И Верою, и делами: о Серафиме Саровском и Серафимо-Дивеевской обители

0 433

Ко дню памяти святого Серафима

Из публикации вы узнаете:

- Что связывало Николая II и отца Серафима?

- Кто был основателем Дивеевской обители?

- Кем были и чем занимались родители будущего святого?

- Был ли старец архитектором и строителем?

- Почему пр. Иоанникий говорили про обитель, что это область, а не монастырь?

- Как проходили торжества прославления прп. Серафима Саровского?

От редакции

Прославление преподобного Серафима Саровского состоялось 18 июля 1903 года и стало поистине всенародным праздником. Именно личное участие Государя Николая II сыграло решающую роль в канонизации преподобного, несмотря на сопротивление части церковнослужителей и дворянства.

На торжества прибыли император и почти все представители августейшей фамилии. В Саров и Дивеево по разным оценкам собралось тогда от 100 до 300 тысяч паломников!

Гроб со святыми останками был перенесён на плечах государя и других лиц императорского дома в Успенский собор. Всю ночь храм был открыт, и к мощам приложились тысячи верующих.

Прославление старца ознаменовалось множеством чудес. Документальные свидетельства подтверждают невероятное количество исцелений больных, а также благоухание от мощей отца Серафима.

На праздновании Государю было передано письмо отца Серафима, которое нужно было вручить четвёртому императору после Николая I. Доподлинное содержание послания осталось в тайне. Известно лишь, что, прочитав его, государь плакал и оставался безутешным, несмотря на уговоры близких о том, что Серафим Саровский хоть и святой, но мог ошибаться. По ряду сохранившихся свидетельств, в письме содержались предсказания о трагической судьбе Царской семьи и потрясениях, ожидающих Россию.

После прочтения письма Николай II осознал своё предназначение – быть обречённым на крестные муки и их ценой спасти Россию.

О том, что Государь знал об участи своей семьи и России из разных предсказаний, читайте здесь.

Ниже в статье Георгия Владимировича Павленко предлагаем вам познакомиться с историей Серафимо-Дивеевского монастыря. Отец Серафим опекал монастырь и принимал самое активное участие в строительстве новой Дивеевской обители.

Панорама Серафимо-Дивеевского монастыря

Из второго Послания апостола Павла к Фессалоникийцам, глава 3, ст. 10:

«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

Там, где сходятся три губернии – Тамбовская, Нижегородская и Рязанская, расположилось живописное село Дивеево. Здесь, двести лет назад, благодаря усилиям и молитвенному подвигу полковницы А.С. Мельгуновой возник женский Дивеев монастырь, который православный народ наш называет «четвёртым жребием Богородицы», почитая первыми тремя Афон, Иверию и Киев.

В двенадцати верстах от Дивеева находится город Саров, где подвизался в служении Господу земной и небесный заступник дивеевских сестёр Преподобный Серафим Саровский. К началу XX века, в пору расцвета монастыря, в нём находилось 900 монахинь, девять храмов располагалось на его территории. Поражал своей классической красотой Свято-Троицкий Собор площадью 1000 кв. м, на 10-ть сажень (около 22 м) возносилась ввысь колокольня с пятнадцатью колоколами. Но... вернёмся к началу его истории.

Икона преподобного Серафима Саровского

Две Агафии

Основательница Дивеевской обители Агафия Семёновна Мельгунова (ок. 1730 г. – 1789 г.) была богатой вдовой, помещицей, владевшей 700-ми душами и землями в Ярославской, Владимирской и Рязанской губерниях, капиталами и поместьями. По благословлению саровских старцев она отрешилась от всего своего имущества – отпустила на волю крестьян (за сто лет до Реформы 1861 года) и продала земли. Часть денег она положила вкладами в монастыри и церкви, 12 зданий были достроены на её средства или отремонтированы. А в 1767 году она приступила к строительству каменного храма в Дивееве во имя иконы Казанской Божией Матери. По смерти своей она оставила послушницам мешочек с золотом, мешочек с серебром и два мешка меди, суммою в сорок тысяч.

После смерти наставницы опеку над сёстрами принял на себя тогда уже отмеченный горним светом, будущий любимый русский святой, батюшка Серафим.

