Автор: Салха М.П. (https://damasuniv.academia.edu...
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на объявленное прекращение огня на востоке Украины в сентябре 2014г., там по–прежнему бывают вспышки насилия, и продолжается гуманитарная катастрофа. Об этом говорится в многочисленных докладах ООН, HRW, Amnesty international и других международных правозащитных организациях. Так, в седьмом докладе УВКПЧ опубликованном 20 Ноября 2014г говорится:
«С середины апреля по 18 ноября, по меньшей мере, 4 317 человек были убиты и 9 921 человек ранены на охваченной конфликтом территории восточной Украины»
Спустя 3 месяца, 20 февраля 2015г., на брифинге в Женеве, пресс–секретарь Управления Верховного комиссара ООН по правам человека Руперт Колвилл сообщил:
«Число погибших в Украине с начала конфликта в апреле прошлого года составило 5 тысяч 692 человека, 14 тысяч 122 человека ранены. Однако мы полагаем, что реальные цифры значительно выше».
Также, в УВКПЧ была затронута тема массовых захоронений под Донецком, что подтверждает проведённое Amnesty International расследование . Доклад подтвердил обстрел Донецкой и Луганской областей в начале октября кассетными боеприпасами Украинскими силовиками, о чем сообщала независимая организация Human Rights Watch .
«Список жертв, продолжает расти. Мирные жители, включая женщин, детей, меньшинства и ряд уязвимых лиц и групп, продолжают страдать от последствий политического тупика в Украине» , говорится в докладе ООН.
Многочисленные нарушения прав человека в зоне АТО на юго–востоке Украины регистрируют и правоохранительные организации Российской Федерации. Так, 3 Декабря 2014г. Министерство иностранных дел Российской Федерации подготовило третье издание "Белой книги" нарушений прав человека и принципа верховенства права в Украине, охватывающее период с июля по ноябрь 2014 г.
В этой связи требуется обеспечить широкое обсуждение необходимости децентрализации власти на Украине (в политических, научных и народных кругах), предпосылки к которой будут обсуждаться ниже.
Само понятие «федерализм» означает форму политической организации нескольких национальных сообществ, бывших независимыми, но решивших объединиться в единое политическое образование.
Примеров много, тем не менее, можно выделить Швейцарскую Конфедерацию, возникшую в 1291 г. как союз трех кантонов (Швиц, Ури, и Унтервальден) для защиты от Габсбургов, Нидерландскую республику, основанную в 1579. Именно вышеупомянутые примеры конфедеративного устройства послужили моделью создания Конфедерации Северо–Американских государств, провозгласивших свою независимость в 1776 г., – Соединенных Штатов Америки.
Моммен Андре, директор Центра экономических и политических исследований при Амстердамском университете, в статье под названием «Федерализм и национальное государство» пишет:
«Федерализм можно рассматривать и как предпосылку формирования государства с централизованной системой управления, и как результат дезинтеграционных процессов в централизованном государстве, теряющем контроль над частью своей территории. В последнем случае он является наиболее практичным способом урегулирования конфликтов, представляя землям возможность выбора формы "внутреннего управления" или объединения в союз независимых государств. Различие между "конфедерацией" и "союзом" заключается в том, что "союз" предполагает наличие центра, уполномоченного принимать решения от имени всех участников и осуществляющего по отношению к ним властные полномочия. Конфедерация же представляет собой более или менее гибко организованную, без какого–либо конституционного оформления, федерацию независимых государств»
После анализа Бельгийской языковой проблеме Моммен продолжает:
«Конституционная реформа 1970 г. признала существование на территории Бельгии трех регионов (Валлония, Фландрия и Брюссель) и трех культурных пространств. /... / Интересная особенность реформы состояла в том, что многие статьи конституции 1830 г. легли в основу новых принципов функционирования воссозданных региональных правительственных структур. Говорилось о "регионализации", но не "федерализации" государства; о существовании на территории страны "культурных общностей", но не национальностей /... / Процесс дезинтеграции в Бельгии проходил очень медленно и в конце концов принял форму постепенного перехода всех социальных групп и слоев населения к идее культурной и экономической автономии. Политические партии никогда не призывали к насилию. Именно поэтому Бельгия не превратилась в страну, пораженную терроризмом или гражданской войной между фламандцами и валлонами»
Анализ дисгармонии в Украинском Месторазвитии будет проведен относительно языка, религии, исторической памяти и экономике.
ЯЗЫК
Рис. 1. Распространенность Русскоязычных и Украиноязычных пользователей социальной сети «Вконтакте» .
Географическое положение нынешних Украинских земель уникально и в некоторой степени драматично. Они волей судьбы расположились на стыке разных цивилизаций, были полем боя разных империй, и предметом борьбы разных держав за расширение сфер влияния.
Есть основания предположить наличие ярко выраженной контрастности в языковом поведении людей. Фактически, количественные эмпирические исследования этого явления стали возможны только с 1991 года, когда в Украине впервые начались репрезентативные для страны в целом социологические опросы, которые проводятся методом наглядного интервью. Так, Хмелько В.Е. приводит результаты социологических опросов проведенных Киевским международным институтом социологии в 2003 году.
Таблица 1. Распределение взрослого населения по этническим, языковым и лингво–этническим группам в пяти регионах Украины в 2003 году (% опрошенных )
Для большей наглядности отобразим табличные данные, приведенные Хмелько В. Е. в виде графиков (соединяя западно–центральный и восточно–центральный регионы):
Диаграмма 1. Графики Распределение этнических, языковых и лингво–этнических групп в 4 регионах Украины.
Наглядно видно как сокращается процент этнических Украинцев в направлении с запада (90%) на юго–восток (60%) и соответственно прирост доли этнических Русских. Также заметен сильный контраст в использовании Русского и Украинского языков в повседневной жизни людей. Но, немаловажным является и то, что 40 – 50% этнических Украинцев на юго–востоке Украины используют Русский язык.
Эти результаты подтверждаются и социологическими опросами проведенными центром Разумкова в 2006 – 2007гг., где на вопрос: «какой язык для вас родной?» распределение ответов было следующим: около 50% однозначно определили Украинский язык как родной, 26 – 30% Русский, и 16 – 22% Русский и Украинский (рис. 2).
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос, «какой язык для вас родной?»13
Ниже приведены распределения ответов по регионам:
На вопрос «Чувствуете ли Вы себя Европейцем?», ответ большинства Украинцев был отрицательным, в среднем 35% однозначно отвечали «нет» и еще 27% отвечали «скорее нет»13 (рис. 3)
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос, «Чувствуете ли Вы себя Европейцем?»13
Взаимосвязь языка и этнической идентичности — одна из основных проблем психологического изучения социального сознания. Это связано с особым местом языка в ряду основных компонентов этноса и прежде всего с тем, что именно язык издавна рассматривается как один из важнейших факторов этнической идентичности .
Языковая проблематика в постсоветском пространстве, на самом деле очень глубокая, сложная и неоднозначная. Так, В. А. Ачкасов пишет:
«Однако, объективно общий язык или языковая близость, обеспечивает понимание и исподволь способствует консолидации сознательно противопоставляемых общностей в единое "мы". Этим можно объяснить, в частности, приверженность многих россиян, украинцев и белорусов к воссозданию союза "трех братских славянских народов". В то же время у многих из них (особенно в приграничных районах) сформировалась так называемая бикультурная ориентация "как целостный набор взаимосвязанных мыслей, чувств и поведенческих репертуаров, который отличается как от доминирующей культуры, так и от жесткой этнически обусловленной идентичности". /… / В то же время, отсутствие языковой близости, препятствуя выстраиванию общего пространства понимания, акцентирует отличия этносов, делает их осязаемыми и затем превращает их, опять же посредством национальных языков, в символические, тотальные отличия. Так, язык титульных наций большинства бывших республик СССР используется для вытеснения русскоязычных в Россию и для закрепления тотальной оппозиции с ней, что ведет к все большему отчуждению между большинством бывших "братских народов". Именно этими обстоятельствами, связанными с ситуацией выбора стратегии будущего, во многом объясняется такая значимость для советского и постсоветского пространства проблем этнической идентичности и национальных/государственных языков»
Важно понять роль государства, т.е. государственной языковой политике в сближении или отчуждении братских народов. Как примеры можно привести Чеченскую республику, языки (Чеченский и Русский) далеко не самые близкие родственники, однако в Чеченской республике, вышеупомянутые языки являются государственными. Также государственная языковая политика РФ установила 3 государственных языка в Крыму, Русский, Украинский и Татарский.
