Как развлекались аристократы 200 лет назад?

0 332

В эпоху, когда о телевизорах и компьютерах люди еще даже и не мечтали, сложилась целая культура домашних развлечений. Аристократы, имея свободное время, могли в кругу семьи заниматься чтением вслух, устраивать небольшие концерты или постановки домашнего театра.Рассказываем, какой досуг был популярен во времена, когда не было интернета.

Взглянув на эти снимки из нашей подборки, можно смело заявить, что если бы технический прогресс пришел на 50 лет раньше, то наши бабушки, дедушки и их “коллеги” со всего мира собирали бы миллионы лайков благодаря своему неповторимому стилю, увлечениям и страстью к необычной постановке кадра! Не верите? А вот сами смотрите и завидуйте! СМОТРЕТЬ ФОТО

1. Живые картины

Одна из любимых забав прошлых веков были живые картины. Для того чтобы порадовать зрителей необычным зрелищем, дамы не жалели сил, времени и фантазии, а кавалеры послушно вставали в указанное им место и принимали необходимую позу. Этот вид искусства, совершенно забытый сегодня, был популярен даже в семье королевы Виктории.

Живые картины сегодня относят к редкому виду пантомимы. Раньше для подобного выступления один или несколько людей, одевшись в соответствующие наряды, создавали сцену, подражающую какому-либо известному произведению искусства, эпизоду из истории или литературного произведения. Замерев на некоторое время, выступающие радовали зрителей видом «ожившей картинки». Несмотря на кажущуюся простоту и бесхитростность, подобные развлечения требовали развитого художественного вкуса и артистического таланта. История сохранила для нас имена некоторых дам, настолько искусных в этом аристократическом развлечении, что их выступления даже собирали зрителей.

Одной из самых известных исполнительниц живых картин в конце XVIII века считалась леди Гамильтон. Свои выступления она называла аттитюдами (позировками). Любимыми темами постановок были античные произведения искусства, а вдохновение талантливая дама черпала в коллекциях древних греческих и римских ваз. Хозяйки салонов были счастливы заполучить модную исполнительницу хоть на один вечер, а зрители приходили в восторг от того, с каким искусством и изяществом Эмма Гамильтон устраивала эти постановки. Главными атрибутами для создания античных костюмов дамы в то время считали шали, которых в арсенале каждой модницы было множество. Драпируя их, создавали и туники, и покрывала для головы.

Леди Гамильтон – одна из самых ярких дам XVIII века

Гёте, посетивший в 1787 году дом лорда Гамильтона, оставил описание такого представления в своем «Путешествии по Италии»:

«Кавалер Гамильтон… заказал ей греческую одежду, которая к ней очень идет; при этом она распускает свои волосы, берет несколько шалей и делает целый ряд изменений в позах, жестах, линиях и т.д., так что под конец просто кажется, что грезишь. То, что столько тысяч художников желали бы изобразить, видишь здесь совершенно готовым в движениях и неожиданных изменениях. Она является стоящая, коленопреклоненная, сидящая, лежащая, серьезная, печальная, насмешливая, страстно любимая, кающаяся, ласкающая, грозящая, робкая и т.д.; одно сменяется другим, одно вытекает из другого. Она умеет для каждого выражения приноравливать и изменять складки покрывала и делает себе сотни различных головных уборов одними и теми же платками. Старый кавалер светит ей при этом.»

Не оставались в стороне от любимого аристократией развлечения и царские семьи. К сожалению, об изяществе поз леди Гамильтон мы можем судить только по зарисовкам художников, но в конце XIX века, благодаря фотографии, подобные картины стали запечатлевать на пленку. История сохранила уникальные кадры, сделанные в октябре 1888 года в замке Балморал – летней резиденции английских монархов. Многочисленные внуки королевы Виктории, собравшиеся вместе, целых два дня занимались созданием и представлением живых картин. Идея устроить это развлечение принадлежала зятю королевы, принцу Генри Баттенбергскому, а сама королева принимала активное участие в подготовке костюмов и образов. Сохранившиеся фотографии позволяют нам увидеть своими глазами, как это выглядело.

На следующем фото мы можем увидеть принцессу Аликс Гессенскую, она с распущенными волосами изображает девушку, готовящуюся к постригу, а вокруг нее в монашеских одеяниях — принцессы Мод, Луиза и Виктория Уэльские, принцесса Фредерика Ганноверская и мисс Робсон. Будущей русской императрице на этом снимке 16 лет.

Живая картина «The Novice»: принцессы Аликс Гессенская, Мод, Луиза и Виктория Уэльские, Фредерика Ганноверская и мисс Робсон

Живая картина, изображающая трагическую сцену из «Ромео и Джульетты», привела в восторг строгую королеву Викторию. Она отметила, что сэр Флитвуд Эдвардс в ней «выглядел болезненно настоящим».


Живые картины «Ромео и Джульетта»: Принцесса Мод Уэльская (Джульетта), сэр Флитвуд Эдвардс (Ромео), Мориц Мютер (монах)

Живая картина «Эльза» изображает героев вагнеровского «Лоэнгрина».

Живая картина «Эльза»: принцесса Фредерика Ганноверская (Эльза), Minnie Cochrane (Ортруда), Генри Баттенбергский (Тельрамунд)


Одной из популярных тем подобных представлений всегда была история. Так, например, на следующей картине принцесса Беатрис Баттенбергская предстает в образе Елизаветы Тюрингенской.

Принцесса Беатрис Баттенбергская (Елизавета Тюрингенская), ее супруг (ландграф Тюрингии) и принцесса Луиза Уэльская (фрейлина)


Конечно, не обошлось и без любимых в то время античных сюжетов, а пальма в кадке и старая бутафорская ваза создали необходимый колорит.


Живая картина по мотивам древнегреческой трагедии: принцесса Фредерика Ганноверская (Антигона), мисс Робсон (Исмена)

Историки считают, что подобные «пластические опыты» отразились на поиске путей развития многих видов искусства. Постановками интересовались художники и хореографы, а позднее появился жанр постановочной фотографии, который как будто бы вырос из подобных забав скучающих аристократов.

2. Карточные игры

В XIX веке карты были очень популярны, но считались не самым пристойным развлечением. Их называли «позором гостиных», «растлением нравов» и «тормозом просвещения». Культуролог Юрий Лотман отмечал, что азартная игра встречала «решительное моральное осуждение», а в конце XVIII — начале XIX века была формально запрещена как безнравственная. На вечерах у историка Николая Карамзина, к примеру, никогда не играли в карты. Однако во многих других салонах картежные игры процветали. Декабрист Михаил Бестужев-Рюмин вспоминал, что зачастую хозяева салонов жульничали во время партий: заранее обговаривали жесты и «вытягивали» с игроков по сто рублей.

Книги по светскому этикету, например «Правила светской жизни и этикета: Хороший тон» составителей Юрьева и Владимирского, предостерегали молодых людей от игровой зависимости, которая приводила к долгам и банкротству: «Мы видели немало примеров, когда эта грустная страсть была причиной погибели целой семьи; когда она, эта страсть, окончательно убивала в человеке все нравственные начала».

Но, несмотря на это, в карты играли повсеместно: «…все: и дамы, и девицы, и юноши, предпочитая танцам зеленое поле. Это конечно грустное явление, но что делать: «с волками жить, по волчьи выть», — констатировали составители сборника светских манер.

В обществе было принято разделять азартные картежные игры, в которых главенствовал случай, и те, где выигрыш зависел от сообразительности и внимательности игроков.

Юрий Лотман в книге об истории русской культуры писал, что в России XIX века наиболее популярными играми были фараон и штосе (штосс), в которых победу определял случай. Родной брат Федора Достоевского Андрей вспоминал, что карточные вечеринки у брата всегда заканчивались азартной игрой в штосс.

Популярность этой карточной игры нашла свое отражение и в русской литературе. В штосс играли Германн и Чекалинский в «Пиковой даме» Александра Пушкина, Арбенин в «Маскараде» Михаила Лермонтова, Хлестаков в «Ревизоре» Николая Гоголя, Николай Ростов в «Войне и мире» Льва Толстого и другие персонажи.

3. Подвижные игры

Во многих домах было принято между танцами и музыкой забавляться «невинными играми» — так называли petits-jeux (от франц. «маленькие игры»), непродолжительные по времени подвижные развлечения. Большая часть таких игр была калькой с дворовых народных забав. Например, молодой барин Алексей Берестов — герой пушкинской повести «Барышня-крестьянка» — играл с девками в горелки — исконно народную забаву.

Одна из самых популярных petits-jeux — фанты — дошла и до наших дней. По правилам игры каждый из игроков складывает фанты в шляпу. После ведущий с закрытыми глазами вынимает фант и дает хозяину самые разные задания: петь по-петушиному, прыгать на одной ножке и тому подобное. В книге «Правила светской жизни и этикета: Хороший тон. Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни» сохранились примеры еще нескольких популярных подвижных игр для взрослых компаний.

4. Рифмы

Играющие садятся в круг. Один из играющих бросает кому-нибудь платок и одновременно произносит слово, а другой должен поймать платок и отвечать в рифму — и так по кругу. Чем труднее загаданное слово, тем неожиданнее и смешнее получается рифма.

5. Птицы летят

Играющие садятся вокруг стола, на который кладут свои указательные пальцы. Один из игроков начинает перечислять одушевленные и неодушевленные предметы, способные летать, а другие должны поднимать пальцы вверх. Если игрок поднял пальцы, когда прозвучало название предмета, который летать не может, он проиграл.

6. Игра в почту

Всем участвующим в этой игре дается по кусочку бумаги, на котором каждый пишет какой-нибудь вопрос. Эти бумажки кладутся в шляпу и перемешиваются, затем поочередно каждый из играющих вынимает по одной бумажке и, не читая вопроса, пишет на оборотной стороне ответ, после чего складывает бумажку в другую шляпу. Когда все ответы написаны, бумажки вынимают и читают вслух вопросы и ответы — несочетания вопросов и ответов становятся каламбурами.

7. Двойная декламация

Одна девушка сидит на коленях у другой, которую полностью скрывает покрывало, и читает стихи. Вторая же девушка пытается ей помешать разными жестами и рассмешить наблюдателей. Игра заканчивается, если читающая стихи засмеется.

8. Туалет

Игроки называются разными предметами одежды, а ведущий по очереди называет их. По команде «Весь туалет!» игроки должны быстро встать со своих мест и поменять их. Кто не успевает занять место, становится проигравшим. Известен случай, когда в Николаевском дворце распорядителем игры был сам Николай I, а один из игроков занял стул прежде императрицы, но был за то только поощрен императором.

Источник:   Профессионалы

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...