Серафим Саровский родился в 1759 году 19 июля и наречён был Прохором. Его родиной был губернский город Курск, где его отец Исидор Мошнин имел кирпичные заводы и занимался в качестве подрядчика постройками казённых зданий, церквей и жилых домов. Исидор Мошнин, богатый именитый купец, слыл за человека честного, усердного к храмам Божиим. За десять лет до своей смерти он взялся построить в Курске новый храм во имя Преподобного Сергия по проекту знаменитого зодчего Растрелли. Закладка храма состоялась в 1752 году. Исидор Мошнин скончался в 1762 году, когда была уже закончена нижняя церковь с престолом во имя Преподобного Сергия. Впоследствии, в 1833 году, храму был придан статус кафедрального собора.

Всё свое состояние Исидор передал жене Агафии (знаменательно – тёзке Мельгуновой!), женщине очень набожной и человеколюбивой. Агафия Мошнина в течение многих лет продолжала постройку, начатую мужем, и лично наблюдала за работой. В 1778 году храм был окончательно отделан, и семейство Мошниных приобрело особое уважение между гражданами Курска. (Не могу не обратить внимание читателей на эти два примера энергичных, состоятельных и самостоятельных русских вдов, двух Агафий. Видимо, критики Русского домостроя не всё правильно излагают...)

Строительство отцом Серафимом новой обители

В самом конце 1825 года о. Серафим – по указанию самой Божией Матери – решил построить новую обитель, недалеко от общины, основанной Мельгуновой. Весной 1827 года на облюбованном месте стали строить мельницу, которая летом того же года, накануне праздника Казанской Божией Матери, начала действовать. Вскоре к Казанской церкви была пристроена церковь Рождества Христова для сестёр дивеевской общины. Сооружена она была на средства М.В. Мантурова.

Михаилу Васильевичу Мантурову будущий монастырь обязан многим. Помещик Нижегородской губернии, много лет прослуживший в Лифляндии в военной службе, после того, как его дочь была исцелена о. Серафимом от смертельной болезни, перед которой медицина была бессильна, решил посвятить свою дальнейшую жизнь Господу, во всём споспешествуя отцу Серафиму и сёстрам дивеевской обители. Он продал имение, так же, как и А.С. Мельгунова, дал вольную крестьянам и поселился с женой близ Дивеева. Ему-то и поручил Преподобный строительство первой церкви.

Весной 1828 года о. Серафим велел окружить монастырскую землю канавою, глубиной три аршина и насыпать вал такой же высоты с внутренней стороны. О. Василий Садовский писал в своих воспоминаниях: «Много чудного говорил батюшка Серафим об этой канавке. Так, что канавка эта – стопочки Божией Матери! Тут её обошла Сама Царица Небесная! Эта канавка до небес высокая! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица. Тут... и Афон, и Киев, и Иерусалим...»

Святая канавка. Современное состояние

Сохранился набросанный рукою батюшки первоначальный план монастыря и его пояснения. «С юга, против собора Св. Троицы будет корпус треугольником... С севера... напротив его, точно такой же треугольный корпус, должен быть трапезной. Возле жилого... корпуса с юга же корпус начальнический, правильным продолговатым четырехугольником. Напротив его с севера точно таким же правильным продольным четырехугольником должен быть корпус клиросный. С юга против Казанского собора, рядом с начальническим корпусом такой же продольный четырехугольный корпус – просто жилой… Опять с одной стороны корпус правильным треугольником, половина которого будет окнами в ограду, это будет жилая монастырская половина, а другая ... окнами наружу, будет служить гостиницей…» и т. д.

План Дивеевского монастыря, составленный прп. Серафимом

По построении Рождественских церквей (Господа Бога и Богородицы), о. Серафим занялся приобретением земли под будущий собор. Для этого он призвал своего верного помощника М.В. Мантурова и поручил ему вымерить и пометить землю, которую впоследствии выкупили у помещика Жданова за триста рублей.

Монахиня Евпраксия рассказывала, что однажды батюшка предсказал ей: «Вот этот лес, что Горячев ключ-то называется, это наш лес будет! (что и исполнилось в 1869 году) Там могут быть и пчёлки у нас, потому что хороший приют тут будет, и вода близко, и всякий цвет! А воск-то запонадобится нам... свечки Богу работать...»

