Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

ПРОТИВОСТОЯНИЕ: Греко-католики объявляют войну всех против всех???

18 28740

Всем известно достаточно радикальное и враждебное отношение греко-католиков к православным. Собственно, даже инициаторами антицерковных законов в Верховной Раде, которые направлены против Украинской Православной Церкви являются депутаты, которые по вероисповеданию относят себя к украинской греко-католической церкви (УГКЦ).

Но на западной Украине разгорается не шуточный скандал с противостоянием украинских греко-католиков и представителей римо-католической церкви.

Причиной скандала стало то, что на днях митрополит Мечислав Мокшицкий, возглавляющий римо-католическую епархию во Львове заявил что ситуация на Донбассе - это следствие того, что на украинцах до сих пор находится нераскаянным грех геноцида, указывая на волынскую резню.

 

Первым на это обратил внимание и возмутился словами митрополита преподаватель Украинского Католического Университета (УКУ) Андрей Павлишин. Нужно сразу отметить, что Украинский Католический Университет - структура очень не простая. Именно представители этого учебного заведения начиали майдан во Львове, инициировали майданы поддержки в Риме, Вашингтоне и ряде других городов. А глава УКУ епископ греко-католической церкви американец Борис Гудзяк лично начинал майдан поддержки в Брюсселе. Поэтому в УКУ умеют бороться за свои интересы и степень нетерпимости, когда их интересы кто-то затрагивает, достаточно высока.

Комментируя заявление римо-католического митрополита преподававатель УКУ Андрей Павлишин дошел до настолько грубых эпитетов, что я не решился их тут приводить.

Павлишина тут же поддержал ряд священников УГКЦ, а на ресурсе РИСУ, который создан в рамках работы УКУ появилась статья с негодованием в адрес римо-католического митрополита.

Но самом деле в данном случае интересна не столько ситуация открытого конфликта греко-католического преподавателя университета с римо-католическим митрополитом, сколько те аспекты, которые не хотели особо афишировать как в греко- , так и в римо-католичестве.

Давайте разберем по порядку те конфликтные вопросы, которые нарастают между греко- и римо-католиками на Украине.

                                          ДЕЛЕЖ ХРАМОВ


Первое разногласие, которое существует - это храмы. Да-да, католикам есть что делить.

Польский директор центра Восточноевропейских исследований – Centrum Ucrainicum KUL Владимир Осадчий не скрывая говорит, что нападки на митрополита делают именно представители греко-католической церкви. И далее объясняет с чем это связано и почему греко-католики видят в митрополите Мечиславе Мокшицком врага. В своей речи он подчеркивает, что митрополит Мечислав является очень уважаемым в Польше иерархом и особенно известным после издания книги "Секретарь двух пап" и его позиция - это позиция римо-католической церкви по целому ряду вопросов. И один из этих вопросов заключается в том, что римо-католики до сих пор ощущают себя репрессированными на Украине. Со слов профессора, на Украине 126 храмов римо-католической церкви являются захваченными и пользуются этими храмами не кто иной как представители УГКЦ.

Логика тут проста и совершенно очевидна. Греко-католическая церковь была одним из мощнейших двигателей майдана и некоторые представители РКЦ, как то епископ Станислав Широкорадюк и некоторые другие, активно поддерживали этот процесс.

 

Очевидно, что надежда была на то, что униаты придя к власти не обделят и тех, кто им помогал и это позволит римо-католикам вернуть свои храмы. И действительно, после майдана подавляющее большинство людей в правительстве оказались греко-католиками.

