Почему Советская власть отделила церковь от государства
Почему Российская власть усиливает влияние церкви
Отличие уголовных дел о ксенофобии в СССР и РФ
Молодая Советская власть относилась к церкви нейтрально. Но дальнейшее постреволюционное развитие событий потребовало отделения церкви от государства.
Церковь крайне негативно отнеслась к проекту декрета Правительства об отделении церкви от государства.
В письме в Совнарком митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) предупреждал властные структуры государства, чтобы «они не приводили в исполнение проект декрета». Кроме того, он открыто призвал бороться с советской властью.Что по меркам того времени приравнивалось к "организации вооруженного мятежа".
Реакцией государства стало принятие Советом Народных Комиссаров декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», получившего в литературе второе название «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет лишил церковь прав юридического лица и права владеть собственностью.
Пункты 12 и 13 декрета СНК Российской Советской республики «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января 1918 года гласили: «12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. 13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здание и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в безплатное пользование соответственных религиозных обществ".
В ходе исполнения декрета религиозные организации лишились имущества и драгоценностей на сумму в 7 миллиардов 150 миллионов золотых рублей.
Реституция церковного имущества в России — применяемый некоторыми СМИ термин (вопрос о реституции в Российской Федерации (РФ) никем не поднимался официально для обозначения происходящего в Российской Федерации процесса передачи религиозным организациям (прежде всего Русской православной церкви (РПЦ)) некоторых категорий имущества, находившегося до 1918 года во владении тех или иных религиозных структур (РПЦ как централизованной религиозной организации с правами юридического лица в Российской империи не существовало) и перешедшего, согласно декрету СНК РСФСР от 20 января (ст. ст.) 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»[3], в собственность государства — Союза ССР, а после 1991 года, по преемству, к Российской Федерации.
В 2004 году Государственная дума РФ приняла Закон «О безвозмездной передаче религиозным объединениям в постоянное пользование земель под зданиями культового назначения»
30 ноября 2010 года Президентом РФ Дмитрием Медведевым был подписан Федеральный закон Российской Федерации № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», определяющий «порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности».
19 февраля 2010 года было распространено письмо ряда сотрудников ведущих российских музеев Президенту РФ Дмитрию Медведеву, в котором они призывали не передавать РПЦ религиозные памятники из музейных фондов, мотивируя свою позицию тем, что «передача древних храмов с фресками и иконами, а также икон и драгоценной богослужебной утвари из фондов музеев в церковное пользование выведет их из контекста культурной жизни общества и может привести к их гибели».
3 марта 2010 года работники искусства и науки опубликовали Открытое письмо Патриарху Кириллу, в котором говорилось о возможных последствиях передачи памятников истории и культуры, признанных общенациональным и мировым достоянием: «Лишение древних памятников музейного статуса будет означает отказ от признания церковного и шире — религиозного искусства неотъемлемой частью великой культуры России и в итоге приведёт к разделению народа исключительно по конфессиональному принципу».
После принятия Федеральным Собранием закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в ноябре 2010 года музейные работники вновь выступили с его критикой: « …закон как был, так и остался антикультурным, антисоциальным и абсолютно вопиющим с точки зрения его несоответствия существующему законодательству, включая Конституцию, Гражданский кодекс и ряд федеральных законов в области культуры»
23 июня 2010 года главный раввин (ФЕОР) России Берл Лазар заявил о намерении вернуть культовые здания иудеев, отобранные после Октябрьской революции.
Таким образом распределение подлежащих передаче по закону 2010 года объектов религиозного назначения по религиозным организациям на 2010 год составило по России:
10643 православных (96,7 % от общего количества);
165 мусульманских (1,5 % от общего количества);
144 католических (1,3 % от общего количества);
21 буддистских (0,2 % от общего количества);
15 иудаистских (0,1 % от общего количества).
В 1953—1986 годы «за национализм» (Статья 58—10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст. 58—2, 58—9 настоящего Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой лишение свободы на срок не ниже шести месяцев) было привлечено к уголовной ответственности 92 человека.
За антисоветскую агитацию с русской националистической риторикой в привлекались рабочие — 40 дел. За ними следуют уголовники — 14 случаев. Чиновники и служащие замыкают тройку лидеров привлеченных «за национализм» в РСФСР — 11 дел. Пять-шесть дел было заведено на студентов, безработных, бомжей и других. Два уголовных дела было заведено с этой формулировкой на представителей интеллигенции. Интересно, что ровно столько же раз привлекались крестьяне.
Чаще ксенофобия направлялась на евреев. Было возбуждено 32 дела против людей, которые совмещали антисоветские лозунги с антисемитской риторикой.Евреи сохраняли лидерство, как объект ксенофобии, вплоть до середины 1990-х годов, когда в массовом сознании их заменили представители народов Кавказа.
За пять лет с 2014 года количество осужденных в РФ по ст. 282 "за возбуждение ненависти или вражды и унижение человеческого достоинства" увеличилось вдвое.
Уголовные дела по ст. 282 возбуждают из-за действий в интернете: публикаций и комментариев в соцсетях.
3 октября 2018 года Владимиром Путиным был внесён в Госдуму законопроект, предусматривающий частичную декриминализацию статьи 282: уголовная ответственность по первой части статьи наступает только в случае, если лицо уже привлекалось к административной отвественности за подобные деяния в течение года. Вместе с ним в пакете был внесён законопроект, предусматривающий эту административную ответственность.
Оценили 2 человека
4 кармы