Кинематограф - это довольно сложный синтез,сочетающий в себе способности, а в редких случаях талант, сценариста, режиссера, художника, оператора, монтажёра и т. д..
Историческое кино, вероятно, один из самых трудных жанров для его воплощения т. к. помимо исторической достоверности событий, костюмов и декораций, большое значение имеет понимание режиссёром, а через него и актерам, той эпохи, которая будет представлена на экране.
Хороший режиссер понимает, что каждая эпоха характеризуется определёнными поведенческими стериотипами и физиогномическими особенностями, связанными в первую очередь с социальным положением человека. Т. е., совершенно очевидно, что поведение высшего государственного сановника существенно будет отличаться от поведения простого крестьянина ввиду, в первую очередь, своего воспитания и тех условностей / в частности дворцового этикета /, которые приняты при дворе. И, очевидно, что для каждой эпохи характерен определенный типаж / типаж дворянина, типаж крепостного крестьянина и т. д. и, к примеру, современного человека, заметно отличаются друг от друга /, который и должен найти режиссер и его творческая группа. Если посмотреть на портреты представленные ниже, можно сделать определенные выводы.
Это портрет Екатерины II в молодости.
А это двор Екатерины II.
Светлейший князь Григорий Григорьевич Орлов. Портрет, 1768 г. /слева /
Светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический.
Князь Григорий Александрович Потёмкин и Императрица Екатерина II.
Теперь о сценарии. Сценарист сериала: Ариф Таги оглу Алиев. Автор очень спорных и неоднозначных сценариев, таких как "Кавказский пленник" и "Мама". К сожалению, сценарист не нашёл для себя времени, чтобы обратить свое внимание на речевые и фразеологические обороты и особенности того времени, ну хоть немного, как небольшие вставки, что позволило бы зрителю глубже почувствовать время. А такие сомнительные, для того времени, фразы - "зуб даю" или "особенный ребенок" - не делают чести господину Алиеву.
Режиссером сериала является, не безызвестный всем, Дмитрий Владимирович Иосифов - белорусский и российский актер и режиссер. Из его ролей самая известная и, безусловно, талантливая, это Буратино /реж. Р. Быков/ и роль волчонка в фильме "Про красную шапочку /реж. В. Басов/, тоже талантливая роль. Были и другие роли, к сожалению, не запомнились. Его режиссура тоже не блистала успехами - "Лето волков", "Уходящая натура". Екатерина - это первый его опыт исторического кино, причем сразу такого масштаба.
Сериал "Екатерина. Взлет", в целом, нельзя назвать неудавшимся и незаметным, на фоне других бесконечно однообразных и унылых в своей предсказуемости и серости сериалов. Здесь вполне заметны старания творческой группы как можно точнее воспроизвести екатерининскую эпоху - костюмы, дворцовые пейзажи. С точки зрения профессионализма вряд ли у кого из зрителей возникнут претензии к этому сериалу.
Типажи, похожесть или непохожесть - ладно, режиссер "так видит - он художник". Но вот то время он, похоже, не совсем верно представляет себе. Ведь это был расцвет "Эпохи барокко " - динамичности и пышности, изнеженности в образах и чрезмерности в формах, одеждах, украшениях, излишних румян и обилии пудры на лицах и париках, как женских, так и мужских, стремление к величию. Время манерности в поведении, витиеватых фраз и изысканных поклонов, появление театров и балов-маскарадов. И никто никуда не спешил, не суетился - все проходило сообразно приличиям и этикету.
Сюжет сериала во многом вызывает, к сожалению, разочарование. В первой же серии показана обнаженная Императрица, принимающая ванну. Екатерина II, Великая, Императрица Государства Российского, просветитель, литератор и философ, представленная в столь недостойном виде - это граничит с откровенным оскорблением. Увы, нам отчетливо дают понять в каком направлении будет развиваться дальнейший сюжет - вечно озабоченная и похотливая баба и никаких эпохальных событий. Ну сколько же можно рыться в чужом белье, тем более женском!
В этой же серии граф Г. Орлов и Г. Потёмкин совершают свои первые подвиги - освобождают из турецкого плена... цыган /какие цыгане?! /. А далее Орлов, с этими же цыганами, как и положено, с гитарами и плясками, вваливается во дворец к Императрице, которая в это время ведет переговоры с польским королём /хорошо еще, что не додумались стакан водки поднести Екатерине с требованием пить до дна /. Граф Орлов сходу начинает хамить польскому королю а затем, никого не стесняясь, беззастенчиво лапать и целовать Императрицу. Помилуйте, господа киношники - это "голливудская агитка" или вы историческое кино снимаете?
Граф Г. Г. Орлов к 1768 году, а действие в 9-ти сериях происходит именно в этом году, являлся генерал-фельдцейхмейстером по Артиллерийскому корпусу, генерал-директором по инженерному корпусу, первоприсутствующий в канцелярии главной артиллерии и фортификации. Соответствует ли актер этой роли? Да Г. Г. Орлов был в жизни порой не воздержан, авантюрист по натуре но, он был дворянин - сын новгородского губернатора. Как-то не вяжется персонаж с дворянином.
