Кулаков всегда презирали в русских деревнях и селах, заслуженно считая их мироедами и ростовщиками, которые наживаются на бедах односельчан. И хотя ныне принято хвалить кулаков, утверждая, что на самом деле они были справными хозяевами, но от правды уйти сложно, да и говорить ее легко и приятно…
Кулак (карикатура)
Кулаки на Руси были известны издавна. Толковый словарь Даля, созданный во второй половине XIX столетия, дает кулакам следующее определение:
«Скупец, скряга, жидомор, кремень, крепыш; перекупщик, переторговщик, маклак, прасол, сводчик, особ. в хлебной торговле, на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обчётом, обмером; маяк орл. орёл, тархан тамб. варяг моск. торгаш с малыми деньжонками, ездит по деревням, скупая холст, пряжу, лён, пеньку, мерлушку, щетину, масло и пр. прасол, прах, денежный барышник, гуртовщик, скупщик и отгонщик скота; разносчик, коробейник, щепетильник, см. офеня. Кулачить или чничать, заниматься промыслом кулака, прасола. Мука кулачится, её кулачат. Кулачество, кулачничество ср. занятие, промысел кулака, прасольство, перекупля, барышничество».
То есть, в те времена, в русских деревнях и селах, кулаками именовали не всех зажиточных крестьян, а лишь тех, кто промышляет ростовщичеством и мироедством. Разумеется, они не пользовались любовью и уважением простых селян.
Кулаки в селе
Но вообще, кулаков знали еще даже в XVII столетии. В те времена их именовали в народе «кулатчиками» ‒ городскими нечистыми на руку делягами, которые оптом и по низкой цене старались скупать продукцию крестьян, например, мясо, дрова, овощи, зерно, привозимые ими на рынок. В приговоре, вынесенном одному из кулатчиков еще в 1694 году, говорилось следующее:
«Торговым приезжим и Московским жителям от тех скупщиков и кулатчиков обиды и разорения отнюдь не было».
Термин кулак был известен и Николаю Гоголю, который писал в своем творении «Мертвые души» в адрес помещика Собакевича следующее:
«Родился ли ты уж так медведем, или омедведила тебя захолустная жизнь, хлебные посевы, возня с мужиками, и ты через них сделался то, что называют человек-кулак?».
В русских же деревнях и селах, кулаками стали именовать тех, кто набил мошну на торговле и ростовщичестве. Они никогда не работали сами в поле, а лишь ссужали односельчанам деньги, арендовали лошадей и зерно под грабительские проценты. Взамен требовали большую часть урожая. Такой подход вел к тому, что к концу зимы у отдавших долг крестьян, вновь заканчивалось, например, зерно и требовалось его вновь арендовать у кулаков.
Расслоение крестьян
Кулаки также скупали зерно по заниженным ценам. Нанимали батраков, работающих за копейки или же, заставляли работать на себя должников. Чтобы выбивать долги, они всегда имели нескольких дюжих подкулачников. Частенько, кулаки лишали своих должников земельных наделов.
Михаил Салтыков-Щедрин, в своем труде «Мелочи жизни», так писал про кулаков:
«Поле деревенского кулака не нуждается в наемных рабочих: мужик обработает его не за деньги, а за процент или в благодарность за «одолжение». Вот он, дом кулака! вон он высится тесовой крышей над почерневшими хижинами односельцев; издалека видно, куда скрылся паук и откуда он денно и нощно стелет свою паутину».
Кулакам частенько удавалось подминать под себя большую часть односельчан, превращаясь в деревенского буржуя. Вот что пишет о них Иван Кошко, служивший 9 лет земским начальников в Новгородской губернии:
«Крестьянская жизнь со времени уничтожения крепостного права и до наших дней характеризуется широким расцветом кулачества, захватившего в свои руки всё крестьянское хозяйство. Выручая крестьянина в нужде, ссужая его деньгами или товаром в трудную минуту, кулак безбожно дорого заставляет оплачивать свои услуги и поглощает сам львиную долю пользы, извлеченную мужиком из предоставленного ему кредита. Он усваивает себе высокомерный и повелительный тон в обращении, требует рабского повиновения, позволяет себе самое возмутительное глумление и не знает пределов своему самодурству. Все общественные дела на сходе решаются так, как это ему угодно и выгодно, причём никто не смеет и пикнуть против его предначертаний, хотя все отлично понимают, как невыгодно такое влияние отражается на хозяйстве. Здесь не место подробно описывать деятельность и приёмы кулаков. Они слишком хорошо известны и достаточно разработаны литературой».
Из-за расцвета кулачества получалось так, что именно они и буржуи стали основными поставщиками зерновых на внешний рынок. Обычные же селяне, выращивали такой урожай, которого хватало лишь для собственных нужд. Это негативно сказывалось на развитии сельского хозяйства державы.
Нужно отметить, что обычный трудолюбивый крестьянин не имел шансов стать кулаком. Ведь его достаток ограничивался размером земельного неделя, который был небольшим. Даже трудолюбивым селянам, жившим в средней полосе, урожая хватало лишь на пропитание. На продажу обычно зерна просто не оставалось.
Кулаки отнюдь не были трудолюбивыми крестьянами. Это были сельские ростовщики и мироеды, которые безбожно наживались на своих односельчанах, разоряя их хозяйства, превращая их в своих батраков.
Оценили 20 человек
29 кармы