Кризис культуры и его духовная причина

0 549

Культура в целом переживает тяжелый кризис. 

Роковым для нее является то, что ее материальная сторона развилась на много сильнее, чем духовная. Культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе.

Главное в культуре - не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека и улучшения социально-политических условий жизни народов и всего человечества, и в своих взглядах постоянно руководствуются этими идеалами. Лишь в том случае, если индивиды в качестве духовных сил будут работать над совершенствованием самих себя и общества, окажется возможным решить порождаемые действительностью проблемы и обеспечить благотворный во всех отношениях всеобщий прогресс. Будут ли материальные достижения несколько большими или несколько меньшими, не является для культуры решающим. Её судьба определяется тем, в какой мере убеждения людей сохранят власть над фактами. Результат плавания зависит не от того, быстрее или медленнее продвигается корабль, какой у него двигатель, а от того, будет ли правильным его курс и исправным его оборудование. 

Материальные достижения привели к коренным изменениям условий жизни индивидов, общества и народов. В наиболее общем виде угроза культуре, таящаяся в материальных достижениях, состоит в том, что массы людей в результате коренного преобразования условий их жизни из свободных превратились в несвободных. Люди утратили элементарную свободу человека. Теперь они ведут борьбу за существование. Физическое и психологическое перенапряжение или то и другое вместе стало нашим уделом, и мы не в состоянии полностью восстанавливать силы. Наша духовная несамостоятельность увеличивается в той же мере, что и материальная. На каждом шагу мы попадаем в самые различные формы зависимости. Непрерывно совершенствующиеся экономические, социальные и политические организации полностью подчинили нас своей власти.Таким образом, наше личное бытие во всех отношениях принижено, быть личностью становиться все труднее. Именно успехи материальной культуры столь невероятно обостряют социальные и политические проблемы. 

И сейчас, в то время, когда духовная сущность культуры так необходима нам во всей её специфической силе, мы обрекли её на прозябание. 

Как, однако, могло случиться, что мы дошли до такой крайней степени пренебрежения духовной сущностью культуры?

Чтобы понять это, необходимо вернуться к тем временам, когда духовное начало было еще органически присуще культуре, непосредственно входя в её понятие. Такой экскурс в историю приведет нас в XVIII век. У рационалистов, пытавшихся выводить все из разума, можно найти выраженное в элементарной форме убеждение в том, что характер взглядов составляет существо культуры. Конечно, и они находятся под впечатлением современных им достижений теоретического познания и практики и придают соответствующее значение материальной стороне культуры. Однако для них все еще является само собой разумеющимся, что существенное и ценное в культуре - ее духовная сторона. Их интересует прежде всего духовный прогресс человека и человечества. В него они верят со всей силой своего оптимизма. 

Величие людей века Просвещения в том, что они выдвигают идеалы совершенствования индивида, общества и всего человечества и с энтузиазмом отдают себя целиком борьбе за их осуществление. Сила, на которую они полагаются при осуществлении своих идеалов - убеждение людей. Они требуют от интеллекта, чтобы он преобразовывал людей и условия их жизни. 

Откуда же они черпают побудительные мотивы для формулирования столь высоких идеалов культуры и уверенность в возможности их осуществления? Из своего мировоззрения! 

Мировоззрение рационализма оптимистично и этично. Его оптимизм состоит в признании некой всеобщей целесообразности, управляющей миром и предполагающей его совершенствование. Эта целесообразность сообщает смысл и значение любым усилиям человека и человечества, направленным на достижение духовного и материального прогресса, и одновременно служит залогом успеха. 

Этично мировоззрение рационализма потому, что рассматривает этическое как нечто данное разумом и в соответствии с этим требует от человека, чтобы он, презрев свои эгоистические интересы, целиком отдался идеалам, которые надлежит осуществить, и рассматривал этическое, как всеобъемлющий критерий. Гуманистический образ мыслей является для рационалистов идеалом, изменить которому их не заставят никакие соображения. 

Когда на рубеже XVIII и XIX столетий началась реакция против рационализма и он стал подвергаться критике. Его оптимизму приписывалась примитивность, а его этике - сентиментальность. Незаметно, но неуклонно сила рационалистической концепции культуры иссякла. По мере того, как мировоззрение рационализма оттеснялась на второй план, господствующей становилась апелляция к действительности, пока наконец с середины XIX столетия люди не перестали черпать свои идеалы культуры и гуманности в разуме, обратившись всецело к действительности и в результате оказавшись перед неизбежностью все большего сползания к состоянию, характеризующимся отсутствием культуры и гуманности. 

О чем это говорит? О том, что между культурой и мировоззрением существует тесная связь. Культура является продуктом оптимистически-этического мировоззрения. Сам факт, что этой внутренней связи между культурой и мировоззрением не уделялось внимания, говорит о том, что нам лишь в малой степени свойственно по настоящему задумываться над сущностью культуры.

Что такое культура? Культура - совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что это процесс служит духовному совершенствованию индивида и прогрессу прогрессов.

Стремление к прогрессу во всех областях и направлениях человек черпает в оптимистическом мировоззрении, которое утверждает мир и жизнь как нечто само по себе ценное и побуждает поэтому относиться к бытию - в той мере, в какой последнее поддается нашему воздействию, - как к высшему благу. Отсюда вытекают направленное на улучшение условий существования индивидов общества, народов и человечества желание действовать, надежда на высокий смысл такого действия и, наконец, само действие. А оно ведет к господству духа над силами природы, к завершению религиозного, социально-экономического и практического приобщения людей к общественному бытию, ведет к духовному совершенствованию человека и общества. 

Только миро- и жизнеутверждающее, то есть оптимистическое, мировоззрение способно побудить человека к действию во имя культуры, и только этической мировоззрение обладает силой удержать человека в этом действии, заставив его пренебречь эгоистическими интересами и постоянно ориентируя его на духовное и нравственное совершенствование индивида, как решающую цель культуры. Следственно, только единство миро- и жизнеутверждения и этики способно дать идеалы подлинной, совершенной культуры и побудить взяться за их осуществление. 

Если культура остается несовершенной или переживает упадок (что мы с вами наблюдаем сейчас), то это объясняется в конечном счете тем, что что либо миро- и жизнеутверждающее начала мировоззрения, либо его этика, либо и то и другое вместе остались не развитыми или деградировали.

Именно это и произошло с нами. Не подлежит никакому сомнению, что мы утратили необходимое для  культуры этические принципы. 

У современного человека нет больше стимула и желания усваивать все идеалы прогресса и желать их осуществления (ведь прогресс это Запад и все его составляющее, считает большинство). В значительной степени люди примирились с действительностью, стали покорней судьбе, превратились в законченных пессимистов. Люди больше не верят в духовный и этический прогресс, являющейся на деле душой культуры. 

Таким образом, перед нами стоит великий вопрос: как долго сможем мы обходиться без мировоззрения, несущего в себе идеалы самосовершенствования человека и человечества, и этической деятельности во всей полноте? Точно так же мы должны побудить наших современников к элементарному размышлению над тем, что такое человек в мире и как он намерен распорядиться своей жизнью. Лишь в том случае, если они вновь проникнуться сознанием необходимости сообщить своему бытию смысл и ценность и таким путем возбудят в себе внутреннюю жгучую потребность в удовлетворительном мировоззрении, будут созданы предпосылки духовного подъема, который вновь вернет нас к культуре. 

Альбе́рт Шве́йцер - немецкий и французский протестантский теолог, философ культуры, гуманист, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952). Свои мысли этот уникальный человек излагал в начале XX века. Мы живем уже в XXI но эти слова  про нашу действительность, и то о чем он говорил, произошло. Я говорю про упадок культуры. Вопрос теперь, кто и как займется ее возрождением? 



Жирной жизни бюргеров пришёл конец, -ец, -ец, -ец!

Здравствуйте, мои дорогие читатели.Когда же немцы поймут, что их санкции убивают не только собственную промышленность, но и всё, что было создано за последние десятилетия? Они уже насто...

Запущен в серию: Как "Иноходец" стал грозой небратьев и почему он неуязвим

"Ни одного прокола!" Дрон щёлкает цели как орешки. Сбить никак, РЭБ бессильны: Интересные факты об ИноходцеКак "Иноходец" стал грозой соседей27 октября наше МО выложило любопытный ролик...

Картинки 5 ноября 2024 года
  • Rediska
  • Вчера 10:59
  • В топе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источник