Иронические паралели - 5. Эталоны красоты. Рейснер и Чехова.

11 5236

Традиционно принято сопоставлять женские образы разных эпох и делать вывод об изменении идеала красоты, - это и несложно, и наглядно. Рискнем оспорить этот прием как бесполезный для познания. Публика не выбирает "королеву красоты" путем голосования после измерения длины ног всех наличных женщин. Идеалом становится персона, оказавшаяся в нужное время в нужном месте и проявившая нужные черты характера. Внешность такой персоны становится идеалом и в добровольном, или принудительном порядке формирует общественный вкус. Поясним подробнее.

Абсолютно необходимым условием попадания на Олимп служит нахождение в "правильной" социальной группе. Например, не рекомендуется публично сомневаться в красоте королевы - жены лучшего из монархов. Если же вы хотите получить добровольное признание - следует стать любимой наложницей короля. Общественное признание последует неизбежно, ибо все лавочники знают, что жену король заполучил по политическим мотивам, а вот любовницу он уже выбрал как лучшую из лучших.

С изменением структуры общества меняется и и стартовая позиция. Монархия падает и уже не герцогиня де Полиньяк, а Манон Ролан начинает сниться взволнованным юношам.

---

Лариса Рейснер, петербургская барышня, рано увлеклась литературой, но первые ее шаги не были особенно удачными, стихи не блистали оригинальностью, издание журнала закончилось вместе с деньгами родителей, а роман с Гумилевым оборвала измена. Еще до революции Лариса проявляла интерес к социальным проблемам, что было в те годы не удивительно. Совсем юная богемная дева, пожив на Волге вдруг роняет:

«За Россию бояться не надо: в маленьких сторожевых будках, в торговых селах, по всем причалам этой великой реки — все уже бесповоротно решено. Здесь все знают, ничего не простят и никогда не забудут... Это различимо везде — за всеми желтеющими опушками, за островками и быстринами. Такие стихии не совершают ошибок».

Поэтому не удивительно, что она быстро ввязалась в революцию. Именно её послали на "Аврору" с приказом об открытии огня. С началом гражданской войны мы находим ее с маузерем на бедре, рядом с любимым, на тех же волжских берегах. Её отчаянная храбрость быстро становится легендой. Когда при отступлении из Казани Раскольников потерялся, Лариса, как и положено богине любви, бросилась искать его за линию фронта. Сама попалась и по счастливейшей случайности сбежала прямо с допроса. В той же Волжской флотилии служил матросом Всеволод Вишневский. Потом он напишет "Оптимистическую трагедию", драму про любовь и войну, в которой комиссар, попавшая в плен, погибает. Вот там и можно понять, на что она была способна и почему её так любили балтийские матросы. Знаменитая фраза: "Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?" именно оттуда.

Она прошла с флотилией до конца войны, до Персии, где красные захватили флот белых и принудили англичан к капитуляции.

Пережитый опыт поставил перед ней художественные проблемы, неведомые акмеизму.

"Что это, красота или нет, когда в упор из засады по кораблю бьет батарея, и командир с мостика кричит обезумевшим людям. Так кричит, что они свой живот отклеивают от палубы, встают и бегут к орудиям. "

Она дала ответ, выпустив несколько сборников, поразивших современников и забытых ныне. Вот вам для образца стиля портрет матроса:

"За столом невольно замечаются его большие мозолистые руки, быстрые и гибкие, всегда берущие вещи в том месте, где у них скрыта точка тайного равновесия. Все, чего касаются титанические пальцы Полозенко, невольно распадается на равные и пропорциональные части, и эти части в его руке уже живут и поддерживают друг друга в пространстве."

Сегодня эти рассказы очень пригодились бы для чтения, как надежный антидот от стенаний Михалкова и ему подобных.

«Чистополь, Елабуга, Челны и Сарапуль — все эти местечки залиты кровью, скромные села вписаны в историю революции жгучими знаками... Жены и дети этих убитых не бегут за границу, не пишут потом мемуаров о сожжении старинной усадьбы с ее Рембрандтами и книгохранилищами или о неистовствах Чеки. Никто никогда не узнает, никто не раструбит на всю чувствительную Европу о тысячах солдат, расстрелянных на высоком камском берегу, зарытых течением в илистые мели, прибитых к нежилому берегу».

