• РЕГИСТРАЦИЯ

Как работать со сложным обществом, давая ему дышать, власть не знает.

1 2159

Ирина Прохорова   РЕДАКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ.

Комментируйте. Материал спорный, присутствует только один угол зрения и с одного боку. И о каком народе речь?

Какую главную ошибку совершил Иван Грозный, почему арест Хаски — большая проблема для власти и как научиться признавать преступления прошлого — в рамках цикла бесед «С европейской точки зрения» с Ириной Прохоровой беседовал член экспертной группы «Европейский диалог» Евгений Гонтмахер

10 ДЕКАБРЬ 2018 12:07 

Ирина Прохорова  Фото: Экспертная группа «Европейский диалог»

Евгений Гонтмахер: Когда мы обсуждали тему сегодняшней беседы, «Борьба за историю», мне пришла в голову цитата из Оруэлла: «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим». Мне она кажется очень точной и очень актуальной. Книгу «1984» Оруэлл задумал написать в 1943 году. Это было тяжелейшее время, крушение всех возможных идеалов. И вот прошло больше 70 лет, а его мысль до сих пор актуальна. Почему?

Ирина Прохорова: Недавно я делала доклад на Франкфуртской книжной ярмарке и составила для него список из десяти книг, самых читаемых в России. И на первом месте в этом списке был как раз «1984». А когда Google делал обзор самых читаемых книг, «1984» оказался на третьем месте в мире. 

Думаю, резкий поворот к традиционализму, повторное возникновение радикальных, авторитарных идей возвращает нас к классическим произведениям, которые серьезно разрабатывали эту тему. Сюда относится и невероятное увлечение Толкином, берущее начало в 70-х годах: собственно говоря, «Властелин колец» — это взгляд через призму фэнтези на катастрофу XX века и прежде всего на Вторую мировую войну. 

Бесконечные тексты и фильмы посвящены одной и той же проблеме: в какой философской, культурной и политической традиции находятся корни тоталитаризма, который проявился в полную силу в XX веке. Строго говоря, источник зла так и не найден. Как только ушло поколение, которое застало Вторую мировую войну, радикальные идеи снова начали очаровывать людей.

Недавно я смотрел результаты одного соцопроса, и там был такой вопрос: «Чувствуете ли вы себя счастливым?» Многие в нашей стране счастливыми себя не чувствуют, и одна из причин, пусть и не главная, заключается в том, что мы не знаем, кто мы, что мы и куда мы идем. Коллективный опыт прежде всего обращается к истории, а ее интерпретируют совершенно по-разному.

Мы привыкли сопоставлять Россию и Европу. Есть довольно старая идеологическая конструкция, под влияние которой мы подпадаем: что Россия — нечто особое, неумопостигаемое, необъяснимое. Отсюда и проистекают вопросы, кто мы, куда мы идем, Европа мы или Азия, Восток или Запад. В зависимости от того, к какому лагерю вы принадлежите, вы либо оплакиваете тот факт, что Россия не Европа, либо, наоборот, раздуваетесь и говорите: «У нас свой путь, и Европа нам не указ». Петру I приписывают фразу: «Нам Европа нужна на несколько дней, а потом мы повернемся к ней задом». Это метафора отношения к Европе, которое распространено в нашем обществе. Поэтому я думаю, что для того, чтобы серьезно говорить о проблемах собственной страны, надо целиком сменить оптику и увидеть, что мы включены в общие процессы и очень часто бываем трендсеттерами иногда хороших, а иногда печальных явлений. Мне кажется, что развенчание мифа о нас самих — важнейшая задача как профессиональных историков, так и общества. Хватит трясти вот этим «да, скифы мы, да, азиаты мы».

В свое время мы сделали очень важный спецномер «Нового литературного обозрения», который был посвящен проблемам множественных модерностей. Там мы сравнивали, в числе прочего, Россию и Японию. Эта страна действительно азиатская, в отличие от нас, и развивалась она совершенно по-другому. Но в середине XIX века она вступила в эпоху модерности — отчасти по независящим от нее причинам. Сначала сравнение с более высокими и мощными европейцами вызывало у японцев чувство неполноценности, но потом началось самоутверждение, причем равно по такому же принципу: да, мы другие, зато мы самобытные. Интересно, что эта идея самобытности строилась вокруг образа женщины: японская женщина — красавица, хранительница традиций, в общем, Родина-мать. И ты когда это читаешь, ты поражаешься, какие неожиданные параллели возникают в совершенно разных культурах, когда они проходят через схожие процессы.

Модерность бывает и очень трагической: ее оборотная сторона — тоталитаризм

Европа совсем не уникальна в смысле прохождения модернизации: она вступила в нее первой, поэтому этот путь считается эталонным, но, как показывают исследователи, все страны так и иначе включаются в модернизационный процесс. Разные обстоятельства этой модерности порождают разные сценарии развития. Модерность бывает и очень трагической: ее оборотная сторона — страшный тоталитаризм. Не все страны этому поддаются, некоторые минуют этот период. Почему и как, можно разбирать, но мне кажется, если в целом это осознать, прекратятся бесконечные пересуды о том, кто мы и что мы, Европа мы или не Европа. Хотя, скорее, все-таки Европа.

Евгений Гонтмахер

Фото: Экспертная группа «Европейский диалог»

Я сейчас вспомнил знаменитое эссе Фукуямы «Конец истории?». Когда я впервые его прочитал, я пришел в восторг: все, закончены разговоры о том, какой путь лучше, какой хуже, — либеральные ценности одержали победу. Потом появились разные исключения, и даже сам Фукуяма заявил, что ошибся. Однако мне кажется, что глобально он все-таки прав. Да, отдельные фундаменталистские страны идут в противоположную сторону. Но я недавно читал статью американского политолога Дэниела Трейсмана, и он подсчитал, что общее количество стран, которые по политологическим критериям относятся к демократическим, за последние 20 лет растет, хотя есть и противоположные примеры. Мировой тренд, как и писал в своем эссе Фукуяма, заключается в том, что цивилизация — я даже не стану ее называть европейской — все-таки универсальна.

Даже в тоталитарном государстве людям удавалось создавать какие-то анклавы свободы. Сколько бы там ни говорили о коллективе, послевоенное советское общество очень стремительно демократизировалось. Какой-нибудь несчастный крестьянин из Тамбовской области, который раньше не выходил за пределы своей деревни и верил всему, что рассказывали про капитализм в западных странах, прошел по Европе и увидел, что все не совсем так, как ему описывали. Все жуткие послевоенные процессы были попытками власти удержать стремительно меняющееся общество в старых рамках. В послесталинскую эпоху расширялась сфера приватности, частное пространство: мы скажем все лозунги, какие надо, но не трогайте нашу семью и наш круг.

Все обсуждали на кухнях.

Да, эти кухни фактически были отдельным социальным институтом. Здесь в поисках выхода концентрировалась общественная мысль, здесь вырабатывалась особая этика. Кстати, в коллективной этике доносительство всегда презиралось, поэтому, несмотря ни на какие призывы Павликов Морозовых, доносов было не так много, как кажется сейчас. Эти жесткие этические императивы, которые вырабатывались в таком, казалось бы, фрагментированном обществе, в какой-то момент слились воедино. И зазор между старой партийной верхушкой, которая ментально осталась в тридцатых-сороковых годах, и очень динамично развивающимся обществом становился все шире. Во многом именно он привел к краху Советского Союза. Несмотря на все попытки государства давить полуподпольную частную инициативу, общество все равно ее жаждало. Сильное обуржуазивание общества шло и через культуру: тогдашние кумиры и лидеры общественного мнения транслировали идеи гуманности в противовес жесткой милитаристской доктрине. Так что за 25–30 лет, прошедших после войны, общество изменилось радикальным образом. Без этого не было бы 91-го года.

К сожалению, мы не считаем, что имеем право что-то требовать от        государства.

А НЕТ ГОСУДАРСТВА!  Государство - это спайка власти и народа??? (И.А.Ильин)

Когда мы говорим о территории свободы, мне кажется принципиально важным вопрос, что может и не может делать государство.?  

ОНО проедает остатки Государства, которое было!! Какое Государство,если все предприятия и всё,что угодно распродано и название этому государству "КОРПОРАЦИЯ РОССИИ", где председателем поставлен  ---  медведев! гражданин Америки, с двойным, а то и с тройным гражданством. 

Недавно у нас была любопытная дискуссия по поводу культуры, где обсуждалось, что государство, наверное, должно давать на культуру деньги, но не должно вмешиваться в контент, в свободу художника. 

Но как нащупать грань? И, конечно, звучит классическая идея «кто дает деньги, тот и заказывает музыку».

Эта идея свойственна как раз милитаристско-криминальному сознанию, а не цивилизационному.

Вчера об этом говорили очень уважаемые люди.

