• РЕГИСТРАЦИЯ

Топ-20 фильмов про первых чекистов

11 2715

20 декабря – День чекиста. В этот день, в 1917 году, была создана легендарная ВЧК. Правда, именно в тот момент она создавалась не как классическая спецслужба, а просто как одна из многочисленных чрезвычайных (т.е. временных) комиссий и имела главной целью преодоление тотального саботажа в Москве и Петрограде.

Однако уже к середине 20-х гг. ВЧК-ОГПУ выросла в одну из лучших спецслужб мира; и это притом, что в отличие от тех же наркоматов, она была создана с нуля: созидать ВЧК на основе царских спецслужб большевики по понятным причинам не могли.

Уверен, историки спецслужб согласятся со мной, что сталинские ВЧК-ОГПУ-ГУГБ НКВД-НКГБ-МГБ плюс СМЕРШ и личная разведка Сталина, о которой сегодня почти ничего не известно (а лучшая разведка именно та, о которой никто ничего не знает) – это сильнейшие спецслужбы в мировой истории.

И дело здесь не только в профессионализме. Спецлужбы капстран тоже умеют работать, но весь их профессионализм, вся их сила направлены на благо узкой группы власть предержащих и зачастую против народа.

Тогда как ВЧК-МГБ, Штази, ДГИ, Секуритате, ШтБ и другие социалистические спецслужбы действовали, а ДГИ, слава Богу, и по сей день продолжает действовать в интересах широких масс простого населения.

Сталинские чекисты были стрежнем, на котором прочно держалась Советская держава. Недаром враги народа хр*щёв и маленков свою деятельность по разрушению СССР начали даже не с удара по Сталину, а с удара по госбезопасности, устроив страшный – и качественный, и количественный – разгром советских спецслужб в 1953-55 гг.

От этого удара отечественная госбезопасность так и не оправилась, и КГБ в последствии отнюдь не стал достойной, равноценной заменой Сталинским спецслужбам. 

Когда же систему госбезопасности возглавил ещё один лютый враг народа – андропов, то КГБ в лице своей верхушки вообще превратился в сборище калугиных, бакатиных, бобковых и прочих предателей, где-то своими действиями, где-то своим бездействием сыгравших ключевую роль в развале СССР и падении социалистических режимов в ГДР и странах Восточной Европы. Как говорится, необходимость присутствия определяется отсутствием.

Ну а я, как большой любитель советского кинематографа, хотел бы составить рейтинг лучших, на мой взгляд, художественных фильмов, посвящённый первым чекистам – сотрудникам ВЧК-ОГПУ.

20. "Государственная граница. Мирное лето 21-го"

Сериал "Государственная граница" получился в целом очень неоднозначным. 2 самых сильных его фильма – "Солёный ветер" и "На дальнем пограничье" – снял в 1987-88 гг. Геннадий Иванов. На этом сериал и закончился: либерастский режим запретил снимать фильмы про пограничников и вообще любое кино патриотической направленности – экран должны были полностью заполонить интердевочки, небольшие веры и прочие арлекины.

Те же части сериала, что снял Борис Иванов, были совершенно мимо кассы. Исключение – "Мирное лето 21-го". Собственно, лето 1921-го мирным отнюдь не было. По крайней мере, на границе с Польшей, где и происходит действие фильма.

Однако чекисты умело провели операцию по ликвидации террористических белогвардейских формирований, совершавших набеги на РСФСР со стороны Польши. Это физической победе чекистов предшествовал триумф в интеллектуальном поединке между ВЧК и Дефензивой. Об этом и повествует фильм.

Если в очень неудачной третьей части сериала ("Восточный рубеж") герой Владимира Новикова действовал предельно топорно – и в поезде, при задержании героя Талгата Нигматуллина, и в такси, при ликвидации героя Аристарха Ливанова, то здесь пограничник Могилов  в его исполнении свою часть операции выполнил здорово – тонко, по-чекистски.

Безусловно, усиливают фильм и выразительные женские образы в исполнении Анны Каменковой и Людмилы Нильской; бандитов колоритно сыграли Виктор Плют и Юрий Дедович. 

Ну и начальник Особого отдела Гамаюн в исполнении Александра Денисова – и благодаря внешности актёра, и благодаря его игре – это тоже удачный образ. В отличие от варённого недоразумения Дановича в исполнении Игоря Старыгина из и без того неудачной первой части ("Мы наш, мы новый...").

19. "По волчьему следу"

Сильный фильм, но не совсем чекистский. Картина повествует о чекистско-войсковой операции против антоновцев под руководством Григория Котовского. Именно по мемуарам легендарного комбрига и был снят этот фильм. 

Самого Котовского прекрасно сыграл Евгений Лазарев. Женские роли классно исполняют Ирина Бразговка, Елизавета Федько. Ну и Игорь Ледогоров, который очень много снимался в фильмах про первых чекистов ("Покушение на ГОЭЛРО", "На крутизне", "Частный визит в немецкую клинику", "Звездочёт", "Голова Горгоны", "Засада", "Мир вашему дому") и всегда был на нашей стороне, на сей раз сыграл противника Советской власти.

Также фильм поднимает давнюю проблему неприязни военных к спецслужбистам и их методам: если и уничтожать врага, то в прямом военном столкновении, без всяких хитрых чекистских приёмов.