Греко-католик Арсений Яценюк стал премьер-министром. Президентом стал Пётр Порошенко и в интернете после майдана вскоре появились фотографии как он со всей семьей причащается из рук главы УГКЦ . Сейчас генеральным прокурором является греко-католик Юрий Луценко (с 12.05.2016), а в состав комиссии по избранию главы антикоррупционного коммитета вошёл как креатура президента сотрудник УКУ Ярослав Грицак . Евгений Нищук, который активно вел разные мероприятия УГКЦ стал министром культуры (27.02.2014-02.12.2014 и с 14.05.2016 по наше время). Греко-католик Сергей Квит становится министром образования и науки Украины (27.02.2014-14.05.2016). Министром экономического развития и торговли стал Павел Шеремета

 

(27.02.2014-02.09.2014), который давно и тесно сотрудничает с УКУ, где еще в 2012 году возглавил попечительский совет бизнес школы УКУ , а позже возглавил и школу для менеджеров в государственном и гражданском секторе, открытую при УКУ . Министром обороны стал Игорь Тенюх, который еще в 2008 году подписывал от имени ВМС Украины договор с УГКЦ о сотрудничестве . Олег Мусий на должности министра здравоохранения вскоре после назначения возобновил сотрудничество со Всеукраинским Советом Церквей , но спустя некоторое время должность заняла Ульяна Супрун, которая возглавяла школу реабилитационной медицины при УКУ . Заместитель главы Верховной Рады Оксана Сыроед (с 04.12.2014) – греко-католичка . Близкий к УГКЦ и УПЦ КП Валентин Наливайченко, еще в 2010 году заявлявший, что нужно создавать единую поместную церковь , назначен главой СБУ (с 24.02.2014) . Униат Юрий Стець стал министром информационной политики Украины (с 02.12.2014) и членом СНБОУ.

При этом крестными родителями дочери Юрия Стеця, Евы, в униатском храме стали супруга Петра Порошенко – Марина и ген. прокурор Юрий Луценко, что по сути возродило традиции кумовства при власти, которые существовали при Ющенко. Темы кумовства в новой майданной власти стали со временем достаточно обсуждаемым вопросом и это на фоне того, что недавно было озвучено, что Украина заняла первое место в рейтинге наиболее коррумпированных стран в сфере бизнеса среди стран региона EMEIA (Европа, Ближний Восток, Индия и Африка) . Но собственно, тесные связи с Ющенко возможно и стали причиной возрождения традиции кумовства при власти – ведь Виктор Ющенко является крестным отцом дочерей Петра Порошенко , а сам Порошенко, согласно некоторым данным, был одним из главных источников финансирования оранжевого майдана.

Вполне логично, что католические епископы представляющие РКЦ на Украине, и помогавшие в меру сил униатам во время майдана, ожидали благодарности и поддержки. Но, как говорится, оказалось, что казалось и никаких особых преференций это римо-католичеству не дало. Безусловно, что такие обманутые ожидания не могли не породить обострений. Но это лишь один аспект из многих, которые создали ситуацию близкую к конфликтной.

РАСКОЛ В ПОЛИТИЧЕСКИХ КРУГАХ ВАТИКАНА


Нужно отметить, что ситуация с УКУ находит активность не столько внутри Украины, сколько продиктована извне определенными политическими кругами.

Начнем с того, что глава УКУ епископ Борис Гудзяк является гражданином США и несмотря на крики о патриотизме, украинское гражданство принимать он не спешит, равно как не спешил принимать его и покойный экс-глава УГКЦ кардинал Любомыр Гузар.

Борис Гудзяк - сын Александра Гудзяка, который во время второй мировой войны вместе армией Германии бежал из Украины и попал в Мюнхен. После этого он перебрался на место жительства в США. Через какое-то время он возглавил местное отделение Украинского Конгрессового Коммитета Америки (УККА). В США перебрался и также попал в УККА и его друг, ОУНовец и крестный отец Бориса Гудзяка, Степан Ворох. 

Оба - и Степан Ворох, и Александр Гудзяк - тесно сотрудничали как руководством УГКЦ, которое вело активную антисоветскую деятельность, так и с политическими структурами США. Существуют даже записи в новостях о встрече крестного отца Бориса Гудзяка с президентом США.

