Для того, что бы дальнейшее изложение правильно понималось, с самого начала необходимо определить позиции по двум очень важным вопросам - с моей точки зрения, атеизм это интеллектуальная деградация и форма язычества. Можно было бы поспорить на эту тему, но не в этот раз, желающие пусть смотрят окончание статьи [0] про Ленина, который заслуживает всяческого уважения как политический деятель, хоть ему и приписывают атеизм - дело в том, что коммунизм это тоже своеобразная религия, и доказательства этого тоже надо смотреть в той же статье. Статья не будет ни лёгкой, ни популярной, однако же не потребует никаких интеллектуальных усилий, не посильных любому человеку самых средних способностей. Второй же вопрос заключается в том, что реакция на события в Армении в РФ, глазами армян делает очевидным один общий порок подавляющего большинства авторов, - вы плохо, или даже никак, от слова вообще, не понимаете основные, или же просто основную, проблему своего, русского общества, находитесь в полной интеллектуальной клетке, искренне считая бюрократию синонимом своей страны и государства, полностью вычеркивая сам народ из числа тех, кто должен решать судьбу своей страны. По словам С.Лурье, когда то, русские крестьяне, своим идеалом считали управление страной, при котором она выглядела как община общин - т.е русским же народом идеальная форма управления страной мыслилась формой самоуправления. Хазин, опираясь на работы Лидова говорит о том, что в РФ действует византийская форма власти - император/верховный руководитель + общины+городские артели vs чиновники+олигархи. В нынешней ситуации в этой формуле отсутствуют общины + городские артели, т.е уравнение социального баланса в РФ критически нарушено, что означает, что бюрократия в РФ категорически неуравновешенна иными силами. В принципе, ровно то же самое говорил В.Третьяков о том, что основной вопрос в истории российской власти это противостояние верховной власти и бюрократии. Я бы не заострял внимание к этому вопросу, если бы ровно та же самая дилемма не проявилась бы в Армении, в последние 30 лет. Об этом речь пойдёт ниже, а потому озвученный вопрос имеет своё прямое отношение к восприятию армянских событий русскими как и к армяно-российским отношениям.
Эта статья излагает основы армяно-российских отношений, т.е раскрывает некоторые вопросы устройства армянского общества и его места в мире - эти вопросы не подлежат обсуждению с кем либо, помимо армян. Собственно говоря об этом речь заводиться не для того, что бы кого либо в чём либо убедить, а просто для экономии времени, когда очередной умник начнёт вещать о вещах, в которых он разбирается как свинья в балете, делая это с грацией свиньи на турнике. Не подлежат обсуждению и вопросы связанные с Россией, когда в качестве последствия речь идёт о Армении и армянском народе, т.к речь снова идёт о том, что касается армянского взгляда на то, что касается армян, и чужое мнение тут не уместно и не интересно, армянский народ не нуждается в учителях, он нуждается в друзьях и союзниках, с которыми можно обсуждать уже гораздо больше - если они овладеют предметной областью.
Народ это то, что Л.Гумилёв назвал этносом. Соответственно для вопросов связанных с понятием народа, мы будем пользоваться теорией пассионарности и теорией этногенеза Л.Гумилева [1]. Пассионарность это, с одной стороны, способность человека стремиться к некой иллюзорной цели, с другой стороны, это способность влиять на окружающих, убеждая их действовать согласно воле и стремлениям пассионария, и даже больше - это способность к преобразованию окружающих их людей, возникающая из того, что пассионарии в среднем энергичнее окружающих их людей. Энергичность же и силы пассионариев возникают из их способности к контакту с биосферой и вмещающим ландшафтом.
Но в любой своей форме нация является очень развитой формой политического компромисса между разными субъектами народа/этноса имеющая свой понятийный язык на котором выражаются представления народа о жизни и смерти, и других фундаментальных вопросах подобного порядка.
