Задалески Нана́

6 1983

  В 1395 году хромоногий Тимур двинул свои бесчисленные орды на алан. Предводитель монголо-татар, как известно, беспощадно расправлялся в первую очередь с непокорными народами. Предав алан «мечу джихада» он почти полностью отправил в « огонь гиены» целый народ.

 Спустя сорок лет после трагических событий Иосиф Барбаро средневековый путешественник с грустью заметил, что коренных жителей на равнине он уже не застал, страна алан превратилась в безлюдную пустыню, усеянную многочисленными могильными курганами. Чудом, уцелевшие остатки аланского народа, нашли приют в труднодоступных горах Кавказа. Здесь они оказались недосягаемыми для тяжелой татаро-монгольской конницы.

 События, связанные со временем нашествия Тимура на алан, оказались запечатленными в народной памяти, легендами, преданиями, песнями.

  Одна пожилая женщина, Нана, как принято, было называть женщин ее возраста, дабы не исчез с земли род аланский, пошла по селам собирать осиротевших детей, чтобы тайком увести их в горы. Собрала она детей из 16 осетинских родов и вывела их тайными ходами, дабы уберечь их и сохранить нацию. Она кормила их дикими фруктами, различными кореньями, всем, что ей удавалось добыть. Однажды Нана с детьми попала в Задалеск, в род Текиевых. Хозяева по возможности приютили детей. Кто-то предложил распределить их по семьям, но Нана не согласилась. Тогда жители селения выстроили для нее и ее детей дом и в дальнейшем помогали им, как могли. Время шло. Дети выросли. Девушки вышли замуж, юноши женились. Семья Нана разрослась, пустила корни, а сама она так полюбилась жителям селения, что когда ее не стало, они сделали из ее дома святилище.

 

Кто скрывается под именем Задалеской нана? .Может быть -это образ собирательный, который стал данью уважения аланским женщинам времен нашествия Тимура. Об этом история молчит. Правда, имя общей матери, связывают с горным селением Задалеск. Старики еще вспоминают о старинном склепе , в котором покоились останки неизвестной женщины, возможно той самой – Нана Задалеской.

 Охраняющая в пути и направляющая по счастливой дороге, она в ореоле святости, уже давно стала божеством, которому поклоняются женщины не только селения Задалеск. в Дигории, традиционно летом отмечают праздник в честь спасительницы всеобщей Матери- Задалеской нана. Солнцеликая, светоносная. Задалеская нана в осетинском сознании стала символом женщины, дарующей людям и свет и добро. Мать- спасительницу почитают и мужчины. В Дигории и сегодня, старший за столом не забудет в числе божеств упомянуть имя Задалеской нана.

  Говорят, что « доброта не противоположна твердости, даже суровости, когда ее требует жизнь. Сама любовь иногда обязывает быть твердым … и не бояться страдания, которое несет с собой борьбу за то, что любишь»…

"Я решил разогреть холодец, а русские сказали, что я так не проживу в России" Американец о России после 6 месяцев проживания

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Знакомьтесь, это Энтони и Алекс. Они американцы. Так вот Алекс (тот, что справа ) прожил в России аж полгода и очень подробно расс...

Злой рок «русского рока»

В начале нулевых в мой любимый Новороссийск с бесплатным концертом приехала уже ставшая легендарной панк-группа «Король и Шут». Михаил (Горшок) Горшенёв был ещё жив и полон сил, а потом...

Обсудить
  • Красивая легенда. Думаю, Нана была не одна, просто в легенду одно имя попало. Это, наверное, собирательный образ.
  • Согласен с  выводом-окончанием. 
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: