7 причин почему Мосфильм круче Голливуда

13 6568

Недавно пересматривал "Марью-Искусницу" 1959 года выпуска. Отличное детское кино. Не болеть за отставного солдата и разыскивающего маму пацана невозможно. Даже в мыслях не было болеть за Водокрута (кстати, Хагрид из "Гарри Поттера" с него списан визуально), или за Ягупопа из "Королевства Кривых Зеркал". И это несмотря на то что они куда интереснее и человечнее одномерных злодеев западной культуры в духе "ха-ха-ха, я уничтожу мир!"

Всё-таки те кто говорят о превосходстве западной культуры - сильно лукавят. Западная коммерческая культура "превосходит" советскую как сочный гамбургер "превосходит" курицу с рисом. Голливуд, Дисней - это как конфеты. Если дать выбор, дети будут жрать конфеты, а не кашу, но в результате вырастут гнилозубыми жирдяями, и потом всё равно переключатся на кашу как поумнеют.

Мультики типа "Ивашки из Дворца Пионеров"можно пересматривать вечно, а черепашки-ниндзя надоедают после первого же просмотра, как только вау-эффект от первого впечатления оседает. Да, дизайн и общее качество у коммерческой культуры выше, но начинка пустая - ни уму, ни сердцу. И как будет показано ниже, одно другому не мешает, и в принципе возможно создавать здоровую культуру хорошего качества.

Вот семь основных аргументов в пользу советской культуры:

1. Нет героев. Одна из самых противных черт западной культуры - архетип (супер)героя. Эдакий совершенный идеальный сверхчеловек, который выше всех остальных и всех спасает. По факту это тупой напыщенный павлин, против которого хочется болеть из принципа. А вот западные злодеи обычно более противоречивы и человечны, поэтому за них хочется болеть. В советской культуре такого нет. СССР ненавидел саму идею сверхчеловека, и восхвалял обычных людей - как в плане персонажей, так и в плане целевой аудитории. Быть старым, бедным, некрасивым, обычным - нормально. Важно не кто ты есть, а какой выбор ты делаешь. За таких обычных людей болеть очень просто и приятно, они не вызывают рефлекторного отторжения.

2. Нерды. Ещё одна омерзительная черта западной культуры - восхваление тупых мышц. Впереди всегда "крутой ковбой" - тупой как пробка, но способный набить морду всем окружающим и перестрелять всех из бластера. Интеллектуал у него на побегушках - помогает по сюжету, и смешит аудиторию своей нелепостью. Учёный на звездолёте прислуживает капитану, а в капитаны набирают алкашей-ковбоев из ближайшей пивной. В советских фильмах и мультиках всё с точностью наоборот. Самый умный всегда за главного, и побеждает врагов силой человеческого разума. Вспомним Виктора Середуиз "Москва - Кассиопея" - очкарик-школьник разработал проект звездолёта, и сам же стал его капитаном. В западной культуре он бы прислуживал какому-то амбалу с бутылкой виски и кольтом. В советской фантастике грязного ковбоя бы не пустили к звездолёту на пушечный выстрел. В общем, советская культура пропагандировала нердов (очкариков, ботанов, задротов). Но не гиков - выделяться из общества было не принято. Западная культура делает всё наоборот - в тех редких случаях, если ей нужно показать нерда позитивным героем, она маскирует его под гика, как в фильме "Хакеры" (что, конечно, неплохо, но нечестно). Причина обилия ботанов в советских фильмах и мультиках понятна - в СССР был официальный атеизм, но не в плане "танцев в церкви", а в плане "наука рулит". Герои-очкарики одновременно пропагандировали советскую идеологию (торжество разума над суевериями) и завлекали молодёжь в научно-технические институты (что полезно для оборонки и космоса).

3. Позитивный феминизм. Советская культура, будучи левой по сути, была очень феминистичной, пожалуй даже излишне. Но не в западном смысле слова. СССР пропагандировал образ женщины-матери и женщины-гражданина, а не девушки-бунтарки. То есть идеалом советской женщины была Эллен Рипли, а не Пусси Райот. Женские персонажи реалистичны, человечны, компетентны, симпатичны зрителю и как правило характеризуются не гендером, а профессией (учитель, инженер, снайпер, врач, пилот звездолёта и т.д.). Вместо борьбы с мужскими ценностями СССР продвигал эти ценности как универсальные. Отсюда и обвинения в адрес СССР: от женщин - что коммунисты их "припахали", "погнали к станку", и от мужчин - что они "развели феминизм и бабократию". Но в конечном итоге надо понимать, что единственный способ победить негативный феминизм - предложить позитивный феминизм. "Не можешь победить - возглавь". В этом плане советский феминизм - хорошая альтернатива вечной "войне полов".

4. Наличие идеи. Вся советская культура - это пропаганда. "Искусство ради искусства" и тем более "искусство ради бабла" считалось буржуазным пережитком. В результате вместо случайного набора событий, который должен развлечь зрителя взрывами пока не истечёт хронометраж, мы имеем попытку развернуть некий мессидж, идею. Истории были притчами, или размышлениями о неких идеях. Сюжет развивался по внутренней логике этих идей, а не по авторской прихоти. Даже если идея была простой ("космос - это круто", "надо быть честным и добрым" и т.д.), всё равно это делало сюжет и персонажей куда более близкими, потому что вместо набора бессмысленных случайностей мы имели чёткую и понятную внутреннюю логику. Хороший пример - советский и диснеевский мультики про Маугли: в советском рассказывается как мальчик становится мужчиной, а в диснеевском - просто набор рандомных бессмысленных событий без какой-либо внутренней логики и итога. Даже самые лучшие продукты западной культуры типа "Нейроманта" (Гибсон) и "Пламени над Бездной" (Виндж) меня шокировали этим отсутствием логической завершённости: "эй, ребята, книжка вроде отпад, но про что вы вообще, что вы хотели мне сказать?"

5. Идеализм. Советская культура лидирует по чернушным депрессивным фильмам и мультикам, но они не были циничными. Советские версии западных дистопий как правило были мрачнее, и делали негативную концовку даже если в оригинале был хэппи-энд. Но это было просто обратной логикой утопизма. Дистопии были "анти-утопиями", "романами-предупреждениями". Они толкали утопический мессидж по логике "от противного". В них не было попыток деморализовать или развлечь чернухой, только предупредить и предостеречь. Иногда они подавались в одном пакете с утопиями, как в случае романа Ивана Ефремова "Час Быка". Мол, есть правильный путь, а есть неправильный, и надо выбирать правильный. Советская доктрина утверждала, что люди в сущности - хорошие и добрые, и что в конце концов превзойдут животное начало, построят царство разума и восторжествуют над всем, что вселенная против них выставит. Ум, храбрость, честность, сострадание, дружба, альтруизм и прочие позитивные качества - абсолютные ценности, они не обсуждаются.

6. Антисистемность. Советский идеализм по форме похож на постылое западное супергеройство, но по направлению действия радикально от него отличается. Западные супергерои - это напыщенные привилегированные павлины, которые сидя наверху поучают тех кто стоит ниже их "правильному пути". А советская культура - как раз о тех простых людях, которые внизу, и которым надоело терпеть произвол верхов. Будучи революционным государством, СССР пропагандировал революционные ценности. Классический советский герой - повстанец: он идёт в волшебное царство, вымышленную страну, иную планету - и делает там революцию против статус-кво. То есть по западным меркам он не герой, а злодей. Это делает его симпатичным по тем же причинам, по которым западные злодеи симпатичны.

7. Космизм. СССР активно пропагандировал космизм, причём весьма специфический вариант оного - гипер-оптимистичный, ультра-позитивистский. Официальная советская доктрина: ни одна раса не превзойдёт человека, человек (в его будущей улучшенной форме) всегда будет наверху вселенной, выше "богов", инопланетян и машин. Западный подход к теме (восстание машин, злобные пришельцы и т.д.) считался формой анти-интеллектуализма ("наука - это плохо") и пораженчества ("люди проиграют"), то есть "буржуазным декадансом". Это ограничивало художественную фантазию (например, форсилась гуманоидная форма пришельцев в качестве "высшего типа", а космоопера считалась нереалистичным и дегенеративным дрочем на феодализм), но в этом не было биоконсерватизма - люди будущего обладали почти обязательными трансчеловеческими апгрейдами типа суперсилы, телепатии, телекинеза, регенерации, сверхдлинного срока жизни и т.д. В западной фантастике стоит негласный запретна апгрейды на уровне всей человеческой расы, а в СССР наоборот чуть ли не обязательным было показать насколько люди будущего будут более совершенны людей современных. Конечно, СССР продвигал очень самонадеянную форму космизма, в духе "наша раса победит", и советский культ гуманоидного тела в наши дни выглядит несерьёзно, но под ним спрятана глубокая и правильная мысль - программирование людей на победу. Отдельно хочу заметить про западный трансгуманизм: он как правило прямо противоположен по духу, и возвышает "избранных" - главного героя, супергероев/суперзлодеев, "людей икс" и т.д. Попытки дать суперспособности всей человеческой расе сразу - то, чем обычно занимаются суперзлодеи в западной культуре.

Вот как-то так.

Отдельно замечу, что те продукты западной культуры, которые соответствовали этим принципам, в СССР активно пропагандировались. Например, в СССР по ТВ крутили "WarGames": простой нерд из народа против военной паранойи и ужаса ядерной войны.

Также в СССР по ТВ крутили офигенный мультсериал "Captain Planet", где сам "капитан Планета" был чисто для финального шоу (развлекаловка для эффектного триумфа, чтобы зрители не заскучали), а сам мультик был про детей из разных стран, которые борятся с корпоративной жадностью и экологическим загрязнением. Тут нет западного супергеройства, когда в жизни человек - один, а надев волшебное кольцо превращается в свою противоположность. Здесь дети что с кольцами, что без колец, что с нерабочими кольцами (они отключаются при вызове "капитана Планета") - всё равно "планетчики", т.е. активисты левого движения. При этом мульт пропагандировал идею, что не только герои мультика, но и зрители - тоже "планетчики", и что любой мальчуган мог "встать в строй" и "помочь общему делу", пусть даже такой ерундой как бросание мусора исключительно в урну.

Суммируя, могу сказать вот что.

При всех минусах советской плановой экономики и советского унылого быта, советская культура абсолютно превосходит и западную (монетизация вырождения), и протестно-антисистемную (пропитанный низким серотонином визг крысы, которой прищемили хвост). СССР - это культура здорового общества. При этом она абсолютно совместима с правыми ценностями, т.к. за всеми этими "шмайсерами и газенвагенами" прячется тоска по белой утопии, которой СССР, конечно, не был, но которой очень хотел быть. Конечно, если ты уже живёшь в этой утопии, то тебя наоборот тянет на хардкор, но СССР как раз и показывает, что позитивные ценности могут быть революционными, направленными на изменение мира.

То есть правые - за СССР, потому что это белый социалистический империум.

Цветные - за СССР, потому что СССР - против ЗОГа, за простой народ.

Трансгуманисты - за СССР, потому что русский космизм и ретрофутуризм.

Даже либералы (настоящие, западные) - за СССР, т.к. считают его пусть и выродившимся, но левым обществом.

Единственные, кто против СССР - это те, кто конкретно против русских, и антикоммунизмом маскирует русофобию. Но зачем нам эта публика? Она против русских в любой форме.

При этом СССР уже не вернётся, и вся критика против СССР бессмысленна, т.к. никто не собирается СССР возвращать, СССР - это просто маркер вкусовых предпочтений. Спор ведь идёт не о социализме и плановой экономике, а о стиле, культуре и ценностях.


Сейчас, когда человечество гниёт в утробе ЗОГа, есть два подхода: либо абсолютный цинизм и ненависть, либо абсолютный оптимизм и любовь. Но это две стороны одной медали. И нам надо освоить обе этих стороны. Как у ЮДП были и сияющее будущее "Звёздной Мести", и кровавый тупик "Бойни".

http://yarik-loveclub.livejour...

Жирной жизни бюргеров пришёл конец, -ец, -ец, -ец!

Здравствуйте, мои дорогие читатели.Когда же немцы поймут, что их санкции убивают не только собственную промышленность, но и всё, что было создано за последние десятилетия? Они уже насто...

Расходы на оборону в России и СССР, россияне не страдают от войны и ядерный удар по Лондону

1. Капиталистическая Россия тратит деньги на войну, вместо того чтобы тратить их на образование и здравоохранение, жалуются левые публицисты. Не менее часто они пишут что капитализм хорош в спокой...

Обсудить
  • Когда-то с канадскими коллегами смотрели вполглаза фильм Илья Муромец 1956 года,который был фоном на телевизоре в кафетерии. Там есть кадры когда на холмы у стольного града Киева выходит орда злых тугар-кочевников. Просто все холмы усыпаны людьми и они все идут что-то делают,перемещаются и кишат.Причем в этой орде каждый воин что -то делал (махал саблей,натягивал лук вел коней и т.п.)... Канадцы смотря на это замечают с удивлением: "ничего себе какие компьютерные технологии- снять такой количество воинов так зачетно" и интересуются как достигли этого? Возражение русских коллег,что "фильм древний и никаких компьютеров тогда не было",канадцами не принимаются.Разговор о том что это солдатская массовка вызывает у них смех,мол нельзя столько солдат перемещать на киносъемку- налогоплательщики не поймут: это орда смонтирована компьютерами и точка. ...смотрим фильмам до конца и видим в титрах строчку,которая вызывает неподдельную гордость за страну и глубокое удовлетворение отвисшими челюстями канадцев.Строчка простая: "съемочная группа благодарит войска Киевского и Прикарпатского военных округов за помощь оказанную в съемках.".
  • Нет, они не против русских, просто не понимают коллективный менталитет, стремление к идеалу и милосердие к убогим. Западный взгляд другой там ценят силу и личную свободу. В нашей сказке - пир на весь Мир, а у них жили долго и умерли в один день. Они не злые и не добрые - просто Мир оценивается по-другому. Причём и в нашем обществе тоже есть взгляд единоличников и в их обществе есть широкий взгляд коллективистов, только намного меньше.
  • Как правило, русские чувствуют интуитивно убогость и античеловечность западной культуры вообще, но сказать, что именно их не устраивает, выразить самое главное, общее, им очень трудно. Это были не просто герои советских фильмов, это были персонажи русской культуры вообще, и сценаристы, и режиссеры, и актеры интуитивно чувствовали, на что отечественный зритель срезонирует. Образу "героя нашего времени" в лучшие времена СССР уделяли первостепенное значение, создавая новейшую мифологию (мифологию в хорошем смысле) на фундаменте древнерусской культуры - сказок, песен, пословиц, поговорок и т.д.
  • автору спасибо
  • Я в детстве не пропускал ни одного детского фильма по ТВ (благо каналов было только два), но ни фильма "WarGames" ни мультсериала "Captain Planet" не видел ни разу. Может быть подскажете как они у нас назывались? Или в каком году шли? Могу точно сказать, что с 1976 по 1985 таких фильмов по советскому ТВ не показывали.