Понимаете, мы же носители советского тоталитарного сознания. И оно иногда прорывается в самых неожиданных вещах. Эта идея отношения государства и человека — очень древняя: мол, если государство дает деньги, то мы как холопы должны кланяться. То есть государство, вкладывая в культуру, не рассматривает это как инвестицию в будущее, в более высокий уровень образования и развития, а просто говорит: мы тебе даем деньги, спой нам вот эту песню. И, к сожалению, мы часто воспринимали это как должное и не считаем, что имеем право что-то требовать от государства. Тогда как цивилизованному государству нужно развивать культуру, но решать, в каком направлении ее развивать, должны экспертные группы, а не конкретный человек, которому нравится или не нравится «Мурка».

Фото: Экспертная группа «Европейский диалог»

Сейчас наше государство пытается действовать по аналогичному принципу применительно к истории, начиная со школы. Церковь тоже сюда подключилась. И меня это тревожит. Вы говорили про опыт советского времени, когда на низовом уровне люди отвергали то, что им внушала тогдашняя пропаганда. Как думаете, попытка государства пересказать нам с вами нашу историю будет успешной или все-таки здравый смысл восторжествует?

Я думаю, что эта проблема возникла с распадом Советского Союза. Даже люди, которые терпеть его не могли, все равно жили в системе советских координат. Антисталинская идея шла под флагом «возвращения к ленинским нормам законности», хотя, как мы понимаем, никаких ленинских норм законности не было. Ленин со своими товарищами заложил беззаконие под названием «Советский Союз», и там была своя мифология, утопическая вера советских людей в то, что социализм — вещь прекрасная, просто она подверглась искажениям. Шли разговоры о справедливости, о законности, о свободе слова, но реалии другой жизни никто себе не представлял. Наше с вами поколение, увы, оказалось неспособно принять вызовы времени. То, что мы сейчас видим, — инстинктивная попытка людей у власти, зачастую даже и не старых, вернуться к привычной форме управления.

Парадокс российской государственности состоит в том, что, хотя Пушкин писал: «Правительство все еще единственный европеец в России», на самом деле в XIX веке общество довольно быстро развивалось, а вот традиция государственности была ужасно архаичной и плохо модернизировалась. И сейчас общество, пройдя через тяжелый опыт девяностых годов, быстро адаптировалось к новым условиям, пусть и с издержками. А те, кто попадает в структуру власти, сразу попадают, видимо, в ее странную систему координат. Если они не могут чем-то управлять, значит, это надо упростить. Вот, скажем, слишком много театров, давайте поменьше сделаем, надо ведь за ними всеми следить, чтобы они какую-нибудь крамолу не поставили. Сама идея управления за счет жесткой идеологии и пропаганды возникает не потому, что у власти находятся злоумышленники, а потому, что нет других рычагов воздействия на общество. ЦК у нас нет, на Маркса и Энгельса не обопрешься — ладно, будем опираться на церковь.

То, что сейчас происходит, — это попытка опять превратить сложное в простое. Если утрировать, у нас должен быть один Большой театр, один балет, два издательства, которые можно контролировать, и так далее. Как работать со сложным обществом, давая ему дышать, власть не знает. И это проблема. Но ряды этой власти пополняют не люди с Марса, а мы с вами. Когда человек туда попадает, у него искажается сознание. Он начинает говорить красивые речи про государственную целесообразность, но из этого дискурса выпадает один момент — сам человек.

Карамзин для своего времени проделал огромную работу, но дальше мы так и не продвинулись

Замечательный русский философ Александр Пятигорский говорил о том, что с начала XIX века сложился специфический тип российской имперскости, где во главе угла лежит территориальная экспансия. Территория становится важнее людей, живущих на ней. В этом смысле крики «не отдадим ни пяди земли», постоянные попытки вернуть Крым и так далее — это логика государственности. А того факта, что на этой земле живут люди и надо инвестировать в людей, вообще нет на повестке дня. Вот так и выходит: что ни делаем, получается автомат Калашникова. Потому что, несмотря на все декларации, несмотря на нашу замечательную Конституцию, которую никто не соблюдает, человек вовсе не является приоритетом в государственной политике. А значит, как только кто-то попадает во властную структуру, любые нужды он закрывает за счет населения. И это делают не злоумышленники — вот что страшно. Это логика государственности, в которой есть своя матрица истории, и мы, к сожалению, до сих пор существуем в ее рамках.

Комитет гражданских инициатив, где я состою, учредил Вольное историческое общество. И там собрались люди, выступающие за то, что история — это не история войн, не история государства, а история людей.

Наше историческое сознание осталось на уровне середины XIX века. Школьные учебники истории по сути своей наследуют карамзинской «Истории государства Российского», где упор делался на деяния царей и полководцев. Карамзин был великий человек, для своего времени он проделал огромную работу, но удивительно, что дальше мы так и не продвинулись.

