• РЕГИСТРАЦИЯ

Русское деревянное зодчество севера

72 20943

Русское деревянное зодчество севера

Статья из серии → "ИСТОРИЯ РУСИ"

Естественными строительными материалами на Руси издавна служили дерево и глина. И того, и другого было в изобилии. И то, и другое начали использовать в хозяйстве довольно рано. Но если кирпичи из глины появляются лишь к середине X века, то дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времен. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня и кирпича. Многие художественные и строительные приемы, отвечающие условиям быта и вкусам народа, вырабатывались в течение тысячелетий в деревянном зодчестве.

Мы привыкли к тому, что густые еловые северные леса называются тайгой. Однако так называли дремучий лес лишь в Восточной Сибири. В центральной же Руси его называли тайболой, а в Западной Сибири — урманом. Опушка леса — это раменье. И сосна в разном лесу разная. Сосновый лес в болотистой низменности — мяндач. А на сухой возвышенности — бор. И сама сосна в бору — конда. Это самое лучшее дерева для всякого строительства — и легкое, и стройное, и на корню просмоленное. Вот только вызревают кондовые сосны долго — 350 лет и более. С реками и болотами тоже не все просто. Пойменные леса на берегах рек — уремы. Там, где болото выходит на твердую почву расположились березовни. А хвойные сухие чащобы среди болот, полные всякого зверья — колки. Привычная нам роща — это сухой лиственный лес близ жилья. Лес на невысокой длинной возвышенности — грива. Глухие, всегда темные, неприступные лиственные леса — дебри. А самое их ядро, где даже зверь не водится — калтусы. И это все разнообразие и богатство мы, многое забывшие сегодня, называем одним словом лес.

Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длинною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев ведь было множество на Руси, особенно на европейском Севере, который в старину называли «Северным краем». Да и леса здесь, где искони жили «поганые народы», были густые. Кстати, слово «поганые» вовсе не ругательство. Просто по латыни paganus — идолопоклонничество. И значит, христиане «погаными народами» называли язычников, а на Руси с незапамятных времен практиковалось ведовство.

Здесь, на берегах Северной Двины, Печоры, Онеги, издавна укрывались несогласные с мнением властей — сначала княжеской, потом царской. Здесь крепко хранилось свое, древнее, неофициальное. Потому и сохранились здесь до сих пор уникальные образцы искусства древнерусских зодчих.

            Сохранившиеся древние деревянные строения

Свойства дерева, как строительного материала во многом обусловили и особую форму деревянных сооружений. Бревно — его толщина — стала естественной единицей измерения всех размеров постройки, своеобразным модулем.

На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.

Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) — снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя — гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость.

Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X в., но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят «срубить избу», а не «выпилить» или «спилить». И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае, применяли деревянные костыли, клинья и чопики.

Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это скрепленные («связанные») между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание — «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.

По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен «в лапу» концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.

Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен «в обло», при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова «оболонь» («облонь»), означающего наружные слои дерева (ср. «облекать, обволакивать, оболочка»). Еще в начале XX в. говорили «рубить избу в оболонь», если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости - «выскабливались в лас» (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин «обло» относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом.

Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.

В плане срубы делали в виде четырехугольника («четверик»), либо в виде восьмиугольника («восьмерик»). Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался «клетью». «Клеть клетью, поветь поветью», — говорили в старину, стремясь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом — поветью. Обычно сруб ставился на «подклете“- нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. А верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз – «повал». Это интересное слово, происходящее от глагола «повалиться», часто использовалось на Руси. Так, например, «повалушей» называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать (повалиться) из натопленной избы.

Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.

И дом, и храм строили одинаково — и то, и другое — дом (человека и бога). Поэтому самой простой и древней формой деревянного храма, как и дома, была «клетская». Так строились церкви и часовни. Это два или три сруба, соединенные друг с другом с запада на восток. В церкви полагалось три сруба (трапезная, храм и алтарный прируб), в часовне — два (трапезная и храм). Над простой двухскатной кровлей ставили скромную главку.

Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над большими каменными крестами, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали. Такие неприхотливые службы, проходившие как и у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси «часами». Отсюда и само сооружение получило свое название. На такие часовни и государство и церковь смотрели пренебрежительно. Потому и могли строители здесь дать волю своей фантазии. Потому и поражают сегодня современного горожанина эти скромные часовенки своей крайней простотой, изысканностью и особой атмосферой русского уединения.

Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую — «самцовую». Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен, которые и называли «самцами». На них ступеньками клали длинные продольные жерди — «дольники», «слеги» (ср. «слечь, лечь»). Иногда, правда, самцами называли и концы слег, врубленные в стены. Так или иначе, но вся кровля получила от них свое название.

Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли «курицами» (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой). Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно — «поток». В него собиралась, стекавшая с крыши, вода. И уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок — «конек» («князек»). Под ним укладывали толстую «коньковую слегу», а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном — «шеломом» или «черепом». Впрочем, чаще бревно это называли «охлупнем» — то, что охватывает.

Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.

Самым же дорогим покрытием считался «тес» (доски). Само слово «тес» хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.

Покрывали крышу обычно в два слоя — «подтесок» и «красный тес». Нижний слой теса на кровле называли еще подскальником, так как часто он покрывался для герметичности «скалой» (берестой, которую скалывали с берез). Иногда устраивали крышу с изломом. Тогда нижнюю, более пологую часть называли «полицей» (от древнего слова «полпола» — половина).

Весь фронтон избы важно именовали «челом» и обильно украшали магической оберегающей резьбой. Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками — «причелинами». А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской — «полотенцем».

Кровля — самая важная часть деревянной постройки. «Была бы крыша над головой», — говорят до сих пор в народе. Потому и стал со временем символом любого храма, дома и даже хозяйственного сооружения его «верх».

«Верхом» в древности называли любое завершение. Эти верхи в зависимости от богатства постройки могли быть самыми разнообразными. Наиболее простым был «клетский» верх — простая двускатная крыша на клети. «Шатровым» верхом в виде высокой восьмигранной пирамиды украшались обычно храмы. Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу. Таким верхом украшались терема. Довольно сложной в работе была «бочка» — двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями, завершающаяся острым гребнем. А ведь делали еще и «крещатую бочку» — две пересекающиеся простые бочки. Шатровые церкви, кубоватые, ярусные, многоглавые — все это названо по завершению храма, по его верху.

Однако, более всего любили шатер. Когда в писцовых книгах указывалось, что церковь «деревянна сверху», то это означало, что она шатровая.

Даже после никоновского запрета на шатры в 1656 году, как на бесовство и язычество в архитектуре, в Северном крае их все равно продолжали строить. И лишь в четырех углах у основания шатра возникли небольшие бочки с главками. Такой прием получил название шатра на крещатой бочке.

Особо трудные времена наступили для деревянного шатра в середине XIX в., когда правительство и правительствующий Синод взялись за искоренение раскольничества. Северная «раскольничья» архитектура тогда тоже попала в опалу. И все же, несмотря на все гонения, типичной для древнерусского деревянного храма остается форма «четверик-восьмерик-шатер». Встречаются и восьмерики «от пошвы» (от земли) без четверика, особенно в колокольнях. Но это уже вариации основного типа.

В XVIII в., когда русское деревянное зодчество достигло вершины, приобрело четкую форму и многоглавие. Чаще всего стали возводить девятиглавые храмы — четыре главы по углам четверика (основания храма) и пятиглавие на крещатой бочке, завершающей храм. Однако в Успенской церкви в Кандопоге и в ансамбле на острове Кижи русскому многоглавию предел не поставлен. Фантазией зодчего здесь руководили не церковные символы, а исключительно законы красоты. Так Преображенская церковь в Кижах имеет 22 главы.

