Искусство прятаться

2 2871

Истоки американской независимости скрыты в карманах красных камзолов и выглядывают из-под белоснежных манжеток британских военных. В сражении под Лексингтоном 1775 года кучка американских борцов за независимость, одетых в простые охотничьи куртки, разгромила три роты нарядной королевской армии. Ополченцы с мстительным удовольствием целились в пестрых «красавчиков», чьи силуэты просвечивали сквозь чащу лесов Нового Света.

Соблюдая закон

Прячься или умри — один из непреложных законов природы. Эволюция щедро раздавала шапки-невидимки, давая возможность представителям фауны сливаться с окружающим пространством, мимикрировать.

Людям оставалось учиться искусству маскировки у братьев наших меньших, но природа лишена человеческого тщеславия — она создает только практичные и целесообразные «модели». Прежде чем создать невидимую одежду, защищающую своего владельца лучше, чем броня, людям пришлось набить немало шишек.

Великолепная красно-белая форма английских военных отлично демонстрировала престиж службы и мощь империи, заставляя сердца женщин трепетать от восторга. Только светский салон не поле боя. С повышением эффективности огнестрельного оружия яркая форма, когда-то помогавшая в пороховом дыму определять, где свой, а где чужой, стала опасным атавизмом.

Эпоха войн в белых перчатках и кружевах закончилась в конце XIX века. Желание выжить оказалось важнее сиюминутной прихоти сигнализировать своей формой о принадлежности к определенным кругам общества. В мелких стычках и сражениях военные все чаще прибегали к маскировке.

Намучившиеся с яркими нарядами британцы во время колониальных войн в Южной Африке догадались переодеть свои войска в форму зелено-коричневого цвета. На языке местных племен она звучала как «хаки» — грязь. Русская армия во время войны с японцами в 1904–1905 году, чтобы снизить потери, пачкала белые рубашки землей.

Кто не спрятался, я не виноват!

Пока армии Европы тысячами человеческих жизней платили за практические занятия по мимикрии, в Америке под искусство маскировки была подведена научная база. По роковой случайности или странному стечению обстоятельств изобретателем камуфляжа стал мирный художник Эббот Хэндерсон Тэйер (Abbott Handerson Thayer). В начале ХХ века он выпустил детскую книжку-раскраску про животных и птиц, где были сформулированы и проиллюстрированы основные принципы защитных свойств цвета. Участки тела животных, обращенные к свету, темнее, чем те, которые находятся в тени.

Книжкой заинтересовался Пентагон, а нехитрая истина, выведенная наблюдательным художником, получила у военных название «закон Тэйера». Детская раскраска стала учебным пособием для военных. На основе закона цветовых пятен американская армия начала активное внедрение камуфляжа: костюмов, чехлов для военных объектов, сеток. Налаживалось производство камуфлирующих красок, слушателям военной академии читали курсы о «тени-спасительнице» и «тени-предательнице».

Первая мировая война стала первым в истории чудовищным гигантским маскарадом. Все армии, принимавшие участие в сражениях, были вынуждены отказаться от броского обмундирования.

Форма нового столетия научилась прятать солдат от вражеских глаз, а маскировка была возведена в ранг военного искусства: пехота притворялась лесом, дзот — снежным сугробом, человек — камнем или кочкой, а умело раскрашенные корабли создавали оптические иллюзии и расплывались в объективе перископа.

Русский камуфляж времен Первой мировой войны сегодня выглядит неказисто и странно, зато тогда он выполнял свои защитные функции.

Запятнанное искусство

Военный камуфляж — одно из воплощений мечты человечества об абсолютной невидимости. Родившись под рукой художника, пятнистый рисунок уверено шагнул с поля битвы на подиумы модных домов, его эстетика превратилась в жизнеутверждающий мотив.

Камуфляжные розовые туфли, садовые скамейки, накладные ногти, стринги и ювелирные украшения… Пожалуй, не осталось предмета, на который дизайнеры не нанесли маскировочные пятна. Камуфляжные мотивы могут звучать иронично или напряженно, но от милитаризированной составляющей им не избавиться никогда.

https://youtu.be/utzZZXcURWw

Выделиться из толпы, слившись с природой

Мечта об абсолютной невидимости уже давно вышла за пределы поиска оптимального сочетания цветовых пятен на ткани. Современные художники изобретают все более изысканные способы невидимости без налета армейщины. В поисках обретения гармонии с природой они рисуют окружающий ландшафт, индустриальные пейзажи, интерьеры… Где? Конечно же, прямо на теле!

Знаменитый человек-хамелеон Лю Болинь (Liu Bolin), создатель проекта «Урбанистический камуфляж», может замаскироваться подо что угодно. Вот с кем хорошо ходить в разведку. Десять часов работы, и Лю Болинь становится невидимым на фоне всего того, что окружает нас в обычной жизни.

Это не декоративный камуфляж, маскирующий людей под яркие цветовые сочетания, а вполне идейное искусство. Ирония Лю Болиня над тем, как окружающая среда проникает внутрь и делается неотъемлемой частью человека, легко читается в его бесхитростных работах.

Невидимость в тренде

Подсознательное стремление слиться с окружающей действительностью привело к развитию «социальной мимикрии», то есть к необходимости быть «как все». Мы корректируем свое поведение в зависимости от мнения окружающих, и от этого никуда не деться.

Хочешь достичь карьерных высот? Веди себя так, как принято в определенной социальной группе. Хочешь материального благополучия? Вкладывай все силы в алгоритм: школа-институт-хорошая работа… Редкие отщепенцы, которые случайно или добровольно уходят с поля зрения общественного радара, не занимают кресло генерального директора и живут на социальное пособие.

Мы играем по навязанным обществом правилам, но иногда хочется мимикрировать под любимый диван, чтобы все вокруг забыли о нашем существовании.

Герой нашего времени не обладает сверхсилой, не летит на помощь к блондинке и не пользуется оружием. Он просто невидим! И никто не указывает ему, что нужно делать. В центре Екатеринбурга есть остроумный и трогательный памятник. На бронзовом постаменте отпечатались две ступни — вот же он, стоит человек. Только его как бы и нет… Символ совершенной маскировки, абсолютной свободы и безысходного одиночества.


источник

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...