Фото: Экспертная группа «Европейский диалог»

Фактически в нашем обществе сейчас складывается два вида исторической памяти: официозная и семейная. Есть государственная история, а есть история конкретных семей, конкретных людей, конкретных городов и так далее. Несмотря ни на что, у нас это сегодня довольно сильно развито.

Сейчас историческое знание все-таки шагнуло вперед. Антропологизация гуманитарных наук, которая ныне идет полным ходом, началась еще до войны. Огромное количество направлений, существующих ныне, связано с попытками преодолеть романтическую концепцию истории как истории государства. Собственно говоря, историческая модель, которая сейчас считается данностью, начала складываться всего 200 с небольшим лет назад, в начале XIX века, когда появилась философия романтиков и началось строительство национальных государств. До этого историческая память работала иначе. Но и у нас, и во многих других странах возникает ощущение, что старые исторические рамки уже мало что объясняют. Национальная история — это такая глорификация национального опыта, попытка любые войны и завоевания оправдать национальными интересами.

В раннем Новом времени войны не диктовались никакой экономической необходимостью. Это был способ утвердить себя как мощного игрока на международной арене. Если ты не воюешь, ты слабый правитель. Очень часто войны развязываются из-за личных или групповых амбиций, а вовсе не исходя из экономической целесообразности. Александр Филюшкин в своей книге хорошо показывает, как трактовали со времен Карамзина идею Ливонской войны XVI века, которую Иван Грозный вел 30 лет с перерывами. Якобы ему нужен был выход к Балтийскому морю, чтобы торговать. На самом деле нам принадлежало 200 километров побережья, и никакой необходимости воевать за него не было. Но поскольку Иван Грозный претендовал на роль лидера на европейской арене и хотел показать, что он мощный государь, он ввязался в эту войну. Закончилась она разорением северо-запада страны. Пришлось вводить крепостное право, чтобы крестьяне, работавшие в поместьях дворян, которые ушли воевать, не разбежались. Многие историки считают, что и опричнина возникла частично как инструмент мобилизации ресурсов для продолжения насильственной войны. То есть амбиции государя привели к целому ряду фатальных ошибок.

Формально крепостное право отменили, но этот институт продолжает воздействовать на нашу систему ценностей и принятие политических решений

Разбираться в таких исторических перипетиях, мне кажется, очень важно, потому что они дают нам новое представление об исторических процессах и снимают с власти ауру священности. Ведь если власть нам говорит, что делает что-то ради государственного могущества, мы верим. А на исторических примерах выясняется, что на самом деле это могущество подрывалось абсолютно безответственными решениями, последствия которых мы чувствуем до сих пор. Проблема рабства, например, все еще тянется за нами шлейфом. У «Нового литературного обозрения» был номер, который назывался «Рабство как интеллектуальное наследие и культурная память». То есть формально крепостное право отменили, но этот исчезнувший институт продолжает воздействовать на нашу систему ценностей, принятие политических решений, взгляды на жизнь, потому что такие вещи просто так никогда не проходят. Очень важно понимать, что мы мыслим в категориях, которые берут начало в определенных эпохах, и от этих категорий можно отказаться, чтобы двигаться вперед.

Сейчас мир находится в стадии глобализации. Не является ли препятствием этому взаимопроникновению история войн, в том числе европейская? Конечно, мы можем опираться на эпоху Просвещения, когда возникли гуманистические идеалы. Но поможет ли нам история определить наше будущее или она все-таки не более чем невыученный урок?

Битвы за историю, которые идут в нашей стране и не только, говорят о том, что мы строим свою идентичность на том или ином видении прошлого. Вопрос в том, с какого ракурса мы на него смотрим. Когда мы воспринимаем историю как государственную, мы подсознательно смотрим на нее глазами человека, стоящего в главе пирамиды. Многие люди оправдывают преступления Сталина не потому что они очень жестоки, а потому что они смотрят на историю его глазами. А если посмотреть на нее с точки зрения уничтоженных им классов, дворянства и крестьянства, то историческая целесообразность и необходимость его действий уже выглядит очень спорной.

Мы не можем строить наше будущее на абсолютно ужасном прошлом. Вопрос в том, как признать преступление, но отделить себя от него

Во всем мире пытаются демократизировать исторический взгляд, взглянуть на историю глазами не победителей, а побежденных, не палачей, а жертв. Это очень сильно меняет наше восприятие прошлого, и это болезненный процесс, потому что жесткая, милитаристская, государственная история привязывает личную идентичность человека к государству. И если говорят, что на протяжении всего XX века мы совершали сплошные преступления, человеку кажется, что он, его родители, бабушки, дедушки жили напрасно. Потому что мы себя не отрываем от режима: грубо говоря, если царь плохой, получается, и мы плохие. И начинается естественный для человека протест: нет, все было не так плохо. Это понятная ситуация, потому что мы не можем строить наше будущее на абсолютно ужасном прошлом. Вопрос в том, как признать преступление, но отделить себя от него. Это не значит, что не надо брать на себя никакой ответственности, — просто не надо считать, что мы бесконечно колеблемся вместе с линией партии, как в старом советском анекдоте. Нам тяжело дается идея, что у нас есть собственный выбор и своя этика. Но так и появляется гражданское общество, когда разные социальные группы осознают свои интересы и понимают их легитимность.

