Продолжаю выкладывать записки о русской стратегии в жанре благородных истин. Все нижеизложенное честно украдено в разных местах и не является новым словом, автор только собрал все вместе.
1. Развитие живой природы (с точки зрения возникновения и развития сообществ живых организмов) под действием сил естественного отбора и борьбы за существование прошло несколько стадий, отличающихся усложнением дообщественного и общественного взаимодействия живых молекул, клеток и организмов, что привело к возникновению сообщества само осознающих личностей, направленно создающих общественные отношения. Такое сообщество является наиболее приспособленным к воспроизводству и позволяет осваивать ранее недоступные для обитания пространства планеты и околопланетного пространства. (Чтобы не перегружать текст, подробнее про эволюцию в Приложение 1)
2. Каждая новая ступень эволюции влечет для живой материи объективное благо, то есть вспышковое расширение ареала обитания и увеличение объема живых организмов на планете. Еще важнее, что логика эволюции ведет к постоянному развитию способности живой материи к самоосознанию и возникновению общества самоосознающих особей, поскольку это дает каждому члену такого общества преимущество в выживании, говоря современным языком, влечет повышение качества жизни членов этого сообщества, что уже сейчас проявилось в росте продолжительности жизни (старость у других видов это редчайшее исключение), значимости овладения знаниями и раскрытия творческих способностей (среди самых развитых видов нет особей, приближающихся по значимости для выживания остальных особей вида к таким личностям как Архимед или Менделеев).
3. Общество, понимаемое как группа совместно выживающих особей, возникает как более совершенный способ добычи или производства средств к существованию и защиты членов общества. Это означает, что главное эволюционное различие обществ в способности к добыче или производству средств к существованию и защите членов общества. Наиболее успешным является общество, где творческие способности личностей (условных архимедов и менделеевых) находят развитие и применение, общество, в котором не столько не тратят усилия и средства на взаимное подавление (включая классовую борьбу), но и всемерно поддерживают друг друга, что неизбежно приводит к возникновению справедливого общества без противоречий, в котором раскрываются высшие творческие способности человека.
4. Классовое общество является обществом, в котором часть его членов не имеют доступа к полному раскрытию творческого потенциала, однако, такие формы общественного устройства могут быть на определенном уровне развития выгодны с точки зрения выживания и воспроизводства всех его членов.
5. Логика эволюции требует возникновения человека, способного жить в таком обществе. В настоящее время из опыта построения коммунизма в СССР и других странах и обществах, мы знаем, что современный человек (Хомо сапиенс сапиенс) не готов к созданию такого общества. Нам из опыта, являющегося критерием истины, известно, что Город Солнца пока нашим биологическим видом недостижим.
6. Причина этой неспособности не в природной негодности человека к жизни в таком обществе, а в отсутствии соответствующего навыка (Приложение 2). Мы можем страдательно и неосознанно подвергаться действию сил эволюции в ожидании возникновения такого навыка и такого общества в результате перебора и отбрасывания нежизнеспособных вариантов. А можем осознанно попытаться направить этот слепой процесс эволюции с предельно уменьшенными издержками для людей, в этом процессе участвующих.
Вывод. Левый проект является научно обоснованным и неизбежным с точки зрения эволюции живой материи на планете. Однако, есть список частных выводов, которые следует учесть в будущем, о которых будет в следующей части.
Приложение 1.
Этапы эволюции с точки зрения обществоведа (рассчитываю на критику биологов)
1. Живая клетка.
2. Живая клетка, способная согласованно взаимодействовать с другими живыми клетками, образуя многоклеточный организм.
3. Организм, способный на основе безусловных реакций (встроенного неотменяемого инстинкта) взаимодействовать с другими организмами, получая от других организмов сигналы. Пример самого простого взаимодействия – рыбы, образующие косяк для защиты от хищников. Более сложный пример – улей или муравейник, где бОльшая часть стерильных особей семьи живет ради воспроизводства общего генетического материала матки и нескольких трутней. В рамках такой семьи можно наблюдать очень сложные взаимодействия.
4. Организм, способный к выбору способа взаимодействия с окружающей средой и другими особями в зависимости от обстановки, то есть не только на основе неотменяемых безусловных реакций, а также способный ненаправленно накапливать в течении жизни приспособительные навыки и сведения, способный их передавать другим особям посредством примера. Волки выбирают траекторию погони за жертвой в зависимости от многих обстоятельств и обучают молодняк охоте. Яркая отличительная черта таких видов – способность к играм, которые необходимы для развития различных навыков. У таких видов образуются особенности поведения, которые можно обозначить как протокультура, и если эти особенности повышают выживаемость, то быстро распространяются на сопредельные ареалы обитания вида. Такие виды способны создавать огромные сообщества (вороны, пингвины).
5. Организм, способный к осознанию причин и последствий своего поведения, способный подавлять свои побуждения, способный направленно получать навыки и сведения и направленно передавать их другим особям не только через подражание, но и через речь и изобразительные средства. Пример – группы неандертальцев и некоторых более ранних видов рода Хомо.
6. Организм, способный создавать на основе осознаваемых и направленно созданных общих правил поведения сообщества с неограниченным числом особей, накапливать и передавать помимо навыков и сведений еще и знания.
Этапы эволюции с точки зрения обществоведа до возникновения высших животных (напомню, это некоторые виды рептилий, птицы и звери) представляют собой дообщественный период, при котором все сведения, нужные для выживания животного передаются генетически. Никакого обучения и иного взаимодействия, кроме генетически обусловленного, у таких животных нет. Нет и общества. Высшие животные уже образуют семейные и иные связи, внутри которых передается приспособительные сведения и навыки, а некоторые животные, например, вороны, крысы, дельфины, псовые, слоны, обезьяны образуют сложные общественные системы. У птиц такие сообщества основаны на временной ограниченной общей цели, птичья стая образует общественную иерархию только на время совместных действий, в основном, полета. Более сложные сообщества млекопитающих основаны на личном знакомстве или родовой принадлежности особей в этих сообществах. Даже высокоразвитые дельфины принимают в свою группу стороннего дельфина продолжительное время, требуемое для встраивания в группу на основе сложения отношений новичка с каждым дельфином группы.
Приложение 2.
При изучении примитивных человеческих групп, сейчас живущих в первобытных условиях, исследователи с удивлением обнаруживают, что в таких группах не известны случаи серьезного насилия и тем более убийства. Напротив, в таких группах без усилий поддерживается доброжелательность, взаимоподдержка и веселье. Это явно свидетельствует о том, что в естественных условиях природной среды в рамках небольших групп человек мил, незлобив и приятен в общении, а взаимное ожесточение и агрессия являются следствием возникновения крупных сообществ. Но и это не обязательно. Интересен пример Крита, где первая минойская цивилизация имела естественную защиту от нападений извне в виде моря и собственных пиратов, но мы не находим признаков насилия внутри Крита, нет замкнутых охраняемых помещений и пространств, нет признаков военного/полицейского сословия, нет признаков охранного режима дворцов, которые являлись не центром полицейского подавления окружающих сел, а ремесленно-хозяйственными центрами. Минойская цивилизация была уничтожена нашествиям дорийцев. От критян остались только прохладные катакомбы с интересными световыми окнами в потолках минус второго и третьего яруса, где можно было работать в жару и хранить припасы, ну, и байка про Минотавра, в которой правда только культ быка у минойцев. Считаю, что версия о том, что текущие общественные трения вызваны неумением людей выстроить правильное общество большого размера, вполне может быть принята как рабочая. Мы живем в крупных сообществах не более 10 тысяч лет, мы просто еще не научились это делать.
Оценили 74 человека
154 кармы