Сказка - ложь?

0 390

СКАЗКА – ЛОЖЬ?

Всё началось с вопроса: Сказка - что это? Небылица, придуманная, чтобы скоротать время да развлечь деток малых, да запугать их страшилками и всяким зверьем диковинным? Или что-то другое? Это даже был не вопрос, а какое-то смутное чувство, что за всеми этими, на первый взгляд, простыми сюжетами скрывается что-то другое.

Во всяком случае, в детстве, кажется, что мир сказки - он есть. Он существует где-то рядом. Многим в детстве хочется скакать на сером волке, спасая царевну от ненавистного Кощея. А еще хочется, чтобы у каждого были маленькие живые человечки. Хочется помогать могучим богатырям. И обязательно побеждать. Ведь добро всегда побеждает, а зло должно быть наказано.

Взрослея, человек узнаёт, что сказка - просто эпос, народное творчество. И все! Детство закончилось, а впереди взрослая серьезная жизнь. Уже без небылиц. Все детские переживания и фантазии позади. Но остаётся от всего этого чувство какой-то недосказанности, непрожитости. Как будто, человек упустил что-то очень важное, и это важное осталось в далеком детстве. И хочется туда вернуться.

Каждый ребёнок, как это не покажется странным, начинает своё образование с очень простых и незамысловатых сказок: «Колобок», «Репка», «Курочка ряба». При этом ни сам ребёнок, ни его родители не понимают, что в этих сказках заложен великий смысл.

Прочитав сказку Курочка-ряба и проанализировав её с точки зрения современного человека, не трудно понять, что здесь что-то не то. Первый вопрос. Смысл? Ведь должен же быть какой-то порядок в сказке? Ведь какой-то смысл вкладывали в сказки те, кто их сочинял. Ну не может цивилизованный человек радоваться простому яйцу, которое стоит 10 коп. штука, после того, как разбилось золотое. Ну не может! Даже осколки золотого яйца стоят дороже. Это было моё первое осмысленное противоречие. Но, вслед за этим вопросом, возникает много других. Как то: Почему курочка не красная, к примеру, а именно Ряба? Почему плакали дед и баба, и кто они такие? И ещё много вопросов. И осмысливая даже эту, на первый взгляд, простую сказку, возникает мысль, что каждое слово в любой сказке - это не случайность.

* * *

Принято считать, что сказка - это часть истории. Пусть даже, как народное творчество, элемент жизненного уклада древнего человека. Но всё же - история. До сих пор среди историков и мифологов нет единого мнения о месте сказок в истории.

Одни считают, что сказка - это выдумка, причём, таких деятелей науки - большинство. В частности, Владимир Щербаков в книге «Века Трояновы» пишет: «Вообще, боги - порождение фантазии человека, подобны живым существам и самому человеку. …Не боги создают людей, а люди – богов». До сих пор в детских садах и школах подают сказку, как элемент народного творчества, подразумевая под творчеством именно вымысел.

Другие - что сказки и мифы описывают события, происходившие на Земле. Хотя и разукрашенные изрядной долей фантазии, тем не менее, они рассказывают о ранней истории народа. А боги и другие персонажи - это люди, жившие на Земле и ставшие героями и великими вождями, впоследствии вошедшие в историю под именами богов. Это мнение сложилось ещё во времена античности. В частности, так считали Пифагор, Платон и многие другие философы античности. Третьи считают, что лишь некоторые мифы правдоподобны, и только их можно считать историей. Остальные являются собственно мифами, т.е. выдумкой. Есть и другие точки зрения.

Например, у нас - «современных, продвинутых», нормальное развитие. Мы точно знаем, чего хотим, а там, в древней жизни, попросту говоря первобытно - общинный строй! А значит, примитивное мышление. А чего умного можно ожидать от полудикого существа, которое не может, создать себе нормальные условия для существования. Соха да каменный топор. По крайней мере, так или примерно так думают многие современные цивилизованные люди. Их научили представлять мир - таким. А всё, что противоречит представлениям, считается заблуждениями. Жизненный уклад и мировоззрение наших предков - тоже заблуждения, а всё, что ими создано - примитивно. В том числе и сказки. И смысл в них примитивный.

Такие утверждения – не редкость и в научной литературе. Действительно – творчество. Одним словом, небылица. Всё это так, да не совсем так. Точнее, совсем не так.

Я возьму на себя смелость утверждать: Сказка – это Правда.

Сначала разберёмся, что такое «правда». Принято считать, что, Правда (не обман) и ложь – в понятийном смысле, два противоположных значения. Отчасти это, конечно, так, но только отчасти. В нашем земном, современном понимании. Но, слово пришло к нам из древности, следовательно, и смысл имеет изначальный.

Во-первых, Правда, одно из трёх составных понятий славянского мировоззрения (Явь, Навь и Правь). Правда – это не какое-то понятие, присущее человеку (правдивость), а процесс, существующий во времени. Объективно, Правда (Правь) – это законы бытия, это высший миропорядок. Правде подчиняются сами боги. Правда - это первоначало бытия. По Правде движутся звезды и планеты, все стихии Вселенной подчиняются Правде. Правда - это не человеческое установление, а высший Миропорядок. Правде противостоит не ложь, а Кривда, которая стремится к Хаосу. Кривда представляет разрушающие силы, враждебные бытию. И именно в борьбе с Кривдой утверждается Правда. Так говорят Веды.

Древняя мудрость гласит: то, что названо, то существует. Существует не временно, а во времени. Следовательно, у каждого существа есть своё имя. Правда - это имя. В русской ведической традиции - она Лада, хранительница мирового порядка. Она присутствует как одно из главных действующих лиц в любом процессе, протекающем во Вселенной, описанном в мифах и сказках. Любой процесс - это История. Из этого вытекает, что миф и сказка - это История Вселенной. А значит – Правда.

Во-вторых, отождествлять сказку с понятием «небылица», по меньшей мере, глупо. Дело в том, что слово сказка еще сравнительно недавно употреблялось в понятийном смысле как документальный рассказ. Русские цари, вплоть до Петра (он закончил эту традицию по понятным причинам) собирали воевод со всей земли Русской, чтобы послушать сказки. Надо думать, царей не очень интересовали истории о Колобке, Репке, Мышке-норушке и т.д. из уст Архангельского или Тобольского воеводы. Цари - не дети, их больше интересовали дела государственные.

Да и не может же быть, что вначале это слово означало небылицу, затем рассказ, а затем снова небылицу. Так что со сказкой-небылицей, как говорится, промашка вышла. Небылица обозначалась словом баснь, значение которого в наши дни, стало забываться. Нужно заметить, что современного человека, в массе своей, значения слов вообще перестали интересовать. Интерес есть только к материальной атрибутике. Но, с тех времен сохранилось и дошло до нас слово баснословный, т.е. приукрашенный и неопределённый. А сказка – это документальный рассказ, или повествование. По крайней мере, так считалось ещё в восемнадцатом веке. Корень в этом слове «сказ» от слова сказать, а не сочинить или приврать. Вообще-то русский язык, при всей своей душевности, очень точен. Есть пословицы и поговорки, хотя их трудно отличить друг от друга. И если сказано – прибаутка, значит, прибаутка. А если – сказка, значит – сказка. Само слово сказка, состоит из двух слов, «сказ» и «кА». «Сказ» - это сказание, а «ка» в древности означало множество, или подобие. Из этого выходит, что слово «сказка», означает: сказание множества, сказание подобного. А значит, для того чтобы понять глубинный смысл сказки, нужно разобраться в каждом её образе, в каждом понятии. Понять, что если говорится о подобии, следовательно, у любого персонажа есть подобие. Другими словами, сказка, это иносказательное изложение каких-либо процессов и явлений. И если понять подобия, то смысл всей сказки раскроется сам по себе.

Есть такая поговорка, до боли знакомая нам с детства, принадлежащая перу А.С.Пушкина. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок». Почему ложь? Если забыто или извращено понятие сказка, то не произошло ли, то же самое со словом ложь? Да! Смысл слова поменялся, в древности это слово означало «то, что положено на ложе». Но и здесь не всё понятно. Дело в том, что слова часто меняются в своём звучании, да и слово ложь как-то очень схоже по звучанию со словом лажа, и в лексиконе современной молодежи частенько отождествляется. В словаре Даля, у слова «лажа» совсем другой смысл. Собственно, даже не лажа, а лажъ. Лажъ - это прибавка при обмене денег к одному роду монеты на другой. Например, бумажных денег на серебро, серебро на золото и т.д. А если поменять слова в поговорке, да прочитать в современном звучании, тогда получается «Сказка - прибавка, а в ней содержится подсказка, о которой стоит задуматься, извлечь для себя что-то полезное и сделать выводы». Возникает вопрос. Прибавка к чему? Дело в том, что тот, кто читал мифы, знает, что это довольно скучное занятие и не совсем понятное. Их интересно читать специалистам (как научные труды). А если к мифам добавлять сказки, более понятны для детского восприятия, то, и восприятие становится не утомительным, и воспитание детей имеет место быть.

Если даже предположить, что слово «сказка» действительно ложь, то стоит вспомнить значение его в первозданном смысле. В понимании наших предков «ложь», в современном звучании «поклажа», «положить» - это лежащее на поверхности и потому не полное знание о чем-либо. И в этом случае поговорка говорит о том, что в сказке заложена какая-то информация, которую, для того, чтобы понять, нужно осмыслить.

В том и другом случае, это не означает небылицу или неправду, а только, как неполное знание, требующее дополнительного сосредоточения внимания и дополнительного знания.

Истины ради, надо вспомнить, что сам Пушкин не расшифровывал глубинного смысла этой фразы. Так что нам можно только догадываться, что имел в виду Александр Сергеевич. По крайней мере, слово «ложь» в понятийном смысле – неправда, довольно молодое, и вошло в обиход в 18м веке.

Здесь нужно обратить внимание, на то, что нужны дополнительные знания. Для чего? Это естественный вопрос. Он возникает наряду с таким же закономерным вопросом, зачем вообще сочинялись сказки? Каждое действие имеет смысл, если, конечно, это действие человека разумного. Сказки писались на протяжении жизни многих поколений, и обвинить в неразумности тех, кто создавал цивилизацию, как-то язык не поворачивается.

Если это осмысленное действие, следовательно, делалось это с какой-то целью. Попробуем разобраться. Сказки, это часть Вед. Этот момент подробно описан в работе «Кто вы, русские Боги», следовательно, повторяться нет смысла. Отметим только, что любая наука, к примеру математика, начинается с простых упражнений, которые мы знаем, как арифметику. Естественно, что пока человек не научится простым действиям, нет смысла извлекать корни, говорить об интегралах, дифференциалах, и пр. не имеет смысла. Сказки, выполняют такую же роль в образовании людей. Состоящие из простых образов, записаных в родовой памяти человека, они выполняют роль начального образования. Что-то вроде показа направления движения человеку на жизненном пути.

Тогда получается, что наши предки, если точно не знали, то уж наверняка предполагали о возможной трансформации языка и поэтому предупреждали, считая сказки, вернее информацию, заложенную в сказках, важной для будущих поколений. А она действительно важна. У сказок и мифов есть ещё одна важная роль. Как это не покажется странным, в них заложены сакральные знания о мире. А для того, чтобы сказки не изменили свой смысл под воздействием возможных переработок «цивилизаторов», они положили эту информацию на язык чувств. Языком чувства, или символов, а точнее – образов. Каждая буква, каждое слово - это образ. Но в процессе жизни может произойти всё что угодно, а разум останется – он от Рода, а Род - всегда. Важно, чтобы язык сохранился, а язык будет существовать, пока живут его носители. Носители родовой памяти.

* * *

Так вот, сказка и миф – это именно правда. Сказка описывает процессы, которые происходят в мире, проявленном, т.е. материальном, и положены на язык ассоциаций и чувств, язык сердца. (Наверное, никому не придет в голову, что настоящая лиса смогла заставить волка засунуть свой хвост в прорубь.) Это процессы, как проходящие в Космосе (движение звезд, планет, комет и т.д.), так и происходящие на Земле, на психологическом уровне, но в мире материальном. Иные сказки рассказывают о событиях, происходивших на Земле в разные времена. Это могли быть наводнения, землетрясения и т.д. Опираясь на слова Гермеса Трисмегиста, «всё подобно, что вверху, то внизу», можно утверждать, - все эти события являются отображением космических процессов.

Миф, в свою очередь, описывает процессы, происходящие в мире Богов, процессы, выражающие космические законы, но на чувственном уровне. Причем эти процессы, далеко не всегда, можно объяснить ребенку простым языком. Они понимаются лучше на ассоциативном плане и нужно добавить, что не только детьми. Поэтому и возник, и был обозначен мир Богов как неотъемлемая часть культуры. Это уже более сложный уровень знания, который, тем не менее, так же необходим человеку.