В общем, вполне законно требовать уважения к себе, к собственной жизни. И это не имеет ничего общего с отказом защищать родину и так далее. Здесь у нас происходит подмена понятий. Человек, который боролся против режима, в Советском Союзе считался врагом народа. Да ничего подобного, если не считать, что народ и партия — неразличимые вещи. Эта путаница сидит в наших головах очень крепко, потому что сейчас мы не можем предложить другую рамку исторической реальности, показать историю нашей страны, скажем, со стороны крестьянства.

Вопрос не в том, чтобы все развинтить и остаться вообще ни с чем. Наоборот, сейчас мы с большим трудом стараемся выработать другую историческую парадигму, где, возможно, идея о неизбежности насилия как системы управления перестанет быть центральной. Может, это и есть революция сознания — следствие страшного XX века, когда впервые прозвучала идея, что насилие не должно быть инструментом политики, что существуют более совершенные способы.

Один из выпусков НЛО был посвящен теории диаспор. Сейчас происходит великое переселение народов, диаспоры возникают по всему миру, и история национального государства начинает размываться. Язык и религия перестают быть главными маркерами принадлежности к определенному социуму. Теория диаспор рассматривает историю цивилизации как наложение разных диаспорических сообществ, где появляется сложная система идентификации. Скажем, там была статья о турецких армянах, которые пережили геноцид и эмигрировали в Германию. 

С кем они должны себя ассоциировать — с древней Арменией? С советской Арменией? С постсоветской Арменией? С Германией или с Турцией? В укладе этих людей очень много турецкого, и теперь они себя ассоциируют, скорее, не с национальностью, а с тем местом, из которого они уехали. Культурный локус, в котором они существовали, во многом становится важнее, нежели абстрактные разговоры о крови, почве и так далее.

Неопределенность как состояние человека — это норма.

(Нет, позвольте, русский народ живёт 40 000, когда - то принадлежала территория от Океана и до Океана, включая Гаваи и Аляску.Просто народ - таоке сказать о русской нации,русской культе и русском Этносе - это уже не то,что Грех, а это совести нет!) Г.Т. 

Это происходит по всему миру, и в этом нет ничего страшного. Если мы поменяем восприятие прошлого и настоящего, то, возможно, увидим совершенно другой мир, куда более оптимистический, чем нам представляется. И всеобщая растерянность связана с тем, что сейчас происходит транзит, когда идея национальной истории уже не работает, а нового видения еще не сложилось. В этом смысле мы на одной волне со всем миром.

Уже сейчас многие философы и политологи в мире и в России признают, что неопределенность как состояние человека — это норма. Если раньше обычный человек существовал в системе, где было заранее понятно, как сложится его жизнь через 10, 15, 20 лет и так далее, то сейчас ситуация иная, и мы видим это на примере более молодых поколений. 

Меня сейчас вообще очень интересует молодежь — и российская, и европейская. Те люди, которым сейчас 16, 17, 18 лет, через 10, 15, 20 лет будут руководить миром. Даже чисто в демографическом смысле — их будет много, а нас мало. Как мыслят эти люди, что они сделают с нашей цивилизацией, с нашим миром?

Тут нечего гадать. Пусть молодежь сама решает. А наша задача — оставить им коридор возможностей, чтобы они могли самореализовываться.

И очень важно ничего им не навязывать.

(Им уже навязывают воз и малую тележку. Их нравственно уничтожают. Колониальный народ, что с ним считаться. Из Века в Век у ничтожается русский народ. И о каком Народе Вы говорите?  ) Г.Т.

Как бы на молодых людей ни давили, слушать «Валенки» они не будут.

(А почему не будут, дались вам валенки.Это же История. Вы же сами цитировали прошлое и настоящее по Оруэллу?  Что ж вы крутите одним местом? Мы как цивилизация пропадём с вашими взглядами и до камня и пустыни после ЯО.) Г.Т.

Естественно. Когда я прочитала, что этого несчастного рэпера Хаски арестовали в Краснодаре, я подумала, что это традиция нашего государства — наступать на одни и те же грабли по 30 раз. Те молодые люди, которые вообще не интересовались политикой, сейчас получили настолько отрицательный заряд, что они начнут задумываться о том, о чем не задумывались бы еще лет 40. 

Мне безумно их жалко; я вспоминаю, как нас в свое время гоняли. Строго говоря, дали бы нам носить нормальные джинсы и слушать битлов — и 95%  вообще бы ни о чем не задумывались. Когда люди у власти становятся стилистически неадекватны современности, это большая проблема. Как бы на молодых людей ни давили, слушать «Валенки» они не будут. 

С тем,что есть сейчас они не только валеники они и западную музычку не вспомнят в нищете. Г.Т.

Как только начинает навязываться архаика, это порождает невероятную агрессию. Я хорошо помню свою молодость и то, как нас унижали, как мальчиков насильно стригли, а девочек заставляли удлинять юбки. Нам юбки не удлиняли (мне72 года и никто никого не стриг насильно - это ЛОЖЬ ЛИБЕРАЛЬНАЯ)

Может, до этого их не волновала свобода слова, но такое унижение дает колоссальный отрицательный эффект. Потому что невозможно запретить новое — то, что происходит в эстетической сфере, культурной, какой угодно.

Еще Исайя Берлин сказал гениальную фразу, что человечество — кривое полено, и желание обтесать его и спрямить приводит к тоталитаризму. Я бы сказала, что главное прозрение, если мы говорим о демократической системе ценностей, — это прозрение о несовершенстве человека.

Чтобы минимизировать это несовершенство, должна быть создана гибкая система законов, не навязчивая, не обстругивающая, но помогающая обходить эти загогулины. А авторитарное мышление, которое пытается всех обстругать во имя благой цели, приводит к жуткому насилию.

В замечательной книге Амирана Урушадзе «Кавказская война. Семь историй» есть интересный момент. 

Генерал Ермолов, которого бросили усмирять горцев, пишет графу Воронцову: я здесь ничего здесь не понимаю, поэтому пробавляюсь страхом. То есть, грубо говоря, насилие возникает тогда, когда люди у власти не понимают, что происходит. 

Они не понимают процессов, не понимают сложности ситуации, не хотят вникнуть в нее. И насилие выступает как тупой грубый инструмент для решения проблем. Но в результате этого в обществе только накапливается агрессия.

источник:

https://snob.ru/entry/169351?u...

Статья спорная! Спорьте. Я не поняла о каком народе тут идёт речь? 

Комментируйте!

Врач по профессии, политик по интересам.

    Если к июню Россия нагрянет в Курахово, ВСУ придется быстро отступать до Чернигова

    У нас есть шанс на то, что в этом году ВСУ будут или бежать, или быстро отступать с Левобережья. А дальше все зависит от того, каким образом киевский режим попытается стабилизировать ли...

    Всё, закрываем границы! Бастрыкин был в бешенстве на последнем заседании по мигрантам

    Бастрыкин высказался о необходимости пересмотра миграционной политики РоссииВ ходе встречи с представителями таджикских правоохранительных органов, председатель Следственного комитета Р...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Галина. Тувик Сегодня 09:33

      Шесть причин есть чеснок каждый день - 1 739 255

      03. 05. 2024 год Шесть причин есть чеснок каждый день - 1 739 255Чеснок, будучи одним из необходимых продуктов питания для здоровья, способствует облегчению многих проблем. Вот шесть причин есть этот овощ каждый день.Считающийся суперпродуктом чеснок обладает противовоспалительными, антисептическими и антибактериальными свойствами и богат питательными ве...
      120
      Галина. Тувик Вчера 17:49

      Трамп развалит Европу, НАТО не защитит Евросоюз...

      02 мая 2024 год Уважаемый  А.А.  Вассерман https://www.youtube.com/watch?v=aRYoJNgwjwkТрамп развалит Европу, НАТО не защитит Евросоюз, а Украина уничтожает сама себя | Анатолий Вассерман290 228 просмотров 21 апр. 2024 г.Запад применяет "тактику тысячи порезов": вместо того чтобы вести одну большую войну, разжигает десятки разны...
      69
      Галина. Тувик Вчера 16:25

      Что такое ATACMS и как ракетные поставки Киеву отразятся на ходе СВО...

      26 апреля 2024 15:16 Что такое ATACMS и как ракетные поставки Киеву отразятся на ходе СВО: эксперт отвечает на главные вопросыВоенный эксперт Сивков: Украина не сможет запустить 40 ATACMS разомАвторы (2):Иван ПАНКИН  Игорь ЯКУНИНСоединенные Штаты Америки отправили Украине более 100 ракет ATACMS с дальностью в 300 кмФото: GLOBAL LOOK PRESSСоединенные...
      126
      Галина. Тувик Вчера 16:21

      Записки киевлянки: «братья»-поляки выгоняют украинцев на передовую...

      28 апреля 2024 3:17 Записки киевлянки: «братья»-поляки выгоняют украинцев на передовую, но многие все равно радуются новому оружию и кредитам от ЗападаУкраинцы платят пять тысяч евро за фиктивный брак с полькой ради бегства от ВСУВиктория КУЗНЕЦОВАФото: REUTERSВ прошлом жительница украинской столицы, а ныне - россиянка, продолжает наблюдать за происходящ...
      136
      Галина. Тувик Вчера 16:14

      Состоялись переговоры госсекретаря США Энтони Блинкена с китайским лидером Си Цзиньпином

      26 апреля 2024 14:33 Блинкен вышел от Си Цзиньпина в истерике: Китай отказался «сдавать» РоссиюБлинкен заявил о намерении Вашингтона наказать Китай за сотрудничество с РоссиейЕвгений УМЕРЕНКОВСостоялись переговоры госсекретаря США Энтони Блинкена с китайским лидером Си ЦзиньпиномФото: REUTERSВ обычной жизни, когда говорят «давайте без китайских церемоний...
      100
      Галина. Тувик 28 апреля 22:50

      10 причин не выбрасывать яичную скорлупу.

      28 04. 2024 год 10 причин не выбрасывать яичную скорлупу1. Лечим многие болезниУпотребление яичной скорлупы помогает бороться с кариесом, остеопорозом, проблемами с позвоночником, кровоточивостью десен, раздражительностью, аллергией. Если вы страдаете астмой, употребление средства с яичной скорлупой позволит вам избавиться от приступов или, по крайней ме...
      260
      Галина. Тувик 28 апреля 13:44

      С Лазаревой Субботой и днём Вербного Воскресения!

      28 апреля 2024 год С Лазаревой Субботой и днём Вербного Воскресения!38-мь лет назад, 26-го апреля 1986 года, произошла крупнейшая по масштабам ущерба и последствиям техногенная катастрофа ХХ века – авария на Чернобыльской атомной электростанции.26-го апреля ежегодно отмечается День снайпера.Ныне снайперы работают как минимум втроем,коррект...
      73
      Галина. Тувик 28 апреля 12:27

      Ученые: Продолжительность жизни зависит от даты рождения.

      28  апреля 2024 год Ученые: Продолжительность жизни зависит от даты рождения28 апреля  1 502 666 Ученые: Продолжительность жизни зависит от даты рожденияАмериканские исследователи выяснили, что месяц рождения человека, помимо судьбы, влияет на долголетие и здоровье. Согласно наблюдениям ученых, до глубокой старости на 40 процентов чаще доживают...
      373
      Галина. Тувик 27 апреля 09:37

      Бенджамин Фулфорд 22.04.2024. Последние новости.

      27 апреля 2024 год Бенджамин Фулфорд 22.04.2024. Последние новости Демонтаж Хазарской Мафии.Цитата:Китай также предпринимает большие военные действия. На этой неделе более 180 высокопоставленных представителей военно-морских сил из 29 стран, включая Австралию, Камбоджу, Чили, Францию, Индию, Индонезию, Японию, Южную Корею, Россию, США, Пакистан и Великоб...
      1648
      Галина. Тувик 26 апреля 14:13

      РУССКИЙ БУНТ в Латвии? Пришло время ПОСТАВИТЬ ИХ НА МЕСТО - Гражданская оборона.

      26 апреля 2024 год https://www.youtube.com/watch?v=_tbIAtPbHVQРУССКИЙ БУНТ в Латвии? Пришло время ПОСТАВИТЬ ИХ НА МЕСТО - Гражданская оборонаМы продолжаем нашу серию сюжетов о странах бывшего советского союза, куда как раковая опухоль, стремится или уже осел «русский мир». В прошлый раз Гражданская оборона рассказывала о странах Балтии, ...
      131
      Галина. Тувик 26 апреля 14:03

      Галлюцинации, потеря речи, параличи. Как умирал Ленин и мог ли он написать последнюю работу?

      26.04.2024 год Галлюцинации, потеря речи, параличи. Как умирал Ленин и мог ли он написать последнюю работу26 апреля319 954Галлюцинации, потеря речи, параличи. Как умирал Ленин и мог ли он написать последнюю работуВрач-исследователь Валерий Новоселов рассказал подробности смерти ЛенинаЛечащие врачи Ленина в последние два года его жизни вели нецензурирован...
      116
      Галина. Тувик 26 апреля 10:51

      Долгое или недолгое государство заложил Ельцин?

      Долгое или недолгое государство заложил Ельцин? Говорят, стабильность- это хорошо, но знаете, дорогие читатели, находиться в стабильном и постоянном состоянии курицы, бегающей без головы, наверно, не самая лучшая стабильность. Ведь предупреждала же, что ужесточение санкций и конфискации всего, что с 19.08.91 вывезено из СССР и ввезено сюда, как перешедше...
      84
      Галина. Тувик 26 апреля 10:38

      Последующее Продолжение Темы Исторического Прошлого...

      26.04.2024 год Продолжение темы( историческое Прошлое ....Ротшильды быстро наращивали свою власть и началисистематическую «стрижку овец» с помощьюсоздания серии экономических подъёмов иследующих за ними депрессий: дефляции иинфляции. Таким образом, они скупали тысячи домови ферм по цене в несколько процентов от номинала. В1891 году, Ротшильды начали серь...
      79
      Галина. Тувик 26 апреля 10:24

      4 часть Исторического Прошлого....

      26.04.2024 год 4 часть Исторического Прошлого.25 октября/7 ноября 1863 года, в Сан-Францископрибыла эскадра Русского Атлантического ВоенногоМорского Флота под командованием контр-адмиралаС.С.Лесовского в составе: Флагманский корабль«Александр Невский», командир капитан I рангаМ.Я.Федоровский; клипер «Алмаз» - капитан-лейтенант А.П.Зеленой /адьютантом у н...
      67
      Галина. Тувик 26 апреля 10:19

      3 часть Исторического Прошлого...

      26 апреля 2024 год 3 часть Исторического Прошлого...К середине XIX века Ротшильды превратились вкрупнейший банк Европы и богатейшую семью мира!Они разрабатывали кимберлитовые трубки, создавмонополию на алмазы и золотые копи в ЮжнойАфрике. В США финансировали строительствожелезных дорог и металлургических предприятий, исреди прочих компанию Карнеги в стал...
      53
      Галина. Тувик 26 апреля 10:07

      Продолжение темы Историческое Прошлое и не забываемое 2 часть.

      Продолжение темы   Историческое Прошлое и не забываемое Выродившаяся в разбои революция опустошиластрану; людей на местах не было; снова босые иголодные войска на границах Италии и Германиивыражали неудовольствие… С другой стороны,неподдельная радость сбегавшихся к немунавстречу жителей и намёки импровизированныхречей как нельзя лучше говорили ...
      68
      Галина. Тувик 26 апреля 09:58

      Информация от Алексея Косыгина. Не забываемое Прошлое.

      26 апреля 2024 год Парламент США, состоящий практически из однихевреев, принял решение дать Украинским евреям 61млрд $, часть из которых, это замороженные деньгиРФ в США. И хотя реально до Украины дойдёт 1/20часть этих средств, но Мировое еврейство уже самонарушило свои же правила, которые ввело в Мире вМеждународной банковской сфере, дам этим чёткопонят...
      137
      Галина. Тувик 26 апреля 07:16

      Сергей Жиленков. КАК УКРАЛИ ДЕНЬГИ МИРА

      26 апреля 2024 годALMA PATERСергей Жиленков. КАК УКРАЛИ ДЕНЬГИ МИРА Фрагмент картины Маринуса Ван Реймерсвале «Меняла и его жена», 1539. Музей Прадо, Мадрид.Парламент США, состоящий практически из одних евреев, принял решение дать украинским евреям 61 млрд $, часть из которых - это замороженные деньги РФ в США. И хотя реально до Украины дойдёт 1/20 часть...
      238
      Галина. Тувик 23 апреля 23:21

      Назван продукт для быстрого снижения сахара в крови.

      24 апреля 2024 год 23 апреляНазван продукт для быстрого снижения сахара в кровиЧто включить в рацион диабетикамИсследование, опубликованное на сайте Национального центра биотехнологической информации (National Center for Biotechnology Information, NCBI), показало, что снизить сахар в крови у людей с диабетом 1-го и 2-го типов помогает популярный продукт....
      410
      Галина. Тувик 22 апреля 21:09

      Кант, Ленин и Эстонские современные вызовы.

      24 апреля 2024 год Кант, Ленин и Эстонские современные вызовы. https://www.youtube.com/watch?v=LAMZmskMDEU 22 апр. 2024 г. ТАЛЛИНСегодня в студии эстонский политик и социолог, писатель Евгений Алексеевич Голиков.Голиков живет в Эстонии с 1958 года. Окончил философский факультет Тартуского университета и является канд...
      77
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика