Они сражались за Родину

177 17417

Великую Отечественную войну не зря назвали Священной. Потому что и агрессор, и советское руководство понимали, что на кону стоит вопрос жизни и смерти русского народа. А русский народ всегда, даже в самые безбожные годы, знал, что его сила - только в Божественной правде.

Гитлер, готовя своё коварное нападение, рассчитывал, что репрессии, которым два десятилетия подвергалась Русская православная церковь и православные верующие в СССР, отвратят их от власти и сделают союзниками захватчиков.

Этот расчет провалился полностью, причем, провалился в самый первый день войны: 22 июня 1941 года,  в День Всех Святых, в Земле Российской просиявших, через два часа после выступления по радио наркома иностранных дел Молотова о нападении Германии на Советский Союз и за две недели до обращения Сталина к советскому народу, митрополит Сергий, местоблюститель Патриаршего престола, призвал верующих, собравшихся в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, весь народ дать отпор агрессору. 

В тот же день он стал рассылать собственноручно распечатанное на пишущей машинке Послание "Пастырям и пасомым Христианской Православной Церкви" по всем приходам Русской Православной Церкви. В нем было сказано: 

«Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Вспомним святых вождей русского народа Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов... 

Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг... Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больше сеялюбве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя...» (Ин. 14, 13).

Нам, пастырям Церкви, в то время, когда Отечество призывает всех на подвиги, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если сверх того молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями на счет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена Родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. 

Положим же души свои вместе с нашей паствой... Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».

Как видим, предельно ясно и четко сразу же, в первый день войны, были расставлены все точки над "i": 

- православная церковь небесным благословением благословляет предстоящий всенародный подвиг;

- когда Отечество призывает всех на подвиги, пастыри Церкви должны малодушного  ободрить, огорченного утешить, колеблющемуся напомнить о долге и о воле Божией;

- а если кто соблазнится лукавыми соображениями на счет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена Родине и своему пастырскому долгу.

И главное:  "Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».

Это послание было разослано по всем приходам и зачитано всем верующим. Самолетами оно доставлялась партизанам, и распространялось в тылу врага, невзирая на  угрозу смерти за такое распространение.

И власть услышала голос Церкви: 3 июля 1941 года, обращаясь к советскому народу, Сталин сказал: "Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!"

Необходимо, ... чтобы наши люди не знали страха в борьбе и самоотверженно шли на нашу Отечественную освободительную войну против фашистских поработителей.

Так власть и Церковь начали совместную борьбу с фашизмом. Отечественную войну за Родину. И голос Церкви играл важную мобилизующую роль в этой борьбе.

Митрополит Николай (Ярушевич) благословляет бойцов

Всего за годы войны Патриарший Местоблюститель обращался к верующим с патриотическими посланиями 24 раза, откликаясь на все основные события в военной жизни страны.

Так,  в послании от 24 ноября 1941 года, митрополит Сергий давал справедливую оценку заигрываниям фашистов с Церковью.

Он утверждал: «Гитлеровский молох продолжает вещать миру, будто бы он поднял меч за «защиту религии» и «спасение» якобы поруганной веры. Но всему миру ведомо, что это исчадие ада старается лживой личиной благочестия только прикрыть свои злодеяния. Во всех порабощенных им странах он творит гнусные надругательства над свободой совести, издевается над святынями, бомбами разрушает храмы Божии, бросает в тюрьмы и казнит христианских пастырей, гноит в тюрьмах верующих, восставших против его безумной гордыни, против его замыслов утвердить его сатанинскую власть над всей землей…»

Летом 1942 г. через партизанские подпольные группы почти всему духовенству на оккупированных территориях было передано послание патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия «К верным чадам Русской Православной Церкви»

Это послание зачитывалось в храмах на оккупированной территории.

Протоиерей Алексий Вышгородский в тылу врага читает прихожанам послание митрополита Ленинградского Алексия, обращенное к жителям оккупированных территорий, с призывом бороться с врагом. Калининская область. 1943 г.

Свои послания направляли и православные иерархи, которые оказались на оккупированных территориях:

Обращение митрополита Киевского и Галицкого Николая к жителям временно оккупированных территорий.

По многовековой традиции русский народ самые тяжкие испытания встречал крестными ходами, а тревоги и радости - колокольными звонами. Эти запретные до войны традиции снова были возрождены.