Хотя объективно неприязнь здесь должна быть в обратном направлении: спецслужбы способны решать те же проблемы, что и вoopyжённые силы, но только гораздо более бескровно и с куда наименьшими потерями и разрушениями, что и показано в фильме. 

18."Незабываемый 1919 год"

Отличный историко-биографический фильм, рассказывающий об участии товарища И. В. Сталина в обороне Петрограда. Фильм находился бы гораздо выше в данном рейтинге, если б был чекистским, но таковой является лишь одна из его линий.

Ну а Сталин действительно, помимо всего прочего, был выдающимся "кризисным менеджером": в годы Гражданской войны направлялся Партией на самые трудные участки и успешно решал все поставленные задачи. В фильме Вождя как всегда живо, душевно, не плакатно сыграл Михаил Геловани, всего исполнявший роль Сталина в целых 15 кинофильмах.

Другую центральную роль – особиста Шибаева – со своим фирменным колоритом исполнил Борис Андреев. Также играют такие сильные актёры, как Владимир Кёнигсон, Анастасия Георгиевская, Всеволод Санаев и др.

17. "Бухта радости"

Сильный и, несмотря на жанр производственной драмы и объём в 2 серии, смотрящийся на одном дыхании фильм. Картина рассказывает о строительстве первого в мире морского нефтяного промысла. Да, именно в Советском Союзе впервые в мировой истории была получена нефть из скважины, пробуренной в море!

Важной и удачной линией фильма является линия шпионско-политического детектива: попытки иностранного капитала помешать свершениям молодой Советской республики и противодействие им со стороны чекистов.

Собственно, фильм затрагивает важнейшую тему – бандитизм и диверсии на советских нефтепромыслах – те самые явления, организаторы и исполнители которых сегодня именуются "безвинными жертвами сталинских репрессий".

Прекрасно играют Пантелеймон Крымов (старый специалист), Алиаббас Гадиров (комиссар), Таниля Ахмерова (его возлюбленная), Константин Адамов (фотограф, член подполья) и др.

16. "Частный визит в немецкую клинику"

Тема спецслужбистиских операций, внедрения всегда интересна. В теории. На практике же гармонично реализовать это получается не так часто – и в жизни, и в литературе, и на экране. Создателям данного фильма это удалось.

Картина повествует об одной из закордонных операций ВЧК в 20-е гг. Сильна не только шпионская линия фильма, но и историческая: костюмы, декорации, диалоги. Хорош и любовно-лирический аспект картины: выполняя в Германии задание ВЧК, главный герой встречает там свою первую жену.

Отлично играют актёры. В главного роли – нефтяника, завербованного ЧК – знаменитый актёр из АзССР Расим Балаев. Во второстепенных ролях хороши Александр Аржиловский, Юрий Дедович, Игорь Ледогоров, Анатолий Яббаров.

В общем, фильм действительно сильный. Однако в самом-самом конце создатели решили добавить в него существенную ложку дёгтя. Они нанесли на фильм уродливое клеймо того времени (шёл 1988 год), решив "репрессировать" всех главных героев картины... Поэтому фильм в рейтинге находится ниже, чем мог и должен быть!

15. "Крах"

Хороший двухсерийный историко-шпионский фильм "Крах", повествующий о реальных событиях – об успешной спецоперации чекистов против террориста Бориса Савинкова и его организации. Это была первая экранизация романа Василия Ардаматского "Возмездие". Вторая – "Синдикат-2" – тоже будет в нашем рейтинге.

Из актёров в этом фильме выделяется Евгений Матвеев, представший в неожиданном для себя образе заведомо отрицательного героя – белогвардейского палача сержа павловского (это тоже реальный исторический персонаж).

Энергичность, боевитость, харизматичность – качества, которые Матвеев умел передавать своим героям, на сей раз ушли в отрицательное русло. И злодей из актёра получился не менее убедительным, чем положительные персонажи в его же исполнении.

Кстати, в "Синдикате-2" Павловского сыграл другой актёр, традиционно исполнявший роли образцовых и положительных героев – Николай Олялин. Хотя в обоих фильмах художественный образ Павловского был явно смягчён в сравнении с реальным.

14. "Капитан старой "Черепахи"

Незамысловатая, но душевная картина о борьбе с контрреволюцией на море. Хороши в фильме приключенческая и драматическая линии, да и шпионская для 50-х гг. (фильм вышел в 1956-м) показана на высоком уровне.

Что касается актёров, то прекрасен Георгий Домбровский в образе одесского жулика Жоры-язвы; Анатолий Игнатьев в роли молодого чекиста ("Эх, ты, суша!"). В этом фильме дебютировала в кино красавица Лионелла Пырьева, а мастер эпизода и озвучки Юрий Саранцев сыграл одну из своих немногих главных ролей.

13. "Преодоление"

Довольно простенький, но всё равно успешный, интересный, динамичный фильм о первых украинских чекистах. Героико-трагический образ молодого чекиста (Борис Токарев), красавица-графиня, перешедшая на сторону красных (Елизавета Дедова), комиссар (Лесь Сердюк), бандит в исполнении Михаила Голубовича, одинаково хорошо игравшего и красных, и их противников – на яркие актёрские работы фильм тоже богат.

Этой картиной режиссёр Николай Литус начал свою своеобразную трилогию про первых чекистов: далее последовали "Пароль знали двое" и главная удача – "На крутизне".