"... вчера мы взяли Елабугу. На берегу, как вы знаете, найдено до ста крестьянских шапок. Весь яр обрызган был мозгами. Вы сами видели — лапти, обмотки, кровь. Мы опоздали на полчаса. Больше это не должно повториться."

В стихах и прозе её воспели многие. Приведем здесь детальное описание очевидца:

«Ее темные волосы, закрученные раковинами на ушах, серо-зеленые, огромные глаза, белые прозрачные руки, легкие, белыми бабочками взлетавшие к волосам, когда она поправляла свою тугую прическу, сияние молодости, окружавшее ее, – все это было действительно необычайным. Когда она проходила по улицам, казалось, что она несет свою красоту как факел, и даже самые грубые предметы при ее приближении приобретают неожиданную нежность и мягкость. Я помню то ощущение гордости, которое охватывало меня, когда мы проходили с нею узкими переулками Петербургской стороны, – не было ни одного мужчины, который прошел бы мимо, не заметив ее, и каждый третий – статистика, точно мною установленная, – врывался в землю столбом и смотрел вслед, пока мы не исчезали в толпе. Однако на улице никто не осмеливался подойти к ней: гордость, сквозившая в каждом ее движении, в каждом повороте головы, защищала ее каменной, нерушимой стеной».(В. Л. Андреев)

Она умерла от тифа в феврале 1926 года тридцати лет от роду.

---

Сегодня красота живет не в поэтессах, не в графинях, не в революционерках и даже не топ-менеджерах на шпильках. Сегодня она падает на нас из мира гламура. Гламурные героини навязчивы, как июньские комары, и неотразимы, как римские легионы. Расчетливый ум рекламщиков породил их на свет ради массового потребления. Поэтому они просты и стандартны.

Разврат, проституция и эротический фольклор существовали всегда. Но, уникальная особенность нашей эпохи, общество впервые признало сексуальную грязь культурной ценностью. С этого момента порнография стала диктовать свой взгляд на отношения полов, представляя его как "правду, которую от вас скрывали". Не удивительно, что эта правда обнаружилась в дихатомии секса и денег. Каждый дожен стремится, чтоб и того, и другого было много. Это и есть счастье. При такой постановке вопроса все тургеневские барышни выглядят дремучими дурочками: сколько у мужчины денег их не интересовало, как правильно доставить ему удовольствие не обучались. Ковырялись непонятно в чем. Им бы у Анфисы Чеховой поучится:

"Роскошные формы знаменитости привели подписчиков в неописуемый восторг. Анфиса пыталась прикрыть свое богатство за ладонями, но такую красоту сложно скрыть. Фолловеры были просто сражены: "Такую грудь надо застраховать", "Ты просто сногсшибательная женщина", "Детка, ты просто секс-бомба".

Надо отдать должное мастерам рекламы. Идеал должен быть воплощен в конкретном человеке, и личность этого человека должна вызывать интерес. А как это сделать с таким материалом, который заведомо обезличен и превращен в логотип ? Тут и было придумано регулярно выдавать информацию о текущих делах звезды, напуская побольше намёков и скандалов, попутно рекламируя белье, косметику, курорты и курсы похудания.

"Анфиса Чехова очарована Ригой",

"Анфиса Чехова помогает детям",

"Анфиса Чехова отдыхает на Маврикии"

Интернет, со своими блогами и инстаграммами, пришелся тут очень кстати. Возможно, вы скажете, что фолловеров скупают за копейки, а за любую фаворитку Людовика XIV можно отдать три дюжины таких Анфис. Да и саму Анфису на самом деле никто не любит. Но дело то не в этом. Дело даже не в том, что туристов на Маврикии после таких публикаций становится больше. Дело в том, что никого другого идеала сегодня у общества нет.

Ссылки:

https://itexts.net/avtor-galina-przhiborovskaya/102003-larisa-reysner-galina-przhiborovskaya/read/page-1.html

Лариса Рейснер. Избранное. М, 1965

http://www.achekhova.ru/news.php

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...

Обсудить
  • Такие сравнения полностью неуместны. Во времена Рейснер совершенно точно были аналоги Чеховой. Да вспомните Эллочку-людоедку. Калибром поменьше, но списана с живого прототипа. Сравнивать не стоит. Стоит помнить одних и плюнуть на других.
  • Стержень был в этой девушке.