События последних нескольких недель кардинально изменили траекторию мирового процесса. О том, что ещё полгода назад казалось невозможным, сегодня можно читать в новостной ленте. Смысл происходящих событий – оформление новых противостоящих блоков и раздел между ними стартовых позиций для будущей игры или войны. Все происходящие события нужно рассматривать в этом контексте. Ниже я хочу с этих позиций рассмотреть событие начала этой недели – объявление 53 саудовскими духовными деятелями джихада против России и Ирана.
http://www.rbc.ru/politics/05/...
Более пятидесяти саудовских духовных деятелей, многие из которых оппозиционны властям страны, призвали арабские страны поддержать джихад против России, Ирана и сирийских властей. <…> Они призывают страны мусульманского мира оказать «моральную, материальную, политическую и военную» поддержку тем, кого называют «святыми воинами Сирии». <…> Российскую воздушную операцию в Сирии саудовские духовные лидеры сравнивают с операцией советских войск в Афганистане, которая также привела к объявлению джихада, а нынешнюю операцию российских военных в Сирии называют частью «православного крестового похода». <…> Несмотря на то что официальное духовенство называет войну повстанцев против Асада как джихад, оно запрещает ехать в Сирию для участия в боях или оказывать повстанцам финансовую помощь по любым каналам, кроме государственных.
Сразу отмечу, что это заявление не осталось без ответа с Российской стороны. Так, Муфтий Татарстана признал объявленный России джихад не имеющим силы. Кроме того, был дан и военный ответ:
«Сирийский шквал. Итоги первой недели»:
Первая неделя военной кампании России в Сирии завершилась эффектнейшими пусками крылатых ракет "Калибр-НТ" из Каспийского моря и началом широкомасштабного наступления правительственных сирийских войск против террористов. Удар крылатыми ракетами из Каспия по террористам ИГИЛ произвел настоящий фурор в мире. И у этого фурора есть много измерений.
Думаю, что этот ответ охладил многие горячие головы. Но так ли всё просто, нет ли здесь подводных камней? Чтоб ответить на этот вопрос нужно рассмотреть внутреннюю структуру Королевства Саудовская Аравия (КСА) и разобраться кто и зачем объявил джихад против нас.
__________________________________________________________
Начнём анализ с комментария компетентного человека – муфтия Москвы:
http://www.interfax-religion.r...
Объявление рядом саудовских богословов джихада властям Сирии, Ирана и России является "чистой воды самодеятельностью", считает муфтий Москвы и Центрального региона России, член Общественной палаты РФ Альбир Крганов. "В соответствии с исламским правом подобная фетва носит международный характер, а это значит, что право объявлять ее имеют только глава государства или духовный лидер мусульман страны, в данном случае это могут быть король Саудовской Аравии либо ее верховный муфтий", - заявил А.Крганов.
Альбир Рифкатович Крганов
Крганов акцентирует внимание на том, что эта фетва фактически означает бунт в КСА, ультиматум, предъявленный консервативной суннитской оппозицией КСА королю КСА. Кто в Аравии может бросить вызов королю Сальману? Чтоб понять это – кратко рассмотрим историю возникновения КСА и ваххабизма – официальной идеологии КСА.
Идентичность КСА, главным образом, растёт из двух корней. Первый и главный – идеология аль-Ваххаба, «отца» всего саудовского проекта. Второй связан с королевской семьёй Саудов и именами Мухаммада ибн Сауда (основателя первого ваххабитского государства в 1744) и Абдул-Азиз ибн Сауда (основателя и первого короля Саудовской Аравии).
Мухаммад ибн Сауд был одним из многих аравийских князьков. Но в середине 18 века он принял себе под защиту богослова Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба и принял его учение - ваххабизм. В течение нескольких десятилетий Сауд и его потомки, опираясь на религиозный энтузиазм ваххабитов, сумели подчинить себе большую часть Аравийского полуострова. После смерти Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба, Саудиты объединили в своих руках верховную светскую и духовную власть. Однако, в начале 19 века, турецкая империя разгромила королевство Саудов и рассеяла ваххабитов по аравийской пустыне.
