев - российский военный историк, кин; Егор Николаевич Яковлев - российский историк, публицист, директор научно-просветительского проекта "Цифровая история"; Михаил Михайлович Амирджанов - российский общественный деятель и бизнесмен, внук Романа Андреевича Руденко, главного обвинителя от СССР на Нюрнбергском процессе. Велась интернет-трансляция.
Удивительно, но, как показалось из зрительного зала, главными действующими лицами на мероприятии стали не известные историки, а именно бывший дипломат и бизнесмен Михаил Амирджанов. Сначала свой аванс аплодисментов он получил за близкое родство с Р. А. Руденко, а впоследствии своими откровенными рассказами о деде-герое он полностью расположил к себе аудиторию. Окончательно перетянуть одеяло зрительского внимания Амирджанову удалось после отбытия в Питер Егора Яковлева, который, не дождавшись полчаса до окончания встречи со зрителями, поехал в аэропорт. А там кто его знает куда...
Зададимся вопросом: можно ли было протащить на мероприятие, приуроченное к юбилею судилища над главными фашистами Третьего Рейха, ложку антисоветчины? Хо-хо, еще какую! И старался на этом поприще не только Амирджанов. Например, историк Исаев, человек с физ-мат образованием, выработал для себя такую формулу различения советского и фашистского режимов и донес ее до зрителей:
“...нацистский режим преследовал людей за неизменные признаки (размер черепа и т.п.)... советский режим (при том, что были репрессии, расстреливались сотни тысяч человек - есть статистика самих карательных органов) - за изменчивые признаки (буржуй, клерикал и т.п.)...”
Таймкод: 1 ч 30 мин
Дальше историк кинулся расписывать свою краткую формулу относительно СССР, но глубинные различия режимов, подчеркнул Исаев, именно в этом. Вот вам и научный подход! Брякнул бы историк Исаев во времена Нюрнбергского трибунала такую мысль перед советской публикой и, наверное, был бы репрессирован по изменчивым признакам советскими карательными органами. А ведь в зале были учащиеся, Алексей Валерьевич, которые, не дай бог, запомнили Вашу формулу.
Что же касается божественного, то здесь отличился Михаил Амирджанов со своей историей, когда поспорил на горе Синай с немкой за Красную Армию (1 ч 46 мин). Немка назвала красноармейцев насильниками и убийцами, а Амирджанов - большими христианами, чем фашисты, которые вторглись порабощать народы СССР с бляхами “С нами бог”! Хорошо сравнение советского солдата - лучше, чем фашист, и больший христианин! Знал ли Михаил Михайлович, что высокие гуманистические идеалы и человеколюбие прививались советским солдатам коммунистической партией, которая привносила научное мировоззрение в широкие массы, и тем социалистическим строем, при котором человек человеку друг? Конечно, знал, зря, что ли, Михаил Амирджанов состоял в КПСС. А почему не сказал? Хотя в годы его членства КПСС распространяла уже совсем другие идеалы.
Егор Яковлев без конца сетовал, что при Советской власти не были полностью опубликованы протоколы Нюрнбергского трибунала и Малых Нюрнбергских процессов, а также процессы, которые проводились над фашистскими преступниками в Чехословакии и Финляндии. Хорошо, что Амирджанов предупредил зрителей, что ничего порочащего СССР в неопубликованных материалах нет, хотя антисоветчики надеялись, да и сам историк добавил, что в речах защиты и самих обвиняемых было больше отмазок и пропаганды, чем правды. Но, пообещал Яковлев, в скором времени будет открыт целый институт по изучению Нюрнбергского наследия, и российский читатель узнает всю правду! Напомним, что только стенограммы и документы процесса над главными нацистскими преступниками на иностранных языках насчитывают 42 тома, два советских издания насчитывали 7 и 8 томов соответственно, а средний российский читатель не щупал и их. Однако дело будущего института нужное, наверняка, затратное, т.е. требующее финансирования и т.д. Пожелаем успехов Егору Николаевичу в его начинаниях.
Жаль, что историк не успел ответить на второй вопрос вашего покорного слуги из зрительного зала: почему же в европейских странах развился фашизм, а в Советском Союзе нет? Самолет на полосе, наверное, уже прогревал двигатели. Зато второпях был дан ответ на первый вопрос по теме, которая много лет не сходит с уст всех антисоветчиков в интернете “о приравнивании советского и фашистского режимов”. (Считаете ли Вы режим в СССР хуже или равный фашистскому? 1 ч 24 мин). Егор Николаевич сообщил зрителям о том, что приравнивание режимов СССР и фашистской Германии есть американо-европейский тренд (и все?), что СССР и фашистская Германия экзистенциальные враги, что между ними есть фундаментальные различия. Но, что же это за фундаментальные различия, Яковлев сказать не успел и улетел на Боинге.
