Кинокритики не проводят профессиональный анализ музыки к фильмам, потому что они незнакомы с ней. Режиссеры относятся к музыке как к неизбежному злу, как к "звуковой иллюстрации событий» - вывод печальный, но верный.
Хенрик Кузняк войдет в историю кино благодаря рэгтайму «Ва-банк» с агрессивным биг-бэндом и знаменитой партией трубы. Но мы также помним, что в фильме Квинто играет и фокстрот, и меланхоличный блюз.
Henryk Kuźniak - Ragtime Vabank
А что скажет сам маэстро?
"Думаю можно сказать, что я очень популярный композитор, абсолютно неизвестный широкой публике. Многие люди не знают моего имени, но они очень хорошо знают мою музыку. Они не могут сказать, кто написал музыку к определенному фильму, но они могут напеть тему из этого фильма. Но в этом нет ничего плохого, так как я всегда хотел, чтобы зритель в кино получил не только картинку, но и мою музыкальную иллюстрацию, которая бы ей соответствовала.
Музыка для фильмов по своей природе не является независимой. Из-за присущих ей строгих временных рамок этот жанр не развил своих специфических форм. Обычно музыкальные отрывки в кино очень короткие. Они ограничены фразой или музыкальным предложением - темой, которая становится основой для многократного использования в вариационной форме. Самый длинный фрагмент в музыкальной иллюстрации - это музыка для титров, которые длятся примерно две-три минуты. Когда кто-то удивляется тому, что это я написал главную тему для «Ва-банк», этот кто-то наверняка не знает, что я автор музыки ещё более чем к 150 фильмам. Однажды случилось так, что в первом польском сериале «Барбара и Ян» я на 40 секунд оказался за роялем, а потом соседи из Старого города сказали мне: «Мы не знали, что ты тоже актер ...» Мы заговорили о музыке для кино. Они сказали, что им очень понравилась музыка для «Вабанк», и поинтересовались, кто ее сочинил. Когда я признался им, кто автор, то они от этого открытия чуть в обморок не упали.
"Parkietowy Foxtrot" (z filmu "VABANK") - ManGo! Brassi
Я добирался до музыки по черной лестнице. Когда в 1948 году я начал учиться в начальной музыкальной школе в Бендзине, мне было уже двенадцать лет. Сразу после войны были тяжелые времена. Я хотел играть на аккордеоне, но тогда он стоил целое состояние, а о пианино можно было только мечтать. Таким образом, я так никогда и не стал мастером игры на фортепиано, и для записи музыки к фильмам я всегда использовал гораздо лучших пианистов, чем есть сам, таких, например, как Павел Перлинский, которого ценит джазовое сообщество. Однако в молодые годы у меня было сильное желание играть. В школе я увлекался игрой на флейте и трубе. Я учился играть не только для развлечения, но и для того, чтобы заработать немного денег. Мы даже играли с друзьями на похоронах. Среди моих друзей были Рышард Дудек и Богуслав Мадей, немного старше меня. Первый со временем стал дирижером и проректором Музыкальной академии в Варшаве, второй известен как дирижер оркестра Варшавского Большого театра, композитор и пианист, а также ректор упомянутой Академии. Так что уже в музыкальной школе у меня была хорошая компания.
Мне вспомнилась такая забавная сцена. Однажды мы ездили в Чехословакию на премьерный показ «Секс-миссии» и «Ва-банк». И тут один музыкальный критик сказал мне на ухо, имея в виду Яна Махульского в роли Квинто: «Как вы смогли найти актера, который так хорошо умеет играть на трубе?» ... Хотя Ян просто имитировал трубача. Он просто прекрасно создавал впечатление, будто играет сам. Так было, например, во время кинофестиваля в Лодзи, когда он вышел на сцену с трубой. Аудитория пребывала в святой уверенности, что Ян действительно играет.
Jan Machulski. Ku pamięci...
Хотя зрители оценили эту работу Юлиуша Махульского на Польском кинофестивале в Гдыне, «Ва-банк» не получил премию за музыку, но был настолько амбициозным, что в решении призовой комиссии говорилось, что «жюри решило не присуждать награды за музыку ни одному фильму». Кстати, когда я представил свою музыку к этому фильму монтажер схватился за голову: «Вы полностью меняете атмосферу фильма…»
Песня "Фортуна" из фильма "Ва-Банк 2".
Однако оказалось, что я хорошо прочувствовал эту криминальную комедию с несколькими трупами на заднем плане. Из-за специфики фильма я немного подправил пианино и во время имитации похорон Квинты попросил оркестр немного сфальшивить, как это должно было быть в жизни. Музыка в кино должна что-то значить. Поэтому иногда лучше использовать балалайку, чем такой благородный инструмент, как арфа. Сочиненный для фильма «Ва-банк» рэгтайм, прославился так же, как и «The Entertainer» Скотта Джоплина, использованный в оскароносном фильме «Афера» («The Stings»). Я не собирался подражать американской музыке в этом фильме. Я знал, что джаза в довоенной Польше практически не было. Оркестры по-прежнему использовали традиционный набор инструментов, в том числе скрипки. Это были так называемые «одеонные» ансамбли. Они были далеки от джазовых «коллективов». Также в своих блюзовых композициях я старался сознательно отходить от американских правил. Я писал польский блюз. Я всегда придерживался принципа: сочиняя музыку к фильму, ты не должен выпячивать себя, а поддерживать режиссера, оператора и актеров.
"Tango D'Amore" Henryk Kuzniak
И о войне... Когда немцы напали на Польшу, мне было всего три года, и я был с мамой в отпуске в Стопнице в районе Кельце. Это было ужасное время. В конце концов, я также пережил наступление, освободившее Польшу. Я знаю, что такое настоящая война. Когда мы ехали на телеге, нас атаковали немецкие самолеты, и бомбы падали плотно, не говоря уже об пулеметных обстрелах. Отец, который был шахтером в нашем родном Челядзе, погиб во время оккупации. Моя мать дожила до 101 года и всего четыре года назад ушла из в лучший мир. Я спасался от немцев вместе с семьей мамы. Мы прятались в монастыре. Освобождение мы пережили в Буско-Здруй. Это был январь 1945 года.
После войны, окончив среднюю школу, я решил изучать музыковедение в Варшавском университете, а после стал работать звукорежиссером в Студии документальных фильмов на улице Хелмской, между прочим, вместе со знаменитым композитором Мареком Люстигом. Мы делали аранжировки для документальных фильмов и «Хроники польского кино». Во времена Польской Народной Республики я не принадлежал ни к ПОРП ни к «Солидарности», поэтому тем более ценю мужество людей, которые вернули в нормальное состояние нашу страну. Вот почему сегодня, когда так много критикуют Леха Валенсу, я всем сердцем его поддерживаю.
Мой любимый вид активного отдыха - настольный теннис, и даже на участке под Варшавой у меня есть подходящий стол для игры. Но после операции на позвоночнике и рака я вынужден ограничиться ходьбой.
Henryk Kuźniak -Blindman's Buff (1977)
Бонус: О Польше, которая потеряна навсегда...
Wiązanka melodii filmowych
Оценили 35 человек
55 кармы