Часть II
УкраинаАрмения
Теперь после изложения основных понятий, которые придётся использовать для анализа и изложения существа вопроса, можно уже и переходить к самому вопросу. Начнём с простого - являются ли украинцы народом/этносом и являются ли они нацией. На оба вопроса надо ответить отрицательно. На Украине действует три Церкви, следовательно в таких условиях в лучшем случае надо говорить о трёх разных народах и нациях, а так как между этими компонентами возможны комбинации, то число их сочетаний гораздо больше трёх. Однако даже в таких вариантах это сводится к разновидностям и сочетаниям Химеры и русского народа - конкретно на Украине, любое сочетание в котором религия отлична от православия это уже Химера, в терминах теории пассионарности. Т.е с точки зрения народа/этноса Украина это зона действия различных Химер, а с национальной точки зрения на Украине нет никаких вменяемых нациеобразующих мифов, кроме совершенно невменяемых. В сочетании с отказом от русской культуры и пёстрой картиной религиозной матрицы эти карикатурные мифы дают совершенно нежизнеспособные формы. Ввиду полной карикатурности украинских нациеобразующих мифов их нет необходимости разбирать.
Никто не может сказать о том когда и при каких условиях активизируется народная воля становясь зримым и непреодолимым фактором общественной жизни, но она сломала карты не одному поколению армянских и зарубежных политиков. В Карабахской войне армянский народ не обладал ни одним внешнеполитическим союзником и ни одной серьёзной союзной силой. Но в войне победил - в США сделали ставку на классический вариант политики англосаксов - жёсткое давление на народ через бытовые трудности. В течении трёх лет, до 1994 г. входящий в Армению газопровод взрывался раз в неделю, оставляя страну без газа и электричества, а ведь 9 из 10 человек в Армении зимой живут в условиях примерно соответствующих московскому климату. Страна раз и навсегда попрощалась со своей промышленностью - но войну народ выиграл.
К примеру, в похожих условиях сербы сдали всё, что возможно, все сербские краины.
Часть III
Геополитические отношения, порождаемые духовной сферой.
Примерные закономерности взаимодействий в духовной сфере
Говоря о том, что понятия народа и нации тесно связаны с мифами, с религиями, мы вынуждены заняться исследованием другого вопроса - где и как эти мифы и религии создавались, как мигрировали и влияли друг на друга, выделять регионы с примерно однородными мифами и религиями, выделяя взаимосвязи внутри них. Здесь логика примерно такая же, как и при исследовании потока материальных ресурсов, учитывая разницу в динамике. По сравнению с материальными потоками, духовные поля исключительно статичны и речь скорее идёт о распределении активов, чем о транспортировке, о интерпретации чем о производстве. Но в таком объёме это тема слишком необъятна, и необходимо ограничимся исключительно коротким и простым рассмотрением.
Сами по себе события связанные с формированием той или иной религии, или даже с уважаемыми в религиях людьми составляют мифологию и распределены крайне не равномерно по регионам, что совершенно не удивительно - религия зарождается на крайне ограниченном пространстве, а потом распространяется по всей планете. Поэтому есть огромная пространственная неоднородность распределения религиозных и мифологических активов, наполняющих смыслами все связанные с ними мифы, порождающая потоки религиозных и мифологических смыслов - от их источников к их потребителям.
Геополитические отношения, вытекающие из закономерностей взаимодействия в духовной сфере
Не нужно думать, что поведение духовных властей в цивилизациях акцепторах будет серьёзно отличаться от поведения своих светских властей. Для духовных властей в разных цивилизациях тоже есть некая иерархия отношений возникающая из отношения первородства, ну и статус, вытекающий из обладания всякими артефактами, связанными с событиями, имеющими ценность в духовном поле и с преданиями/событиями связанными с формированием традиции.
Всё это легко можно видеть на примере политики ВИ в отношении ближневосточных Церквей, которая делала всё, что бы понизить реальное влияние этих Церквей. Когда же эта политика достигла своих целей, население БВ просто перешло в ислам. Всё тоже самое повторилось и в Малой Азии, только население стало не арабами, а турками. Если посмотреть на генетический состав турков, то больше половины это местное население, принявшее ислам, ещё процентов 20 - 25 это армяне и греки, так или иначе подвергшиеся ассимиляции, и примерно только на четверть это турки, пришедшие когда то из Средней Азии.
С тех пор ничего не изменилось - до сих пор греческие священники регулярно устраивают побоища в Иерусалиме, не желая смириться с тем, что они не обладают высшим статусом.
Геополитические отношения между Россией и Арменией.
Армения является частью БВ, и даже является его центром в духовном смысле, ведь то, что человек был сотворён на Армянском Нагорье, что Древо Жизни и Эдем находятся там же, что человечество было спасено и восстановлено именно на горе Арарат признают и иудеи, и христиане, и мусульмане, и вообще говоря, это лишь отражения каких то совершенно древних событий, которые очень трудно сегодня восстановить, ведь мифы Ветхого Завета лишь отражение шумерских мифов.