Жители города Дмитровск-Орловский встречают воинов Красной Армии после битвы на Курской дуге. 12.08.1943. Фотограф Семен Альперин

В честь побед Красной Армии служились благодарственные молебны, Военачальники возили с собой иконы, не опасаясь обвинений в контрреволюционной деятельности.

Высокая оценка была дана священству за его роль в обороне Москвы и в защите блокадного Ленинграда.

Церковные иерархи и настоятели московских церквей, награжденные медалью «За оборону Москвы»

Священнослужителинагражденные медалями «За оборону Ленинграда».

Будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) в августе 1941 года был призван в армию в Узбекистане, где отбывал ссылку. В составе 702-го стрелкового полка воевал на Южном и Степном фронтах. Командовал ротой, дослужился до майора. Все знали, что он бывший поп. В 1943 году полк попал в окружение, и солдаты просили, мол, «помолись за нас, батюшка». Сергей Извеков достал маленькую иконку Божьей Матери, помолился и предложил штабистам направление прорыва. Полк спасся.

По всей стране, даже в оккупации, православные верующие и священнослужители собирали денежные средства на борьбу с врагом.

7 февраля 1944 г. армии была передана армии танковая колонна «Дмитрий Донской», построенная на деньги, собранные Церковью еще с начала 1943 г. Акт передачи состоялся у деревни Горелки, что в 5 км северо-западнее Тулы, по месту расположения комплектующих военных лагерей. Колонна состояла из 40 танков Т-34-80.

На денежные средства Русской Православной Церкви была создана воздушная эскадрилья имени Александра Невского. 

И великие русские святые громили чужеземных захватчиков.

А всего за войну на нужды фронта Церковь собрала 200 миллионов рублей. Сумма по тем временам — колоссальная.

Особая страница русской церковной истории военной поры — помощь партизанскому движению. 

В январе 1942 г . в одном из своих посланий к пастве, оставшейся на оккупированных территориях, Патриарший местоблюститель призывал людей оказывать всяческую поддержку подпольной борьбе с врагом:

«Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и одобрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизанам, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к нашему собственному освобождению из фашистского плена».

Православный священник выступает перед бойцами партизанского соединения. Ленинградская область

Командир 5-й Ленинградской партизанской бригады К.Д. Карицкий прикрепляет медаль «Партизану Отечественной войны II степени» священнику церкви псковского села Хохловы Горки Порховского района Федору Пузанову

Священник Федор Пузанов

Участник двух мировых войн, награжденный тремя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью “Партизану Отечественной войны” 2-й степени.

Принял священный сан в 1926 году. В 1929 был посажен в тюрьму, затем служил в сельском храме. Во время войны собрал в селах Заполье и Бородичи 500 000 рублей и передал их через партизан в Ленинград на создание танковой колонны Красной Армии.

“Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много мною выполнено заданий, – писал священник в 1944 году архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию. – Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я получил государственную награду 2-й степени “Партизан Отечественной войны”.

С 1948 года и до смерти настоятель Успенского храма в селе Молочкове Солецкого района Новгородской области. В январе 1944 года спас от насильственной эвакуации свой приход.

Настоятель церкви с. Видони Псковской епархии священник Мефодий Белов, позднее убитый оккупантами за помощь партизанам, провожает свою дочь Руфину – партизанскую разведчицу. 1943 г.

За содействие партизанскому движению, к примеру, только в Полесской епархии было расстреляно фашистами до 55 % священнослужителей. 

Примеров героического сопротивления православных священников немецко-фашистской оккупации великое множество. Вот только малая часть из них: 

Главным человеком между подпольщиками и партизанами был настоятель Свято-Успенской церкви Ивановского района Брестской области Василий Копычко. Кроме того, священник оказывал помощь раненым, рассказывал крестьянам о реальном положении на фронте, а народным мстителям в лес передавал собранные в деревнях оружие, одежду и обувь.

Многократно переписав от руки послание митрополита Сергия «К верным чадам Русской Православной Церкви», он распространял его среди верующих.

Почти все жители окрестных деревень приходили на службу. Отважный пастырь рассказывал верующим о положении на фронтах, призывал противостоять захватчикам, размножал и передавал сводки Совинформбюро, партизанские листовки, которые были адресованы к солдатам Русской освободительной армии и полиции. Отец Василий собирал продукты для раненых партизан, присылал им оружие.