Для покрытия криволинейных поверхностей кубов, бочек и глав церквей использовали «лемех» — резные леревянные дощечки из осины, либо «гонт» — короткие тесины с ложбиной для стока воды на верхней стороне. Осина от времени приобретает устойчивые водоотталкивающие свойства и становится серебристой по цвету. И вид верхи, крытые лемехом, приобретают своеобразный — чешуйчатый.

Сами же главы ставили на «шеи» — круглые цилиндры-барабаны. Самый низ глав и шей для отвода от них воды обрамлялся «епанчёй», «епанчёвым воротником», сделанным из коротких пикообразно заточенных тесин. Епанчей в старину называли широкий безрукавный плащ, накидку.

Потолок устраивали не всегда. При топке печей «по-черному» он не нужен — дым будет только скапливаться под ним. Поэтому в жилом помещении его делали только при топке «по-белому» (через трубу в печи).

При этом, доски потолка укладывались на толстые балки — «матицы». В церкви же вместо плоского потолка устраивали «небо» — многоугольный выпуклый потолок, часто весь заполненный неприхотливой иконописью.

Русская изба была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной — «перерубом»). При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения )«крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т.д.). В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.

Да и к храму часто пристраивались «прирубы» — более низкие пристройки. Так для пышных севернорусских храмов характерна «двадцатистенка». Здесь к основному восьмерику с четырех сторон пристраивались трехстенные прирубы. Интересно, что такие храмы-двадцатистенки в летописях назывались круглыми. Так подчеркивалась их центрическая композиция.

                Древнерусская изба северного типа

Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус».

В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах» («выпусках») - концах длинных бревен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим».

За крыльцом обычно следовали «сени» (сень — тень, затененное место; а вообще сени – это помещение, которое защищает от выстуживания весь дом, от выдувания тепла, когда человек входил в дом). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались «теремом».

На второй этаж особенно в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» — наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном. Если крыльцо вело сразу на второй этаж, то сама площадка крыльца (особенно, если под ней находился ввход на первый этаж) называлась «рундуком».

Так как избы были почти все «курные», то есть отапливались «по-черному», то внутри до высоты человеческого роста стены были белые, специально вылощенные, а выше — черные от постоянного дыма. На дымовой границе вдоль стен обычно располагались длинные деревянные полки — «воронцы», препятствующие проникновению дыма в нижнюю часть помещения.

Дым выходил из избы либо через маленькие «волоковые окошки», либо через «дымник» — деревянную трубу, обильно украшенную резьбой. В богатых домах и храмах вокруг сруба часто устраивали «гульбище» — галлерею, охватывающую здание с двух-трех сторон.

Дом редко строили каждый для себя. Обычно на строительство приглашался весь мир («обчество»). Лес заготовляли еще зимой, пока нет в деревьях сокодвижения, а строить начинали с ранней весны. После закладки первого венца сруба устраивалось первое угощение «помочанам» («окладное угощение»). Такие угощения — отголосок древних ритуальных пиров, которые проходили часто с жертвоприношениями. Так при раскопках в Новгороде под срубами находят конские черепа, оставшиеся от таких жертвоприношений. После «окладного угощения» начинали устраивать сруб. В начале лета, после укладки потолочных матиц следовало новое ритуальное угощение помочанам. Затем приступали к устройству кровли. Дойдя до верха, уложив конек, устраивали новое, «коньковое» угощение. А уж по завершении строительства в самом начале осени — пир.

В новое жилье первой должна войти кошка. На Севере Руси до сих пор сохраняется культ кошки. В большинстве северных домов в толстых дверях в сени сделано внизу отверстие для кошки.

Обносился весь двор с постройками оградами различных устройств. Глухой забор из горизонтальных бревен или тесин назывался «заплотом» а из таких же вертикальных бревен — «частоколом». Оба эти вида изгороди нередко называли «тыном». Делали еще изгородь из косо поставленных жердей — «осёки», либо из редких горизонтальных жердей — «прясло».