Однако реальность говорит о совершенно ином сценарии - Россия сначала не хотела иметь в своём составе всю Армению, а когда осознала эту необходимость в связи с включением Средней Азии в РИ, не прилагала для этого необходимых усилий. Кроме того, территории проживания армянского народа в Закавказье были разделены таким образом, что бы максимально ослабить позиции Армении в Закавказье - В Грузии, из всех возможных субэтнических центров максимальный приоритет был дан максимально антиармянскому, а в других регионах Закавказья максимальными темпами консолидировались кавказские татары, превратившиеся в азербайджанцев, которым отдали на растерзание народы, общая территория и население которых превосходило и превосходит азербайджанский элемент. Геополитический подход требует ограничения и уничтожения тюркского влияния в этом регионе, а вместо этого создали все условия для консолидации и максимального роста влияния будущих азербайджанцев. Это можно было бы объяснить ошибками политики, если бы все эти ошибки не носили строго антиармянского характера, и если бы не было системной попытки полностью уничтожить армянский народ, уничтожив его связь с армянской церковью [14].
Злоба дня
Уже было сказано, что армянский народ является полноценным субъектом армянской политической жизни, вполне себе доступным и данным нам в ощущениях, и в принципе, даже, единственным серьёзным субъектом, если не считать внешних сил. По сути, игра всегда была именно между этими субъектами. Начиная с 1996г, когда президентские выборы были сфальсифицированы и совершён военный переворот, армянский народ каждый раз искал и находил человека, который будет доводить народный протест против узурпации власти до конца - с учётом ограничений на обострение позиции на фронте, которые никто и никогда не хотел и не собирался ставить под удар и под вопрос. Потому армянская внутриполитическая активность имела свой жёстко заданный коридор, в рамках которого лидер, выбранный народом на этом этапе должен был доводить народный протест до внимания властей, и должен был добиться победы в заданных рамках. Эти рамки были слишком тесны для приведения в чуство власти, которая самовоспроизводила себя с 1996г чисто силовыми методами. Потому, после каждых президентских выборов народные протесты продолжались около полгода-года и прекращались. Нынешний лидер, Пашинян, был самый маргинальный, даже в череде тех случайных лидеров, недостойных того внимания народа, который они получали. Но сейчас сошлось очень много карт, в том числе и то, что Пашинян выглядел единственным существующим кандидатом, которого вообще можно было выставить в роли лидера народного протеста. Над Пашиняном, его образом и его поведением поработали, и он стал таким же лидером народного протеста, какими до него были В.Манукян (единственный человек, не считая К.Демирчяна, достойный этой позиции), К.Демирчян и В.Саркисян, С.Демирчян и Арам Саркисян, Раффи Оганесян. Однако случилось невероятное, едва народный протест раскочегарился, власти ушли в отставку, чего никогда не было, и что невозможно было предсказать. Дело ни в коем случае не в народных протестах, хотя они были исключительно массовыми.
Итак, основной вывод этой части - армянский народ, ввиду своей субъектности не желает делить её с чем либо - в смысле с бюрократией, партийным всевластием. Потому он всегда боролся и будет бороться за свою суверенность. Митинги, демонстрации и прочие формы гражданского неповиновения это те формы, которые приемлемы в условиях Армении.
Все факты говорят о том, что отставка С.Саркисяна была многосторонней игрой в которой участвовали армянские элиты, США и РФ. Какую цель преследует каждая из сторон на сегодня можно только догадываться и тут есть несколько версий. Но скорее всего, произошла рокировка армянских элит в связи с сложным сочетанием нескольких причин.