В конце 1943 г. гестапо узнало о его активной связи с партизанами. Карательный отряд особого назначения получил приказ о публичной казни отца Василия и его семьи. Благодаря подпольщикам об этом узнали в штабе партизанской Пинской бригады. В ту же ночь отец Василий был перевезен в партизанскую зону, а на рассвете к его дому прибыли каратели и подожгли храм и церковно-приходской дом.

За заслуги перед Родиной протоиерей Василий Копычко был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «Партизану Великой Отечественной войны» I степени, «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За победу над Германией» и другими.

В Пинском партизанском соединении служил протоиерей Александр Федорович Романушко, настоятель Мало-Плотницкой церкви Пинского района, ныне Брестской области. 

В оставленных некоторыми священниками храмах и местностях, где церкви были сожжены, отец Александр совершал отпевания расстрелянных, заживо сожженных, а также павших на поле боя партизан. И неизменно во время богослужения или при исполнении треб призывал верующих помогать партизанам и защищать родную землю от фашистов.

Когда летом 1943 г. к командиру партизанского соединения генерал-майору В.З. Коржу обратились родственники убитого полицая с просьбой «командировать» на похороны партизанского священника, он предоставил отцу Александру право самому принять или отклонить приглашение. 

Отец Александр согласился. Взял облачение, кадило и в сопровождении двух автоматчиков выехал в деревню. Но на кладбище вместо «вечной памяти» произнес «анафему». Всех присутствующих на похоронах, в том числе и полицаев, он призвал к защите Родины. 

В зону базирования группа отца Александра возвратилась с похорон, увеличенная во много раз. Среди нового партизанского пополнения были полицаи, но теперь уже бывшие. Всем участникам этих «похорон» Герой Советского Союза генерал-майор В.З. Корж объявил благодарность. Через некоторое время перед строем партизан отец Александр Романушко был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.

Дом настоятеля церкви села Сварцевичи, ныне Дубровицкого района Ровенской области, протоиерея Ивана Ивановича Рожановича, которому к началу войны было около 70 лет, стал местом встреч подпольщиков с партизанскими разведчиками. Отец Иоанн был добрым и ценным помощником партизан, выполнял сложные задания и поручения, был принят в члены антифашистского комитета.

С личным участием отца Иоанна предпринимались рискованные шаги «челночной дипломатии» между бургомистром г. Высоцка Тхоржевским, комендантом полиции полковником Фоминым и партизанским командованием. И эта смертельно опасная игра принесла свои плоды: были освобождены пятнадцать партизанских заложников села Велюни, на сторону партизан перешли вооруженный отряд казаков из войск РОА г. Высоцка и части полицейского гарнизона во главе с полковником Фоминым.

В январе 1943 г., в период наступления одной из карательных экспедиций, когда весь партизанский край был уже объят пламенем, возникла реальная угроза полного уничтожения и села Сварцевичи. В партизанском штабе обсуждались разные варианты предстоящего боя. Но все же решено было пойти на военную хитрость: послать на встречу с карателями церковную делегацию с «жалобой» на партизан и просьбой о «защите», благо отец Иоанн в этом деле опыт имел. Цель делегации — убедить фашистов, что в Сварцевичах собраны крупные силы партизан, вооруженных автоматами, пулеметами и орудиями, а дороги вокруг заминированы.

Во время разговора с эсэсовским полковником отец Иоанн так сумел убедить его в силе партизан, что офицер приказал своему отряду отступать.

Перед войной священник Федор Иванович Дмитрюк (впоследствии — архиепископ Горьковский и Арзамасский Флавиан) служил в Александро-Невском соборе г. Пружаны Брестской области. В период оккупации отец Федор и вся его семья участвовали в работе патриотического подполья г. Пружаны и имели прямую связь с белорусскими партизанами, действующими в данной местности. После разгрома фашистами пружанского подполья большая часть его участников погибли в застенках гестапо. Отец Федор спасся чудом, но его жена, старшая дочь, зять и другие ближайшие родственники были расстреляны, а младшая дочь тяжело ранена.

Настоятель Кошевичской церкви Копаткевичского района Белоруссии священник Григорий Чаус вместе с верующими проводил большую работу по сбору денег и ценностей на строительство танков и самолетов для Красной армии. Эти деньги передавались через партизан в Москву. Для партизанского госпиталя отец Григорий каждое воскресенье собирал продукты питания и полотно для перевязок.

Настоятель церкви в Старом Селе, ныне Ракитовского района Ровенской области, Николай Иванович Пыжевич вместе с семьей с первых дней войны помогал партизанам, в домах верных ему людей распределял тяжелораненых, которых впоследствии лечили всем миром. Занимался он и распространением листовок среди населения. В сентябре 1943 г. отряд карателей заживо сжег в собственном доме отца Николая и его семью. Через некоторое время за помощь партизанам было полностью уничтожено и Старое Село, а 500 его жителей заживо сгорели в церкви.

Протоиерей Косма Петрович Раина был благочинным Пинского западного округа, настоятелем церкви в деревне Хойно Брестской области. Во время оккупации богослужение в храме совершалось отцом Космой, как и в мирное время. И каждый раз он молился «О Великом Господине нашем патриаршем местоблюстителе блаженнейшем Сергии, митрополите Московском и Коломенском...», «О стране нашей, властех и воинстве ея...», а это было далеко не безопасно. 

Когда в 1943 г. местность, где проходило пастырское служение К.П. Раины, стала зоной партизанского влияния, он призывал население помогать народным мстителям. В пасхальную ночь 1943 г. впервые при огромном стечении народа в присутствии партизан было прочитано обращение митрополита Киевского и Галицкого Николая к населению временно оккупированных местностей. Перед освящением куличей, которое в Белоруссии происходит после пасхального богослужения вокруг храма, отец Косма объявил сбор пасхальных подарков для раненых, детей и партизан.

Партизаны передавали отцу Косме свежие газеты, листовки, изданные Московской Патриархией. В характеристике, выданной ему 15 ноября 1944 г. командиром партизанского отряда им. Кирова Неделиным, говорилось, что «священник Раина Кузьма Петрович … оказывал всенародную помощь партизанам, действовавшим в тылу врага … доставляя в партизанские отряды разведданные, призывал население об оказании содействия народным мстителям … проявил себя как подлинный патриот нашей Великой Родины». За свою патриотическую деятельность он был награжден медалями «Партизану Отечественной войны» I степени и «За победу над Германией».

Свое пастырское служение благочинный протоиерей Вячеслав Новроцкий исполнял в райцентре Морочно Ровенской области. В период немецкой оккупации он не оставлял канонического общения с Московской Патриархией, помогал партизанскому движению. Когда в начале 1943 г. был разгромлен немецко-фашистский гарнизон и освобожден г. Морочно, отец Вячеслав встретил партизан пасхальным перезвоном. 

В честь освобождения состоялся торжественный митинг, и на трибуне рядом с генералами и командирами партизанских отрядов стояли благочинный отец Вячеслав и партизанский связной настоятель Муравинской церкви отец Михаил Гребенко. В предоставленном ему слове отец Вячеслав от имени духовенства Русской православной церкви обратился со словами благодарности к партизанам, заверив, что «мы, верующие люди, будем всегда помогать и молиться за павших ваших товарищей и за вас».

Священник села Гута-Степанская Ровенской области отец Мариан возглавил отряд самообороны, согласовав все организационные вопросы с партизанским командованием из соединения В.А.Бегмы. Для этого он встретился с католическим ксендзом отцом Штефаном и убедил его объединить усилия для борьбы с оккупантами. Священнослужители нашли общий язык и создали общий отряд из тридцати человек, который до полного освобождения успешно защищал свои семьи и дома от националистов, полицаев и прочих банд.

Священник Жуковской церкви Невельского района И.Я.Щемелев призывал молодежь в партизанские отряды: «Если Вас будут брать немцы на работы или армию, то уходите к партизанам, а к немцам не ходите».

Протоиерей Николай Петрович Гордеев, будучи клириком Пинской епархии, активно помогал партизанам в борьбе с оккупантами. 

Протоиерей Владимир Михайлович Томашевич «в годы Великой Отечественной войны вдохновлял паству на труд и подвиг во имя скорой нашей Победы над ненавистными захватчиками, собирал ценные сведения о вражеских войсках и передавал их в штаб партизанского отряда».

Настоятель церкви во имя Покрова Богоматери в селе Хоростово Старобинского района Минской области священник Иоанн Семенович Лойко принародно благословил трех своих сыновей идти в партизаны. В феврале 1943 г. Хоростово было окружено карательными отрядами фашистов. Штабом партизанского командования было принято решение без боя оставить этот край и с большей частью населения выйти из окружения, но отец Иоанн остался с теми, кто не имел возможности отступать, чтобы помогать больным, калекам, беспомощным старикам. 

Он был сожжен фашистами 15 февраля 1943 г.  вместе с 300 прихожанами в храме, где совершал Божественную литургию. Из объятой пламенем церкви каратели слышали всенародное пение молитв.

Прихожанин этой же церкви Иван Цуб на требование фашистского офицера показать, куда ушли партизаны, завел карателей в трясину непроходимого болота. Из них спасся только один переводчик, полуживым попавший в руки народных мстителей. Он и поведал о подвиге Ивана Цуба. Тело героя было погребено по православному чину с воинскими почестями рядом с церковью, прихожанином которой он был всю жизнь.

5 июня 1943 г. немцы сожгли населенный пункт Хомск (250 человек мирного населения) вместе с церковью и священником Иосифом Серафимовичем с семьей.

За связи с партизанским движением десятки священнослужителей были расстреляны или сожжены фашистами, среди них священники Николай Иванович Пыжевич, Александр Новик, Павел Щерба, Павел Сосновский, Назоревский и многие другие.

Псково-Печерский монастырь тайно оказывал помощь советским военнопленным. Хотя наместник Псково-Печерского монастыря игумен Павел участвовал в подготовке антисоветских документов, подписывал официальные приветствия фашистским властям, он в это же время поддерживал тайную связь с партизанами. 

Через жительницу Пскова, горячую ревнительницу монастыря А.И. Рубцову, игумен переправлял им целые возы продовольствия. Рубцова была арестована гестапо в 1943 г. и расстреляна. На допросах она держалась с удивительной стойкостью и не выдала наместника. 

Согласно другим свидетельствам (жителей Печор), игумен Павел прятал в помещении монастыря рацию, по которой передавались через линию фронта сведения о фашистах, собранные иеромонахами в приходах. 24 августа 1941 г. игумен Павел получил благодарственную записку: «Больные, раненые военнопленные и персонал госпиталя лагерного пункта 134 в городе Пскове выносят глубокую благодарность за присланные продукты — муку, хлеб, яйца и другие пожертвования».

Настоятель Видонской церкви в Уторгошском районе (Псковская область) отец Мефодий (Белов) сумел на оккупированной территории собрать пожертвования в фонд обороны страны. Денежные средства и ценности самолетом переправили в Москву. Кроме того, отец Мефодий занимался разведкой: добывал необходимые партизанам сведения. Фашисты выследили священника на станции Дно во время очередного наблюдения за передвижением немецких войск и замучили в гестапо.

В Черкасской области за поимку священника Г. Писаренко 16 ноября 1942 г. гебитскомиссаром было объявлено вознаграждение в 10 тыс. марок, но предателей не нашлось. 

Во время оккупации Ростова-на-Дону фашистскими войсками священник Владимирской церкви Димитрий Иванович Романовский спас от верной смерти арестованных немецким командованием жену ответственного работника Н.К. Подгорную и члена ВКП(б) лейтенанта Б.М. Иванова. Отец Димитрий, рискуя жизнью, спас от смерти еврейку М.Б. Курляндину, а также воспрепятствовал эвакуации в Германию многих комсомольцев города.

Священник Ф. Петрановский организовал в Одессе подпольную группу. Он регулярно принимал сводки Совинформбюро по радиоприемнику, расположенному в подвале дома. Полученные сведения передавались верующим в устной форме, а самые важные из них записывали и распространяли разными путями. Отец Ф. Петрановский в своем храме и на дому крестил более 100 еврейских детей, выдав им документы о крещении. Спасал батюшка от смерти и взрослых. В мае 1942 г. бесстрашный священник был посажен на полгода в тюрьму по обвинению в большевизме. . Однако и там он получал сводки Совинформбюро от своих товарищей по подпольной группе и использовал их в беседах с заключенными. Страдающим от истощения заключенным, в том числе и партизанам, отец Ф. Петрановский оказывал помощь продуктами питания.