Мир Богов был обозначен не просто для исполнения Космического Закона, но для того, чтобы передать основные принципы, идеи и закономерности Вселенной. Он призван отобразить в действительности всё разнообразие форм, образов и событий, с которыми сталкивается человек на земле, в материальном мире.

По своему внешнему виду, мир богов эстетичен, по проявлениям он нравственен. По содержанию этот мир чувственен. Он, посредством явлений, соединяет духовное и материальное, т.е. окружающий мир.

Сказки, как и мифы, тем и хороши, и по-своему универсальны, что позволяют одновременно: подниматься к высотам космических творений и в то же время оказываться среди бесконечного разнообразия конкретных форм, тем самым подтверждая слова Гермеса Трисмегиста: «всё подобно – что вверху, то внизу». Они позволяют мгновенно перемещаться из сферы конкретного чувства в высоты универсального знания.

Эти движения – яркая характеристика мира богов, отражение общих принципов мироустройства, пластическое разнообразие человеческих чувств и борьба между двумя крайностями человеческого существования – рождения и смерти.

Именно эти движения позволяют ребёнку глубже понять и ощутить эти разнообразия. Велес, Святогор, Вий, Змей Горыныч, Кащей, Баба Яга, Иван Царевич являют не только прошлое, настоящее и будущее, но и переживают подлинные любовные и военные приключения.

Возможно, сказка - это лучшее творение человечества. И это творение незаслуженно забыто. Не забыто, но должное внимание ему уделяется как детской развлекалке, но не как наследию предков. Сказка подается слушателю как небылица, а это не совсем правильно. Если говорить о массе людей нашего времени, то, для подавляющего большинства из них, единственным источником любого исторического события, в том числе и появление сказок как предмета устного народного творчества, является школьный учебник истории. А поскольку читаются такие учебники, как правило, в детстве, то запомнившаяся с тех пор информация становится догмой, не подлежащей дальнейшему осмысленному восприятию и критике. С тем большинство людей и живут всю жизнь, считая сказку детской игрушкой. А сказка - это не просто народное творчество, это творение коллективного сознания, создаваемое веками и поколениями, и отображающее мир во всем его многообразии и во времени, а не на каком-то отдельно взятом временном отрезке.

Сказка прежде всего – чувственная информация. Как раз та информация, которая лучше усваивается в ассоциативном порядке. Да и сама форма изложения событий - великолепное свидетельство того типа мышления, который был присущ обществу (народу), излагавшему эти события, свидетельство психологического состояния общества. Речь идёт о событиях, происходивших на планете и в космосе, на протяжении многих лет.

Сказки имеют двойное назначение. Первое – это, конечно, для детей, для лучшего познания ими мира, (стоит добавить, что ребенка в семье, с самого рождения, принято было считать равным), причем познания чувственного. Мнение и взгляд на окружающий мир, то есть мировоззрение, формируется в детстве. Второе - это информация для будущих поколений, что-то вроде своеобразного послания потомкам. Они были написаны именно для будущих поколений. Кроме того, сказка - хороший проводник на жизненном пути. Придумывая, если так можно выразиться, сказки, наши предки нашли уникальный язык. Язык, который не изменится никогда. Это язык сердца. Биологически мы можем измениться. Предположим, у наших потомков может появиться третья рука или перестанут расти волосы, может быть, в процессе эволюции, уши на лбу вырастут, но душа-то вечна! Именно разум делает человека человеком, именно разум отличает человека от животного. Не будет разума – не будет человека! Это наши предки понимали, они были мудры. Да, они не были умными, как мы сегодня, но они чувствовали и понимали мир, не рационально, но и чувственно. Именно они, в виде притч, объяснили нам, что Вселенная настолько многолика, настолько вездесуща, что познать её всю невозможно, можно только понять небольшую её часть. Мы это только повторяем. Причем, не всегда правильно. Но есть в сказках ещё один смысл. Это сакральное знание, которое скрыто от посторонних глаз и прочесть его можно, лишь проведя сравнительный анализ. Впрочем, здесь тоже нет никакого шифра. Только внимательное чтение и язык души. Обыкновенный учебник.