Есть ещё один вопрос, связанный с американо-русским противостоянием. При той, крайне напряжённой экономической ситуации в Армении и продолжающейся блокаде со стороны Турции и Азербайджана, когда РФ никак не помогает построить ж/д Армения-Иран, что бы вырваться из транспортной блокады и уничтожить монополию Грузии на транспортное сообщение с Арменией, и воспользоваться транзитом из Индии и Китая в Европу, для руководства Армении было бы преступно игнорировать и ставить под удар экономические отношения с США, учитывая, что самый высокотехнологический сектор армянской экономики практически полностью завязан на США и присутствие там РФ просто не ощутимо. В добавок ко всему, для всех представителей армянской элиты свобода рук на Западе, свобода передвижений на Западе, доступ к западной экономике перевесят любые партийные и фракционные отношения. А такой манёвр вполне позволяет добиться такой свободы. Эту точку зрения, по сути, подтвердил и сам Н.Пашинян, говоря о выведенных из страны в офшоры паре десятков миллиардов долларов, и тем, что обещал не заниматься вендетой и простить всех, после вступления в должность, в обмен на законопослушность. А то, что едва ли не половина людей в окружении С.Саркисяна являются, по сообщениям российской прессы, прямыми или косвенными агентами/агентами влияния Запада (США и Англии) давно уже не новость, и количество этих людей резко увеличилось после апрельской войны. Даже если означенная цифра преувеличена в несколько раз, её вполне достаточно для того, что за свободу доступа к таким суммам совершить любую рокировку. Ну, и хотелось бы напомнить, в связи с темой о оценке количества денег, выведенных в офшоры, что бывший президент Р.Кочарян, за 10 лет работы президентом сколотил себе такой капитал, что теперь является участником руководства АФК "Системы"
Дополнение к геополитическим основам армяно-русских отношений
Анализ физической безопасности армянского народа
Ну и наконец последний фактор, сыгравший свою роль в событиях этих дней, имеющий прямое отношение к фундаментальным вопросам геополитики Армении. Армения всю свою историю была страной двух ориентаций, деливших общество на две части. Сегодня всё точно так же, за исключением того, что политический арсенал и набор возможных стратегий поведения в такой ситуации резко расширился, в силу проживания армян во всех странах и культурах, их успешности и интегрированности в свои общества, что и даёт огромный арсенал политик и моделей поведения в таких ситуациях. С учётом того, что армяне живут по всему свету и находятся в тесной связи друг с другом, мультиориентация страны неизбежна, как и любые усилия армянских властей ради обеспечения такой возможности. Это только русским кажется, что на двух стульях усидеть невозможно - но армянское государство не имеет никакой определённой формы, устоявшийся формы культурных, политических и стратегических предпочтений, при всём при том, что армяне являются, по факту, глобальной и хорошо образованной нацией, ввиду долгого проживания в разных странах мира. Армянское государство и его политика могут иметь произвольную форму, и потому нет никаких проблем усидеть на двух стульях.
Каждый армянин в школьном возрасте проходит "Раны Армении" Х.Абовяна и усваивает, что русское государство и русский народ спасли армянский народ. Это было выражением в культуре того, что в армянской политической мысли называли доктриной И.Ори о том, что единственное союзное для Армении государство это Россия. Столкнувшись с политической реальностью 20-21 вв эта доктрина перешла в доктрину мультивекторности и мультиориентации. Список фундаментальных претензий армянского народа и государства к политике русского государства займёт очень много места. Не имеет никакого значения, что с точки зрения русского государства это всё обоснованно. Зато с точки зрения армянского народа всё это невозможно принять, поэтому теория И.Ори сдана в утиль и её место заняла теория мультивекторности и мультиориентации. Сначала эту теорию выдвинул В.Манукян, профессор армянской политики, которого изолировали от реальной политики, но который, тем не менее так или иначе сохранился на политическом поле и по прежнему уважаем. Затем эту теорию взял на вооружение С.Саркисян, затем, новый президент Армении А.Саркисян провозгласил ровно то же самое. Это и есть теория наших дней, пришедшая на смену прежней. Никто не может сказать, что является причиной той политики, которую в реальности проводила РИ, СССР, РФ по отношению к армянскому народу и государству в 20-21 вв, но по факту они обладают абсолютной преемственностью. На наших глазах произошла смена центрального тезиса армянской политической мысли. Смена доктрины говорит о том, что старая, в глазах населения и элиты, так и не обеспечила в нужной мере решения важных для армянского народа вопросов, и в конечном счёте, новая концепция является лишь осторожной попыткой сбалансировать старый подход и ограничена ценой, которую надо платить за свободу взаимодействия с Западом, который может потребовать плату, которое консервативное армянское общество не будет готово платить, даже если речь идёт о культуре.
