С момента воссоединения Крыма с Россией прошло четыре года. За это время на полуострове и за его пределами произошли коренные изменения, затронувшие всё крымское общество. Но особое значение эти перемены имели для мусульманского населения Крыма. В основной массе это крымские татары. Их численность составляет примерно 230-250 тысяч человек или 10-12% от всего населения полуострова. Крымские правоверные традиционно исповедуют суннитский ислам ханафитского толка, которого также придерживается большинство мусульман России.
Массовое возвращение крымских татар из мест депортации в начале 90-х годов запустило процесс возрождения исламской религии в Крыму. Но у местного мусульманского духовенства не было финансовых ресурсов на строительство и восстановление мечетей, не было и специалистов для организации религиозного обучения в медресе и подготовки молодых богословов.
Как часто бывает в таких случаях, помощь пришла из-за рубежа, но расплатой за неё стало попадание крымской уммы (исламской общины) в зависимость от иностранных спонсоров и их интересов.
Наиболее прочные позиции в исламской общине Крыма заняла Турция, что отчасти объясняется её историческими и родственными связями с крымскими татарами.
Помимо Турции, крымским единоверцам принялись помогать богатые исламские благотворители из нефтяных монархий Персидского залива. Вслед за их щедрыми «пожертвованиями» на полуостров стали проникать проповедники чуждых для Крыма радикальных исламских течений арабского образца. На Крымском полуострове появилось немало приверженцев ваххабизма, а также организаций «Братья-мусульмане» и «Хизб ут-Тахрир» (признаны террористическими и запрещены в ряде стран мира, включая Россию). Они открыто требовали воссоздания государства-халифата и призывали к джихаду против «неверных».
Тем не менее, серьёзным барьером на пути распространения опасных псевдоисламских ересей в мусульманском сообществе Крыма остаётся приверженность крымских татар суннитскому ханафитскому исламу и то, что национальная идентичность для них стоит выше религиозной. Однако деструктивным исламистским сектам удалось завоевать симпатии в среде крымско-татарской молодёжи, сельских жителей, малообеспеченных мусульман. Радикалы объединялись в отдельные мусульманские общины и активно продвигали «своих людей» на должности имамов в мечетях.
Несмотря на то, что Крым свыше 20 лет находился под контролем Украины, киевское правительство предпочитало не замечать опасных процессов в исламской общине полуострова. Они были пущены на самотёк и хронически усугублялись.
После принятия Крыма в состав России некоторые адепты радикальных исламистских организаций уехали в Украину, в первую очередь лидеры и участники вооружённых конфликтов. Но в Крыму осталось немало их соратников, которые объединились в «спящие» ячейки и «залегли на дно». В российских реалиях воинствующие исламисты лишились возможности свободно вести прежнюю подрывную деятельность в Крыму, спецслужбы вплотную занялись нейтрализацией их структур. Параллельно проводятся информационно-разъяснительные мероприятия среди мусульманского населения Крыма, принимаются меры по выявлению и постановке под контроль сторонников деструктивных псевдоисламских сект. В Крыму реализуется Комплексный план противодействия идеологии терроризма.
Если в последние годы пребывания Крыма под юрисдикцией Украины самая влиятельная исламистская структура на полуострове («Хизб ут-Тахрир») насчитывала около 10 тысяч последователей, то теперь их численность сократилась в десять раз. Правоохранители утверждают, что все исламские фанатики известны поимённо и находятся «под колпаком».
Влияние деструктивных исламских движений в Крыму с момента воссоединения с Россией кардинально снизилось, но ещё не сведено к нулю. По сей день периодически приходят сообщения о выявлении и аресте в Крыму активистов вышеупомянутой «Хизб ут-Тахрир». Тему искоренения террористического подполья в Крыму активно эксплуатирует официальная украинская (в лице «Меджлиса»), турецкая и западная пропаганда в информационной войне против России. Они изображают зачистку Крыма от радикальных исламистов как репрессии российской власти против обычных крымских мусульман, которые якобы просто собирались вместе и читали Коран. Эта ложь используется как повод для давления на Россию на международной арене и обоснование для различных антироссийских действий – например, с целью сохранения и расширения санкций.
Несмотря на определённые трудности, в Крыму, при российской власти, положение мусульман меняется к лучшему. И тому есть конкретные примеры: исламские праздники Курбан-Байрам и Ураза-Байрам объявлены в Крыму выходными днями; в Симферополе полным ходом идёт строительство грандиозной Соборной мечети Крыма; в Бахчисарае планируется открыть исламский университет, который будет готовить крымских мусульманских богословов. По сравнению с украинскими временами мусульмане Крыма по российским квотам получают существенно больше пропусков для хаджа в Мекку, а власть помогает паломникам с оформлением загранпаспортов и оплатой авиаперелётов.
Серьёзное отношение России к проблемам крымских мусульман резко контрастирует с позицией Украины, которая не желала вникать в исламские процессы в регионе, пресекать реальные угрозы и решать их насущные проблемы.
Представляя в ложном свете картину происходящего в Крыму, Украина стремится переключить внимание с собственных многочисленных систематических нарушений прав человека, таких как пытки, насильственные исчезновения, дискриминация по этническому, языковому и религиозному признакам, политические преследования и попытки попрания свободы выражения мнений. А тема «несоблюдения прав человека» - просто-напросто избитое средство «обливания грязью» российского Крыма на международной арене.
Оценили 0 человек
0 кармы