Опыт кинокритики. Ещё раз о "Викинге".

3 812

Не по свежим впечатлениям пост.

Пару недель ушло на обдумывание увиденного и анализ всевозможной (как правило, ругательной) критики.

Итак.

В И К И Н Г

Начну с того, что настоятельно порекомендую тем, кто не смотрел – посмотреть. И непременно на большом экране. Внимание, в прокате две версии – 12+ и 18+. Сами мы смотрели в лайтовом варианте, без сцен изнасилований. И прежде, чем пойти в современный кинотеатр, ознакомился с уже начавшимися появляться, все как один ругательно-критическими рецензиями. И что же критиковали? Оказывается, большинство интернетных критиков – мегаэксперты в истории средневековья. Всё им, понимаешь, не так – и славяне немытые варвары, и язычество в совсем не той лайтовой гламурной версии в виде девушек в венках и белоснежных рубахах, прыгающих через костёр, и вообще Русь эпохи своего «золотого века» это не белокаменная Гардарика, а совсем не пойми что – кривые брёвна, грязь, кровь и жрецы-кришнаиты вместо белобородых волхвов. Это всё понятно. Действительно – с некоторыми моментами подобных критических замечаний не возможно не согласиться.

Я и сам, пока смотрел, прекрасно понимал, что (к примеру!) Киев показан какой-то деревней даже, вместо мощного средневекового (пускай и деревянного) многотысячного города (даже с уличным освещением!), который уступал в Европе из столиц только Константинополю. Что там уже была христианская церковь, довольно сильная христианская община и варяги-первомученики Фёдор с сыном были далеко не единственными христианами – таковых было немало даже в княжеской дружине. Что батальные сцены кажутся малочисленными – горстка варягов осаждает мощный Херсонес. Что крестившихся в Днепре киевлян было не пара-тройка сотен человек, а на порядок больше. Это всё есть, да.

Древняя Русь действительно снята не так, как мы её себе ПРЕДСТАВЛЯЕМ. Вот именно ПРЕДСТАВЛЯЕМ. И шквал осуждения в сети вызван как раз тем, что лента ломает стереотипы, привитые нам то советской, то российской школой. Ведь мы же по-настоящему не знаем, как и что там выглядело – летописные источники крайне скупы на внешние детали, а археология бессильна воссоздать сгнившее за 1000 лет дерево. Об этих вещах можно спорить годами, сейчас хочу сказать не об этом.

О сути.

Мало кто из критикующих говорил о сути.

А ведь фишка фильма была не в том, чтобы показать какие были застёжки на сапогах викингов. Это всё – вот эта вот мрачная обстановка, это всё внешнее – оболочка. Оболочка той идеи, «ради чего всё и писалось». Для меня ключевая сцена, сердцевина фильма – Владимир Святой, бросающий меч в воду и опускающийся безоружный на колени перед жаждущим убийства воеводой Свенельдом. Кровожадный и жестокий варяг-язычник, правнук Рюрика, привыкший брать от жизни всё силой меча и дружины вдруг бросает меч и становится ягнёнком, готовым принять смерть, лишь бы не нарушить только что обретённое сокровище веры и Правды. Безоружный, униженный, но ставший воином Света, Добра и Свободы, человек вдруг побеждает. Побеждает древнее зло в лице безжалостного воеводы-варяга. И в этом главный мессидж фильма – преображение. Метанойя. Изменение сознание одного человека, определившее изменение сознания целого этноса и ход всей последующей истории.

Самая сильная сцена, имхо, это даже не исповедь Владимира в алтаре херсонесского собора, а бросок меча. Тонущий меч в водах Чёрного моря, которые вдруг оказываются Днепровской святой водой, где греческое духовенство крестит тех самых киевлян. Да, это действительно кульминация фильма и очень, очень сильно и символично.

А вот из актёров почему-то кого-либо, даже гр-на Козловского, особо не выделю. Нет, звёзды налицо, сыграно и снято очень достойно, но чтоб прям кто-то поразил своей именно игрой – такого нет.

Ну и перед тем, как резюмировать, один комплимент авторам, за, как это ни странно, историческую достоверность. Мне почему-то не понятно, почему фильм назван «Викинг», а не «Варяг», к примеру. Так вот, там показаны два рода викингов – потомки Рюрика и пришедших с ним, уже ославянившиеся (сам Владимир был сыном славянки, и уже не только он, но и даже его отец носили славянские имена) и настоящие викинги – наёмники (берсерк в медвежьей шкуре весьма и весьма крут). Так вот разница между теми и теми показана серьёзная, и это отражает известный исторический факт о том, что викинги очень быстро ассимилировались. Как и положено менее культурно развитому народу. Трудно представить, чтобы ромей стал по уровню жизни славянином, а вот норманн – пожалуйста. Всё это очень интересно.

Напоследок – ОДНОЗНАЧНО порекомендую. Сходить. Посмотреть. И поразмышлять.

Очень достойное кино. Твёрдая пятёрка. С минусом.

Ну и для заполнения пробелов в знании родной истории скачиваем и слушаем отличный цикл радиопрограмм «Русский Мир» на радио «Маяк». http://radiomayak.ru/podcasts/podcast/id/581/ Там и о Владимире Святом тоже есть)),

Реакция на пуск "Орешника"
  • pretty
  • Вчера 07:00
  • В топе

Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

Двести Хиросим

Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

Обсудить
  • 1. "который уступал в Европе из столиц только Константинополю". Смелое заявление. Вы видели Константинополь до первого разграбления Европой? Это ведь лет за 200 до Барбароссы.
  • В 860 году, когда император Василий увёл всю армию и флот отвоёвывать Крит от арабов, а в городе за старшего остался патриарх Фотий, вдруг откуда ни возьмись приплыла орда викингов, и греки сетовали, что даже, если всё население города поставить на стены, то и тогда не отбились бы. В эпоху расцвета при Константине и Феодосии население города насчитывало до 2 млн. человек, а в 9 в. до налоговым книгам - примерно 70 тысяч. Город представлял из себя апокалиптическое зрелище. Что представлял из себя Киев в 9-13 вв. вполне достоверно выяснил археолог М.К. Каргер - территория "города Владимира" не более 10-12 га. Население на постояной основе - не более 10 тыс. человек. Вероятно в период навигации население удваивалось. Византийские источники указывают, что тот же Владимир "сплавил" в Византию 6 тысяч наёмников-викингов. Насчёт быстрой ассимиляции - не факт. В 11-13 вв. десятки скандинавских принцесс вышли замуж за русских конунгов. Самые богатые курганы и христианские захоронения имеют массу "датских" фишек - например такой типично датский маркер, как парные витые свечи, которые вкладывали в руки покойнику. Но то, что после кризиса международной торговли по пути из варяг в греки именно вся осевшая на Руси викингская корпорация вынуждена была оседать на землю, примучивать и окняживать местное население, вести изнурительные войны с кочевниками и "славянским княжьём всяким", а для этого пришлось волей-неволей создавать НОРМАЛЬНОЕ государство - с законами, армией, налогами и всеми прочими атрибутами РАНЬШЕ, чем в самой Скандинавии. Более того, на Руси сложился собственный диалект древнескандинавского языка (С.Л. Николаев). Именно в его среде было сильно двоеверие, которое ярко проявилось в княжеских усобицах (черниговские олеговичи, например). И только монгольское нашествие физически истребило элитных носителей двоеверия, а шок от нашествия и то обстоятельство, что из институтов только церковь более-менее сохранилась целой, привели к смене двоеверия в массах на простонародное христианство (Клибанов А.И.). Т.е. всё развивалось неспешно и довольно драматично. Христианство на Руси никому, кроме осевших викингов было и даром не нужно: об этом прекрасно написал ещё академик Д.С. Лихачёв. Только викинги имели саму возможность познакомиться с христианством, и имели ПОЛИТИЧЕСКУЮ необходимость в новой, более совершенной мировоззренческой системе. Конечно, откровенные ляпы в фильме есть и их много (тот же дромон выше днепровских порогов, хи-хи), но главное было сделано. Истерика, которую подняли неозычники объясняется тем, что самый наигламурнейший персонаж нашего кино - Данила Козловский - секс-символ - сумел так страшно показать языческую культуру в действии - безо всякого гламурного налёта - просто и страшно. И тем самым вдребезги разбил любимую игрушку великовозрастных инфантилов - гламурное нео-язычество, показав их духовную убогость и гнилость.