К концу XVII в. население городов на Руси едва ли составляло 3%. Тогда четко различали три типа не городских поселений — деревню, село и погост. Деревни включали от двух-трех дворов до десяти-пятнадцати. Отличительным признаком деревни было отсутствие в ней церкви. Впрочем, часовни в деревнях были практически повсеместно.

Cелом с X в. называли княжеское загородное имение (чаще говорили «сельцо»). Потом селом стали называть большое поселение, состоящее иногда из нескольких деревень, и обязательно имеющее церковь (к приходу этой церкви и были приписаны все крестьяне деревень, составлявших село). При благоприятных условиях деревни росли, развивались, строили свои церкви и превращались в села.

Погостом же в разные времена называли разное. Это и отдельно стоящая на церковной земле церковь с домами священника и притча, с кладбищем; это и само кладбище с церковью; это и сельский приход в несколько деревень. А на Севере так называли и заезжий постоялый двор, и селение лопарей. Но ранее всего, еще на Древней Руси — «жилое подворье князя и его свиты во время сбора налогов».

Деревянная мельница архаичных типов - столбовка на ряже

Села строились чаще всего на берегах рек, озер. И потому избы в них ставились в один ряд — лицами на улицу, а дворами к реке. «На задах» села «стайкой» стояли амбары, а около самой воды бани (чтобы воду далеко не таскать). Около дороги возводили «ветряки» (мельницы), ведь к ним подъезд нужен. 

Ветряки эти бывали двух типов — столбовки и шатровки. В столбовке поворачивалась «по ветру» вся мельница, стоящая на одной ноге, сложенной из бревен в режь (ряж). А в шатровке вертелась лишь верхушка шатра с крыльями. Дополнялся такой сельский (или деревенский) ансамбль резными срубами колодцев, богатыми крыльцами изб, прихотливыми изгородями, да одинокими обетными крестами у дороги, обещанными богу за победу или исцеление, либо поставленными в местах, где кто-то внезапно помер без покаяния.

        Церковь четырехъярусная на четвериковом основании

Центром села всегда оставалась церковь. А в деревне, соответственно, часовня. Даже если центром большого села становилась торговая площадь, то церковь всегда строилась на краю торга. Однако церковь в одиночестве редко ставилась. В селах победнее рядом стоят церковь и колокольня. А в богатых селах — летняя церковь, зимняя (отапливаемая) церковь и колокольня (так называемый «северный тройник»).

Колокольни начинают появляться на Руси предположительно в XV в. Однако и тогда колокола были необычайно дороги и ими могли обзавестись лишь самые богатые монастыри и центральные храмы. Везде же прихожан призывали в храм ударами в «било». Их делали из куска железа, согнутого дугой, а то и из пустотелого бревна. Сами же колокола, хоть и упоминаются в летописях еще с XI в., но распространение начинают получать лишь с конца XIV в. Даже в XV в. вместо дорогих колоколов чаще пользовались «клепалом» — полым шаром с языком внутри.

Деревянная церквушка с отдельно стоящей колокольней-звонницей

Самый древний тип колокольни — звонница — возник в Северо-Западной Руси, на землях Новгорода и Пскова. Сначала это невысокая стенка над крыльцом храма с одним-двумя просветами для набольших колоколов. И только позже стали строить звонницу отдельно от церкви с тремя-пятью пролетами для колоколов. Еще Олеарий в 30-х годах XVII в. видел колокола, висящие на перекладине, укрепленной между стойкой и подоконником церкви.

Во второй полов. XVII - нач. XVIII в. появились многоярусные храмы, доводившие до предела структуру «восьмерик на четверике». Одним из самых значительных памятников деревянного зодчества стал комплекс на острове Кижи.

