Позорный урок преподал нам «учитель» Захар Прилепин в своей программе «Уроки русского», посвященной Александру Колчаку. Поводом к «уроку» послужил пяти серийный фильм «Александр Колчак. Жизнь и смерть за Россию». В качестве экспертов в фильме выступили люди науки: доктора и кандидаты исторических наук, судившие о предмете своего исследования не с кондачка, а опираясь на материалы архивов, на итоги долгих размышлений.
И от З.Прилепина также можно было ожидать соответствующего серьезного подхода: аргументы против аргументов. Увы, все аргументы ученых были начисто проигнорированы, как будто бы их и в природе не было. Главный аргумент «учителя» - громкий голос, которым он, подобно Жириновскому, безапелляционно изложил «ученикам» то самое «мнение» об адмирале, которое и существовало в неизменном виде на протяжении всех лет советской власти.
Методология прилепинского урока незамысловата, несмотря на сложность предмета. Ведь что такое гражданская война, в чем ее трагедия? Это разделенный народ истребляет сам себя. У каждой воюющей стороны своя правда, за которую противоборствующие стороны готовы отдать жизнь. В изложении же «учителя» все просто: «чистые» (конечно, красные) воюют против «нечистых» (конечно же, белых). Одни совершают преступления, а другие, соответственно, борются с преступниками. И значит, нужно просто привести аргументацию тех, кого мы любим, и полностью игнорировать аргументацию противоположной стороны. И таким образом делается столь же незамысловатый вывод: победили, не могли не победить, «чистые», то бишь красные, победила, в логике З.Прилепина, историческая правда.
Но если бы это была правда, то после победы в гражданской войне не было бы известных крестьянских восстаний, не было бы ожесточённой борьбы в правящей верхушке, не было бы известных трагических событий конца 30-х годов. И, наконец, не рухнула бы советская система.
Думается, что инженер человеческих душ взял на себя непосильную задачу - учить людей. Как говорил А.С.Пушкин в стихотворении «Сапожник»:
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!
Ну, а искать историческую истину лучше всего на научных конференциях – там, в среде ученых, сложные вопросы в черно-белом формате не прокатят.
Оценили 0 человек
0 кармы