Г. А. Потёмкин - участник дворцового переворота в 1762 года, т. к. служил в конной гвардии, и уже тогда был замечен Екатериной и выполнял её различные государственные поручения, в том числе и политического плана, за границей. К 1768 году работал в качестве попечителя депутатов от нерусских народностей. Фаворитом Императрицы становится только в 1774 году, после того как был вызван ею с фронта, где он находился в качестве волонтёра-добровольца. И только тогда он начинает проводить реформы в армии: вводит новую форму, отменяет телесные наказания для солдат и т. д.. Версия о том, что Г. Потёмкин потерял глаз в драке с братьями Орловыми, не выдерживает никакой критики - высшие сановники, дворяне - Орловы, избивающие ногами и кием гвардейского офицера - полная глупость. Ведь существует как минимум две версии, о причинах этой травмы Потёмкина / дуэль, неудачное лечение глаза /, вполне реалистичных, зачем чушь плодить.
В фильме много таких вот "неточностей" и, может быть они не бросались бы так в глаза если речь шла не о такой харизматичной фигуре как Екатерина II и о её роли в укреплении и развитии Государства Российского. Даже в том самом 1768 году, помимо вакцинации населения, была создана сеть городских школ, училищ, Ассигнационный банк начал выпуск первых правительственных бумажных денег, чуть раньше открывается Смольный институт благородных девиц и Воспитательное общество благородных девиц. Ну а то, что Императрица состояла в активной переписке с французскими энциклопедистами и Вольтером, сама пробовала себя в литературе - режиссёру это не интересно, главное побольше "помойки".
Сколько можно поминать помещицу Салтыкову, эту садистку еще в советских учебниках за 5-й класс поминали недобрым словом. Неужели ни на что больше ума и фантазии не хватило. Хотя, по "делу о Салтыковой" проходит священник с. Троицкого - почему бы не пнуть попов.
Наконец в 9-ой серии начали происходить события / не эротические /. Хорошо и очень подробно авторы рассказали о плане Чесменского сражения. Удивительная и невероятная победа, есть чем гордиться! Но... тут же идет небольшая вставка / читай 25-й кадр / - турецкие товарищи с ужасом слушают рассказ своего друга о невероятных сексуальных подвигах Екатерины II. Как бы сюжет не развивался, всё сводится опять к "сексуальным фантазиям" русской императрицы и, оказывается уже вся Турция об этом только и говорит. Это, чтобы зритель не забывал, что в сериале главное.
Проверка сына Павла на дееспособность, какое-то патологическое желание срочно узнать размер детородных органов младшего сына, Алексея, наверное, по замыслу создателей фильма - одно из самых значительных событий в правлении Екатерины II.
В самом начале 10-й серии Г. Орлов бросается в ноги к императрице с мольбой: ...позвольте с Вами провести одну ночь - ради удовольствия и здоровья для. Зачем, спрашивается этот старый заезженный анекдот в устах Орлова? Ну пошлость же, господа!
Зачем графу Г. Г. Орлову придумывать всякие глупые болезни, и в том числе о невозможности продолжения рода, да ещё и утверждать при этом, что это и было причиной разрыва отношений с Екатериной II. Чушь полная. Тем более, ранее, в фильме прозвучала истинная причина - став Орловой императрица перестаёт быть Романовой.
11 и 12 серии - это уже чистый Голливуд, начиная с разговора, на грани приличий, принцесс на корабле, обязательного разврата, зверское избиение служанки, затем мучительная смерть самой принцессы, счастливая любовь императрицы, удачная женитьба Павла, немного пособачиться императрице с патриархом, покаяться и вновь зажить счастливо с Г. Потёмкиным. С 1768 года по 1778 год уложились всего за две серии. А на прощание голос за кадром перечисляет из википедии выдержки о некоторых делах императрицы. Все счастливы - занавес.
А не достойней ли будет для режиссёра не рыться в чужом, тем более в женском, белье, а оценить заслуги Императрицы перед отечеством по достоинству - по делам судить а не пытаться навязывать зрителю заезженные бредни о "вечно озабоченной развратной бабе"! Тем более есть что рассказать и показать, ведь её значение в развитии Российского государства, в мировой истории трудно переоценить. По масштабу своей личности Екатерина II по полному праву стоит в одном ряду с Петром I и, в чем-то его даже превосходит.
Это уже не первый подобный "шедевр", где весьма активно принижается значение исторических личностей и собственно самой России. Где под видом патриотизма всё время вылезает русофобия, и вроде много правильно говорят, да как-то все правые дела на втором плане. Всё сделано по западным шаблонам: царица - развратная баба, Петр Великий душегуб и гомосексуалист, церковники - все жадные сволочи, все обязательно друг с другом собачатся и власть погрязла в мелких интрижках а вся наша история незначительна и примитивна.
Оценили 3 человека
3 кармы