Деревянный Церковный комплекс в Кижах

Ансамбль этот создавался 160 лет. Поиски единства и красоты были мучительны. В 1714 г. поставили Преображенскую церковь. Лет через пятьдесят срубили клетскую Покровскую. Однако рядом с чудом деревянной архитектуры — Преображенской церковью — небольшая клеть Покровской выглядела убого и ее вскоре заменили шатровой. Но и шатер не удовлетворил зодчих. В 1764 г. они создают на Покровской церкви девятиглавие. И лишь через 110 лет ансамбль завершила новая колокольня, поставленная на месте прежней, обветшавшей.

И хотя в то время уже существовал освященный традицией принцип постановки храмов и колокольни в ансамбле на расстоянии двух высот друг от друга, но в кижских постройках этот принцип резко нарушен. Расстояние между храмами здесь менее одной высоты. Это создает нераздельное Более того, зодчие тонко учли здесь особенности северной погоды. При частых туманах кижские соборы призрачны и загадочны. Во время дождей они становятся суровыми и как бы затаиваются. А на солнце — полны жизни и ликования.

Сам остров Кижи невелик (6 Х 1,5 км) и находится в проливе из одной части Онежского озера в другую. И храм здесь поставили так, чтобы он был виден отовсюду.

Деревянные дома мы и сегодня строим во многом «по старине». Деревянные храмы и сегодня высятся в землях Северного края. Но чудо древнерусской архитектуры — деревянные хоромы и дворцы — для нас утеряны безвозвратно. Мы можем составить представление о них лишь по описаниям, оставленным современниками.

                        Пример деревянного храма на сваях

Деревянные хоромы и дворцы, принадлежа «лутшим» людям, должны были средствами архитектуры передать значимость и богатство их владельцев. А так как значимой частью здания было его завершение, то особо старались зодчие о разнообразии верхов. Поэтому планировка богатых хором немногим отличалась от устройства простой избы. Такие же приставленные друг к другу срубы. Только их значительно больше, да крыты они всегда не одной большой кровлей, а каждый сруб отдельно. Это позволяло мастерам каждый верх делать по-особому, фигурно, используя все разнообразие возможных завершений. Да еще и сами срубы стали делать разной высоты. Все это создавало прихотливую ассиметричную композицию.

До наших дней не дошло ни одного образца таких хором. Остались лишь описания, впрочем, иногда весьма подробные. Шедевром русского деревянного хоромного зодчества был дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Образцом для этого дворца послужил деревянный царский дворец в Коломне.

Уже в XI-XII вв. помещения хором стали делиться на две половины (мужскую и женскую, или летнюю и зимнюю, или гостиную и жилую). К XVII в. в хоромах, соответственно укладу жизни царской семьи, выделились три основные части.

Первую часть составляли хоромы постельные, или покоевые (обычно 3-4 комнаты). Самая дальняя из комнат служила царской опочивальней, или ложницей. Около нее располагалось комната крестовая, или молельная. Следующая была царским кабинетом (она единственная во дворце тогда называлась комнатой). И при входе — передняя, предназначавшаяся для приемов. Приемной комнате предшествовали теплые сени, к которым примыкал сенник (чулан) и мыльная.

Вторая часть дворца — хоромы непокоевые. Здесь проходили торжества. Для этого были приспособлены столовая изба, горница и повалуша (башенная часть дома, где летом устраивалась общая спальня).

Третья часть дворца объединяла различные хозяйственные постройки — большие дворы и маленькие дворцы (так иногда называли небольшие дворы) конюшенный, житный, кормовой (поваренный), хлебный, сытный и другие.

Между палатами устраивали переходы. Обязательной была при хоромах домашняя церковь, в подклете которой хранили добро. А были еще части дворца, предназначенные для царицы, наследников.

Таким образом, вся эта пестрая смесь срубов и срубиков, дворов и дворцов, переходов и теремов составляла царский дворец. Построен коломенский дворец был в 1667-1669 гг. мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым. Затем в 1681 г., уже после смерти Алексея Михайловича при Федоре Алексеевиче дворец частично перестроили под руководством мастера Саввы Дементьева.

В XVII в. Коломенский дворец считали одним из чудес света. В нем насчитывали 270 комнат и 3000 окон и оконцев. Поскольку окна тогда делались слюдяными, подслеповатыми, то их количество говорило об освещенности дворца. И снаружи, и изнутри дворец богато украсили резьбой и рисунками. Резными работами здесь руководил монах Арсений — крупный мастер, только что закончивший убранство Нового Иерусалима под Москвой. С собой с берегов Истры он привел и свою артель резчиков. А живописными работами руководил известный иконописец Симон Ушаков.

Дерево использовали также для строительства мостов, которые ставили на «городни» — срубы, заполненные камнями и снабженные скосами для отвода льда и твердых предметов. Городни соединяли длинными бревнами — «прогонами», поверх которых уже делали поперечный настил из коротких бревен. Такие же городни применялись и для устройства крепостных стен. Часть стен между городнями-башнями назывались также как и изгородь «прясло». Но были и сплошные двухрядные рубленые стены, заполненные камнем или землей — «тарасы». Сами крепостные башни устраивались в виде срубов, но наверху ставились сторожевые наблюдательные башенки - «вежи».

По форме башни были четвериками (в середине стены) или восьмериками (по углам), завершающимися шатрами. До XVI в. на Руси слово «башня» не использовали. Их называли «повалушами», «кострами» или «стрельницами».

До XVII в. город понимали как огороженное пространство. Сигизмунд Герберштейн в «Записках о делах московских» (1549 г.) говорит «Все, что окружено стеною, укреплено тыном или огорожено другим способом, они называют город». «Срубить город» означало обнести место стеной. А артели, занимавшиеся строительством стен, назывались «градниками» или «огородниками» (отсюда «горожанин», «гражданин»).

Монастыри на Руси появились вместе с христианством. Уже в XI-XII вв. их было около семидесяти. Только в Киеве их было пятнадцать, в Новгороде — двадцать, а на пути из варяг в греки — около пятидесяти. К концу XIV в. монастыри начинают отрываться от городов и строиться в лесах и пустынях. Вообще же к концу XVII в. на Руси было известно более восьмисот монастырей.

И каждый монастырь, «если смотреть на него издали, представляется чем-то вроде маленького города».

Они специально так строились с самого начала - в виде маленького деревянного города, окруженного крепкой стеной. В центре - всегда храм. Он центр христианского мира и центр монастырского мира. Остальные же постройки получают ценность в зависимости от близости к главному собору. Строители старались соблюдать и внешнюю «четверообразную» форму монастыря. Строители и заказчики исходили из слов, сказанных в Апокалипсисе про «горный град Иерусалим» «Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта». Лишь незначительные вариации в этот строгий «четвероугольник» вносил рельеф местности.

Отголоском самой глубокой древности до сих пор стоят в северных лесах «охотничьи лабазы». Это маленькие срубики, поставленные на один или два столба (часто просто на срубленный ствол дерева). Такие лабазы до сих пор служат охотникам для сохранения продуктов и добычи. Однако считается, что первоначально их применяли для захоронения (сравните лабаз с образом «избушки на курьих ножках»).


Источник  


====================================================



Подписывайтесь на мой блог, участвуйте в обсуждениях, будет много чего

    Двести Хиросим

    Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

    Реакция на пуск "Орешника"
    • pretty
    • Вчера 07:00
    • В топе

    Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Захарова пригрозила наказанием преступному режиму Зеленского за убийство главреда «Народной газеты»

      В правительстве Курской области сообщили, что главному редактору «Народной газеты» Юлии Кузнецовой, погибшей в результате атаки украинского беспилотника на легковой автомобиль в Большесолдатском районе Курской области, было 34 года, у неё остались двое детей.«Уроженка Большесолдатского района, она была патриотом своей страны и искренне любила малую роди...
      804

      Вместе с украинскими оккупантами под Купянском орудуют иностранные наёмники

      Бывший официальный представитель Народной милиции ЛНР Андрей Марочко заявил, что российская разведка зафиксировала присутствие англоязычных и польских наемников у Купянска Харьковской области.«За последние несколько суток в районе Купянска средствами радиоэлектронной разведки ВС России фиксируются переговоры на английском, польском и других иностранных ...
      494

      Командование ВСУ запретило военным употреблять слово «отступление»

      Журналистка украинского подразделения «Радио Свобода»* Власта Лазур заявила, что командование запретило военнослужащим Вооружённых сил Украины использовать слово «отступление» при общении со СМИ.«Поговорила с одним военным с покровского (красноармейского) направления. Он говорит: „Мы получили распоряжение употреблять при общении с журналистами слова "на...
      420

      Киев возмущён отдыхом детей из Германии в крымском лагере «Артек»

      В детском лагере «Артек» в Крыму отдыхали дети из Германии. По информации немецкого портала t-online, в лагере отдыхали более 3000 детей и молодых людей из 60 стран мира. В частности, там были дети из Германии, Франции и Финляндии.На фотографиях изображено, как во время пребывания в «Артеке» немецкие дети встречались, среди прочего, ...
      1661

      В Брянской области ликвидирована ДРГ, состоящая из иностранных диверсантов

      Вооружённая группа боевиков пыталась пересечь госграницу РФ 27 октября в районе населённого пункта Манёв Брянской области.«27 октября в районе нежилого населённого пункта Манев Климовского района силами Пограничного управления ФСБ России по Брянской области, подразделениями Вооружённых сил РФ и Росгвардии была пресечена попытка пересечения государственн...
      1957

      Володин призвал экстрадировать Чубайса в Россию за разграбление энергетики страны

      Спикер Государственной думы Вячеслав Володин предложил экстрадировать в Россию экс-руководителя «Роснано» Анатолия Чубайса, раскритиковав при этом проведенную ранее под его руководством реформу российской электроэнергетики.Володин отметил, что под руководством Чубайса прошла реформа российской энергетической отрасли: под контролем государства осталась с...
      471

      Калеки из ВСУ не смогут стать инвалидами. Зеленский упразднил медицинские комиссии, которые диагностировали инвалидность

      Нелегитимный президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о ликвидации всех медико-экспертных комиссий (МСЭК) на Украине, данный документ опубликован на его сайте.Таким образом глава киевского режима ввёл в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) от 22 октября 2024 года «по противодействию коррупционным и другим правонар...
      969

      В Горловке задержана наводчица ВСУ, а в Симферополе - агент СБУ

      В Горловке сотрудники УФСБ России по ДНР задержали местную жительницу, подозреваемую в шпионаже в пользу Украины. Сообщается, что задержанная собирала и передавала украинским спецслужбам информацию о местах дислокации подразделений Минобороны России с целью последующего нанесения по ним огневого поражения. Следственным подразделением УФСБ России по...
      2299

      Арестованы очередные чиновники Минобороны России за многомиллионное хищение

      В Следственном комитете Российской Федерации сообщили, что суд заключил под стражу экс-начальника управления проблемных активов АО «Главное управление обустройства войск», а также других подозреваемых за многомиллионное хищение в имущественном комплексе военного ведомства.«Главным военным следственным управлением СК РФ возбуждено уголовное дело в отноше...
      1546

      Марджори Тейлор Грин: американцы ненавидят нынешнюю власть из-за финансирования Украины

      Член Палаты представителей Конгресса Соединённых Штатов Америки Марджори Тейлор Грин (республиканка от штата Джорджия) заявила, что жители США ненавидят свое правительство из-за помощи, выделяемой Вашингтоном Киеву.«Вот почему американский народ так ненавидит правительство. Американцы с трудом могут получить жалкие $750 после урагана «Хелен», а этот пос...
      624

      США намерены осуществить государственный переворот в Грузии

      Председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили заявил, что оппозиционные партии подготовили сценарий конституционного переворота после парламентских выборов в Грузии 26 октября.«Есть все признаки такого сценария — заранее подготовленное техническое правительство, местные наблюдатели, у которых на самом деле политические цели на выборах, и их заранее по...
      564

      Bloomberg: страны Евросоюза не способны воевать своими «потемкинскими армиями» без США

      Американское информационное агентство Bloomberg считает, что европейские страны десятилетиями выделяли недостаточно средств на финансирование обороны, что превратило их вооруженные силы в «потемкинские армии», не способные защищаться без помощи США.В публикации говорится, что положение европейских вооруженных сил ухудшилось из-за существенного сокращени...
      686

      На Украине с начала СВО возбудили около 90 тыс. дел за оставление части и дезертирство

      Украинские СМИ сообщили, что Офис генерального прокурора Украины зарегистрировал порядка 60 тысяч уголовных дел по факту самовольного оставления части и около 30 тысяч — по дезертирству с начала 2022 года.«С января 2022 по сентябрь 2024 года зарегистрировано 59 606 уголовных производств по факту самовольного оставления части, среди них закрыто 2 592», —...
      332

      Рогов: украинский офицер передал РФ данные для удара по командному пункту ВСУ

      Военнослужащий Вооруженных сил Украины (ВСУ) на запорожской линии фронта добровольно сдался в плен и передал данные о расположении украинских боевиков российским военным. Об этом в среду, 16 октября, сообщил председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам суверенитета Владимир Рогов«Показательный случай <…>. Офицер ВСУ добровольно пе...
      2238

      Президент Никарагуа назвал Нетаньяху и Зеленского нацистами, сыновьями дьявола и Гитлера

      Издание Quotidiano dei Contribuenti сообщило, что президент Никарагуа Даниэль Ортега назвал премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху и нелегитимного президента Украины Владимира Зеленского сыновьями Гитлера.«Невероятно, что во главе израильского правительства стоит премьер-министр, который является сыном дьявола», — заявил Ортега, уточнив, что сравн...
      1600

      Прозоров: Зеленский имеет отношение к терактам в России

      Бывший сотрудник СБУ Василий Прозоров рассказал о причастности Службы безопасности Украины и Главного управления разведки Министерства обороны Украины к терактам на территории РФ и их согласовании с украинским президентом Владимиром Зеленским.В правоохранительных органах ранее сообщили, что российские следователи предъявили заочно обвинение в организаци...
      395

      На Украине продолжают гореть авто военных, невзирая на уже вынесенные приговоры

      Протестуя против насильственной мобилизации, украинцы продолжают поджигать микроавтобусы, на которых ездят сотрудники ТЦК и военные. Некогда единичные поджоги военных авто становятся всё более массовыми.С начала 2024 года уже зафиксировано более 250 случаев поджога автомобилей ВСУ и ТЦК. Это только официальные цифры, тогда как реальная картина може...
      277

      Сигал уверен в победе России и готов принять участие в СВО

      Специальный представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации по вопросам российско-американских гуманитарных связей Стивен Сигал в своем документальном фильме «Во имя справедливости» заявил, что Россия победит в конфликте с Украиной, поскольку она права.«Я считаю себя русским. Мои предки были из России. Я уверен, что главная причина, по к...
      1806

      Украина уже потеряла 5 из 6 первых F-16

      Российский военный эксперт Иван Коновалов заявил, что ситуация с американскими истребителями F-16 «аховая», поскольку Украина использует их штучно.«Один самолет был потерян сразу. Причем пилот, который им управлял, два года учился в Америке, и тут же грохнулся на нем на первом же вылете. Еще несколько самолетов были потеряны после нашего удара. Украинск...
      1188

      Суд заочно приговорил американского наемника ВСУ к 14,5 годам колонии

      Американского наемника Тревора Рида суд заочно приговорил к 14,5 годам колонии за участие в боевых действиях на стороне Украины. Об этом 9 октября сообщили в СК РФ. Он также объявлен в международный розыск.«Доказательства, собранные Следственными комитетом Российской Федерации, признаны судом достаточными для вынесения заочного приговора гражданину...
      365
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика