«ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА БУДУЩЕЙ РОССИИ… даны нам в трагическом опыте нашего времени. За ними долгие годы русского и общечеловеческого государственного кризиса и размышлений над ним…
Мы должны исходить от того, что все государственные конструкции, идеи и лозунги за последние 20 лет омертвели, выветрились или исказились.
Всё подлежит пересмотру, новому рассмотрению, углублённой критике, новому содержательному наполнению. Понятия свободы, равенства, народоправства, избирательного права, республики, монархии и т. д. понимались доселе формально, в отрыве от правосознания и его аксиом, в отрыве от национальной души и национальной проблематики…
Перед нами не идеал мечты или доктрины, а конкретная задача воссоздания России; не формальное, а живое, органически-историческое, русско-наследственное понимание Государства. Нам нельзя гоняться за чужими сверхнационально отвлечёнными формами жизни…
Мы должны выговорить ныне основы русского национально-государственного бытия, не предвосхищая тех путей, на которых они будут проводиться в жизнь. Мы должны высказать то, без чего по нашему мнению Россию нельзя построить и России — не быть. Политика будет это по-своему осуществлять; а история будет нас судить за наши воззрения…
Нет и не может быть единой государственной формы, столь совершенной, что она оказалась бы наилучшей для всех времён и народов.
Политически-зиждительное в одной стране, у одного народа, в одну эпоху — может оказаться разрушительным в других условиях.
Поэтому западная Европа, не знающая Россию, не имеет ни малейших оснований навязывать нам какие бы то ни было политические формы: ни «демократические», ни «фашистские».
Россия не спасётся никакими новыми видами западничества. Все политические формы и средства человечества должны быть нам известны и доступны. Но творческая комбинация из них и из других, ещё не известных, должна быть избрана и создана самою Россией, должна быть подсказана её собственною проблематикой, помимо всяких доктрин и предрассудков.
Мы должны понимать и помнить, что всякое давление с запада, откуда бы оно ни исходило, будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не интерес русского народа, а интерес давящей державы и вымогающей организации. Придётся или не придётся России считаться с таким давлением, — это вопрос будущей истории. Но искать и хотеть мы должны своего, русского, независимо от этих эвентуальных давлений, предулавливать которые нам отнюдь не подобает.
Итак, мы должны считаться только с двумя великими реальностями:
1. С исторически данной Россией, её целями и интересами.
2. С верно понятыми и усвоенными аксиомами правосознания и государственности, взращёнными в нас двухтысячелетним христианским опытом.
Будущее русское государственное устройство должно быть живой и верной функцией русской истории и этих христианских бесспорных аксиом, воплощая эти аксиомы не в меру утопического максимализма, но в меру исторической вместимости их ныне в живую ткань русской народной жизни.»
И. А. Ильин. «ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА». 1937
Оценил 21 человек
35 кармы