Сейчас, частенько вспоминают про кулаков, представляя их либо справными крестьянами, либо мироедами, которые безбожно наживались на односельчанах. Но кем же они были на самом деле? Чем они занимались в деревнях и селах Советского Союза?
Кулак и подкулачники
Давайте разберемся, кого же в Советском Союзе считали кулаками? Мнения по этому вопросу у советских руководителей серьезно разнились. Так, Каменев считал, что если крестьянское хозяйство имеет более 10 десятин посева, то оно является кулацким.
Молотов же придерживался мнения, что кулаками были те крестьяне, которые брали в аренду землю и нанимали сроковых рабочих. Рыков утверждал, что кулаки ‒ это богатые крестьяне, владеющими большими участками земли, мельницами или маслобойнями. Использующими труд наемных рабочих.
Каганович давал кулакам такое определение:
«Кулаком является не владелец вообще имущества, а использующий кулачески это имущество, т.е. ростовщически эксплуатирующий местное население, отдающий в рост капитал, использующий средства под ростовщические проценты».
Расслоение крестьян
Смирнов, занимавший должность наркома земледелия, так говорил про кулаков:
«Мы должны в зажиточной части деревни ясно разграничить два типа хозяйства. Первый тип зажиточного хозяйства чисто ростовщический, занимающийся эксплуатацией маломощных хозяйств не только в процессе производства (батрачество), а главным образом путем всякого рода кабальных сделок, путем деревенской мелкой торговли и посредничества, всех видов "дружеского" кредита с "божескими" процентами. Второй тип зажиточного хозяйства — это крепкое трудовое хозяйство, стремящееся максимально укрепить себя в производственном отношении…».
Нужно отметить, что кулачество в деревнях и селах активно развивалось с момента отмены крепостного права. Кулаки были ростовщиками, дающие односельчанам деньги в долг под грабительские проценты. Если деньги вовремя не возвращали, в дело вступали подкулачники.
Колхозники против кулаков
Кулаки были известны и в Российской империи и многие видные царские чиновники, высказывались о них крайне негативно. Вот что про кулаков писал Алексей Ермолов:
«В тесной связи с вопросом о взыскании упадающих на крестьянское население казённых, земских и общественных сборов и, можно сказать, главным образом на почве этих взысканий, развилась страшная язва нашей сельской жизни, в конец её растлевающая и уносящая народное благосостояние, — это так называемые кулачество и ростовщичество. … Однажды задолжав такому ростовщику, крестьянин уже почти никогда не может выбраться из той петли, которою тот его опутывает и которая его большею частью доводит до полного разорения. Нередко крестьянин уже и пашет, и сеет, и хлеб собирает только для кулака».
Чаще всего к кулакам обращались весной, когда у бедных крестьян уже заканчивались все запасы муки. Сельские ростовщики всегда были готовы помочь, но вот за мешок, даденный весной, в конце лета нужно было отдать уже два мешка. Если просили семена, то отдавали половину урожая, а за аренду лошадки на день, требовалось бесплатно отработать 3-5 дней.
Советские плакаты
Вот что по поводу себя и своих собратьев, писал один из «типичных» кулаков:
«Есть много и других горе-горьких крестьян: либо лошади нет, либо засеять нечем. И их мы тоже выручаем, ведь сказано, что люби ближних своих, как братьев. Одному лошадку на день дашь, либо пахать, либо в лес съездить, другому семена отсыпешь. Да ведь даром-то нельзя давать, ведь нам с неба не валится добро. Нажито оно своим трудом. Другой раз и рад бы не дать, да придет, прям причитает: выручи, мол, на тебя надежда. Ну, дашь семена, а потом снимаешь исполу половинку — это за свои-то семена».
На всех сельских сходах, кулаки неизменно главенствовали. Ведь их должникам приходилось всегда поддерживать своих благодетелей. Такое положение дел, делало кулаков сельскими хозяевами, на которых не было управы.
Разумеется, кулаки были против появления колхозов и совхозов. Ведь их наличие лишало их отличного дохода. Не нравилась им и советская власть, с представителями которой кулаки яростно боролись.
Оценили 17 человек
31 кармы