Однако, на Украине процесс сужение сферы функционирование Русского языка начался еще с 1991г. Международный институт гуманитарных и политических исследований на основе статистики Министерства науки и образования Украины приводит данные уровня украинизации школьного образования в различных регионах Украины. Приведем лишь статистические факты по всей Украине:
Диаграмма 2. Число школьников с русским и украинским языками обучения на Украине (в %)
Такая политика ущемления Русскоязычных граждан Украины в использовании Русского языка велась в высших учебных заведениях, теле и радиовещании, кинопроката и других сферах деятельности. Приводить доказательства и примеры такой политики Киева в данном случае не целесообразно, ибо данный очерк не преследует такой цели, а лишь подчеркивает важность языка в жизни общества.
Языковая проблема в Украине существует – пишет Фролов В. М. – она актуальная и острая, и является выражением ошибочной, не адекватной интересам общества политики неравенства в межэтнических, межнациональных отношениях, в национальном и государственном строительстве в Украине, и продолжает:
«Языковая проблема в Украине является искусственной в том смысле, что естественное, продуктивное двуязычие в стране искусственно разрушается. В основе этих процессов присутствуют такие важные факторы как межцивилизационная борьба, острая конкуренция в капиталистической миросистеме и влияние на процессы нациестроительства компрадорской части украинской элиты, чьи интересы расходятся как с цивилизационными, так во многом и с национальными интересами»
Юко Симэки из Японского национального университет Хоккайдо, после анализа факторов, связанных с использованием русского языка и отношением к русскому языку двуязычного населения Украины приходит к такому выводу:
«Сегодня в Украине наблюдается явление, которое Биланюк назвала «nonreciprocal bilingual» («невзаимный» билингв) или «nonaccommodating bilingualism» (неаккомодационный билингвизм): речь идет о случаях, когда коммуникатор и реципиент используют два языка в диалоге, например, если один человек заговаривает о чем–то с другим по–украински, а второй отвечает ему по–русски. Как термин «суржик» оценивается отрицательно, так и смешение языков в современной Украине считается явлением, которое рекомендуется избегать. Члены украинского культурно–языкового сообщества все чаще стараются говорить на литературном языке, заботясь о правильности используемых языков. В результате стремления к правильности и точности языкового выражения в будущем, вероятно, получит распространение вышеупомянутое явление неаккомодационного билингвизма. /… / Чем сильнее будут становиться украинизация и стремление к правильному и точному употреблению языков, тем больше численность сторонников русского языка будет превышать количество русскоговорящих жителей Украины, что, как нам представляется, будет все более отчетливо проявляться в будущем»
События на юго–востоке Украины разворачивались, в том числе и из–за отказа Киева в предоставлении больших прав Русскоязычным гражданам в использовании своего языка. Именно поэтому важно осознать необходимость автономного существования трех языковых регионов Украины (Западный, Центральный и юго–восточный) как один из важнейших императивов для обеспечения мирного разрешения конфликта.
РЕЛИГИЯ
Рис. 4. Религиозная жизнь в Украине в начале XXI в.
Идентичность – это отождествление человеком себя с чем–то вне себя, представление человека о своей принадлежности к различным социальным, национальным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам.
Волей истории и географии, Украина, находится между странами Европейского Союза и Россией. Она двадцать лет, политически, экономически и культурно балансировала между Востоком и Западом. В 2004 г. общество раскололось политически, и через 10 лет, в 2014г. напряженность достигла критической величины, следствием чего стала гражданская война. Истоки конфликта на Украине, имеют комплексную многомерную структуру, различия архетипов сознания, исторической памяти, уклада жизни, религиозности, существовавшие задолго до обретения Украиной государственной независимости, обусловлены двумя разными «идентичностями» двух народов соединенных судьбой в одном государстве.
Курылев К. П. Кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений РУДН изучая этно–конфессиональную структуру Украинского общества, приходит к выводу:
«Этно–конфессиональное разнообразие, исторически сложившееся на Украине, приняло форму внутреннего разобщения. Оно несет в себе хроническую политическую нестабильность, ведет к росту межнациональной розни и в итоге расшатывает государство.»
Американский социолог и политолог Самюэль Хантингтон на примере Украины аргументировал свою теорию, изложенную им в основополагающей работе «Столкновение цивилизаций». Размышляя о линии великого исторического раздела, он пишет следующее:
«Эта линия определилась еще во времена разделения Римской империи в четвертом веке и создания Священной Римской империи в десятом. /… / Начинаясь на севере, она идет вдоль сегодняшних границ России с Финляндией и Прибалтикой (Эстонией, Латвией и Литвой); по Западной Белоруссии, по Украине, отделяя униатский запад от православного востока; через Румынию, между Трансильванией, населенной венграми–католиками, и остальной частью страны, затем по бывшей Югославии, по границе, отделяющей Словению и Хорватию от остальных республик. На Балканах эта линия совпадает с исторической границей между Австро–Венгерской и Оттоманской империями. Это — культурная граница Европы, и в мире после “холодной войны” она стала также политической и экономической границей Европы и Запада. /… / Таким образом, полицивилизационная модель дает четкий исчерпывающий ответ на вопрос, стоящий перед жителями Западной Европы: “Где заканчивается Европа?”. Европа заканчивается там, где заканчивается западное христианство, и начинаются ислам и православие. /… / Термин «Восточная Европа» должен быть зарезервирован для тех земель, которые развивались под покровительством православной церкви»
Как известно, коммунистический режим подверг Церковь на Украине глубокой деструкции. Из–за жесткой политики коммунистов в отношении религии, в УССР образовалось мощное религиозное подполье, которое сотрудничало с диссидентскими кругами . Самый большой удельный вес среди них имели Греко–Католики, чья Церковь была насильственно ликвидирована в 1946 – 1948 гг.
В начале Горбачевских реформ в УССР официально действовало всего около 5.3 тыс. религиозных общин, абсолютное большинство (4 тыс.) из которых составляли объединения православных верующих.26
За годы независимости Украины, Церковь из маргинального образования трансформировалась в полноценное общественное учреждение, сопоставимое как по численности, так и по своему влиянию с другими социальными институтами. Именно поэтому «Церковную карту» стремятся разыгрывать самые разные политические силы.
Еленский Виктор Евгеньевич, доктор философских наук, профессор и старший научный сотрудник Института философии имени Г. Сковороды НАН Украины по этому поводу писал:
«до 1991 г. в Украине окончательно сложились очаги многостороннего межцерковного конфликта, острота которого обусловливалась особенностями исторического развития страны, а конкретные параметры заложены советской церковной политикой, ходом политической борьбы конца 1980–х – начала 1990–х гг., церковным сознанием, коллективной памятью и этнопсихологическими чертами субъектов конфликта»
Обратимся к официальной статистике. Религиозная сеть в Украине на 1 января 2012 г. представлена 55 вероисповедными направлениями, в рамках которых действует 36 500 религиозных организаций, в том числе 85 центров и 290 управлений, 35 013 религиозных обществ, 471 монастырь, 360 миссий, 80 братств, 201 духовное учебное заведение, 12 899 воскресных школ.26
Историческое разделение Украины на Юго–Восточный, Центральный и Западный регионы, выразительно коррелирует с конфессионным доминированием определенных христианских церквей.
Так, юго–восток Украины является территорией с наиболее низкой в Украине религиозностью жителей и меньшим влиянием религии на образ жизни населения. По опросам центра Разумкова, верующими считают себя 93% жителей Запада и 63% – жителей Востока. Неверующих или атеистов меньше всего на Западе (1%) и больше всего – на Юге (14%) и Востоке (12%) . (рис. 5)
Рис. 5. Уровень и характер религиозности украинского общества. Результаты общенационального опроса 2014 г. «Независимо от того, посещаете Вы церковь или нет, кем Вы себя считаете?»
Тем не менее, на юго–востоке больше, чем в других регионах Украины, представлены Протестантизм и различные направления Новых религиозных течении (Баптизм, Пятидесятники, Харизматическое движение, Свидетели Иеговы, Лютеранство, Кальвинизм, Адвентизм и т.д.) (рис. 6).
Этнический состав населения и про–российские общественные симпатии позволяют Украинской Православной Церкви Московской патриархии (УПЦ МП) быть здесь доминирующей христианской конфессией, добиваться поддержки властных структур и противодействовать попыткам конкурирующих конфессий закрепиться на этой территории.