Все это обусловило то, что молодой Гудзяк очень быстро и легко был отправлен сначала в Рим под руководство главы УГКЦ Иосифа Слипого, потом в Гарвард, где его отец щедро финансировал разные проекты, а потом оказался близок к определенным политическим кругам.

Весьма показательным в этом деле является эпизод, который произошел во время рукоположения в епископа Бориса Гудзяка. По сообщениям СМИ на епископской хиротонии этого гражданина США присутствовали не только разные политики Украины, но и представители дипломатического корпуса Польши, Австрии, Королевства Дания, Грузии, Армении и США. В ходе этого мероприятия посол США Джонн Теффт лично вручил ему поздравительное письмо от гос. секретаря США Хиллари Клинтон, в котором кроме поздравлений было заявлено о том, что они с Гудзяком являются давними друзьями и Клинтон гордится этой дружбой. Такому вниманию со стороны целого ряда видных политиков мирового уровня мог бы позавидовать любой политик. А если говорить, о епископате, то я не знаю была ли подобная ситуация хоть у одного епископа любой из христианских конфессий при хиротонии из священники в епископа.

 

Однако, те кто наблюдал в последние годы за деятельностью Хиллари Клинтон, тот знает, что поведение ее носило явно антицерковный и враждебный по отношению к Ватикану характер. Так, еще в 2011 году Клинтон заявила "самая сложная проблема возникает, когда люди ссылаются на религиозные или культурные ценности как на причину нарушать или не защищать человеческие права граждан ЛГБТ". Позже СМИ пестрели рядом высказываний с открытым требованием изменить отношение верующих по отношению к абортам, ЛГБТ и др.

Конечно, это вызвало острейшую критику со стороны Ватикана, а римо-католики во многом голосовали против избрания ее на должность президента страны именно по религиозным соображениям.

Но вот в ведомстве ее друга, Бориса Гудзяка, ситуация была прямо противоположной.

После того как УКУ и УГКЦ отыграли колоссальную роль в организации майдана в самом УКУ начали просходить вещи, которые довели ситуацию до скандала. Речь о том, что многих людей, имеющих отношение к этому учебному заведению и священников УГКЦ начало возмущать, что на базе УКУ проводились гендерные образовательные программы, к преподаванию привлекались геи и люди поддерживающие ЛГБТ, а студенты, со слов некоторых преподавателей регулярно занимаются просмотром порнографии. И все это при том, что "президентом" УКУ является епископ УГКЦ Борис Гудзяк, а "великим канцлером" - глава УГКЦ Святослав Шевчук.

Ситуация набирала оборотов и духовенство требовало вмешательства главы УГКЦ и наведения порядка в нравственном плане. Шевчук долго отмалчивался, но потом таки сделал жесткое заявление. Но не в пользу возмущенных священников и сотрудников, как этого многие ожидали, а встал на защиту Гудзяка, назвав его противников чуть ли не слугами диавола. Некоторые люди, близкие к УКУ тогда прямо сказали, что вопрос был решен не только по политическим причинам, но и во многом благодаря щедрому финансированию, которое проходит через УКУ.

Естественно, что структуры римо-католической церкви такая позиция давнего друга Хиллари Клинтон не могла устраивать. Но вопрос до поры до времени замлчивался, хотя негатив накапливался.

Собственно, получилась очень неловкая ситуация, когда политические структуры в США открыто ведут антихристианскую политику, но при этом ведут тесную дружбу с теми, кто находится вроде как в подчинении Ватикану. Если мы вернемся к началу статьи и вспомним о преподавателе Андрее Павлишине, то окажется, что и этот человек совсем не прост и имеет также к Госдепу определенное отношение, участвуя в его программах.

Эта ситуация, когда УГКЦ через давнего друга Клинтон поддержало ее политику, в том числе и благодаря финансированию и породившая вражду с римо-католиками должна была найти какой-то приличный и понятный для обывателя вид и поэтому все списали на украинско-польские отношения. 

Собственно, об этом же в одной из бесед еще ранее говорил профессор из США Александр Сич, который работал в УКУ и видел ситуацию изнутри. Обсуждая тему противостояния УГКЦ с Православной Церковью он заявил что "не то, что возможно, но наверняка стоят определенные интересы и конкретные люди. Я знаю из своего опыта, что есть такие люди в греко-католической церкви. А тем более на западной Украине, на Львовщине. Я это сам видел и слышал и это касается не только Украинской Православной Церкви - они также ведут борьбу против поляков. Ведут борьбу против римо-католической церкви, под видом, что это поляки".

Но самое интересное, что вражда против главы РКЦ возникла и внутри этой церкви. В конце марта этого года ряд католических иерархов заявили, что папа римский должен уйти с поста главы церкви. Католическое издание подчеркивает, что разрыв уже не сводится к разрыву между либералами и традиционалистами, что это уже похоже на разрыв тех, кто верит в Христа и кто в Него не верит, что само по себе сильно напоминает ситуацию с римо-католиками в США, где Клинтон заявила, что церковь должна изменить основы веры.

 


РАДИКАЛЫ НЕ МОГУТ УЖИТЬСЯ
С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СПЕЦ. СЛУЖБ ИЛИ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ВОПРОСАХ ГЕОПОЛИТИКИ?

Еще один аспект, который разделил УГКЦ и РКЦ - это видение того, что делать с радикализмом.

Статистика римо-католической церкви говорит о том, что в Европе сейчас происходит колоссальный кризис и статистическое общее количество людей в РКЦ худо-бедно удается удерживать лишь благодаря существенному наращиванию верующих в Африке. В Европе же наблюдается резкое падение количества не только священства, но и семинаристов, которые должны пополнять ряды священников. Сами приходы пустеют, что доводит до того, что часть из них закрывают, часть сдают в аренду под автомастерские, рестораны, пивоварни или же отели. Некоторые приняли облик клубов для танцев, до чего додумывались лишь большевики-богоборцы.

Конечно, Ватикан не собирался и не собирается на это спокойно смотреть.

После майдана на Украине мы могли наблюдать целый ряд очень странных заявлений руководства УГКЦ.

Так, вскоре после майдана, в конце июня 2014 года глава УКУ Борис Гудзяк в одной из телепередач заявил дословно следующее: "Мы до конца поймем свое призвание, мы завершим то, что зарождалось на майдане, когда поймем, что мы в Европу идем не как попрошайки с протянутой рукой, которые хотят чтобы Европа нам сделала хорошие дороги, сделала справедливыми суды, улучшила медицину. Мы нуждаемся в солидарности в этих процессах. Но мы имеем чем поделиться, мы имеем таинство жизни, мы имеем пережитое ощущение своего достоинства. Наши молодые люди и не только молодые, отдавали свои жизни за европейские ценности. Это первый раз в Европе, что с европейским флагом люди отдавали свои жизни за эти основополагающие европейские ценности. Сегодня этим таинством, песней, метафорой, символами, солидарностью МЫ ПРИЗВАНЫ ПОМОЧЬ ЕВРОПЕ".