12. "На крутизне"

Трёхсерийная историко-приключенческая картина, повествующая о борьбе украинских чекистов с националистическими бандами. При достаточно стандартном, местами даже наивном сюжете фильм всё-таки получился удачным. 

Некоторый недостаток крутизны сюжета и его поворотов сполна компенсируется сильными актёрскими работами с достаточно глубокими погружениями в образ: Андрей Градов (сотрудник ЧК), Пётр Глебов (бывший кулак), Александр Пороховщиков (атаман), Сергей Яковлев (священник), Николай Гринько (агент ЧК), красавица Наталья Полищук (дочь кулака).

Чекист из Градова вышел куда более выразительный, чем сотрудник МУРа; хотя там у него, равно как и у героя Александра Милютина, была задача выполнять роль "некрасивых подруг", на фоне которых образы Шарапова и Жеглова становились ещё ярче.

11. "Эмиссар заграничного центра"

Выдающийся режиссёр из МССР (хотя казалось бы, где Молдавия и где большое кино) Василе Брескану был мастером криминально-детективного жанра: "Ошибка Тони Вендиса", "Одинокий автобус под дождём", "Фаворит". Здесь же он снял достаточно хороший фильм с элементами уже шпионского детектива.

"Эмиссар заграничного центра" – двухсерийная историко-шпионско-приключенческая картина, ярко освещающая тонкую и героическую работу первых чекистов; больше половины ролей в картине исполняют местные молдавские актёры и исполняют на уровне.

Сам Брескану снимался редко, но здесь он сыграл главную роль – чекиста, внедряющегося в ставку врангеля, и сыграл здорово, образовав сильный дуэт с Еленой Ивочкиной.

Минусом является разве что то обстоятельство, что столь подробно остановившись на теме внедрения, фильм оставил за своими рамками результаты работы успешно внедрившегося сотрудника ЧК; впрочем для всего двух серий бы не хватило.

10. "Белый флюгер"

В те времена были популярны и выходили в немалых количествах фильмы, в которых дети помогали сотрудникам госбезопасности в борьбе с преступниками государственного масштаба. Шпионско-приключенческий "Белый флюгер" – наиболее удачный фильм из этой серии, наряду, пожалуй, с "Зелёными цепочками".

Помимо детей (Владимир Магденков, Лев Орлов, Екатерина Овсянникова, Владимир Перевалов – никто из не стал впоследствии профессиональным актёром), помогавших взрослым в борьбе с контрреволюцией, картина запомнилась молодым Михаилом Кононовым в роли начинающего сотрудника ВЧК. 

9. "Пароль "Отель "Регина"

Фильм, основанный на реальных исторических событиях и повествующий о борьбе чекистов против террористической Туркестанской военной организации, в которую ЧК внедряет своего человека и подводит её под разгром.

При всей тревиальности, а местами и чрезмерной наивности сюжета картина всё равно смотрится классно, а по меркам "Узбекфильма" – вообще шедевр. 

Хотя как раз таки в УзССР умели снимать сильные шпионские и криминальные детективы: "Исходные данные: смерть", "Последняя инспекция", "Охота на "Дракона", "Перед большой дорогой на войну", "Здесь проходит граница". "Пароль "Отель "Регина" – в этом же ряду.

В ролях белых заговорщиков хороши Леонид Кулагин, Светлана Коркошко и Борис Химичев, особенно часто игравший противников советской госбезопасности ("ТАСС уполномочен заявить", "Конец операции "Резидент", "Возвращение резидента", "Перехват", "Операция "Трест").

С нашей стороны хороший, простецкий образ начальника ЧК получился у Виктора Павлова; прототип его героя – Донат Фоменко, расстрелянный английскими интервентами в числе 26 Бакинских комиссаров. А. Градов, видимо, готовясь к фильму "На крутизне", тоже сыграл здесь чекиста, правда, лишь в эпизоде.

8. "На острие меча"

Ещё один классный историко-шпионско-приключенческий фильм. Картина рассказывает об интеллектуальной борьбе украинских чекистов с врагами Советской власти. Фильм опять же про внедрение и опять-таки основан на реальных событиях.

Главный герой внедряется к петлюровцам и вынужден противостоять при этом также польской Дефензиве. Благодаря успешной спецоперации перевербованным оказывается вражеский генерал Турчин (прототип – генерал Юрко Тютюнник), а в руки чекистов попадает картотека петлюровской агентуры на Украине.

Главную роль классно исполнил Александр Соловьёв, несмотря на то, что специализировался на игре отрицательных персонажей. Из стана оппонентов удачнее всего сыграли Юрий Дедович (бывший жандармский ротмистр) и Иван Миколайчук (тот самый Турчин – это была последняя роль актёра).

7. "Сотрудник ЧК"

В целом удачная, острая драма с элементами шпионско-приключенческой картины. Текут чекистские будни. Чужие среди своих выявлены и обезврежены – теперь нужно разобраться с чужими, которые совсем чужие. Для этого к ним нужны подходы. Проводятся операции по внедрению.

Не всё идёт гладко, но благодаря чекистской находчивости и изобретательности героев, место дислокации банды анархистов-повстанцев обнаружено. Однако когда враг уже почти обезврежен, по законам киножанра, от бандитской пули гибнет возлюбленная главного героя, которая и оказывается главным Сотрудником ЧК...

Это фильм один из немногих, где Александру Демьяненко удалось вырваться из образа Шурика и на высоком уровне исполнить драматическую и притом главную роль. Молодой красноармеец, после ранения мoбилизoвaнный на работу в ЧК, получился из него достаточно удачный. 

Хотя Шуриком от Демьяненко всё равно так и веяло. Другим названием фильма даже могло бы быть "Чекистские приключения Шурика". А всё проклятый гайдай и его тупым, шаблонным, однообразным недоюмором: из-за него и Никулин почти что во всех последующих ролях оказался Балбесом, и Моргунов – Бывалым...

Хорошо в "Сотруднике ЧК" сыграли также блистательная советская актриса, красавица Валентина Малявина, Владимир Кёнигсон в роли рассудительного, уравновешенного председателя ГубЧК, Евгений Евстигнеев в роли опасного врага Советской власти и др.

6. "Синдикат-2"

Великолепный историко-шпионско-приключенческий фильм, красочно повествующий о борьбе (в первую очередь опять же интеллектуальной) чекистов против финансируемого Западом террориста Савинкова и антисоветского подполья. Это огромная по советским меркам (6 серий), но смотрящаяся на одном дыхании картина.

Собственно, 2 операции, благодаря которым ВЧК-ОГПУ вошла в число сильнейших спецслужб мира – это "Синдикат-2" и "Трест". При этом "Синдикат-2" была проведена куда более гладко, чётко и успешно, чем "Трест"; и фильм "Синдикат-2" получился явно более целостным и гармоничным, чем картина "Операция "Трест"; хотя здесь не было таких сильных и акцентированных актёрских перформансов, как игра Игоря Горбачёва, Людмилы Касаткиной, Алексея Сафонова в "Тресте".

Образ авантюриста-самодура Савинкова прекрасно передал Евгений Лебедев. Также играют такие блистательные актёры, как Паул Буткевич, Валерий Рыжаков, тот же Игорь Горбачёв. 

Снял же картину Марк Орлов, несколькими годами ранее подаривший нам другой сильный многосерийный фильм детективной направленности "Человек в проходном дворе".

5. "Без видимых причин"

Великолепнейший фильм, привлекающий в первую очередь нетривиальной закрученностью сюжетных линий и непредсказуемостью актёрских образов: ротмистр, добровольно явившийся в ЧК; его жена, актриса театра; командир взвода охраны тюрьмы ЧК; начальник тюрьмы – все они на самом деле не те, за кого себя выдают...

Тут и детектив, и историко-революционные мотивы, и драматическая линия, и даже лирические нотки.

Здорово играют (не буду говорить, кто кого) Михаил Кононов, Евгений Киндинов, Ирина Алфёрова, Георгий Дрозд и др.

4. "Покушение на ГОЭЛРО"

Этот фильм почти что неизвестен, что является явной художественной несправедливостью: картина достаточно сильная, если ещё подвергнуть её небольшой цензуре, убрав пару-тройку моментов – получится вообще шедевр. 

Пересматриваю "Покушение на ГОЭЛРО" каждый год; в нём целых 3 серии, но смотрится картина на одном дыхании и каждый раз – с удовольствием.

А безызвестность фильма логична: картина вышла на экраны 20 декабря 1986 года – в День чекиста и в канун очередной годовщины принятия плана ГОЭЛРО; а спустя считанные месяцы славное советское прошлое (и особенно чекистская его составляющая) стали выставляться совсем в другом свете, нежели было на самом деле и нежели показано в картине.

Государственные преступники, совершавшие диверсии на объектах и пытавшиеся сорвать Сталинскую индустриализацию, стали считаться "безвинными" "жертвами" "массовых" "репрессий", а чекисты, которые с риском для жизни, а зачастую и ценой собственной жизни обезвреживали этих преступников, стали именоваться "кровавыми палачами"... 

Что же касается непосредственно фильма, то он опять же имеет реальную основу: начало 30-х гг., НСДАП в Германии ещё не у власти, но прицел на будущую войну уже взят; немецкие спецслужбы решают ослабить промышленно-технический потенциал Советского Союза; разрабатывается соответствующий план.

После этого начинается увлекательный интеллектуальный поединок между советскими и немецкими спецслужбами с активным использованием агентуры и резидентуры. Свои среди чужих есть и у наших, и у немцев.

Этот красочный поединок заканчивается победой чекистов, сорвавших в итоге Покушение на ГОЭЛРО и недопустивших частности взрыв ДнепроГЭСа; правда, до этой промежуточной победы дожили не все из наших.

Отдельно надо отметить удачную работу оператора, художника, костюмера и гримёра. Так, например, при помощи грима и очков из Александра Михайлова, явно не обладающего научно-учёной внешностью, удалось сделать видного главного инженера электростанции, а из Геннадия Юхтина тем же манером – по жизни трясущегося врага народа, умершего от сердечного приступа раньше, чем его разоблачили чекисты.

Двух противоположных героев блистательно сыграли Валерий Баринов и Алексей Булдаков ("Да-да-да-да-да"), прекрасные актёры, коим либерастское крушение советского кинематографа, напрочь сломало карьеру – сниматься они вынуждены были во всяком дерьме, где талантливым артистам просто негде было раскрыть, реализовать этот своё талант.

В советских фильмах злодеи у Баринова получались творческими, глубокими, интересными, а куча криминальных авторитетов и прочих отрицательных персонажей, сыгранных им в постсоветском кино, выглядят это очень уныло, однотипно и шаблонно.

Во второстепенных ролях хороши Валерий Захарьев (вокзальный вор), Светлана Рябова (секретарша ГПУ); как всегда убедителен в роли вражеского спецслужбиста Альгимантас Масюлис.

3. "Срочно... Секретно... ГубЧК"

Очень сильный и удачный приключенческо-шпионский фильм, в котором прекрасно развиты и показаны и приключенческая, и историческая, и шпионская, и драматическая линии. Картина, увы, опять-таки почти что неизвестная – как не трудно догадаться, на экраны она вышла в 80-е гг.

Отряд ЧК проводит операцию по срыву обмена пушного запаса Якутии на японское оружие и деньги, предназначенные для войны против русского народа. Операция почти уже закончилась полным успехом, как вдруг жизнь внесла свои коррективы.

Чекисты, находившиеся в тылу врага, вынуждены были внепланово выходить на связь с Центром, чтобы запросить нового проводника. Этот разговор попал к белым контрразведчикам, которым стал известен номер каюты на пароходе, в котором едет связник; они арестовывают всех пятерых пассажиров, и начинают "раскручивать" каждого.

Тем временем чекисты проводят ещё одну спецоперацию, в результате которой вся пятёрка попадает к ним в руки; личность проводника, по законам киножанра, оказывается самой неожиданной...

В фильме здорово сыграли как общепризнанные актёры: Владимир Басов, Роман Филиппов, Пётр Вельяминов, так и менее известные: Степан Емельянов, Ирина Короткова, Юрий Ерёмин.

Причём Вельяминов с его благостным лицом и честными глазами традиционно игравший не просто положительных, а образцовых героев, хорошо исполнил здесь отрицательную роль – руководителя белых палачей из контрразведки.

Режиссёр Александр Косарев, для которого данный фильм стал абсолютно лучшим в его карьере, здорово раскрыл Вельяминова в этом амплуа. Позже он вновь использует актёра в отрицательно образе – в картине "Сувенир для прокурора" – и вновь получится удачно.

Что же касается Басова, то насколько я ценю его как актёра, настолько же он мне не импонирует как режиссёр. Будучи актёром, Басов придавал особый колорит, особый блеск почти что любой роли, которую исполнял, даже маленькой. А вот из всех фильмов, которые он снял и которые я видел, удачным считаю лишь "Жизнь прошла мимо".

Здесь Басов блистательно сыграл путешествующего авантюриста с обезьянкой – это была потрясающая роль и просто стопроцентное попадание в образ.

2. "Свой среди чужих, чужой среди своих"

"Свой среди чужих, чужой среди своих" – это название раскрывает нам сущность чекистской работы: деятельность своих среди чужих (разведывательная и подрывная деятельность в стане врага) и выявление чужих среди своих (контрразведывательная и контрподрывная работа у себя дома).

Совсем недавно я делал подробный разбор фильма, в котором рассказал о картине с исторической и художественной точек зрения; об актёрской игре и о том, почему Юрий Богатырёв и Николай Пастухов явно подходили на роли работников ЧК, а Александр Пороховщиков – нет.

О том, как приключенческая линия поглощает в фильме чекистскую, а председатель исполкома проделывает за главу ГубЧК тонкую, спецслужбистскую работу; о том, почему большевики сделали очень правильно, загружая героя С. Шакурова именно бумажной работой; о логических, исторических и костюмерных нестыковках и попаданиях в точку; и о многом другом.

Чтобы не повторяться, на сей раз я решил остановиться только на идеологических моментах картины. Ведь если воспринимать "Свой среди чужих..." только как боевик, без идеологической нагрузки, то Шилов выходит этаким сильвестром сталоне или стивеном сигалом, который от переизбытка сил бросает вызов мировому злу и в одиночку крошит всех злодеев, сам же при этом отделывается парой лёгких царапин.

Но нет, такая примитивизация недопустима! Фильм "Свой среди чужих..." нужно рассматривать именно под идеологическим углом, ведь подвиг Шилова в фильме – это подвиг настоящего коммуниста – человека, ставящего в приоритет не личное, а общественное; и если надо – то в ущерб личному.

Эта картина действительно в себе очень высокую идейно-смысловую нагрузку. Чего стоит хотя бы фраза, высказанная, вернее, даже выкрикнутая ромистром Лемке в разговоре с чекистом Шиловым: "Это (золото)... Это должно принадлежать одному, а не всем".

Данная фраза в высшей степени точно и блистательно выражает всю гнилую, ублюдочную сущность капитализма и в то же время отвечает на вопрос, почему нынешняя дыpэфия при всех её богатствах, недрах и ресурсах живёт так плохо.

Почему более 90% населения вынуждены жить либо в нищете, либо в бедности, либо в кредитно-ипотечной яме, либо более-менее хорошо, но работать при этом на 3-4 ставки, по 16-18 часов в сутки? Почему?! Да потому что все богатства, недра и ресурсы принадлежат у нас ОДНОМУ (очень узкому кругу узурпаторов), а не ВСЕМ (широким массам простого населения)!

А помните пораженческое лицо Лемке в конце фильма, когда он с тоскливой завистью смотрит на радостное воссоединение Шилова со своими товарищами! О чём он тогда кручинился? Явно ведь не о золоте – Лемке тогда просто переосмыслил свою жизнь и понял, что не по той дорожке пошёл.

