В 1750-е годы М.В. Ломоносов, занимаясь проблемами развития России, приступил к сбору материалов для работы по вопросам экономической политики и ровно 250 лет тому назад, в ноябре 1761 года им был подготовлен трактат - письмо графу И.И. Шувалову «О сохранении и размножении российского народа». Впервые он был частично опубликован по копии в 1819 году1, а полностью в 1873 году2.
Придавая большое значение изучению народонаселения, Ломоносов в трактате-письме, исходя из характеристики демографической ситуации в России в середине 18 века, обосновывает необходимость принятия мер, способствующих росту численности населения, поскольку в нем «состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей»3.
Поразительно, насколько круг вопросов, затронутых в трактате Ломоносова, совпадает с кругом вопросов, занимающих российских демографов сегодня, 250 лет спустя после его написания.
Мощным публицистическим стилем автор трактата пишет о брачности и рождаемости, без церемоний критикуя сложившиеся обычаи, снижающие «плодородие родящих». Вот как он осуждает, например, пострижение в монахи молодых женщин и мужчин. «Монашество в молодости ничто иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатной ущерб размножению человеческаго рода, не упоминая о бывающих детоубивствах, когда законопреступление закрывают злодеянием. Мне кажется, что надобно клобук запретить мужчинам до 50, а женщинам до 45-ти лет».
Вошло в обычай, что́ натуре человеческой противно ппротивно ли законам, на соборах положенным, не помню), что вдовых молодых попов и дьяконов в чернцы насильно постригают, чем к греху, а не ко спасенью дается повод и приращению народа немалая отрасль пресекается. Смешная неосторожность! Не позволяется священнодействовать, женясь вторым браком законно, честно и благословенно, а в чернечестве блуднику, прелюбодею или еще и мужеложцу литургию служить и всякие тайны совершать дается воля. Возможно ли подумать, чтобы человек молодой, живучи в монашестве без всякой печали, довольствуясь пищами и напитками и по всему внешнему виду здоровый, сильный и тучный, не был бы плотских похотей стремлениям подвержен, кои всегда тем больше усиливаются, чем крепче запрещаются. Для сих причин кажется, что молодым вдовым попам и дьяконам надобно позволить второй брак и не постригать прежде лет пятидесяти или, сняв чин священства, позволять быть мирскими чинами. Сюда ж надлежит и пострижение молодых людей прямо в монахи и монахини, которое хотя в нынешние времена и умалилось пред прежним, однако еще много есть излишества, особливо в Малороссии и при синодальных школах. Взгляды, уборы, обходительства, роскоши и прочие поступки везде показывают, что монашество в молодости ничто иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатный ущерб размножению человеческого рода, не упоминая о бывающих детоубивствах, когда законопреступление закрывают злодеянием. Мне кажется, что надобно клобук запретить мужчинам до 50, а женщинам до 45 лет.
Он бичует невежество и нравы, «суеверие и грубое упрямство», приводящие к высокой смертности, выделяя особо младенческую смертность. «Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою, почитаю я палачами затем, что желают после родин и крестин вскоре и похорон для своей корысти. Коль много есть столь несчастливых родителей, кои до 10 и 15-ти детей родили, а в живых ни единаго не осталось?».
Оценил 41 человек
49 кармы