Подобные речи вскоре после этого озвучил и глава УГКЦ Святослав Шевчук. На Рождество 2015 года он заявил, что: "Я УБЕЖДЕН, ЧТО УКРАИНА ИМЕЕТ КАКУЮ-ТО ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ МИССИЮ. Не только по отношению к своему внутреннему строительству, своему возрождению или своего преображения. МЫ ИМЕЕМ ОСОБЕННУЮ МИССИЮ В ЕВРОПЕ, А ИЗ ЭТОГО - В МИРЕ. В чем эта миссия состоит? Сегодня старая Европа начинает терять свои корни, свои христианские корни. Сегодня, например, много европейцев с удивлением начинают понимать, что эти, настоящие ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ, КОТОРЫЕ ЕВРОПА ГДЕ-ТО ПРОВОЗГЛАШАЕТ, В ПОЛНОТЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛИ ВОПЛОЩЕНЫ НА УКРАИНЕ ВО ВРЕМЯ РЕВОЛЮЦИИ ДОСТОИНСТВА. То есть украинцы сегодня готовы свою жизнь отдать за то, что Европа называет европейскими ценностями, настоящими ценностями. ЕВРОПЕЙЦЫ, ПО-МОЕМУ, СЕЙЧАС НЕ ОЧЕНЬ ГОТОВЫ НА ТАКИЕ ЖЕРТВЫ РАДИ ТОГО, ЧТО ОНИ НАЗЫВАЮТ ОСНОВОЙ ИХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЫ ИДЕМ В ЕВРОПУ НЕ КАК ПРОСИТЕЛИ, НЕ КАК БЕДНЫЕ РОДСТВЕННИКИ. МЫ ИДЕМ В ЕВРОПУ КАК ТЕ, ЧТО ИМЕЮТ ОГРОМНОЕ СОКРОВИЩЕ, СОКРОВИЩЕ СВОЕЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ, СВОЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. И ЭТИМ СОКРОВИЩЕМ МЫ СЕГОДНЯ ГОТОВЫ ПОДЕЛИТЬСЯ С ТОЙ ЕВРОПОЙ, КОТОРАЯ ТЕРЯЕТ ФУНДАМЕНТЫ СВОЕГО СОЦИАЛЬНОГО, ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И СТОИТ ПЕРЕД НОВЫМИ, ОЧЕНЬ СЛОЖНЫМИ И ОПАСНЫМИ ВЫЗОВАМИ СОВРЕМЕННОСТИ... МОЛОДОСТЬ УКРАИНСКОГО ДУХА, КОТОРАЯ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПЕРИОД ЭТИХ ИСПЫТАНИЙ, МОЖЕТ ОБНОВИТЬ ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНТИНЕНТ.

Т.е. мы видим, что после майдана со стороны глав УКУ и УГКЦ прямо звучали фразы о том, что украинцы обязаны поделиться с Европой теми ценностями, которые в Европе исчезают и ставят под угрозу само существование христианства в пределах Европы.

Полную ясность в то, чем хотели делиться глава УГКЦ и УКУ с Европой, чтобы возродить там христианство, вносит профессор Ярослав Грицак, сотрудник УКУ, который в одном из видеообращений в период начала майдана прямо заявил что проводил консультации с людьми из Болгарии, которые являются специалистами по протестным движениям на постсоветском пространстве и целью их переговоров было то, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ МАЙДАННОЕ ДВИЖЕНИЕ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИМ.

Из этого очень четко вырисовывается то, в чем был изначально интерес Ватикана в деле майдана. Перед ним стоит ряд проблем: полный упадок в Европе, пустеющие храмы, растущее число представителей ЛГБТ и некоторых других организаций, которые видят в церкви врага. При этом верующие в Европе показали себя как люди, которые уже отучились отстаивать свои права. Все мы видели, что когда в Европе принимали законы в пользу ЛГБТ и проч, что расходилось с интересами церкви, то толпа верующих немного пошумела и разошлась, а законы остались. Поэтому Ватикану крайне нужна была "свежая кровь", нужны люди, которые как подчеркнули иерархи УГКЦ, готовы умирать за какие-то цели. Этот кризис с одной стороны и упования на восток Европы, не испорченный теми тенденциями, которые царят в "старой Европе" стали главнейшей задачей для Ватикана. Именно поэтому Ватикан поддержал создание гос. переворота, где униаты играли стратегически важную роль, чтобы это протестное движение потом бросить в Европу и переформатировать общество, вернув себе влияние на все сферы жизни.

Но многие вещи пошли не так.

Ну, во-первых, майданщики, которые пришли к власти путем обмана и насилия не могли породить здравые моральные тенденции в обществе. Наоборот страна утонула в коррупции, которую майданные власти развили со страшной силой. Ни о каком достоинстве не шло уже и речи.

Во-вторых сами протестные силы с одной стороны застряли на внутреннем противостоянии и терроре т.к. оказалось достаточно много тех, кто не захотел принимать "идеалы майдана" и все мы помним во что вылилась ситуация в Одессе, когда людей сжигали заживо. А с другой стороны этот террор и безнаказанность привели к многим преступлениям и значительной дискредитации доверия со стороны тех, кто думал, что эти радикалы борются за светлое будущее страны.

Еще в 2014 году священник так называемого киевского патриархата, который был все время на майдане, а потом пошел капелланом в АТО и побывал в плену в ДНР, вернувшись рассказал о том, что "далеко не все едут защищать Родину - многие едут убивать, грабить и насиловать". Понятное дело, что если дошло до того, что это озвучил священник самой ура-патриотической церкви на Украине, значит он должен был видеть эти преступления не раз, не два и не три, а настолько много, что не смог уже держать это в себе.

Все это привело к тому, что протестный потенциал крепко застрял на Украине и бросить его в Европу уже не так легко. К тому же выпускники УКУ едут в Европу, но не как носители гордого и достойного образа жизни, а едут как беглецы, видя какая безнадежность наступила в стране после реализации майдана.

Но изначально был и еще один существенный момент, который руководство УГКЦ и РКЦ не учло. Дело в том, что радикалы на Украине придерживаются мнения, что Европа им не очень-то и нужна. Поэтому они свою миссию видели в том, чтобы насаждать свои порядки на Украине, бороться с "преступной властью" и идти войной на Россию. Последний фактор приобрел доминирующую роль после того как из всех СМИ регулярно людей пугали тем, что завтра Путин начнет широкомасштабную операцию по захвату Украины.

Поэтому вскоре капелланы УГКЦ, озвучивая настрои националистов, стали открыто заявлять, что их цель - развал и уничтожение России.

Этот антироссийский вектор начали подчеркивать даже в росписях храмов на Львовщине, где открыто начали глумиться над главой РПЦ, главой России и т.д. помещая их изображения в таком виде, чтобы у приходящих возникали определенные стериотипы ненависти. Так патриарх РПЦ изображен на одной из росписей со знаком доллара на куколе, а Путина вместе с гербом СССР определили на горение в аду на росписи другого храма. Нужно отметить, что такое брутальное отношение к внутреннему пространству храма и нарушение всех понятий об иконописи, когда неизвестных людей с майдана даже не зная их жизни рисуют с нимбами, хотя среди них наверняка были и представители иных религий, возможно даже атеисты и в то же время продолжая политизацию икон рисуют сцены с откровенной ненавистнической целью - все это весьма пошатнуло доверие к униатской иерархии со стороны простых верующих, особенно когда представитель УКУ дал интервью, которое разлетелось во многие страны, где он говорит, что такая ситуация весьма правильная, что на этом нужно учить наших детей патриотизму. Но ситуация дошла до того, что эта "проповедь агрессии" ударила и по самому УКУ, который поддерживал и развивал эту "канонизацию" участников майдана, русофобию и ненависть - практически все иностранные преподаватели УКУ из среды верующих покинули это учебное заведение, видя такой озверелый разгул национализма. Дело дошло до того, что глава УГКЦ вынужден был лично обращаться к некоторым зарубежным специалистам, чтобы в этом ведущем учебном заведении УГКЦ не наступил полный упадок и нехватка специалистов. 

Это особенно начало раздражать Ватикан, который надеялся мягкой силой переформатировать Украину и бросить радикалов в Европу.

Поэтому мы находим далеко не лестные отзывы папского нунция на Украине Клаудио Гуджеротти, который ездит на Донбасс и хотел бы, чтобы произошло окатоличивание населения не путем насилия радикалов, которые часто совершают преступления и портят дело проповеди, а путем раздачи гуманитарной помощи и проч. Более того, это неприятие насилия - в среде римо-католических иерархов на Украине это факт. Очевидно, насмотревшись на последствия майдана, когда страна ввергнута в хаос, римо-католики оказались более сообразительными и поняли, что путь радикализации не только усложнит попытки окатоличить страну, но и может довести в какой-то момент до противостояния или даже полномасштабной гражданской войны по всей территории страны поскольку устремления националистов и радикалов разделяют далеко не все.

Автору из личных источников известно, что такое неприятие радикализма и разбушевавшегося национализма вызывало отторжение даже и у бывшего папского нунция Томаса Галликсона. Этот человек весьма уважаем в католическом мире как весьма взвешенный и разумный иерарх РКЦ. И вот, когда он уезжал с Украины, то весьма был потрясен тем, что творится в УКУ и в частных переписках "обзывал руководство УКУ националистами". Т.е. эта вражда между УГКЦ и особенно между УКУ и РКЦ уже тогда имела место. И собственно, против Гуджеротти тоже высказались сразу очень резко именно благодаря тому, что он не вписывался в русло радикального национализма, который получил бурное развитие в УКУ.

Дошло до того, что видя эти отзывы папского нунция, тот же Андрей Павлишин, сотрудник УКУ начал возмущаться и против этого папского посланника, который якобы неправомерно посмел обвинить центральные власти в геноциде населения на Донбассе.

Понятное дело, что с учетом того, что записи против львовского римо-католического митрополита и против папского нунция были с разницей в один день, то это больше выглядело как умышленный акт по развитию агрессии против римо-католической иерархии, чем реакция на те или иные события в церковной сфере.

Именно так, ситуацию вскоре начали воспринимать и в Польше, где наблюдали несколько дней подряд демонстративную порку римо-католического митрополита, которую устроили церковные СМИ УГКЦ и отдельные униатские деятели. Как результат, прозвучали даже требования того, чтобы Ватикан и польские власти вмешались в ситуацию.

Вероятно, что возможной причиной такого заявления о надобности вмешательства властей Польши и Ватикана стала ситуация, когда нападки со стороны священства УГКЦ уже не оставляли никакого конструктивизма критики и перешло в откровенную травлю. Так, доктор богословия, настоятель монастыря УГКЦ во Львове иеромонах Юстин Бойко заявил, что зная ситуацию во Львове вынужден заявить, что такое "антиукраинское" поведение митрополита вызвано огромнейшим влиянием на него его окружения. А последнее, со слов, Бойко многие уже давно подозревают в тесном сотрудничестве с бывшими сотрудниками КГБ. Саму же статью Бойко назвал "с кем поведешься, того и наберешься", пытаясь выразить этим мысль, что митрополит по сути пошел на поводу у сотрудников спец. служб (потому, что, как известно, "бывших" на таких службах не бывает) и поэтому сам является выразителем политики врагов УГКЦ.

Нужно сразу отметить, что Бойко - это не какой-то никому не известный иеромонах, озлобленный на жизнь и высшую иерархию. Бойко - пожалуй один из самый влиятельных иеромонахов в УГКЦ, который вхож во многие высокие ватиканские кабинеты и отлично знает ситуацию, которая происходит в Ватикане и в среде высшей иерархии РКЦ. Доверие к нему в Ватикане настолько велико было, что в 2013 году, когда происходило празднование 1025-летия крещения Руси, то указом папы Франциска Юстин Бойко был одним из трех человек, которые представляли папу римского на этом событии. Безусловно, чтобы получить такое высокое доверие Юстин должен был быть вхож во все кабинеты Ватикана и отлично поэтому знал чем живет тот или иной римо-католический иерарх. Собственно, он и сам в статье это подчеркивает, что будучи вхож везде в Ватикане знает и понимает кто чем живет, с кем ведет общение и проч. Вероятно, что Бойко знал об этой ситуации сотрудничества окружения митрополита РКЦ с КГБистами во Львове давно, но молчал из-за того, чтобы не провоцировать конфликт т.к. обвинения достаточно серьезные. Но видимо, посчитал, что ситуация уже далеко не рядовая и митрополита надо "мочить" выбросив в массы то, от чего не только сам католиеский иерарх, но и РКЦ вцелом уже не скоро сможет отмыться в глазах простых верующих.

Более того, после этих слов, Бойко, вероятно опираясь на свои связи и возможности, прямо и однозначно намекнул, что если митрополит не увидит этой ситуации так как он ее описал (те. не возложит вину на свое окружение и не изменит курса своей деятельности), то "это говорит, что его окружение создает все условия для того, чтобы его отозвали". Т.е. по факту митрополиту пригрози опять таки высылкой из страны, как это озвучил ранее Павлишин, задававшийся вопросом "не засиделся ли на Украине этот иностранный гражданин?".

Для того, чтобы понять ЧТО значит такая статья Бойко нужно на секунду вспомнить историю УГКЦ, что всю вторую половину 20 века эта церковь была запрещенной в СССР и любые подпольные действия священников преследовались представителями КГБ. Поэтому сказать, что ты сотрудничаешь с КГБ - это равнозначно, что сказать, что ты стал частью безбожной системы и врагом церкви и Христа. По факту - это было не только объявление враждебных чувств к митрополиту РКЦ, но и публичное нагнетание ненависти по отношению к нему в среде простых верующих.

Справедливости ради, нужно сказать, что у РКЦ есть богатый опыт сотрудничества со спец. службами. Так например известный журналист, лауреат Пулитцеровской премии Карл Бернстайн писал, что у Ватикана и Вашингтона во второй половине 20 века сложился союз, который Ричард Аллен, советник президента Рейгана по национальной безопасности назвал "величайшим тайным союзом всех времен".

По факту, для РКЦ такое обвинение в сотрудничестве с КГБ - это на грани кошмара поскольку до этого травлей в виде фраз о КГБшной церкви униаты занимались только по отношению к православным, которых всегда, даже в периоды декларируемого мира, считали своими врагами, а их территории рассматривали как объект для экспансии.


Конечно, приведенные факты не исчерпывают всех аспектов возникшей ситуации, но, по факту, мы видим, что начали открываться многие причины конфликта между РКЦ и УГКЦ, которые тщательно скрывались и существование которых по крайней мере пытались сделать незаметным для посторонних.

В этом свете вполне понятно становится и то, что римо-католики, опасаясь этой вражды, выступили против антицерковных законов, которые направлены были в первую очередь против УПЦ, но могли ударить и по другим церковным организациям. С учетом того, что создавал эти законы униат по вероисповеданию, депутат Верховной Рады Виктор Еленский - взаимопонимания между двумя церквями это явно не добавило. Но и римо-католики не могли себя повести иначе и не заблокировать эти законы, ведь по факту в условиях скрытой вражды с униатами, когда больше сотни храмов находится у УГКЦ, то существует риск и того, что к этой сотне добавится еще несколько десятков.

Чем закончится это противостояние - покажет время, однако, очевидно, что легких решений проблемы найти уже не удастся.



Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить
  • Серьёзный и очень интересный материал. Спасибо.
  • В советское время греко-католическая церковь была запрещена. Как я теперь понимаю, не зря. Начинаю ловить себя на мысли, что испытываю симпатию к украинским римо-католикам. Им постоянно с этим дерьмом бороться.
  • +100
  • Ступив на путь греха, остановиться сложно, особенно если не пытаешься это сделать.
  • Понятно, похоже на выделение в раскольничью секту.