В последнее время «акулы пера», видимо, оттого, что не в силах придумать что-то новое, начали упражняться на сказках. Переделывают они сказки по своему разумению. Видимо, от недостатка сюжетов, появились современные Кощеи, Змеи Горынычи и т.д. Настенька в космическом корабле железные сапоги до дыр протерла. Как правило, сказка извращается до неузнаваемости. В ней теряется весь смысл, собственно то, ради чего она и существовала. В современных изданиях детских сказок картинки, сделанные при помощи компьютерного дизайна, назвать детскими никак нельзя. Они не соответствуют смыслу сказок. Лица персонажей – отрешенные, глаза, либо злые, либо пустые. А ведь посредством этих картинок, дети начинают принимать окружающий мир. Это и есть нравственность, не путать с моралью. Мораль это другое. Это человеческое изобретение, и, как и законы, может меняться. А вот мировоззрение впитывается человеком с детства. Его не переделаешь. Именно поэтому особенно важно воспитание ребенка до трех лет. И именно на сказках.

* * *

Точка зрения современного среднестатистического человека на происхождение сказок выглядит примерно так: сказки написаны, если так можно выразиться, или придуманы, давно, когда наши предки вели дикий или полудикий образ жизни, питались подножным кормом, все свое время, тратя на поиски и добычу этого самого корма. Вечерами сидели они у костров или в землянках при лучине, боязливо прислушиваясь к ночным шорохам, и от страха перед неизвестным, непознанным миром, придумывали себе богов, уповая на защиту извне от этого самого мира, да сочиняли сказки, успокаивая самих себя, что добро обязательно должно победить зло. А непонятному, неизвестному, и от этого более сильному, нужно поклоняться, чтобы оно, это самое непонятное, было добрее к человеку. Вот они и выдумывали себе объекты для поклонения. Вообще-то, именно современный человек больше похож на того дикаря, который мнится ему. Только сидит этот дикарь не у костра, а у телевизора или компьютера и с каким-то остервенением ловит известия, в надежде, что придёт оттуда какое-то спасение от страха, а если ни оттуда, то есть бог единый, который спасёт от чего-то, что называется жизнью, и закроет кокон, и успокоит. Не придёт! Потому что счастье, оно даётся тому, кто открывается перед ним. И любовь приходит к тому, кто готов к встрече с ней.

Кто-то сказал: кто выстрелит в прошлое из пистолета, обратно получит выстрел из пушки. Мы же палим в это самое (своё) прошлое, образно говоря, "из всех стволов". Не совсем порядочно считать примитивно мыслящими существами тех, кто так или иначе, создал нам условия для жизни. Это вместо чувства благодарности. Человек, как и дерево, питается от корней своих, и если они утрачены, жизнь, кажется бессмысленной. Наши предки называли это наследием. Не случайно, корнем слова является «след». Не оставляют следов только призраки. Человек, потерявший след, по сути, становится призраком, «Иваном, родства не помнящим».

Понимая это, арии уделяли большое внимание воспитанию подрастающего поколения. Это выражалось в играх, обрядах с участием детей, и, конечно, сказках. Всё это неоднократно описано исследователями и собирателями легенд, преданий и обрядов земли Русской. Сказка являлась основным инструментом воспитания нравственности. Именно от привитого в процессе воспитания нрава зависит мировоззрение и мировосприятие человека. Вероятнее всего, существовало учение, или наука, подобная современной психологии, где уделялось большое внимание именно воспитанию.

Анализируя сказки, невольно приходишь к выводу, что существовавшая до нас цивилизация, была не просто более развитой, она была более технологичной, и имела другой вектор направленности (не техногенный). Русичи не только умели читать язык души, не только хорошо знали душевные пути, но они знали рычаги, при помощи которых можно воздействовать на человеческую психику, направляя её развитие в нужном направлении. Они знали, что люди делятся на четыре психотипа, знали отличительные черты одного от другого, но они и знали, как их изменить в нужном направлении, что с успехом и делали. На это прямо указывают Веды. Это отражено и в сказках (Три царства – медное, серебряное и золотое, Горыня, Дубыня и Усыня – богатыри и др.). Отсюда вывод: Сказка – это важнейший учебник по воспитанию детей, хотя и своеобразный. Скорее всего, до наших дней дошли приёмы такого воздействия, и нам ещё предстоит их найти, прочитать, освоить и применять.

А если это учебник, значит, как и любое учебное пособие, он призван воспитывать. Если же учесть, что это учебное пособие, предназначенное для детей начиная с самого раннего возраста, то задачей этих пособий является воспитание нравственности. А если стоит вопрос воспитания нравственности, то для понимания смысла сказок, нужно применять, как минимум, законы психологии и логики.

Русские народные сказки бесконечно добры. В них нет той борьбы добра со злом, до полного уничтожения. В них нет отрицательных персонажей. Хотя, надо заметить, что под влиянием христианства многие сказки изменили смысл. Появились персонажи, бессмысленное избавление от которых становится смыслом сказки. Но, в целом, русская сказка всё-таки сохранила свою глубину мировосприятия, и до девяностых годов прошлого столетия русским народным сказкам уделялось большое внимание, во время воспитательного процесса, хотя, истинный смысл сказок был утерян.

* * *

Перестали уделять внимание сказкам в девяностые годы прошлого столетия. Их, как-то быстро заменили на «шедевры» Хичкока и пр. Правда, в детских садах, сказкам, по-прежнему, уделяется внимание, но, что такое детский сад, по сравнению с постоянно включенным телевизором, из которого на ребёнка смотрят вампиры, Симпсоны и прочие страшилки. На фоне таких «воспитаний» и появилась детская проституция, наркомания, и прочие прелести цивилизации. Одновременно с этим, в детских садах и школах стали вводить (вроде бы пока факультативом) «Основы русской православной культуры», в которой нет ни русской, ни культуры, да и православия тоже. Весь курс обучения проходит от Адама до Иисуса. Всё нарастающая роль в жизни человека прослеживается со стороны церкви. Повсюду говорят об общечеловеческих ценностях и христианской морали. При этом как-то «забывают», что христианство, как религия, уходит своими корнями в иудаизм, который, в свою очередь, создавался на основе иудейской культуры. Возможно, более правильной, но, чужой, и уж совсем не общечеловеческой.

* * *

По ряду причин, среди которых, отсутствие сказок в воспитательном процессе, одна из главных в современном обществе наметился огромный перекос. Слабый словарный запас. И это уже беда! К человеку мысли приходят через чувства и ощущения. Но мысль, чтобы стать мыслью, должна обрести образ-форму в виде слова. А если чувство есть, а слов не хватает?.. Можно придумать разные утешительные слова, но в любом случае – это невысказанные мысли, неоформленные чувства, а значит, неполноценно прожитая жизнь. Это влечет за собой много проблем, как-то: несчастный брак, конфликты в семье и на работе, неправильное воспитание детей, что тоже несет свои проблемы. Это, конечно, не катаклизм, не пожар и не так заметно. Но если это повально?.. У современных молодых людей, как правило, два состояния: шок и не шок. И прикольно! А ведь бывает грустно, тоскливо, радостно и т.д.

* * *

А знаете, почему вымерли динозавры? Потому что они не умели рисовать, писать стихи и сочинять музыку. Медленное превращение в скотское состояние - это страшнее мгновенной смерти от какого-нибудь метеорита. Многие современные жители Земли, живут по их принципу: родился, крестился, нажрался, сдох. На современном языке называется общество потребления: заплатил и потребляй. Товаром является всё: знания, тело, дети, совесть, чужие тайны. Можно употребить и Закон, только стоит дороже.

Литература

1. А.Н.Афанасьев. Русские народные сказки. М.1982г.

2. В.И.Даль. Словарь живого великорусского языка М.1994г.

3. Звёздная книга Коляды. М1996г.

4. И.Л.Солоневич. Народная монархия М1991г.

THAAD опять дали осечку: Появились видео, как хуситы одиночной гиперзвуковой ракетой пробили и THAAD , и всю израильскую ПРО

Накануне израильские военные информаторы достаточно бодро отчитались о удачной работе ПРО против двух баллистических ракет хуситов. По версии другой стороны, обе ракеты достигли цели, и военный руков...

«Кинжалы» прилетели в загадочный особняк в Киеве: уничтожено логово убийц генерала Кириллова

Убийство военачальника готовили сразу три группы спецслужб УкраиныОтветным ударом за террористический акт, в котором погиб начальник войск радиационной, химической и биологической защит...