Одесский протоиерей Василий Брага, сотрудничая с советской внешней разведкой, передал много ценных сведений. В своих проповедях он призывал молиться за Родину, победу. Партизанам батюшка помогал продуктами, материально. За это он был награжден медалью «Партизану Отечественной войны».

Протоиерей Благовещенской церкви г. Симферополя Иоанн Крашановский, бывший старший морской священник,  пользовался горячей любовью и глубоким уважением верующих. Когда Красная армия выдворила немецких захватчиков из пределов Крыма, протоиерей Иоанн с разрешения генерала Ветрова созвал всех верующих г. Симферополя в полуразрушенный немцами собор, совершил благодарственный молебен и произнес замечательную речь, навсегда оставившую след в сердцах слушателей. За молебном о даровании победы присутствовали воинские части. 

Иоанн Крашановский получил благодарность командования за патриотическую деятельность и материальную помощь раненым бойцам.

В Симферополе проживал особенно уважаемый верующими заслуженный протоиерей Николай Швец, он зачитал в своем кладбищенском храме патриотическое воззвание митрополита Сергия (Страгородского). Воззвание это получил и распространил среди верующих диакон этого же храма отец Александр Бондаренко

Их патриотический подвиг поддерживал старец Викентий, бывший обновленческий епископ, давно мечтавший о молитвенном общении с Православной церковью. Все они попали в немилость к заведующему церковным подотделом А.Д. Семенову и были расстреляны гестапо. Протоиерея Николая Швеца обвиняли еще в том, что он крестил евреев.

Особую роль в расправах над православными священниками играли в годы войны бандеровцы и действовавшие с ними заодно "автокефалисты" и униаты.

По доносам националистов-раскольников было расстреляно множество православных священников. Так был вызван в управление гестапо киевский архимандрит Александр Вишняков, читавший на службах Послание митрополита Сергия о борьбе с фашизмом.

 Поскольку о. Александр свободно владел немецким языком, и в свое время подвергся репрессиям со стороны советской власти, его выпустили из управления, запретив читать Послание и потребовав совершать в храме молебен о здравии фюрера. Однако, не последовавший указаниям оккупантов, о. Александр был вскоре арестован по доносу Мстислава Скрипника, и, вместе с другими подобными священниками, направлен в Бабий Яр. 

Пока немцы расстреливали евреев и пленных, бандеровские полицаи, руками которых совершалось большинство казней, занимались священниками. Но архимандрита Александра расстреливать вместе со всеми не стали. Полицаи заставили священника полностью раздеться, сделали из выломанных деревьев крест, при помощи колючей проволоки распяли о. Александра на этом кресте, облили бензином, подожгли и сбросили в ров.

Полицаи не заметили, что архимандрит Александр, раздеваясь, положил в рот свой нательный крестик. Священник горел, не размыкая губ. Его молчание потрясло даже гестаповцев.

Многие священники были уничтожены ОУН-овцами самым жестоким образом — их сбрасывали вниз головой в колодец, подвергали изощренным пыткам. С 1941 по 1945 год немцами и бандеровцами были уничтожены сотни православных священников.

Во Ржеве перед отступлением немцы согнали всех оставшихся в живых горожан в Покровскую церковь, закрыли храм на засов и заминировали его, чтобы взорвать. Красная Армия, захватив город, освободила ожидавших смерти жителей. 

Один из них диакон Ф. Тихомиров рассказывал посетившему город митрополиту Николаю о том, что двое суток несчастные оставались без еды и питья, в нестерпимой жажде слизывали грязный снег, падавший в храм через разбитые стекла. Когда митрополит спросил у диакона, как они жили при немцах, тот ответил: «Сначала я вел счет побоям плеткой и каблуками, которым я подвергался за то, что не мог по старости выполнять назначаемой мне тяжелой работы, насчитал 30 избиений, а потом и счет потерял».

 Священника этого храма Андрея Попова немцы расстреляли 13 сентября 1942 года на глазах у диакона на паперти.

Патриотическая деятельность духовенства была даже отражена в кинофильме «Секретарь райкома», выпущенном в 1942 году, где священник помогает партизанам, и в конце фильма церковный набат призывает на защиту Отечества.

Протоиерей Николай Агафонов, автор книги «Ратные подвиги православного духовенства», собирая свидетельства по крупицам, утверждает, что «многие сотни отбывших срок священнослужителей в армии стали танкистами, артиллеристами, пехотинцами». 

Более сотни были награждены медалями и орденами. 40 священников удостоены медалей «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы». Более 50 были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Несколько десятков получили медали «Партизан Великой Отечественной войны». 

Русская православная церковь, её служители и прихожане внесли свой, немалый, вклад в нашу общую Победу. Поэтому во время Парада Победы 1945 года на Красной площади на гостевых трибунах Мавзолея стояли иерархи Русской Православной Церкви.

Исполнились слова патриарха Сергия: «Тьме не победить свет. Крест, а не свастика призван возглавить жизнь мира. Гитлер и его подручные имели наглость заявить, что Христос устарел, что пришло время Вотана, что теперь они наследуют землю, что христианство не годится для устроения мира. За эти наглые слова да поразит Господь Гитлера и его подручных». 

И поразил. В пасхальные дни 1945 года.

Вечная память защитникам Отечества!

Источники:

http://www.world-war.ru/pravoslavnaya-cerkov-na-okkupirovannyx-sovetskix-territoriyax/

http://voynablog.ru/2015/07/08/nemeckaya-okkupaciya-i-pravoslavnaya-cerkov/

http://stalinism.ru/stalin-i-tserkov/pravda-o-religii-v-rossii.html?start=15

https://www.pravmir.ru/cerkov-v-gody-vojny-sluzhenie-i-borba-na-okkupirovannyx-territoriyax/

https://foma.ru/natsistyi-za-tserkov-bez-rpts.html

https://foma.ru/3-glavnyih-mifa-o-tserkvi-v-godyi-voynyi.html

https://foma.ru/tserkov-v-godyi-velikoy-otechestvennoy-voynyi.html

https://www.proza.ru/2013/03/24/1892

https://sofya1444.livejournal.com/2823861.html

https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/palachi-i-pravedniki

https://topwar.ru/8094-cerkov-i-velikaya-otechestvennaya-voyna.html

http://www.patriarchia.ru/db/text/4485.html

https://iskander-bel.livejournal.com/968971.html

http://www.mepar.ru/library/vedomosti/49/738

http://www.sedmitza.ru/lib/text/440004/

ПРАВИЛА МОЕГО БЛОГА:

Не допускается брань, нецензурная брань, в том числе в завуалированной форме.

Не допускается хула и клевета на православную веру, на Бога и на святых, на Русскую православную церковь.

Реакция на пуск "Орешника"
  • pretty
  • Вчера 07:00
  • В топе

Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

Двести Хиросим

Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

Обсудить
  • Автор понимает, что все это прилюдная пощечина упоротым? Что в среде "типа коммунистов", что в среде "типа верующих"?
  • НЕЗАБУДЕМНЕПРОСТИМ..!!! :pray:
  • Спасибо, что поделились столь подробными сведениями о духовном и воинском подвиге нашего духовенства во время той страшной войны. Спасибо, что назвали поименно солдат Господа и России/СССР в смертельной борьбе с вселенским злом. Вечная память убиенным и замученным священникам и вечная слава победителям!
  • Поскольку сегодня передний край борьбы за православную веру Украина, то постарайтесь не допускать оборотов - "Московские попы" взбрыкнули и отказались переходить"(см.предидущую статью). Священники(равно как и прихожане) УПЦ не "брыкались", а стояли и стоят неколебимо за веру. Дай Бог и нам в час испытаний явить такую же стойкость. Так что, пожалуйста, - никогда так не пишите(и не думайте).
  • Ещё можно вспомнить. Родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки[1] в набожной крестьянской семье. С 12 лет жил у неверующего брата, под влиянием среды отошёл от религии[6]. После окончания Касимовского индустриального техникума работал технологом на металлургическом комбинате в городе Катав-Ивановске. Уже после войны, приняв монашеский постриг, каждый год отец Кирилл в пасхальный период посещал родную деревню и село Маково в 12 км от Михайлова, где у него похоронены родители, брат и сёстры. В селе помог восстановить колокольню и храм, который не закрывался на протяжении всей советской истории[9]. Был призван в Красную армию в 1939 году, служил на Дальнем Востоке. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии в самоходном полку, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году. Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашёл Евангелие. Старец Кирилл духовный отец трёх русских патриархов — Алексия Первого, Пимена и Алексия Второго[7][11].