Рис. 6. Доля протестантских общин по регионам Украины на 01.01.2010 г.
Центр страны занимает промежуточное положение между западом и востоком. УПЦ МП здесь поддерживает значительная часть сельского населения, которое традиционно придерживается православия и противопоставляет себя соседям «Западенцам» с их Греко–Католической церковью. В Центральном регионе УПЦ МП ощущает конкуренцию со стороны Украинской Православной Церкви Киевской патриархии (УПЦ КП) и УАПЦ (Украинская автокефальная православная церковь), которые апеллируют к национальным чувствам прихожан и довольно успешно пропагандируют идею Поместной Церкви.26 (рис. 7).
Значительно влияние на религиозную ситуацию в Центральном регионе Украины Римской Католической Церкви (РКЦ). Хотя численность приходов РКЦ в 5 – 6 раз меньше, чем православных, но обязательные службы на украинском языке, программы Катехизации , образованные священнослужители содействовали созданию крепких и активных общин, в которые входят не только этнические поляки, но и украинцы и русские (например, в Киеве). Поэтому уже в начале 2000–х г. количество реально «практикующих» католиков в центре Украины превышало количество номинально крещеных православных.26
Рис. 7. Доля православных общин по регионам Украины на 01.01.2010 г.
Более детальный анализ церковно–конфессиональной конъюнктуры Православия и картографии его трех основных течении, УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ, позволяет сделать определенные выводы:
1. УПЦ МП – занимает первое место среди церквей по числу приходов, наибольшую распространенность имеет в центре и юго–востоке Украины;
2. УПЦ КП – занимает второе место по числу приходов, наибольшую распространенность имеет в центре и на западе Украины;
3. УАПЦ – занимает третье место по числу приходов, наибольшую распространенность имеет в центре и на западе Украины;
Католицизм, который на Украине представлен Греко–Католической и Римско–Католической церквями, доминирует к западу от Днепра, преимущественно в Галичине (56%), на Подоле и Закарпатье (25%).26 (рис.8).
Рис. 8. Доля Римо– и Греко–католических общин по регионам Украины на 01.01.2010 г. 30
УГКЦ проводит богослужения в основном на украинском языке, который признан официальным литургическим языком вместе с церковнославянским. Главный принцип Греко–Католиков в их самоидентификации выступает национальный принцип – «Украинскость». О связи УКГЦ с националистическим мировоззрением свидетельствуют многие ученые, в том числе и доктор исторических наук, профессор Зуляк И. С., заведующий кафедрой древней и средневековой истории Тернопольского национального педагогичного университета имени Владимира Гнатюка:
«В целом же можно подытожить, что современная Греко–католическая идентичность уже на уровне литургической практики является благоприятной почвой для утверждения национальных чувств, в частности через украинский язык богослужений и молитвенную практику – то, с чем сталкивается основной массив верующих, который не углубляется в тонкости богословия. Оставаясь в административной зависимости от Ватикана, и даже частично стимулируемая этой зависимостью к активности, УГКЦ, благодаря сохранению собственной обрядности, способная выступать именно как отдельная церковь. Последнее позволяет ей занимать четкую национальную позицию, хотя первоисточником ее является, очевидно, не религиозные факторы, а традиционные политические вкусы жителей Галичины, где Греко–католики представляют большинство среди общественности верующих»
Также, профессор Альбертского университета, Канадский историк, политолог и общественный деятель украинского происхождения Барцуков Богдан, неоднократно указывает на симбиотическом характере Украинского национализма с УГКЦ:
«Сталинские репрессии против Греко–Католической Церкви, которые распространились также на обитаемые Украинцами территории Польши (1947) и Чехословакии (1950) не смогли уничтожить эту Церковь или разорвать симбиотическуя связь между Греко–Католицизмом и национальным сознанием Украинской Галичины и Закарпатья»
Несмотря на то, что одна из основных проблем в государственно–церковно–общественной жизни Украины остается раскол украинского православия (основным в этой проблеме стал вопрос о независимости, УПЦ КП и УАПЦ стремились к независимости православных в Украине, проигнорировав канонические правила и традиции, которые утвердились во вселенском православии). Именно фундаментальные разногласия между Католицизмом и Православием, а также глубочайший симбиоз между Украинскими католицизмом и национализмом, сыграли важную роль в эскалации конфликта на юго–востоке Украины.
Церковно–конфессиональные конфликты родились не вчера, они были всегда, на протяжении всей истории. Православие и Католицизм конкурируют за расширение сферы их влияния, за умы населения, за имущества, за культовые сооружения, и за многое другое. Это давний спор, и бессмысленно искать виновных или виноватых в разжигание данного конфликта. Искать первопричину противоречия у таких аналитиков как, например, Баковецкая О. А. – в статье «Оправославливание Католической церкви в Украине (XIX ст.)» – или в рассуждениях Виноградова М.А. – об окатоличивании православного населения польским королем Казимиром III в ходе захватов русских земель в 40–70–е годах XIV века – значит игнорировать вечный характер «Столкновения Цивилизаций».
Сэмюэл Хантингтон, предположил23 несколько сценариев будущего Украины в случае ее раскола:
1. вооруженный конфликт между украинцами и русскими;
2. раскол Украины по линии разлома на две части, восточная войдет в состав России. В таком случае «обрезок» униатской и прозападной Украины может стать жизнеспособным только при активной и серьезной поддержке Запада. Такая поддержка может быть оказана только в случае значительного ухудшения отношений между Россией и Западом;
3. Украина останется единой, останется расколотой, останется независимой, и в целом будет сотрудничать с Россией. Российско–украинские отношения образуют ядро, необходимое для единства православного мира (подобно франко–немецкому ядру Западной Европы);
Очевидно, что реализуются первый сценарий (с большими коррективами, т.к. идентичность украинцев неоднозначна) и частично – второй (Воссоединение Крыма и РФ), тем не менее, первый сценарий не может длиться вечно. С целью окончательного урегулирования конфликта необходимо изменить унитарную форму на конфедеративную (состоящую из 3–х регионов). Требуется дать двум разным Месторазвитиям эволюционировать естественно, тогда, при правильной политике, Центральный Регион Украины, будет играть роль связующего звена между ними.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
Рис. 9. Результаты опроса проведенного центром Разумкова в 2005г. «Хотите ли Вы восстановления Советского Союза и социалистической системы?»**
** Примечание: Здесь и далее, оттенки регионов на картах отражают реальный статистический контраст настроений проживающих в них граждан.
4—5 июня 2010 года в Кингс–колледже Кембриджского университета состоялся семинар “Война памяти: культурная динамика в России, Польше и Украине” , Ключевое понятие, рассматриваемое на семинаре, сражения за “свое” прочтение истории XX века в странах Восточной Европы. Вера Зверева – кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН – освещая в своей статье39 вышеупомянутый семинар, пишет:
«Истории постсоветских и, шире, европейских стран настолько переплетены, что изменение приоритетов и трактовок прошлого, выделение и ресемантизация того или иного события одной стороной неизбежно вызывают ответные реакции в других государствах. Выбор памятных дат, определение героев и жертв, трактовки событий в публичном пространстве становятся предметом переговоров, дискуссий, конфликтов»
Украина – в силу различных социо–культурных и исторических причин – является примером государства, в котором упомянутые действия приводят к внутригосударственному нарастанию уровня конфликтности.
В статье «Украинские дискуссии об истории: между политикой, памятью и самоидентификацией» , Андрей Тихомиров – историк и культуролог, докторант Института истории науки Польской академии наук – пишет следующее:
«История стала тем фундаментом, на котором строится новая идентичность каждой из стран бывшего Советского Союза и «восточного блока», но одновременно она становится и источником новых внутренних конфликтов»
Роль исторической памяти в формировании будущего любой страны затронул и Владимир Познер, когда спросил у Виталия Кличко (в интервью ), как он относится к тому, чтобы ветеранов УПА по льготам прировнять к ветеранам Великой отечественной войны, в ответе было сказано так:
«Есть разные мнения в украинском обществе, и мое личное мнение – эти вопросы не трогать. Нам необходимо объединять вокруг ценностей и вокруг нашего будущего, строить будущее, а не копаться в нашем прошлом»
Познер же, приводя в пример то, как Немцы изучают историю, сказал:
«Если не разобраться с прошлым, то никакого будущего не будет, потому что оно будет все время возникать»
Несмотря на то, как в средствах массовой коммуникации, кино, литературе создаются и тиражируются образы прошлого, обращенные к самоидентификации людей, как в медиа ведутся бои за право интерпретации коллективных и частных воспоминаний, историческая память глубоко интегрирована в социуме. И вопрос, что первично, конструирование СМИ общественного мнения, или СМИ есть отражение самоидентификации общества? – ошибочен. Потому, что это – комплексная система со сложнейшими обратными связями.
