Продолжаем изучать в соц.сетях современных жителей округи Ростова Великого. Поселок городского типа Борисоглебский тут особенно интересен. Возник он вокруг Борисоглебского монастыря на Устье — мужской обители на древней дороге из Ростова в Углич. Архитектурный комплекс монастыря полностью сложился в допетровское время, когда он был одним из богатейших в Ростовской митрополии, а начиная с 15 века у московских князей и первых русских царей считался «домашним».
Основан он был пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых.
Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от литвы князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.
Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовской округи, позднее центр Борисоглебской волости.
В средние века монастырь со своей крепостью был не менее важен чем Ростов. Борисоглебская крепость древнее, первые каменные стены в монастыре появились, вероятнее всего, в ХVI в., а Ростовский кремль был построен в 1670—1683 гг., (XVII век). Мы изучали его постройки во время прошлогоднего июльского краеведческого похода, и предположили, что он в XV—XVI веках вполне мог быть одним из крупных центров русификации (крещения) народа меря. Учитывая, что он находится в хорошо освоенных в древности местностях, на древней дороге между Ростовом и Угличем, а так же тот факт, что с XIV века монастырь являлся важным форпостом православной колонизации на северо-восточном направлении.
Подтверждением этого тезиса является не только мерянская топонимика округи, мерянские антропотипы современных русских борисоглебцев, но и мерянское языковое наследие отраженное в их фамилиях. Изучим небольшой список местных, узко региональных русских фамилий, гипотетически имеющих мерянские этимологии. В этом нам поможет наша верная "палочка-выручалочка" - марийский язык:
А
1 - Апакушин - "Апакай" мужское имя (др.тюркск. - "совсем белый", венг. "apaági" по отцовск. линии родства.
Б
. . . . .
(статья даётся в сокращении)
К
23 - Колызов - "колызо" - рыбак.
24 - Кучизин - "кӱчызӧ" - нищий, бедняк.
. . . . .
Ш
52 - Шарыкин - от мер.мар. "шорык" - овца.
53 - Шомин - от мер.мар. "шем", "шом" - темный, черный.
Андрей Малышев-Мерянин, Москва. 2018-19.
Подробнее - по ссылке:
http://merjamaa.ru/news/finno_...
Оценили 7 человек
9 кармы