Две «общинки»: Казанская и Серафимо-дивеевская

«Дивеевская обитель в 1833 году, – говорится в Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, составленной архимандритом Серафимом (в миру Леонид Михайлович Чичагов, 1856-1937), – представляла из себя две разнохарактерные общины, расположенные на расстоянии 100-150 сажень друг от друга. Казанская общинка, основанная матерью Александрой (Мельгуновой), держалась строгого Саровского устава и имела всего 1332 кв. сажени земли («казённая» квадратная сажень (или поземельная) – примерно 1/22 «сотки»), на которых было уже в то время 17 келий и огород. Она управлялась начальницей, избираемою между своими сестрами... В обитель поступали по выбору начальницы и старые, и малые, и вдовы, и девицы. В 17-ти келиях жили в то время до 113 сестер.

Вторая общинка – Серафимо-Дивеевская или Мельнично-девичья – занимала принадлежавшую ей землю, пожертвованную генеральшею Постниковой в количестве трёх десятин («казённая» десятина – примерно 1,1 га), на которой стояло 19-ть келий. К ней принадлежало 60-ть десятин земли, огородной и пахотной, купленной у г-на Жданова и пожертвованной М.В. Мантуровым и Н.А. Мотовиловым. Кроме девиц и малолетних детей никто сюда не принимался, в 19-ти келиях жило в то время до 125 девиц».

Обе дивеевские общины были – против воли сестёр – слиты указом от 28 июля 1842 года. Для обители начались не лучшие времена, уж очень разными были они и по составу послушниц, и по своим правилам. Тем не менее, летом 1848 года состоялась закладка главного собора.

К 1850 году обитель насчитывала 390 сестёр. Однако до начала шестидесятых годов община пребывала в упадке. В 1864 году новопосвящённая в сан игуменьи Е.А. Ушакова начала приводить в порядок монастырские дела и озаботилась возобновлением строительства главного собора. За неимением вблизи кирпичных заводов и материалов для его постройки пришлось устроить завод на монастырской земле и вырабатывать свой кирпич. В брошюре, изданной в Нижнем Новгороде в 1887 году и посвящённой 25-летию заведывания монастырём матерью Марией (Ушаковой), говорится о дальнейшем ходе событий. Так, «неожиданно» нашлись щедрые благодетели, и в короткое время отстроился благолепный собор... За сим, в скором времени, по ходатайству и усиленным хлопотам... игуменьи, нарезаны были от казны в разное время два лесных участка в вечное пользование, и приобретена... ещё одна лесная дача; потом приобретено было и Каратаевское имение. После приобретения лесных дач, игуменья Мария занялась устройством обители внутри и возведением новых построек и корпусов, которые, появлялись один за другим, в скорое время украсили обитель и доставили большие удобства... Ею же украшены и ремонтированы и прочие храмы, ...устроен и свечной завод, а также усовершенствовано живописное искусство, улучшено скотоводство и полевое хозяйство...»

Памятуя известную евангельскую притчу, можно сказать, что игуменья совмещала в своём лице обеих сестёр – и Марию, и Марфу...

«Это область, а не монастырь!»

Как в каждом большом хозяйстве, случались в обители и несчастья. Так, в 1890 году сгорела трапезная, в 1891 году – дома священника и диакона. Тяжёлым бременем на монастырское хозяйство лёг голод 1893 года. Своя запашка в те годы кормила хлебом только два месяца в году, а в остальное время для пропитания 900 сестёр приходилось закупать до 15 000 пудов хлеба. Число построек, мостов, заборов требовало значительных капиталов для постоянного поддержания и ремонта. Недаром преосвященный Иоанникий говаривал про обитель: «Это область, а не монастырь!»

К началу века в монастыре было девять храмов: тёплый Собор во имя Святой Троицы, Тихвинская деревянная церковь, Церковь в честь Иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Церковь Преображения на кладбище, в богадельне – домовый храм в честь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте», в игуменском корпусе домовый храм Равноапостольной Марии Магдалины, в трапезной был храм в память Великого князя Александра Невского и еще два Рождественских храма – во имя Спасителя и Божией Матери.

Больших и малых корпусов монастырь насчитывал около 70-ти, несколько из них были полукаменными, а остальные – деревянными. В корпусах располагались жилые кельи и мастерские. Сёстры жили послушанием, и обычно кто где жил, там и нёс соответствующее послушание.