Красные – вот они, сплочены не только личной дружбой, но общей Идеей, высокой идеей. А у белых не было никакой идеи, потому и никакого белого движения не было; "белое движение" – это один из самых лживых штампов русской истории. Были отдельные белые движения, вернее, банды, имевшие одну только "идею" – грабить и убивать.

Поэтому белые и не смогли договориться между собой (в таком случае шансов у красных не было), потому что каждый из них смотрел на Россию, как на добычу, и делить эту добычу они не хотели ни с кем, даже со своими беложопыми соплеменниками. 

Вся эта историческая ситуация в миниатюре показана и в фильме, в линии с героем Александра Кайдановского. С группой офицеров он совершает бандитский налёт на поезд, убивает людей, похищает золото. Но что дальше? Дружбы нет, идейности тоже. 

Лемке забирает всё золото себе, а своих подельников обрекает на смерть, при этом наверняка понимает, что каждый из них на его месте поступил бы примерно так же, просто он их опередил.  

И совсем другое мировоззрение, другой образ действия мы видим у чекиста Шилова в исполнении Юрий Богатырёва. По сути, это был дебют Богатырёва в кино (до этого он сыграл лишь эпизодическую роль в короткометражном "Спокойном дне в конце войны"), и дебют отличный.

Шилов тащит на себе раненного и обладающего важной информацией ротмистра, а также тяжеленный баул с золотом, чтобы отдать его народу, хотя может легко забрать золото себе и уйти заграницу. К тому же ещё неизвестно, поверят ли ему, когда он доставит золото и ротмистра; теоретически могут даже расстрелять. Тем не менее выбор для Шилова очевиден!

1. Адъютант его превосходительства

Выдающийся советский режиссёр Евгений Ташков подарил нам два подлинных шедевра советского и мирового кинематографа, посвящённых доблестным советским спецслужбам: 3-серийный "Майор Вихрь", посвящённый деятельности ГРУ, и 5-серийный "Адъютант его превосходительства", рассказывающий о работе ВЧК.

Фильм про Адъютанта действительно шедевральный! Тут и красивый, нетривиальный и притом гармонично реализованный сюжет. Тут и правильное созданное (в т.ч. благодаря прекрасной музыке Андрея Эшпая) напряжение, правильный нерв, держащие зрителя в должном тонусе на протяжении всего просмотра. Тут и блестящее сочетание линий шпионского фильма, психологического детектива, любовной драмы и исторического кино.

В "Адъютанте..." свою лучшую роль сыграл Юрий Соломин, создавший первый в советском кинематографе глубокий и вместе с тем прекрасно раскрытый образ выдающегося, предприимчивого и самоотверженного разведчика, успешно работающего в стане врага в критический момент истории – разведчика, не имевшего профессиональной подготовки, но потрясающим образом, сочетавшего в себе интеллектуальный героизм и героизм физический.

Причём это был не фальшиво-карикатурный героизм, не пиндосовская суперменщина, а реальный, мужественный образ идейного, самоотверженного чекиста.

В этих фильмах Ташкова две свои ярчайшие роли сыграл Владислав Стржельчик. Причём в обоих случаях это были роли врагов Советской власти (белого генерала и полковника абвера); но сыграны они были так, что у зрителя вызывали скорее какие-то латентные симпатии, чем отвращение.

Ещё один отрицательный персонаж фильма, который своей игрой не вызывает больших антипатий – это начальник контрразведки в исполнении Владимира Козела. Хотя то, что в контрразведке у белых служили настоящие палачи – исторический факт.

Это, кстати, к вопросу о том, что в советских фильмах образ врага (представители белых движений, иностранные шпионы и диверсанты, фашисты, внутренние предатели) не очернялся искусственно. Враги в советском кино в человеческом плане показывались такими, какими были на самом деле, а в художественном – их образы, конечно, сильно смягчались.

Хотя, конечно, реабилитация белогвардейщины, начавшая на советских экранах в 60-е гг., была огромной ошибкой! Это предельно опасная дорога: сегодня вы почитаете колчаков и врангелей, а завтра вешаете памятные доски манергейму и вводите в школьную программу солженицина, призывавшего сша к атомной бомбардировке России; что дальше – реабилитация власова, шкуро и краснова??? А там на горизонте уже борманы, геббельсы и гиммлеры. Очень опасный путь!

Присутствует в фильме и ряд ярких актёрских работ второго плана: Евгений Шутов с его мужицкой, рабоче-крестьянской внешностью очень гармонично смотревшийся в роли мобилизованного на работу в ЧК моряка; Андрей Петров в роли простецкого красного командира; Евгений Тетерин с его бегающими глазами и испуганным лицом в роли красного подпольщика и др.

А главное актёрское украшение фильма – Татьяна Иваницкая, балерина, которая, не будучи профессиональной актрисой, потрясающе, очень тонко и женственно сыграла дочь полковника Щукина-Козела и возлюбленную Кольцова-Соломина. По истине, это одна из ярчайших женских ролей в советском кинематографе!

В заключение нельзя не сказать о том, что воспринимать и "Свой среди чужих, чужой среди своих", и "Адъютант его превосходительства" без идеологической нагрузки в корне неверно! 

И чекист Кольцов, равно как и чекист Шилов, был настоящими коммунистами, на практике воплощавшим главный коммунистический принцип: действовать не ради личного блага, а ради общественного, и если понадобится – в ущерб личному.

Кольцов встречает свою любовь, любовь большую и настоящую, имеет возможность уехать с ней в Париж (где для него тоже нашлась бы работа по линии ЧК), но отвергает личное счастье ради выполнения задания; и в конце концов, де-факто жертвуя своей жизнью, срывает операцию по поставке танков для фронта белых, спасая тем самым многие-многие другие жизни!

Ещё больше интересных материалов⬇

Мой кинематографический (и не только) Живой Журнал

Мой кинематографический (и не только) телеграм-канал

Мой кинематографический (и не только) Яндекс.Дзен

За Родину! За Сталина!

    Цена «миротворчества» Трампа

    Любой американский президент, предпринимая некие действия на международной арене решает, прежде всего, свои внутренние проблемы. Трамп не исключение. Его задача закрепить и сделать необ...

    Реакция на пуск "Орешника"
    • pretty
    • Сегодня 07:00
    • Промо

    Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

    У Трампа есть своя доктрина Монро

    Прежде чем «сделать Америку снова великой», новой администрации предстоит зачистить свои «задворки», и это плохая новость для латиноамериканцев Президент Мексики Клаудия Шейнбаум. Фото: ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Воевал, дошёл почти до Берлина, имел ранение и боевые награды, но фашистов играл часто и здорово

      4 ноября – день рождения замечательного советского актёра Николая Прокоповича (1925-2005).Прокопович был участником Великой Отечественной войны, имел фронтовое ранение и боевые награды, однако в кино очень часто и на достаточно высоком уровне играл нацистов.Благодаря некоторому внешнему сходству с гиммлером, Прокопович неоднократно исполнял на экране ро...
      328
      KOTOFAN17 29 октября 23:52

      10 Сталинских ударов, или О роли Сталина в Великой Победе

      Ровно 80 лет назад, 29 октября 1944 года победоносно завершилась Петсамо-Киркенесская операция Красной армии: войска Карельского фронта и корабли Северного флота разгромили 20-ю горную немецкую армию в Северной Финляндии. Эта операция ознаменовала триумфальное завершение знаменитых 10-ти Сталинских ударов, ставших наглядной демонстрацией полководческого...
      559
      KOTOFAN17 20 октября 23:55

      День памяти Муаммара Каддафи, или Слава Советскому Союзу!⁠⁠

      20 октября – день памяти Муаммара Каддафи (1942-2011). В 2011 году в этот день великий вождь ливийского народа пополнил список великих вождей XX-XXI вв., физически уничтоженных американским империализмом при помощи внутренних предателей.При Каддафи и благодаря Каддафи Ливия из отсталой, неграмотной, живущей в коробках, шатрах и палатках страны превратил...
      933
      KOTOFAN17 14 сентября 22:53

      На безымянной высоте

      В ночь на 14 сентября 1943 года у деревни Рубежанка Калужской области случился один из самых знаменитых боёв не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны: 18 солдат 8-й роты 718-го полка 139-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта, прорвавшись в тыл врага, заняли и всю ночь удерживали высоту 224.1, отбивая атаки противника, и...
      2349

      Выдающийся советский актёр Евгений Леонов

      2 сентября – день рождения замечательного Cоветского актёра, достойного человека Евгения Леонова (1926-94).Леонову покорялись самые разные кинообразы. К примеру, на начальном этапе его карьеры режиссёры использовали актёра в образах несерьёзного, подленького, малодушного человека: роли шофёра в фильмах "Дорога" и "Дело Румянцева".Этот же образ, но в гор...
      2390
      KOTOFAN17 24 августа 23:46

      "Пока я живой, пока дышу – я буду бороться за Советский Союз!"

      "Пока я живой, пока дышу – я буду бороться за Советский Союз!". Вспомним добрым словом Сергея Фёдоровича Ахромеева! 24 августа 1991 года, по официальной версии, произошло самоубийство маршала; хотя очевидно, что это было убийство без приставки "само".Тяжело, наверное, сидя на диване, не читая соответствующих документов (а большинство документов о смерти...
      1296

      Великолепный и оболганный советский фильм "Свет над Россией"

      14 августа 1947 года на экраны вышел прекрасный исторический фильм "Свет над Россией" с отличной игрой Киры Головко, Николая Охлопкова, Вениамина Зускина и др.Картина посвящена воплощению в жизнь знаменитого большевистского плана ГОЭЛРО; другими сюжетными линиями являются легендарное посещение России писателем Гербертом Уэллсом и история инженера Антона...
      901
      KOTOFAN17 13 августа 23:28

      С днём рождения, товарищ Фидель!

      "Лучшее, что можно сделать с пачкой сигарет – отдать её врагу". 13 августа – день рождения Фиделя Кастро (1926-2016), одного из величайших вождей в мировой истории, настоящего друга СССР-России, не переставшего быть таковым даже после предательств со стороны хр*щева, а затем и г*рбачева-ел*цина.Возглавив кубинское правительство в 1959-м, Фидель приходил...
      250
      KOTOFAN17 4 августа 23:04

      О тождестве антисоветских мeтoдичек "у них" и "у нас"

      Не интересуюсь политикой и не слежу особо за политическими новостями. Я – историк, и политика меня занимает разве что в контексте тех или иных исторических процессов или закономерностей; однако встретил вот на спортс.ру (спортом и интересуюсь, и занимаюсь) чудеснейшую и занятнейшую политическую новость: Хорхе Масвидаль (это боец ММА) обвиняет в покушени...
      831

      Николай Бурляев: "Нас ввергли в капитализм, не спросив у народа: а хотим мы этого или нет?"

      Сегодня поздравления с 78-м днём рождения принимает блистательный советский актёр и режиссёр Николай Бурляев. Николай Петрович играл в кино самых разных героев: непоколебимых и безвольных, образцово положительных и отрицательных, и почти во всех своих ролях актёр был убедителен, органичен, колоритен.Это и решивший "завязать" и ликвидированный за это быв...
      892

      Большой мастер сильных и острых многосерийных фильмов: к 90-летию со дня рождения Семёна Арановича

      На днях исполнилось 90 лет со дня рождения замечательного советского режиссёра Семёна Арановича (1934-96). Это был большой мастер по созданию сильных и острых многосерийных фильмов.Первым таковым стал в 1971 году "Красный дипломат", посвящённый видному революционеру, одному из основоположников советской дипломатии Леониду Красину. В СССР умели сни...
      846
      KOTOFAN17 28 июля 23:43

      Ни шагу назад! 28 июля 1942 года вышел легендарный Приказ №227

      Ни шагу назад! 28 июля 1942 года вышел легендарный Приказ Народного комиссара обороны СССР товарища И. В. Сталина №227.Летом 1942 года наша Родина оказалась в тяжелейшем положении: к захваченным врагом Белоруссии, Прибалтике, Донбассу прибавились Харьков, Крым, Севастополь, Воронеж, Ростов-на-Дону. Потеря новых территорий означала и потерю железных доро...
      851
      KOTOFAN17 28 июля 23:24

      С днём рождения, товарищ Уго Чавес!

      Сегодня ровно 70 лет со дня рождения Уго Чавеса (1954-2013), одного из величайших вождей в мировой истории.Возглавив Венесуэлу в 1998 году, Чавес приходил на выжженное пространство: страна была отсталой колонией, "задним двором" сша. Венесуэла являлась нищим государством даже несмотря на то, что входила в число мировых лидеров по запасам нефти: все дохо...
      444
      KOTOFAN17 28 июля 23:07

      28 июля – День Крещения Руси

      28 июля – День Крещения Руси. Это важнейшая дата и в духовном, и в материальном отношении! Принятие Православия было ключевым шагом к становлению русской государственности и к превращению нашей страны в значимого игрока на международной арене. После Крещения качественно новый виток развития у нас получили сразу 3 стратегические отрасли: культура, торгов...
      375
      KOTOFAN17 1 июля 22:29

      "Чем вы занимались в первой половине 2024-го?"

      ...
      1612

      "В небесной вышине и в горной тишине, в морской волне и в яростном огне". 29 июня 1981 года на экраны вышел знаменитый фильм "Не бойся, я с тобой!"

      29 июня 1981 года на экраны вышел великолепный фильм "Не бойся, я с тобой!". Картина сделана на стыке сразу четырёх жанров: приключенческого фильма, комедии, боевика и музыкального фильма.Все четыре аспекта выполнены на высоком уровне и гармонично составляют целостный, удачный фильм: захватывающая цепь приключенческих событий смотрится на одном дыхании;...
      1270
      KOTOFAN17 19 июня 23:50

      "Именно за школьной партой СССР выиграл у США космическую гонку": 19 июня 1920 года был создан знаменитый Ликбез

      19 июня 1920 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности – знаменитый Ликбез, отвечавший за исполнение декрета СНК "О ликвидации безграмотности". Отныне все граждане РСФСР в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие читать и писать, должны были учиться грамоте. Причём бесплатно. При Советской власти впервые в нашей истор...
      755
      KOTOFAN17 7 июня 23:33

      Как товарищ И. В. Сталин заботился о людях. Рассказывает Сидор Ковпак

      7 июня – день рождения дважды Героя Советского Союза, выдающегося военачальника, легендарного партизанского командира времён Великой Отечественной войны, члена Коммунистической партии с 48-летних стажем – Сидора Ковпака (1887-1967).Наверное, ни один правитель в мировой истории не заботился о широких массах простого населения так, как это делал товарищ И...
      742
      KOTOFAN17 4 июня 23:48

      Между благом своей семьи и благом своей страны товарищ И. В. Сталин всегда выбирал второе

      4 июня 1937 года не стало Екатерины Георгиевны Джугашвили – матери товарища И. В. Сталина. Царствие Небесное и вечная слава женщине, которая родила и воспитала Такого сына! Однако же на похоронах, прошедших 8 июня, Вождь не присутствовал. Противниками Сталина это толкуется понятно в каком ключе. А что же было на самом деле?В те дни и недели полным ходом...
      843

      Юрий Назаров: «Сталин и Берия по сей день защищают нас!»

      Сегодня поздравления с 87-м днём рождения принимает замечательный советский актёр Юрий Назаров.Назаров хорошо, искренне, душевно сыграл в большом количестве сильных и удачных советских фильмов: "Адъютант его превосходительства", "Вход в лабиринт", "Внимание! Всем постам...", "Покушение на ГОЭЛРО", "Особых примет нет", "Двойной обгон", "Бармен из "Золото...
      2370
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика