Секрет мудрого правления

1 9089


 О том, что занимать высокие государственные посты должны только люди, обладающие высокими нравственными достоинствами, говорил Пифагор. И хотя он жил более двух с половиной тысяч лет назад, в его философском наследии много актуальных для сегодняшней элитологии идей. В философской школе Пифагора воспитывалась действительная элита, то есть люди, которые пытались развить и проявить разумное начало, преодолевая сопротивление рассудочного ума, хитрого, изворотливого, стремящегося всегда к самоуслаждению и самовозвеличиванию. Некоторые из учеников Пифагора управляли городами Италии, и, как свидетельствуют исторические хроники, именно в этот период в Италии и Сицилии были наилучшие государственные устройства. Эти люди вели жизнь в соответствии со сдержанностью и справедливостью. Можно утверждать, что некоторый период пифагорейская школа являла собой пример воздействия элиты на все социально-культурное пространство. При этом проявлялась та ступень духовного развития, при которой нравственная чистота не декларируется, а естественно проявляется. Впрочем, такие периоды благоденствия и чистоты и в прошлом длились недолго.

Период заката античной цивилизации красноречиво демонстрирует прогрессирующую духовную деградацию общества, связанную со снижением «качества» элиты, окончательное разложение которой было обусловлено «проводами в могилу нравственности». Интересно, что период упадка цивилизации характеризуется большой популярностью различных софистических школ, которые обучают искусству красноречия безотносительно к уровню нравственного развития тех, кто хочет использовать это красноречие для оболванивания народа.

Великий китайский философ Конфуций говорил, что управлять государством должны благородные мужи. Благородный муж — это тот, кто имеет благородный нрав. Именно благородный нрав дает право властвовать над народом. Правитель с благородным нравом улучшает и нрав народа. В противном случае народ деградирует, не имея ни нужды, ни возможности найти образцы более верного понимания жизни. Вот почему, как говорил Платон:"... одинаково опасно вручать безумному меч и бесчестному власть".

 «Самое большое богатство государства — честные люди!»   (из афоризмов Востока)

Итак, древние философские системы утверждают, что наиважнейшим и необходимым качеством правителя является его честность и его добродетельный нрав. Это главное основание  элитизма. Что же касается эгалитаризма, то есть концепция, которая провозглашает всех людей равными, и это равенство можно рассматривать с точки зрения существования в каждом человеке возможности устремиться к развитию своей Высшей природы и к самообузданию низшей.

В современных же исследованиях в области элитологии перечисляются качества, которыми должен отличаться человек, претендующий на ведущую в обществе роль. Это профессионализм, интеллектуальность, креативность и т.п. Если же  опираться на идею двойственности человеческого ума, то взвешивая достоинст­ва кандидатов, прежде всего, нужно обращать внимание на честность, порядочность и ответственность, поскольку и профессионализм, и интеллектуальность, и креативность будут использованы не во благо народа, а для собст­венного обогащения и самовозвеличивания.

 Печаль­нее всего, что, не имея способности распознавать честного и справедливого человека, люди создают причины, в соответствии с которыми честные и справедливые люди не могут стать элитой государства. Причины с неизбежностью превращаются в соответствующие следствия и поэтому «каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает».

Вся история человечества говорит о том, что люди, представляющие общественно-политическую элиту, влияют на направление развития общества, на ход событий, на то, каким курсом будет двигаться страна, какое будущее у страны. От них зависит нравственная атмосфера, в которой живут миллионы людей, формируя их представления о том, что есть добро, а что зло.

Сегодня, к сожалению, мир представляет собой королевство кривых зеркал, где хитрость, лживость, корысть и лицемерие рядятся в тогу моральности и добродетели, забывая или не зная, что «правда никогда не скроется», и в соответствии с законами энергодиамата, «печальный жребий у того, кто, будучи лжецом, к морали призывает».

Люди в конце концов должны будут понять, что все проблемы в любом государстве возникают из-за отсутствия у власти честных, порядочных и ответственных людей.

Более двух тысячелетий назад Великий Конфуций, китайский философ, говорил о секрете мудрого правления, который состоял в том, чтобы отбирать на службу честных людей.

«Государства бы процветали, если бы правители были честными людьми или честные люди были бы правителями», — так говорил Конфуций.

А великий Платон примерно через сто лет после Конфуция, проживая совсем в другой стране, размышляя о том, кому же быть правителями, в своем труде «Государство» писал:

«Нет способа избавиться от зол государству… кроме как посредством личного союза между политической властью и философией. Либо философы должны стать царями наших государств, либо люди, которых сегодня называют царями, должны искренне и серьезно заняться философией… Ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока владыкой государства не станет философ!»

 При этом, во избежание недоразумений, Платон уточнял:

«Я называю философом не того, кто много знает и о многом может говорить, а того, кто ведет чистую, нравственную жизнь!»


Гальченко Г.И.

Ветеран "Вагнера": "Во время атаки по Южмашу нанесли ещё удар, о котором не скажут по ТВ"

Один из бойцов самой известной русской ЧВК сообщил новые подробности атаки днепропетровского завода. Эту информацию точно не расскажут по телевизору. Но ее можно узнать на ИА "Новоросси...

Дайджест за неделю 18-24 ноября 2024

Главная новость уходящей недели, безусловно – наш ответ «Орешником» на попытки бить ATACMS по территории «материнской» России. Зрелищный удар по днепропетровскому Южм...

После прилёта «Орешника» руководство «Южмаша» не комментирует перспективу производства ракетных двигателей РД-843 для стран НАТО
  • Topwar
  • Вчера 21:11
  • В топе

На «Южмаше» до прилёта «Орешника» В Днепре (переименованном Днепропетровске) продолжается разбор завалов на месте прилётов боевых блоков российской гиперзвуковой баллистич...

Обсудить
  • Платон говорил и о том, что сознание любого человека двойственно: состоит из Высшей Божественной части и низшей - вожделеющей и яростной. Высшая часть сознания реализует альтруистические побуждения, идеи общего блага, принципы честности и справедливости. Низшая часть сознания - это совокупность множества эгоистических качеств, толкающих человека думать и действовать в своих собственных интересах, используя все возможности, которые ему становятся доступны. Эгоисту нельзя давать власть. Эгоист, пришедший к власти в государстве (или, например, чиновник, попавший в кресло руководителя), неминуемо будет пользоваться всеми возможностями полученной власти в собственных интересах. Где уж тут место честности, справедливости и заботы о благе других?..