Коротко в блокнот об участии религиозных объединений в государственном строительстве

0 366


(Давно хотел обозначить свою позицию по данному вопросу, чтобы потом только ссылаться на тему в своих комментариях по вопросам РПЦ.)

Русская Православная Церковь стала таковой благодаря инициативе Сталина, отражённой, в том числе, и в постановлении СовНарКома СССР №993 от 14 сентября 1943 года. Появление легитимного Патриарха явило собой новую страницу в жизни русской церкви и дало толчок к давно ожидавшемуся церковному обновлению. Со стороны власти инициатива задействовала механизм укрепления государства, что, несомненно, является частью государственного строительства.

Итак, день сегодняшний ставит перед государством те же задачи, что и полвека назад. Это возрождение из разрухи системы передачи практических знаний, укрепление этических и моральных основ, сакрализация современных духовных авторитетов, охранение и культура обращения к русскому мировоззрению… Таковые задачи относятся к категории нематериального порядка, требующие решения «ещё вчера».

Что же наиболее ёмко и энергично может способствовать выполнению данных социальных задач? Механизм, противостоящий исключительности и индивидуализму, сплачивающий общество вокруг своего морального авторитета, независимый от властных групп и отдельных возвысившихся коммерческих лидеров. Государственные структуры не обладают данными качествами. Светские механизмы сильно зависят от материальных ресурсов и личных установок лидеров, а потому затратны, имеют долгие сроки выполнения поставленных задач, быстро теряют моральный авторитет в глазах современного электората, и содержат ряд других серьёзных уязвимостей.

Как уже понятно из написанного выше, требуется независимый от государства, не входящий в государственные структуры механизм, обладающий средствами производства морального авторитета.

Что бы объяснения свести к минимуму, перейду к концепции механизма, которую рассмотрели и приняли Патриарх Алексий II и Президент Путин в 2001 году, как я это сейчас понимаю.

Объединительная идея, предложенная РПЦ, состоит «…в гармоничном сочетании высокой нравственности, духовности и честного труда всех членов нашего общества». Идея существенно древнее социализма, сформулированная, в современном обществе, в комплексе признаков социального государства. Выработанная формулировка, конечно же, содержит программу максимум, цель, к которой надо стремиться, но вряд ли возможно достичь. В условиях капитализма достичь её просто невозможно, но к 2001 году уже стало ясно, что структура социума, основанная на исключительности и эгоизме, ведёт к разрушению России, а созидать, вести государственное строительство можно лишь отходя от этой деструктивной идеологии глобалистов. «Семибанкирщина» вбросила в информационное поле «тонны» компромата на РПЦ с одной лишь целью – не позволить даже начать двигать Россию в сторону социального государства, направлять верующих к сплочению народа на основе этических и моральных идеалов.

РПЦ приняла удар на себя, как я думаю, на троечку с плюсом, но далее повела дело самым энергичным образом, набрала моральный авторитет, показала свои лучшие качества, и продолжает работать на объединительную идею, не сбавляя темпа. Таким образом, успехов в войне с РПЦ посредством компроматов, банкстеры не добились, и это определённо хорошо.

Более того, все крупнейшие государственные религии сплотились вокруг православия и действуют в рамках программы максимум сообща.

Внешне, объединяющая идея сформировалась на основе концепции «России, как второй Византии». Комплекс положительных достижений Византийской Империи довольно обширен и достоин осмысленного применения, а на российской почве имеет продолжительную историю и традиции.

В середине 19 века реализация этой же идеи имела блестящие результаты. Золотой век классической русской культуры является лишь одним из свидетельств её благотворного влияния. Опуская другие хрестоматийные примеры, ограничусь лишь констатацией исторического факта – когда на Руси и в России требовался национальный подъём, объединительная идея, то обращение к образу Византии всегда давало искомый эффект.

Для иллюстрации внешнего проявления использования образа Византии в современной России позволю себе воспользоваться уже собранным материалом на открытом ресурсе «Сделано у нас»: https://sdelanounas.ru/blogs/38227/

По ссылке можно увидеть крупные новострои и реплики утраченных кафедральных соборов в разных уголках России за период с 1990 по 2010 годы.

Это ограниченная выборка, но рассматривая фотографии можно увидеть в архитектуре этих культовых сооружений композиционные приёмы, позаимствованные у византийских мастеров. Убранство фасадов в них связано с организацией внутреннего пространства, стилизованной утварью, с возвращением в практику каменных иконостасов… Восприятие представленных новых храмов рождает именно те эмоции, которые вкладывала РПЦ в объединительную идею.

Государство формально отделено от церкви, но государство не может отмежеваться от миллионов верующих, поэтому объединяется с ними и привлекает к участию в государственном строительстве. Заявленная дистанция существует, но соблюдать её непросто. Простым примером служит федеральная целевая программа «Культура России», в рамках которой бюджет финансирует реставрацию храмов, мечетей, молельных домов и других культовых объектов, которые по федеральному закону 73-фз относятся к объектам культурного наследия федерального значения. Все сохранившиеся культовые объекты и земля под ними являются федеральной собственностью, а церковь лишь использует их для своих нужд, что и позволяет государству финансировать восстановление, либо строить реплики уничтоженных культовых объектов.

В том числе и поэтому, отделить государство от церкви весьма сложно, а раз так, то можно уверенно утверждать, что РПЦ участвует в государственном строительстве. Успешно идёт работа или же нет, я оценивать не буду, но отмечу, что президент опирается на православные авторитеты в своей внутренней и внешней политике, а так же активно участвует в жизни РПЦ, и как президент, и как обычный человек.

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

Секретное дело КГБ-Потопы, Полая Земля, Тайные знания.

В этой видео-статьи, будут рассмотрены факты изложены в Секретном Деле КГБ от 1983 года. Можно бесконечно спорить о том является ли это дело подлинным, или это просто чей-то вброс, или...