Однако, за столетие религиозный накал ваххабитов не остыл, и во время первой мировой войны они, под руководством Абдул-Азиз ибн Сауда и с использованием консультаций Гарри Сент-Джон Филби, ваххабиты смогли отвоевать себе кусок Аравийского полуострова. В этой войне Сауд опирался на Братство Ихванов – потомков ваххабитов, в начале 19 века ушедших в пустыню.
http://polismi.ru/politika/bol...
«Братство [Ихванов]» было реинкарнацией раннего, жестокого, полунезависимого охранительного движения, предпринятого вооружёнными ваххабитскими «моралистами», которым чуть не удалось захватить Аравию в 1800-х годах. В той же манере, как и раньше, между 1914 и 1926 годами «Братство» снова захватило Мекку, Медину и Джедду. Однако Абд аль-Азиз начал чувствовать, что его более широким интересам начинает угрожать революционный «якобизм», демонстрируемый «Братством».
Для короля Абд аль-Азиза ваххабизм предыдущих десятилетий был разрушающим. На полуострове начали находить нефть. Британия и Америка обхаживали Абд аль-Азиза, но всё ещё склонялись к поддержке Шарифа Хусейна, как единственного законного правителя Аравии. Саудитам необходимо было выработать более изощрённую дипломатическую позицию.
Завоевание одобрения со стороны Запада (и продолжающегося западного одобрения) потребовало изменения модели: «проект» нужно было превратить из вооружённого, прозелитического исламистского движения в нечто похожее на государственность. Это не могло произойти легко из-за внутренних противоречий («пуританская» «мораль» против «реальной политики» и денег) – и по прошествии времени проблемы уступок «современности», которых требует государственность, заставили «ген» стать скорее более активным, чем пассивным.
«Братство» взбунтовалось – что привело к гражданской войне, длившейся до 1930-х годов, когда король с «братьями» и покончил – расстрелял их из пулемётов.
Но подход саудовского «Братства» к Исламу не умер в 1930-х годах. Он отступил, но продолжает сохранять свою власть над частями системы – отсюда и двойственность, которая наблюдается сегодня в отношении Саудовской Аравии к ИГИЛ.
Франклин Рузвельт и Абдул-Азиз ибн Абдуррахман Аль Сауд (1876 - 1953)
В дальнейшем Запад и Саудиты использовали Братство Ихванов для решения своих проблем с противодействием социализму, баасизму, нассеризму, советскому и иранскому влиянию. (Остатки Ихванов были использованы для построения национальной гвардии КСА.) Но иногда случались и «накладки».
Примером активности Братства Ихванов служит история захвата Запретной мечети в Мекке в 1979 году.
Джухайман ибн Мухаммад ибн Сайф аль-Утайби — один из организаторов и участников террористического акта в Мекке. До этого отслужил 18 лет в Национальной гвардии Саудовской Аравии, преподавал в Мекканском исламском университете Умм аль-Кура, затем был направлен в Исламский университет Медины.
http://muslimpolitic.ru/2014/0...
Недальновидная политика Саудии
Религиозный характер мятежа группировки, захватившей «Масджид аль-Харам», стал тем фактором, к которому власти Саудовской Аравии оказались абсолютно не готовы. На протяжении долгого времени они ожидали вооруженного выступления от сторонников панарабизма, социализма или шиитского меньшинства… <…> Во всех этих случаях Эр-Рияд был готов подавить волнения посредством своей национальной гвардии. Но парадокс ситуации состоял в том, что эти спецподразделения как раз и опирались на ультраконсервативных бедуинов, мятеж которых теперь возглавил Джухайман. Более того, сам лидер бунтовщиков почти 20 лет прослужил в национальной гвардии своей страны. <…>
Примечательно, что как сам аль-Утайби, так и еще один важный участник захвата Заповедной мечети – аль-Кахтани считались учениками верховного муфтия Саудовской Аравии Абдальазиза ибн База. И аль-Утайби определенное время даже преподавал в одном из государственных университетов страны. <…>
Непосредственно сама группировка, захватившая Заповедную мечеть, представляла собой радикализовавшуюся фракцию намного более крупного движения, основанного в Медине в середине 60-х и известного как «Джамаат ас-Салафийя аль-Мухтасиба» (ДСМ). ДСМ и его радикальное ответвление в лице «братства Джухаймана» были в числе первых проявлений особого типа саудовского ультраконсерватизма, который пережил Джухаймана и который до сих пор играет существенную роль в формировании политического ландшафта страны.
Исторические предпосылки
Еще одним фактором в пользу Джухаймана стало то обстоятельство, что его предки являлись членами движения ихванов, сыгравших в истории саудовского государства очень важную роль. (Здесь следует отметить, что саудовские ихваны не аналогичны братству «Ихван аль-муслимин», т.е. «Братьям-мусульманам». По большому счету сходство между ними лишь в названии, но никак не в методах борьбы). <…>
Наследие Джухаймана
Как ни странно, но память о Джухаймане до сих пор жива в определенных кругах радикалов, вдохновляя их на периодические попытки возродить его движение. <…>
Следует также сказать и о том, что влияние идей, исповедовавшихся Джухайманом, на саудовское общество глубже, чем, возможно, принято полагать. Подобного рода группировки существовали и, вероятно, продолжают существовать в Саудовской Аравии и сейчас.
Накалённый ваххабизм – эта накалённая лава, горячая плазма, которую как то смогла оформить в государство королевская семья Саудов. Почти столетие Саудам удавалось держать баланс – держать эту лаву достаточно нагретой для того, чтоб можно было поддерживать существование КСА, но достаточно холодной для того, чтоб не оказаться свергнутыми. События последнего десятилетия на Ближнем Востоке накалили ваххабитскую лаву, и теперь баланс нарушен. Справедливости ради надо заметить, что процесс подогрева ваххабизма запустила сама правящая династия КСА, когда благословила джихад против СССР, а затем поддерживала исламисткий терроризм на юге России.
Теперь, с приходом ИГИЛ, ситуация для саудитов стала совсем безвыходной. Для Братства Ихванов ИГИЛ – соратники по борьбе, а правящая династия – узурпаторы, к которым, к тому же, остались старые счёты.
А значит, в КСА оформляется раскол. И то, по каким границам он пройдёт, – зависит, в том числе, и от нас:
Наследный принц Абу-Даби, заместитель верховного главнокомандующего вооруженными силами ОАЭ Мохаммед Аль-Нахайян и президент РФ Владимир Путин (в центре)
Лавров: РФ и Саудовская Аравия выразили готовность к сотрудничеству по военной линии
http://tass.ru/politika/...
11 октября 2015
Президент России провел встречу с министром обороны Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом. Он заверил министра обороны Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана, что Россия понимает озабоченности королевства в связи с ситуацией в САР.
"Было подтверждено полное совпадение тех целей, которые Саудовская Аравия и РФ преследуют в отношении Сирии. Это, прежде всего, недопущение того, чтобы в Сирии восторжествовал террористический халифат", - сообщил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
"Мы подтвердили понимание тех озабоченностей, которые испытывают в Саудовской Аравии, в том, что касается тех целей, которые поражают российские военные в Сирии, - подчеркнул Лавров. - С нашей стороны была выражена готовность, которая нашла встречный отклик со стороны преемника наследного принца, готовность к тому, чтобы максимально тесно стали сотрудничать наши военные, представители специальных служб, чтобы не было никаких сомнений, что цели, по которым работает российская авиация, являются целями ИГИЛ, "Джебхат-ан-Нусра" и прочих террористических группировок".
Взято с: http://9-terik.livejournal.com...
Оценили 20 человек
87 кармы