Серафимо-Дивеевский монастырь. Начало ХХ века

Монастырь имел свою мельницу, возле которой помещались житницы. Хлеб пекли в хлебном корпусе, в просфорной пекли просфоры. Свечи делали в свечном корпусе, а в лесу на речке Ломовке промывали, топили и отбеливали воск. В рукодельном послушании сёстры шили гладью на пяльцах, в портной шили одежду. В ризной – шили и чинили ризы, плели русское кружево на коклюшках, украшали иконы рукодельными цветами. В вязальном корпусе – вязали на машинах, в мантейной – пряли из овечьей шерсти и шили мантии.

Более 80-ти сестёр жили и работали в литографической мастерской. По году подготавливали специальные камни, накалывали изображения, печатали и сушили картины. Здесь же из алебастра отливали фигурки Преподобного с медведем и раскрашивали. Изготавливали разнообразные игрушки и поделки. При монастыре была большая живописная мастерская, многие сёстры имели живописное образование, полученное в Санкт-Петербурге. В мастерской не только писали иконы, но и заготавливали для них доски, золотили и чеканили.

Имелись также своя больница и аптека. Врачами работали сами сёстры, которые лечили не только послушниц, но и обращавшихся к ним за помощью крестьян. 4 зубных врачихи лечили зубы и изготавливали протезы.

Обширным хозяйством ведали благочинная и её помощница. Монастырю принадлежали хутора и подворья, молочные фермы, пчельники, покосы, прачечная, огороды, парники, молотильня. От главной водокачки по водопроводу во многие корпуса подавалась вода.

В некоторых мастерских, таких как шорная, слесарная, столярная, костяная, а также в конюшне работали наёмные рабочие. Как уже говорилось выше, при монастыре был построен свой кирпичный завод.

На территории, монастыря располагались иконная, бакалейная и мануфактурная лавки. Всё самое необходимое сёстры могли приобрести, не выходя за ограду монастыря. Больших капиталов монастырь не имел, жил своим трудом и целиком обслуживал сам себя. При этом на его иждивении находилась двухкорпусная больница, где жили десятки нетрудоспособных старушек, а также приют для девочек. В приюте жило до шестидесяти сирот от двух-трёх до четырнадцати лет. При приюте была создана четырехклассная школа, где преподавали сами сестры и монастырское духовенство.

Торжества по случаю прославления Серафима Саровского в лике святых в 1903 году

Своего рода проверкою экономической состоятельности и организационного потенциала монастыря стали на весь мир «прозвучавшие» торжества 1903 года по случаю прославления в лике святых Серафима Саровского. В Саров и Дивеево по разным оценкам собралось тогда от 100 до 300 тысяч паломников! И, несмотря на то, что заранее построенные бараки могли принять только 50 000 (тоже не малая цифра!), накормить и пристроить смогли всех присутствующих!

Августейшая чета на саровских торжествах. Саров, лето 1903 г.
Император Николай II принимает участие в торжествах по случаю прославления угодника Божия Серафима. Саров, лето 1903 г.

Было выпущено 2 тыс. билетов с официальными приглашениями, на торжества прибыли более 500 лиц духовного звания – и все они были размещены в гостиницах и обеспечены всем необходимым. Августейшую чету сопровождали многие представители Императорской Фамилии и члены Свиты Их Величеств и Их Высочеств – и все они пребывали в им подобающих условиях!

После революции монастырь какое-то время существовал как коммуна, а потом пришёл в полное запустение и распад. И лишь относительно недавно, с 1988 года стала возрождаться из забвения эта Жемчужина Русской Земли, святые места подвижничества Серафима Саровского и дивеевских сестер. Так сбывается предсказание Преподобного о том, что возрождение России начнётся с Дивеева, которое выбрала себе в удел Сама Богородица.

Автор: Товарищ Председателя (заместитель) Православного братства во имя Преподобного Серафима Саровского Георгий Павленко.

Статья опубликована на сайте За Царя!


Правда спасает жизни. Ложь убивает

Текст, прежде всего, к тем, кто остался на украине. Давайте поговорим откровенно. Больше десяти лет я рассказываю вам исключительно правду. Никто и никогда не смог поймать меня на вранье (исте...

Геополитическая борьба на истощение

Ровно через тысячу дней украинского конфликта два главных игрока: Россия и США, - не считают себя достаточно истощёнными, чтобы идти на уступки. Киев не даёт им шансов на какой-либо мир...