И тем не менее, несмотря на всё сказанное, надо отчётливо понимать, что в сфере безопасности у РФ на сегодня полная монополия и в этом вопросе есть общественный консенсус. Т.е сфера мультивекторности это экономика, культурные и гуманитарные связи. При всём при этом, вопрос безопасности Армении не является столь прямолинейным, как это кажется русским.
Для страны, с которой связывается вопрос выживания целого народа, Россия является недостаточно стабильной страной. Та же Россия (РИ), на закате своего существования пыталась ассимилировать армянский народ, уничтожив армянскую Церковь [14], а затем, уже Советская Россия сначала полностью оголила Кавказский фронт по Брестскому договору, бросив Армению выживать самостоятельно и поставив народ на грань уничтожения, т.к турецкие войска удалось остановить только, фактически уже под Ереваном, а в дальнейшем оказала столь значимую помощь Турции в её борьбе с Грецией и Арменией за сохранение контроля над их историческими территориями, что памятник К.Ворошилову с 1927г стоит на площади Таксим в Стамбуле [19]. Вся эта поддержка Турции была произведена несмотря на отсутствие идеологических разногласий между властями Армении - партией Дашнактюцюн (создание и креатура спецслужб РИ ), и властями Советской России т.к эта партия является лишь армянским вариантом эсеров. Хочется напомнить, что международным судом, предтечей Нюрнберга, Турция, за геноцид армян была приговорена державами победительницами к отделению от неё Армении и границы Армении определила по Севрскому Договору. Таким образом, поддержка Турции в борьбе с Армений в границах Севрского Договора это серьёзнейшее международное преступление, как и серьёзнейшее и критическое нарушение норм морали.
Ну и хотелось бы сделать последнее замечание, оно по необходимости ироничное и даже саркастическое - как уже было отмечено, идеологией правящей в Армении с 1998г Республиканской Партии является родноверие [12], автора которой Г.Нжде в России все комментаторы и публицисты называют фашистом, ничуть не смущаясь тем, что армянский народ, внёсший огромной и очень активный вклад в войну с фашизмом, который, если сравнить удельный вес воюющих с численностью населения, никак не уступает русскому народу, считает Г.Нжде своим национальным героем. Убийственность ситуации в том, что русские комментаторы реагируя на крайне неприятную для них активность народа в борьбе с властью, которая ему не нравится, считают эту борьбу большим злом, чем правление, фашистской, по их представлениям партии. Т.е они запрещают армянскому народу проявлять активность в вопросе свержения, фашистской, по их представлениям, власти. Всем этим горе публицистам и оналитегам, стоило бы умереть какой нибудь особо мужественной, героической и красивой смертью по самурайским рецептам, чтобы такой смертью искупить то бесчестье пропаганды фашизма, в который они все замарались.
Ссылки
[0] Ленинизм как расширение теории цивилизации. Ленинская геополитика. Глава 17 , Ленинизм как расширение теории цивилизации. Ленинская геополитика. Глава 18 , Ленинизм как расширение теории цивилизации. Ленинская геополитика. Глава 19
[1] Л.Гумилёв "Этногенез и биосфера Земли"
[2] Платон "Государство"
[3] Синергия
[5] Е.А.Торчинов "Пути философии Востока и Запад:познание запредельного"
[6] Е.А.Торчинов "Религии мира:Опыт запредельного"
[7] Исихазм[8] С.Г.Кара-Мурза "Демонтаж народа"
[9.1] Статья в "Голос Армении",
[9.2] "Date_of_Armenia’s_Birth_Given_in_5th_Century, Gains Credence"
[10] М.Хоренаци «История Армении[11] Древнеармянский календарь
[12] "Этновера/Родноверие"
[14] С.Лурье "История о том, как армяне отстояли свою церковь в РИ в начале 20в", С.Лурье, А.Давтян "Предисловие", С.Лурье "Феномен Еревана" , С.Лурье "Ереван: воплощение героического мифа"
[14] К.Бальян"Город, смотрящий на Арарат"
[15] А.Петросян "Армянский эпос и мифология"
[16] А.Петросян "Влияние армянского Мгера на европейских героев"
[17] А.Петросян "Армянский Мхер, западный Митра и урартский Халди"
[18] Теракт в армянском парламенте
[19] К.Ворошилов на памятнике площади Таксим
[20] Лоуренс Аравийский «Эти невозможные армяне», Лоуренс Аравийский «Эти невозможные армяне»
Оценили 6 человек
10 кармы