Обратимся к статистике. Социологическая группа «Рейтинг» провела в 2011г. опрос , в котором, в том числе поднималась идея поддержки признания ОУН – УПА как участники борьбы за независимость Украины. Результаты поддержки были такими: 8% на Донбассе, 6% на юге, 14% на востоке, 28% на севере и в центре, 72% на западе.
Рис.10. Результаты опроса Социологической группой Рейтинг. «Поддерживаете ли Вы признание ОУН – УПА участниками борьбы за независимость Украины?»
К сожалению более детальных результатов (т.е. в каждой области или по городам) не приводится. Понятно, что реальная граница расслоения не такая четкая, тем не менее, поляризация огромна.
Исследование ландшафта социо–культурной исторической памяти о советском прошлом в Украине, и то каким образом этот ландшафт формировался на различных уровнях – дает основания полагать, что Украина взрывоопасный регион, и что унитарным государством она быть не может. И никакие шаги по примирению сторон действовать не будут. Например, как вы объясните уравнивание участников УПА с ветеранами ВОВ шахтеру из Донбасса, тогда, когда его дед мог быть убит пулей воина УПА?
Конфликт в понимании исторических событий в Украине вызревал все годы независимости, однако, тренд на ускоренную эскалацию заложил третий президент Украины В. Ющенко. В статье «Украина: Кто поссорил Галицию и юго–восток?» Авторы пишут:
«Все исторические фигуры, которые боролись «за независимость» (даже на стороне немецких фашистов, убивая своих же сограждан), были вдруг объявлены героями. Именами тех, кого раньше считали преступниками, стали называть улицы. Бандере стали возводить памятники, у ветеранов ОУН УПА – брать интервью. Партии неонацистов и радикалов не только обрели право на существование, но и нашли место в правительстве. Эти партии и так называемые социальные организации получили поддержку правительства и финансирование запада. Неонацисты и бандеровцы были выращены в Украине искусственно/… / Информационная война, которая медленно из года в год формировала сознание украинцев, создала из России образ врага»
Нельзя отрицать и насильственную советизацию западных областей Украины, присоединенных к УССР в результате польского похода РККА в 1939г. Так, Владислав Гриневич – старший научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований Национальной академии наук Украины, пишет:
«Национально–освободительное движение, охватившее западные области Украины в годы немецкой оккупации и достигшее своего пика в период возвращения сталинского режима, создало за годы войны целую систему национальных мифов со своими героями и символами, пантеонами и праздниками, в основе которой лежала идея жертвенной борьбы украинского народа «против двух империализмов – сталинского и гитлеровского за независимую украинскую державу» Не случайно советская власть сразу после возвращения в Украину позаботилась об уничтожении всего, что напоминало бы местному населению об этой борьбе/… / С этой целью с курганов сбивали деревянные кресты и национальные символы тризубы, монтируя вместо них пирамидки с красными звездами.»
Практически с 2006 года в Украине разворачивается «война памятников», в ответ на установку того или иного памятника на западе, на востоке страны возводится иной по тематическому и символическому значению.40 На западной Украине начался снос памятников Ленина сразу после провозглашение независимости в 1991г. а памятники Степану Бандере и Роману Шухевичу начали интенсивно возводиться с 2005г.
Рис. 11. Карта расположение памятников С. Бандере (желтые) и Р. Шухевича (зеленые) на Украине.
В 2009 году Президент Ющенко подписывает указ № 432/2009, в котором было такое положение:
«принятие в установленном порядке дополнительных мер по демонтажу памятников и памятных знаков, посвященных лицам, причастным к организации и осуществлению голодоморов и политических репрессий в Украине, а также по переименованию в установленном порядке населенных пунктов, улиц, площадей, переулков, проспектов, парков, скверов в населенных пунктах Украины, названия которых связаны с именами таких лиц»
Однако, в большинстве городов и сел центрального и юго–восточного регионах Украины местная власть не выполняла положения закона. Снос памятников Ленина в 2013 – 2014гг. стал выражением навязывания националистических настроений той части населения Украины, которая в большинстве своей симпатизирует России и Советскому Союзу.
Рис. 12. Города, в которых сносились памятники Ленина в 2013 – 2014гг.
На симпатии этих регионов к советской истории указывают все социологические опросы. Например, на вопрос центра Разумкова (данные 2005г.) «Хотите ли Вы восстановления Советского Союза и социалистической системы?», были такими:
Рис. 9. Результаты опроса проведенного центром Разумкова в 2005г. «Хотите ли Вы восстановления Советского Союза и социалистической системы?»
А на вопрос соц. группы Рейтинг (данные 2011г.) «поддерживаете ли вы создания единого государства в составе Украины, России и Беларуси?»42, ответы распределились таким образом:
Рис. 14. Распределение ответов на вопрос: «поддерживаете ли вы создания единого государства в составе Украины, России и Беларуси?» по регионам Украины.
С утверждением «История Украины является неотъемлемой частью истории великого восточнославянского народа, как и история России и Белоруссии» согласился каждый пятый на западе и каждый второй на юго–востоке. А с утверждением «Украина – единственная наследница истории и культуры Киевской Руси» картина зеркальная, каждый второй на западе согласен с ним, и каждый пятый на юго–востоке.
Рис. 15. Результаты опроса центра Разумкова в 2005г.
9 Мая является действительно большим праздником для 77% жителей юго–востока Украины, 70% центрального региона, и всего лишь 30% Западного.
Рис. 16. Результаты опроса центра Разумкова в 2008г. Доля охарактеризовавших день победы как большой праздник.
Интересен и тот факт, что 24 августа 2014 президент Петр Порошенко, пришедший к власти после вооруженного переворота, на параде по случаю 23–й годовщины независимости заявил:
«В богатой на подвиги летописи украинского воинства множество битв и дат, достойных стать Днем защитника Отечества. Я подчеркиваю, Украина никогда больше не будет праздновать этот праздник по военно–историческому календарю соседней страны. Мы будет чествовать защитников своего Отечества, а не чужой»
14 октября он (Порошенко) отменяет действие указа экс–президента Леонида Кучмы, по которому в стране 23 февраля отмечался День защитника отечества, и подписывает документ, согласно которому ежегодно 14 октября будет отмечаться День защитника Украины. Напомним что 14 октября – это установленный официально день празднования «основания» УПА.
Андрей Портнов – украинский историк и главный редактор журнала «Україна Модерна» – Выделяет проблему Голодомора 1932 – 1933гг. как одину из важнейших элементов проблематики отношений Украины и России. Он пишет, что в итоге, есть две теории Голодомора: умышленная (сознательная политика советского руководства по уничтожению украинского крестьянства), и неумышленная (Голодомор был одним из неожиданных для советской власти результатов ускоренной индустриализации и коллективизации).
Но и во внутри–Украинской общественности, этот вопрос воспринимается достаточно неоднозначно. Так, Социологически опросы, проведенные группой Рейтинг, отражают существования контраста в оценке голодомора на Украине между Западной Украиной и юго–восточной. Так, на Донбассе лишь 11% опрошенных охарактеризовали голодомор как Геноцид Украинского народа, на Западной Украины – 72%42.
Еще одним доступным интересным картографическим анализом, является картина распределения названий улиц, на которых находятся местные органы власти, Известно, что самое популярное на Украине название – это улица Ленина. Однако при более детальном рассмотрении, видим следующую картину:
Рис. 17. Картография названий улиц, на которых находятся местные органы власти. Красной точкой – советские названия, зеленой – нейтральные, синие – связаны с независимостью.
Анализ отношений граждан Украины к различным историческим вопросам, показывает наличие достаточно большой контрастности между западными, центральными и юго–восточными областями Украины. Следует отметить, что разность в отношениях к истории между центральным регионом и юго–восточным намного меньше, чем между ним и западным. Это в первую очередь связано с разной исторической идентификацией и разной исторической памятью людей, живущих по обе стороны Украины.
Явная географическая дифференциация исторической памяти граждан Украины, диктует очередную причину констатации того, что конфедеративное устройство Украины, это единственное решение для мирного урегулирования конфликта.