О попытке Исаева “объяснить” фундаментальные различия между Третьим Рейхом и СССР было уже написано выше. Но не успел выветриться питерский дух левого историка в конференц-зале, как к микрофону потянулся Амирджанов и заявил:
“Режим у нас безусловно был тоталитарный, но вопросы национального превосходства, расового превосходства для нас были вообще не характерны. Интернационализм был в жизни и политике страны утвердившееся явление… Да, тоталитарный режим утверждался путем жесточайших репрессий к собственному населению, но не ставился вопрос мирового государственного господства - это тоже большая разница в плане политических режимов”.
Таймкод: 1 ч 25 мин
Не знаю, о какой “разборчивой” аудитории на своем сайте и сайте Исаева говорил Яковлев, по-видимому, она отличается от той аудитории, которая пришла на живую встречу с историками, но отождествление сталинского СССР и тоталитарного государства от Амирджанова она спокойно проглотила. Хотя, если обратиться к Большой Советской Энциклопедии, передергивание внука известного в СССР человека становится очевидным, т.е. в поисках различий нам подсовывают буржуазно-пропагандистский штамп:
“Особенно широкое распространение Тоталитаризм получил с развитием фашистских течений в условиях общего кризиса капитализма, став официальной идеологией фашистской Германии и Италии. В этот период понятие Тоталитаризм употреблялось буржуазно-либеральными идеологами для критической оценки сложившихся в этих странах режимов. В период «холодной войны» понятие Тоталитаризм использовалось антикоммунистической пропагандой по отношению к социалистическим государствам, которые клеветнически отождествлялись с фашистскими режимами и противопоставлялись «демократическому», «свободному» обществу. Реакционные буржуазные политики и идеологи и ныне пытаются использовать его в антикоммунистических целях”.
Тоталитаризм, БСЭ, 3 издание, https://gufo.me/dict/bse/%D0%A...
Если уж упоминать о некоем сходстве в надстроечных признаках, то так: и при фашизме, и при социализме была диктатура, но в фашистской Германии диктатура служила кучке эксплуататоров для подавления большинства трудящихся, а в СССР - наоборот. Поэтому фашизм - это тоталитаризм, а социализм - демократия (притом высшая её форма).
Как уже говорилось, концовка встречи была за Амирджановым, и он не стеснялся поливать дегтем СССР и дедушку, старался брызнуть незаметно и любя. Так как бывший дипломат рос в атмосфере здравого смысла, идеологической убежденности, преданности стране (СССР) и режиму, поэтому он против толкования истории в зависимости от момента. Превозносить красных, опускать белых или наоборот - не для Амирджанова, он якобы выше всего этого. То, что случилось со страной после Октября 1917-го (исходя из контекста видео 1 ч 44 мин), он считает национальной трагедией, то, что его дед был большевиком и сражался против врагов Советской власти (тружеников-кулаков, церкви) - личной трагедией. “Нужно сохранять разумный баланс во взгляде, нужно видеть вещи такими, какими они были” - артикулирует бизнесмен, но подразумевает совершенно иное. СССР для Амирджанова не социалистическое государство (хотя в первом своем выступлении дипломат о противостоянии социализма и капитализма вскользь упомянул), которое противостояло капиталистическому миру и его тарану - фашизму - наиболее реакционной форме диктатуры империалистической буржуазии, а просто территория, жертва агрессии, одна из многих потерпевших! Враги напали первыми, мы просто защищались и, в конце-концов, победили.
Такая позиция, как понимает вдумчивый читатель, не над схваткой идеологий и формаций, не вне конъюнктуры, а целиком и полностью на стороне господствующей идеологии и режима. Наша страна - наш общий дом, будь ты олигарх или пролетарий. Нападет враг, сражайся, как советский солдат!
“Солдатушки-ребятушки, нашему царю показали фигу! Умрем все до последнего! Ать-два!”
По щучьему велению, советский мультфильм
Не смог ваш покорный слуга и повторно в концовке задать вопрос и получить ответ о причинах отсутствия фашизма в СССР и наличия его в странах Европы перед войной, - закончилось время дискуссии с залом.
Вопрос о капитализме, об империализме, т.е. корнях фашизма, на повестке встречи не стоял и его благополучно обошли. Мысль Исаева о вине “некоторых корпораций” в подготовке Германии к войне и развязывании фашистской агрессии в середине прошлого века и проецировании той же проблемы на современность продолжения не получила, словно невидимая рука рынка закрыла рот ведущим, гостям и зрителям. Справедливости ради нужно отметить, что во вступительном слове Егор Яковлев тоже упомянул некие силы, заинтересованные в пересмотре итогов Нюрнберга, но точный их контур не очертил.
Копаться в частностях, в фашистских зверствах, устанавливать лица нацистских преступников 70 лет спустя, конечно, дело важное. Но если не разъяснять на таких встречах общие вопросы, в которых путается (его путают) российское большинство, то никаких успехов в противостоянии общества его фашизации ждать не приходится.
PS
Хочется поблагодарить всех организаторов мероприятия из Некрасовской библиотеки, клуба “Лед и пламя истории”, проекта "Нюрнберг. Без срока давности" за крышу над головой, свет, тепло, хороший звук, интернет-трансляцию, известных гостей и прочее. Без их инициативы, без организованной дискуссии не было бы и критики!
К. Поляков
Оценили 2 человека
6 кармы