«Ну, что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?»
П.Бажов. Каменный цветок.
Распространена риторика о гениальности Столыпина, о том, что мешали ему вечно какие-то внешние силы: то бюрократия, то большевики. Сияющий гений Столыпина посреди серой массы неповоротливой России.
Тем интереснее мнение современника столыпинской реформы, митр. Вениамина (Федченкова), духовника Петра Врангеля, епископа армии и флота:
«Поднимался в Думе вопрос о земле, но тоже бесплодно. И как-то скоро образовалось неверие в эту говорильню. ...
Только один раз явился у трона многообещающий яркий человек П.А.Столыпин. Он бросил дерзновенно-крылатое слово революционной Думе: «Не запугаете!» Но это было сказано более смело, чем исторически прозорливо. Сам же он был убит в киевском театре, где был и царь, провокатором Богровым, а революция продолжала тихо расти... Ему приписывалась некоторыми будто бы гениальная спасительная идея земледельческой системы, так называемого хуторского хозяйства; это, по его мнению, должно было укрепить собственнические чувства крестьян-хуторян и пресечь таким образом революционное брожение... Не знаю, верно ли сформулировал его идею. Тогда я жил в селе и отчетливо видел, что народ против нее. И причина была простая. Из существующей площади - даже если бы отнять все другие земли; удельные, помещичьи, церковные и монастырские - нельзя было наделить все миллионы крестьян восьмидесятинными хуторами, да и за них нужно было бы выплачивать. Значит, из более зажиточных мужиков выделилась бы маленькая группочка новых владельцев, а массы остались бы по-прежнему малоземельными. В душах же народа лишь увеличилось бы чувство вражды к привилегиям "новых богачей". Да и вообще, спасать русский народ лишь буржуазным соблазном личной корысти было совсем неглубоко, недуховно, негосударственно. Православный великорусский народ привык к общинному укладу жизни. И хутора в народе провалились. В нашей округе едва ли нашлось три-четыре семьи, выселившиеся на хутора. Дело замерло, оно было искусственное и ненормальное. А народ наш разумен и нравственно солидарен: если уж устраиваться, то всем, а если уж страдать, то тоже всем».
Митрополит Вениамин (Федченков) «На рубеже двух эпох. Глава "Две революции"».
* * *
— вынес из комментария к материалу: «Понятие частной собственности всегда было чуждо русскому народу»
— интересный штрих к наменитой реформе, и штрих кровавый — в материале «Столыпинский галстук. Лев Толстой о 20 повешенных крестьянах»
Источник: http://arctus.livejournal.com/...
Оценили 4 человека
4 кармы