ЭКОНОМИКА
Рис. 18. Структура импорта и экспорта Украины в 2013г.
Трудно себе представить сегодня с чего началась Украинская катастрофа, а она началась с экономической тематики. А именно, как следствие того что бывший президент В. Янукович, решил отложить подписание соглашения об ассоциации с ЕС. Это один из тех случаев, когда вещь не равна самой себе. «Соглашение об ассоциации с ЕС» – это в первую очередь символ начала вхождения в “Запад”, а потом уже документ, создающий рамки сотрудничества между сторонами. Вхождение в запад – вот мечта, ради которой и разрушался Советский Союз, но это уже другой вопрос.
Оценить положительные и отрицательные стороны вступления Украины в Европейский и Таможенный союзы, взялись многие ученые. Однако ученых как правила не слышат, слышат политиков, журналистов, звезд, “экспертов” и т.д. В условиях всеобщей информационной безграмотности, людям трудно ориентироваться в этом океане невежественных мнений, а что еще более печально и драматично, так это пассивность большинства, и нежелание уяснить проблему, но и это уже совсем другой вопрос.
Одним из самых прагматичных анализов Украинской экономической проблематики, провел Хаджинов И.В., Доктор экономических наук, профессор кафедры «Международная экономика» Донецкого национального университета. Констатируя, что Украина находится на «перепутье двух дорог», одну из которых необходимо выбрать. Он рассматривает положительные и отрицательные стороны участия Украины в том или ином союзе:
«Выгоды Украины от участия в Таможенном Союзе:
1. позволит стране сэкономить от 3 до 6 млрд долларов в год только на оплате российской нефти и газа;
2. сможет увеличить экспорт собственных товаров примерно на 5 – 9 млрд долларов в год;
3. товары Украины будут конкурентоспособны на рынке стран ТС
4. произойдет общий рост доходов Украины – выгода в бюджет страны может составить от 6 до 10 миллиардов долларов;
5. темпы роста ВВП прибавят не менее 1%, что критично в условиях затянувшегося мирового финансового кризиса;
6. получат новый импульс развития металлургическая, машиностроительная, химическая промышленности (наиболее зависимые от цен на энергоносители эти отрасли);
7. расширение контактов с партнерами на постсоветском пространстве
8. восстановление существовавших при СССР цепочек производственного цикла откроет перед украинскими предприятиями новые возможности;
9. усилит независимость Украины от Международного Валютного Фонда (действия которого на постсоветском пространстве в 90–е годы привели к обнищанию немалой доли бывших советских граждан);
10. укрепление связей с бывшими республиками СССР, с которыми Украина находится в едином культурном пространстве, будет выгодно для большинства украинских граждан, у многих из которых есть родственники в странах СНГ;
11. в случае вступления Украины в ТС Москва готова предоставить кредиты, которые заменят помощь от МВФ. Точные проценты по кредиту не назывались, остается лишь надеяться, что они будут такими же выгодными, как эмвээфовские — 3,5—4% годовых, во что верится с трудом.
Отрицательные последствия Украины от участия в Таможенном Союзе:
1. в краткосрочном периоде действительно можно получить выгоды, среднесрочных и долгосрочных выгод, скорее всего, не будет;
2. импорт станет дороже. Основной смысл ТС — вынудить своих граждан покупать товары стран союза вместо остального импорта. Высокие пошлины на импорт из остальных стран сделают его дороже, а потому простому украинцу станут менее доступны европейские товары и будут активно продвигаться белорусские и российские;
3. падение качества товаров. Из–за закрытия границ и создания привилегий для своих производителей у последних пропадает стимул для улучшения своей продукции. В результате украинцы будут покупать менее качественные товары;
4. непрозрачные правила. В отличие от ассоциации с ЕС, где «правила игры» (хотя и очень жесткие) прописаны изначально, в ТС можно нарваться на ограничения, не прописанные никакими правилами. Запреты от главсанврача Геннадия Онищенко касаются не только украинских товаров, но и белорусских (несмотря на их вхождение в ТС), причем обусловлены они, как правило, политическими, а не экономическими причинами;
5. атака российского бизнеса. Несмотря на формальное равенство членов ТС, российский бизнес находится в привилегированном положении: Кремль отстаивает его интересы, продвигая на «союзные» рынки, одновременно принимая меры по недопущению на российский рынок бизнеса из стран–союзниц (свидетельства тому — неоднократные заявления Лукашенко и Назарбаева);
6. ограничение суверенитета. Таможенная политика в случае вхождения в ТС передается в руки наднационального органа, и далеко не всегда в рамках этого органа Украина сможет отстоять свои интересы.
Выгоды Украины от участия в Европейском Союзе:
1. европроизводство в Украине. Пожалуй, для экономики это главный плюс ЗСТ с ЕС, но проявится он лишь лет через пять, когда западные компании приспособятся к условиям работы в Украине (или наши правила приспособят к ним) и начнут переносить свое производство в нашу страну из–за более дешевой, но при этом квалифицированной рабочей силы. Люди получат рабочие места, организацию работы европейского уровня, белые зарплаты;
2. открытие для нас рынка ЕС. В наибольшем выигрыше окажутся украинские компании, поставляющие в Европу сырье и полуфабрикаты: они и так востребованы на этом рынке, а при отмене пошлин увеличат производство и прибыли. Производителям готовой продукции сложнее будет найти свое место на еврорынке из–за сильной конкуренции. Также в соглашении о ЗСТ существует много изъятий, которые ограничивают возможность попадания украинской продукции на рынки ЕС;
3. выгодные кредиты. Международные финансовые структуры, как правило, более лояльны к странам, чья экономика взаимосвязана с экономикой США или ЕС. Поэтому вероятность получения кредитов от МВФ, Мирового банка и ЕБРР значительно возрастает, а это самые выгодные на сегодня условия кредитования в мире;
4. европерспектива. Речь пока идет не о вступлении в ЕС — оно останется отдаленной перспективой. Но имея уже подписанное соглашение, нам будет легче добиться еще больших преференций в получении виз в ЕС, расширения зоны свободной торговли — в частности свободу для рынка услуг и перемещения рабочей силы (украинцы могут получить официальное право законно работать в Европе). Если наши компании смогут оказывать услуги на еврорынке (в частности транспортные или IT), а наши граждане — свободно трудиться в ЕС, это благоприятно скажется на украинской экономике.
Отрицательные последствия Украины от участия в Европейском Союзе:
1. снижение производства. Усиление конкуренции и санитарные либо экологические стандарты ЕС могут привести к тому, что в первые два года закроется немало украинских производителей (особенно в легкой и пищевой промышленности). Это чревато ухудшением социальной ситуации и недополучением доходов бюджета;
2. угроза гривне. Уменьшение экспорта в страны ТС (который может, по крайней мере, временно закрыть свои границы) и увеличение импорта из ЕС ухудшит внешнеторговый баланс. Это грозит привести к падению курса гривни. Спасти ситуацию могут инвестиции из Европы либо значительное расширение экспорта нашего металла, другого сырья и промтоваров в Европу;
3. рост цен. Открытие рынка ЕС может привести к подорожанию того, что внутри Украины дешевле, чем за рубежом, поскольку экспортировать будет намного выгоднее, чем продавать на месте. В частности это касается цен на электроэнергию и газ украинской добычи. Однако государство может регулировать этот процесс»
Вышеупомянутые суждения не учитывают, возможность интеграции разных частей Украины к разным экономическим союзам. Можно приводить аргументы и контраргумены в пользу или против большинства пунктов, но независимо от того, согласны мы с выводами Хаджинова или нет, следует признать, что в экономике Украины большое значение имеет региональный фактор. Большая гетерогенность экономического пространства Украины, а также наличие явно выраженных социально–экономических регионов в нем, выступают как экономические поводы к переходу на конфедеративную форму устройства государственности.
За 23 года независимости, Украина так и не смогла обеспечить сглаживание резких диспропорций в социально–экономическом развитии разных территории. Это связано в первую очередь с отсутствием эффективной государственной экономической политики. Так, 5 регионов (г. Киев, Днепропетровская, Полтавская, Донецкая и Харьковская области) из 27, образуют более 50% валового внутреннего продукта .
Рис. 19. Вклад областей Украины в формирования ВВП.
Валовой региональный продукт на душу населения различается в разы от региона к региону:
Рис. 20. ВРП в Украине на душу населения.
Большой вклад в исследовании социально–экономического районирования Украины внес доктор географических наук Шаблий О. И., в своем труде «Социально–экономическая география Украины», он выделяет 6 социально–экономических регионов: Западный (ядро г. Львов); Центральный (ядро г. Киев); Восточный (ядро г. Донецк); Центрально–восточный (ядро г. Днепропетровск); и Южный (ядро г. Одесса). Шаблий подчеркивал несходства западного и восточного СЭР так:
«Западный и Восточный СЭР Украины — это два своеобразных территориальных крыла. Восточный район самый молодой по времени формирования. Он интенсивно возрастал со второй половины XIX ст. и теперь является наиболее урбанизованным и индустриальным. Здесь наименьшая доля украинского населения и больше всего обруселых украинцев и русскоязычных жителей. Район исторически, социально и экономически связан с Россией. В политико–географическом плане здесь чувствуются сепаратистские тенденции. Западный регион имеет густую сеть сельских населенных пунктов, мало–урбанизированный, теперь наиболее этнически однородный/… / Известен давними научными и культурными традициями (выходец из этих мест — первый украинский ученый европейского масштаба XV ст. Юрий Дрогобич, здесь в 1661 г. был открыт первый в Украине Львовский университет)»58
Рис. 21. Социально–экономическое районирование Украины по Шаблию.
Рассматривая данный вопрос более обобщенно, и соединяя экономическую дисгармонию с языковой, культурной, религиозной, исторической и других дисгармонии, присущих регионам Украины и их населению, можем выделить три социально– экономических макро–региона:
1. Промышленный Юго–Восточный (ЮВР);
2. Аграрный Центральный (ЦР);
3. Западный (ЗР);
Такое разделение, связанное в первую очередь со структурой экономических связей, во вторую, с доминирующими экономическими отраслями.
В юго–восточном регионе – доминирует промышленность, тут располагаются основные промышленные активы Украины. Ведущую роль играют отрасли тяжелой индустрии: ТЭК, черная и цветная металлургия, машиностроение, а также отрасли связанные с ВПК . Здесь, находятся основные месторождения полезных ископаемых (таких как: железные, марганцовые руды, каменный уголь, нефть и природный газ).
«Полезные ископаемые. В недрах Донецкого бассейна известно около 50 различных полезных ископаемых. Главное богатство Донбасса — каменный уголь. В угленосной формации разведано около 300 пластов промышленного угля и около 200 пластов известняка. /… / С каменноугольными, девонскими, пермскими отложениями и отложениями триасовой системы связаны богатейшие залежи сырья для промышленности строительных материалов, металлургической, нефтяной и газовой промышленности./… / На территории района десятки месторождений строительного и кварцевого песка, а также большие запасы формовочного песка, используемого в металлургической промышленности и машиностроении. В неограниченном количестве имеется сырье для кирпично–черепичного производства /… / В Старобешевском районе находится единственное в мире месторождение флюорита, используемого для получения цветных благородных металлов. Есть асбест и графит. Бальнеологическое значение имеют соленые озера и источники минеральных вод», писал Шаблий О. И. в своем фундаментальном труде «Социально–экономическая география Украины».
Рис. 22. Залежи основных полезных ископаемых в регионах Украины
Более 60% объема реализованной промышленной продукции, приходится на ЮВР. Здесь и наибольшие показатели этого же объема на душу населения, в 5 областях он превышает среднего значения по Украине, тогда как в Центральном регионе, лишь в 2 области и г. Киеве, а в Западном и вовсе все показатель ниже среднего.
Рис. 23. Объем реализованной промышленной продукции на душу населения за 2013г. (тыс. гр./чел.)55
Наличие приморских областей (выход к Черному и Азовскому морей), и развитость рекреационного хозяйства делают ЮВР привлекательным для туристов.
В Центральном регионе – доминирует аграрная промышленность. Отличительной чертой территорий ЦР является преобладание в структуре экономики сельского хозяйства и отраслей, специализирующихся на переработку сельскохозяйственной продукции. Так, в Винницкой области 50% производимой продукции приходится на пищевую промышленность, в Черкасской – 48% (Для сравнение, в днепропетровской области – 6,5%, в Луганской – 7%)59. Сочетание почвенно–климатических, минирально–сырьевых, лесных, водных и рельефных факторов, создают чрезвычайно благоприятные условия для развития многих отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также формирования сложных и разнообразных по специализации отраслевых и межотраслевых территориальных комплексов58.
49% Валовой продукции сельского хозяйства за 2013г. произведены в Центральном регионе. Первые в списке области, это Винницкая (7.1%), Полтавская (6.3%), Киевская (6%), и Черккаская (6%). Тогда как западный регион производит всего 17% этой продукции.
Рис. 24. Валовая продукция сельского хозяйства Украины (в млн. грн.)60
Западный регион – самый депрессивный в экономическом плане. Тем не менее, расположение ЗР в лесостепной и степной физико–географических зонах, наличие Украинских Карпат, а также мягкая зима (средняя температура во Львове в январе – 4,7) и большое количество осадков (660 – 700 мм на равнине, 1600 – 1700 в горах), стали существенными факторами в выращивании сельскохозяйственных культур умеренного пояса58.
ЗР имеет достаточно высокий уровень обеспечение природными ресурсами: водными, лестными и минерально–сырьевыми (в Львовской области). Однако, Вследствие бессистемной экономической политики по эксплуатации природно–ресурсной базы имеет место заметное нарушение природно–экологического баланса, существенно снижающего экономическую производительность региона58. Разнообразие природно–ресурсной базы, составляет важную материальную основу для дальнейшего прогрессивного развития экономики ЗР.
Но, вовсе не вышеупомянутые экономические различия регионов, являются экономическим обоснованием «конфедеративного устройства государственности» как единственно приемлемого. А количественные индикаторы связи регионов с внешними рынками (в первую очередь, с ЕС и ЕАС).
Одним из индикаторов внешнеэкономических связей является объем торговли (т.е. объем экспорта и импорта продукции в денежном эквиваленте). Так, например, Закарпатская область за 2013г. экспортировала в Европейские страны товаров, более чем на 1 млрд. дол. Что составляет 79% от всего объема экспорта. А в страны СНГ она поставила всего на 243.655.7 млн. дол., или 19%55. Сумская же область за тот же год экспортировала в Европейские страны товаров на сумму 120.060.1 млн. дол., или 13%. Тогда как объем экспорта в страны СНГ составил 612.902.5 млн. дол., или 66% от всего объема экспорта55.
Такие сравнения дают нам общее понимание интенсивности связей какой–либо области с внешними рынками. Картография объемов экспорта товаров в Европейские страны в (%) от всего объема, приведена ниже:
Рис. 25. Объемы экспорта продукции в Европейские страны (в % от общего объема).
Импорт товаров в денежном эквиваленте в Тернопольской области за 2013г. из Европейских стран составил 308.132.6 тыс. дол. (88%), тогда как импорт из стран СНГ составил всего 7.683.9 тыс. дол. (2%)55. А в Луганской области импорт за тот же год из стран Европы составил 274.409.5 тыс. дол. (8%), тогда как из стран СНГ – 2.393.175.7 тыс. дол. (73%)55. Картография объемов импорта продукции из стран Европы выглядит так:
Рис. 26. Объемы импорта61 продукции из Европейских стран (в % от общего объема).
Евразийский экономический союз, это зарождающееся общее пространство торговли для стран евразийского континента. Перспективы его эволюции огромны, именно поэтому при изучении масштаба торговли Украины с разными странами, следует сравнивать его между Европейскими странами с одной стороны и Азиатскими, включая страны СНГ, с другой.
Рис. 27. Объемы экспорта61 продукции в страны СНГ и Азии (в % от общего объема).
Рис. 28. Объемы импорта61 продукции из стран СНГ и Азии (в % от общего объема).
Как видно, Западный регион, в большей степени зависит от экономических связей со странами Европы, нежели со странами СНГ и Азии. А юго–восточный и (в меньшей степени) центральный, наоборот, имеют больше экономических связей со странами СНГ и Азии, нежели с Европейскими.
Совмещая данные импорта (экспорта) из стран Европы, СНГ и Азии в одной карте, используем коэффициент (µ) отражающий степень зависимости от европейского и СНГ–шного с Азиатским ранков. Этот коэффициент – µ, равен Объему импорта (экспорта) из стран Европы деленный на объем импорта (экспорта) из стран Азии включая СНГ. Таким образом, если µ от 0 до 0.5 то область, в значительной степени зависит от импорта (экспорта) из стран СНГ и Азии. Если µ от 0.5 до 1 – зависит в большей степени от СНГ и Азии и в меньшей от Европейского рынка. Если µ от 1 до 2 то область в большей степени зависит от Европейского ранка и в меньшей от рынков СНГ и Азии. Если µ больше 2 то в значительной степени зависит от Европейского рынка.
Рис. 29. Экспортная зависимость областей Украины от Европейского рынка с одной стороны, и рынков Азии и СНГ с другой.
Анализ данных, дает ясную картину доминирование экономических связей разных регионов Украины. Так, Центральный и юго–восточный регионы связаны с рынками СНГ и Азии, в значительно большей степени, чем с Европейским в том что касается сбыта (Экспорта) продукции. А Западный регион наоборот, сбывает свою продукцию в основном на Европейский рынок. С импортом дела немного сложнее, картина выглядит так:
Рис. 30. Импортная зависимость областей Украины от Европейского рынка с одной стороны, и рынков Азии и СНГ с другой.
Очевидно, что в импорте товаров, юго–восточный регион в значительной степени связан с рынками СНГ и Азии, а западный – с Европейским. Центральный же регион в этом смысле – гибридный, и однозначного тяготения нет, так как при сбыте продукции он ориентируется на восток, а при импорте – на запад и восток в равной степени.
Рис. 31. Объемы экспорта западного, центрального и юго-восточного регионов Украины (в % от общего объема).
Рис. 32. Объемы импорта западного, центрального и юго-восточного регионов Украины (в % от общего объема).
Методом кластерного анализа, можно вычислить общий коэффициент β (который равен квадратному корню от суммы квадратов µЭкспорта и µИмпорта). Который учитывает объемы как экспорта, так и импорта. Это позволит увидеть четкую картину зависимости той или иной области от западного и восточного рынков. Диаграмма и карта коэффициента приведена ниже.
Рис. 33. Диаграмма коэффициента β. (ось х: µ Экспорта, ось у: µ Импорта).
Рис. 34. Картография коэффициента β по регионам Украины.
Приведенный анализ, вовсе не исчерпывает тезисы обосновывающие прагматичность децентрализации, было–бы интересно например, исследовать экономические связи внутри самой Украины, т.е. внутренние (экономические) связи между областями. Интуитивно можно предположить что западные и юговосточные области имеют меньший объем товарооборота между собой чем с центральными областями.
По мнению многих ученых, мир уже в состоянии Холодной Войны за сферы влияния. Украина – это жертва новой борьбы за передел мира, и в случае некомпетентного отношения руководства страны к этой далеко идущей по своим последствием проблеме, если Киев не станет заниматься реальной децентрализацией вплоть до конфидерализации страны, то Украине ждет учесть быть Европейской Сомали.
Доктор географических наук, Афанасьев О. Е. после анализа проблемы выбора модели государственного устройства Украины, пишет:
«Любому кризису на смену приходит период стабилизации и развития. И вновь краеугольным камнем станет вопрос реформы территориального устройства страны с учётом всех возможных факторов, определяющих поляризацию и декомпозицию регионов Украины»
Переход к модели конфедеративного устройства, с последующей экономической интеграцией западного региона к ЕС, юго–восточного к ЕАС, – а центральный регион имел бы особый статус – может быть единственным путем для мирного решения проблемы. Это наилучший вариант для дальнейшей эволюции двух Месторазвиий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Президент Украины Петр Порошенко, выступая в Верховной раде 27 ноября 2014г., на внеочередном послании к парламенту заявил:
«Сто процентов украинцев сейчас за единое государство, за единую страну. Конституционное большинство украинцев видит ее унитарной страной, никакой федерализации. И это, кстати, горячий привет тем, кто с Востока или Запада советует нам федерализироваться»
С такой позицией оффициальных властей в Киеве, решение Украинской проблемы продлится на многие годы, а конфликт будет все более масштабным. Еще самые первые Украинские «нациестроители» понимали что «Унитарной» Украина быть не может, об этом писали в период Октябрьской революции и Гражданской войны Н.И. Костомаров, М.С. Грушевский, М.П. Драгоманов, С.Л. Рудницкий. А после провозглашения независимости тематика федерализации страны развивалась В.М. Черноволом, П.П. Толочко, В.Н. Тихоновым, В.В. Колесниченко, Б.В. Колесниковым, В.П. Безсмертным . В их исследованиях, предложены самые разные формы и принципы федеративного устройства Украины, от укрупненных регионов до «Федерации громад».
Бредихин А. В. – политолог, аспирант кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ – пишет в статье «Украинские еврорегионы как шаги к федерализации страны» следующее:
«Украина представляет собой государство, состоящее из регионов с различной исторической судьбой, этнокультурным составом и экономическим потенциалом. Территория, некогда входившая в состав трех империй: Российской, Австро–Венгерской и Османской, а до этого разделенная на российскую Левобережную и польскую Правобережную Украину, и это не считая остальных многочисленных исторических трансформаций, на настоящий момент представляет собой мозаику регионов с очень высокой степенью гетерогенности»
Необходимость изменения государственного устройства Украины с унитарного на конфедеративный, рассматривалась в этих очерках самым поверхностным образом, но даже в таком огрублеммном виде, уже ясно: Украина в ее привычных границах и с унитарным устройством – это “faild state”. Раскол неизбежен. С этим надо смириться, и это надо понять.
ИСТОЧНИКИ
http://www.ohchr.org/Documents/Countries/UA/OHCHR_seventh_reportUkraine20.11.14.pdf
http://rian.com.ua/incidents/20150220/363773430.html
http://amnesty.org.ru/sites/default/files/ukraine-summary-executions-briefing%20-Amnesty-International-RUS.pdf
http://www.hrw.org/node/130096
http://www.ohchr.org/RU/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=15316&LangID=R
http://www.coe.mid.ru/doc/Belaya_kniga112014.pdf
Моммен А. Федерализм и национальное государство: к истории вопроса // Полис. 1992. № 4. С. 172–173.
Месторазвитие – фундаментальное поняте введенное П. Савицким, которое наиболее полно отражает процесс пространственно–временного взаимодействия между социумом и вмещающим его ландшафтом. Оно более емкое, нежели понятие географической среды, поскольку включает в себя исторические и культурные характеристики определенного региона.
http://statistika.in.ua/mova_vk/ukrainska_vs_rosiyska
Хмелько В. Е. Лингво–этнической структура Украины: региональные особенности и тенденции изменений за годы независимости – К., 2004. – 19 с. // Научные записки НаУКМА. Социологические науки. – 2004. – Т. 32. – С. 3 – 15.
Западный регион – Волынская, Ровенская, Львовская, Ивано–Франковская, Тернопольская, Закарпатская и Черновицкая области; Западно–Центральный – Хмельницкая, Житомирская, Винницкая, Кировоградская, Черкасская, Киевская области и город Киев; Восточно–Центральный – Днепропетровская, Полтавская, Сумская и Черниговская области; Южный – Одесская, Николаевская, Херсонская, Запорожская области и АР Крым; Восточный регион – Харьковская, Донецкая и Луганская области.
В которых в целом было опрошено 22 462 респондентов, в том числе, в Западном регионе – 4 278 респондентов, в Западно–Центральном – 4 278, в Восточно–Центральном – 3 639, в Южном – 4 281 и в Восточном – 4 881 респондентов.
Центр Разумеова, Национальная безопасность и оборона №9, 2007г.// Эл. Ресурс: http://www.razumkov.org.ua/ukr/files/category_journal/NSD93_ukr.pdf
Украинский центр экономических и политических исследований имени Александра Разумкова (укр. Український центр економічних і політичних досліджень імені Олександра Разумкова) — украинский негосударственный аналитический центр по вопросам государственной политики.
Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности// Дисс. канд. психол. наук. —М., 1995
В. А. Ачкасов. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999 год, том II, выпуск 1. С.54
http://www.igpi.ru/info/people/malink/1111152776.html
Фролов В. М. Характер и истоки языковой проблемы в Украине / В. М. Фролов // Проблемы гармонизации межэтнических отношений в многонациональном обществе : матер. VI Межнар. науч.–практ. конф., 16 декабря 2010 г. – Харьков : НТУ "ХПИ", 2010. – С. 140–147.
Юко Симэки, Русский язык в Украине:анализ факторов, связанных с использованием русского языка и отношением к русскому языку двуязычного населения// Россия и русские глазами инославянских народов:
язык, литература, культура 1, 2010г.
Учебный сайт по географии, всемирной истории и истории Украины. Эл. ресурс: www.ukrmap.su/uk-uh11/481.html
Головаха Евгений. Альтернативный социологический словарь [Эл. ресурс] www.i-soc.com.ua/institute/el_library.php
Курылев Константин Петрович, Станис Дарья Владимировна. Этноконфессиональная ситуация на украине как фактор внутриполитической нестабильности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (43): в 3–х ч. Ч. III. C. 114–117.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. С. 243–244
Бондаренко, В.Д., Котлярова, Т.О. Релігійно–церковне життя в Україні: особливості відродження та розвитку // Пріоритети державної політики в галузі свободи совісті: шляхи реалізації: Збірник наукових матеріалів / За загальною редакцією В. Андрущенка, Г. Попова, М. Новиченка, М. Заковича. К.: Реліус, 2007. С. 8 (8–43).
Татьяна Кузнецова, Елена Евтушенко. Роль образа герояв поисках Украинской идентичности// Перекрестки № 1–2/2012 Журнал исследований восточноевропейского Пограничья. С. 11
Ирина Богачевская. Религиозная идентичность Украины: между Востоком и Западом// Перекрестки № 3–4/2012 Журнал исследований восточноевропейского Пограничья. С. 148
Єленський, В.Є. Релігія після комунізму… С. 90.
Украина–2014: общественно–политический конфликт и церковь, позиции религиозных деятелей, экспертов, граждан. Центр Разумкова, 2014, http://www.razumkov.org.ua/, Примечание: Общенациональный, тематический, и социологический опрос был осуществлен при финансовой поддержке Правительства Канады, оказанной Департаментом иностранных дел, торговли и развития (DFATD).
Мітрохін М. "Деякі аспекти релігійної ситуації на Україні" // Русская мысль. № 4276. 1 липня 1999 р
Звіт про мережу церков і релігійних організацій в Україні станом на 01.01.2010р.//Эл. ресурс: www.irs.in.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=581%3A1&catid=51%3Astats&Itemid=79&lang=uk
Также Катехуменат или Оглашение — изучение основ христианской веры и вероучения церкви человеком, готовящимся принять крещение и стать членом Церкви. Эти знания как правило собраны в «катехизисы», «огласительные слова», «Символы веры» и сборники церковных канонов.
«Церковная православная газета» — официальное издание Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви.Свидетельство о регистрации КВ № 12690–1574 ПР от 07 июня 2007 г. // Эл. ресурс: http://cpg-ru.in.ua/religiya-v-ukraine-tsifryi-i-faktyi/
Рішення Єпархіального Собору Перемисько–Варшавської Архієпархії, що відбувся в Перемишлі в днях 14 – 16 березня 2002 року. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.irs.in.ua/
Матеріали Міжнародної науково–практичної конференції “Тернопіль і Тернопілля в історії та культурі України і світу (від найдавніших часів до сьогодення)” / За аг. ред. проф. І. С. Зуляка. У двох частинах. — Тернопіль : Вид–во ТНПУ ім. В. Гнатюка, 2012. — Ч. І. — С. 138—142.
Боцюрків Б. Українська Греко–Католицька церква в катакомбах (1946 –1989) // Ковчег. Збірник статей з церковної історії. – Львів. – 1993. – №1. – С 138–129.
Баковецкая О.А, Оправославливание католической церкви в украине (хіх ст.)// CБОРНИК НАУЧНЫХ ДОКЛАДОВ Актуальные научные проблемы. Рассмотрение, решение, практика. Вроцлав 29.06.2014 – 30.06.2014 Часть 6
М.А. Виноградов, Русская церковь и борьба за юго–западные русские земли во второй половине XIV века. К вопросу о роли Сергия Радонежского в противостоянии католицизма и православия на территории бывшей киевской руси// Приволжский научный вестник № 6 (34) – 2014г.
Дослідження проведене соціологічною службою Центру Разумкова з 20 по 27 грудня 2005 року в усіх регіонах України. Опитано 2009 респондентів віком від 18 років. Теоретична похибка вибірки не перевищує 2,3%. Эл. ресурс: http://www.razumkov.org.ua/ukr/article.php/poll.php?poll_id=288
Вера Зверева. Сражения за память, войны воспоминаний. Научный семинар «Война памяти: культурная динамика в России, Польше и Украине».// Независимый филологический журнал. 2011. No 107.
Андрей В. Т. Украинские дискуссии об истории: между политикой, памятью и самоидентификацией// Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре №2(88),2013г.
Телепрограмма «Познер» от 12 декабря 2011 года.// эл. ресурс: www.1tv.ru/sprojects_edition_p/si=5756&fi=12488
Социологическая группа «Рейтинг». Динамика идеологических маркеров: апрель 2011// эл. ресурс: http://ratinggroup.com.ua/ru/products/politic/data/entry/13958/
Волынская У. Грибова М. Украина: Кто поссорил Галицию и Юго–Восток?// Историческая и социально–образовательная мысль №3 2014// эл. ресурс: www.hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/289/285
Владислав Гриневич. Расколотая память: Вторая мировая война в историческом сознании украинского общества// "Неприкосновенный запас" 2005, №2–3(40–41)
http://www.president.gov.ua/documents/9448.html
www.wikipedia.org
Дослідження проведене соціологічною службою Центру Разумкова з 20 по 27 грудня 2005 року в усіх регіонах України. Опитано 2009 респондентів віком від 18 років. Теоретична похибка вибірки не перевищує 2,3%. Эл. ресурс: http://www.razumkov.org.ua/ukr/article.php/poll.php?poll_id=288
Дослідження проведене соціологічною службою Центру Разумкова з 20 по 27 грудня 2005 року в усіх регіонах України. Опитано 2009 респондентів віком від 18 років. Теоретична похибка вибірки не перевищує 2,3%.// эл. ресурс: www.razumkov.org.ua/ukr/article.php/poll.php?poll_id=285
Дослідження проведене соціологічною службою Центру Разумкова з 11 по 17 квітня 2008 року. Опитано 2019 респондентів віком від 18 років у всіх регіонах України. Теоретична похибка вибірки — 2,3%.// эл. ресурс: http://www.razumkov.org.ua/ukr/article.php/news.php?news_id=150
http://www.unian.net/politics/954789-poroshenko-ukraina-doljna-gotovitsya-k-jizni-v-usloviyah-postoyannoy-vneshney-agressii.html
http://rian.com.ua/politics/20141014/358245994.html
Організація українських націоналістів і Українська повстанська армія: Історичні нариси / НАН України; Інститут історії України / С.В. Кульчицький (відп.ред.). – К.: Наук. думка, 2005. – 495 с.
Між «Центральною Європою» та «Русским миром»: Сучасна Україна у просторі міжнародних інтелектуальних дискусій. – К. : НІСД, 2009г. // эл. ресурс: http://www.historians.in.ua/docs/monografiyi/02-portnov-mizh-tsentralnoyu-yevropoyu-ta-russkim-mirom-2009.pdf
texty.org.ua/pg/article/devrand/read/37123/20_rokiv_Nezalezhnosti_Lenin_vse_nijak_ne
http://www.ukrstat.gov.ua/
М. Ф. Исраелян, И. В. Хаджинов. Положительные и отрицательные последствия участия украины в ЕС и ТС// Вісник студентського наукового товариства Донецького національного університету. Том 2 / Ред. кол. Беспалова С.В. та ін. – Донецьк: ДонНУ, 2014.
Рейтинг інвестиційної привабливості регіонів 2014. Державне агентство з інвестиції та управління національними проектами України спільно з українським представництвом PwC, КМІС й Інститутом економічних досліджень та політичних консультацій.
Социально–экономическая география Украины// Под ред. проф. А. Шаблия: 2–е изд. – Львов, 2000.
Прилипухов А. А. Особенности территориальной организации экономики Украины// Журнал Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки Выпуск № 2 / том 16 / 2011г.
Державна служба статистики України, Статистичний бюлетень Валова продукція сільського господарства України за 2012 рік
данные за 2013г.
О. Е. Афанасьев. Проблема выбора федеративной модели устройства как возможность сохранения государственности Украины // Псковский регионологический журнал № 20 2014г. Политическая регионалистика
http://ria.ru/world/20141127/1035460425.html
А.В. Бредихин. Украинские еврорегионы как шаги к федерализации страны// Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 2014. № 2.
Of each particular thing ask: what is it in itself? What is its nature? "Marcus Aurelius"
Оценили 93 человека
116 кармы