• РЕГИСТРАЦИЯ

Легенда русского фарфора Александра Щекатихина-Потоцкая

122 3185


Слева А.В. Щекатихина-Потоцкая. 1920-е

Родилась будущий живописец, художник театра, скульптор и фарфорист в семье русского купца-старовера Василия Григорьевича Щекатихина. Дед художницы, Григорий Васильевич, занимался иконописью и книжной миниатюрой, расписывал пасхальные яйца, бабушка по материнской линии слыла искусной вышивальщицей.

В 1908 году, окончив гимназию переехала в Петербург и поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. В 1910 получила малую серебряную медаль, в 1911 большую. В 1910 была командирована на русский Север для ознакомления с памятниками старинного зодчества и народным крестьянским искусством, а в 1913-в Грецию, Италию и Францию; в течение нескольких лет занималась в Париже в «Academic Ranson».

Как художница, она в большей мере росла и формировалась под воздействием Н. К. Рериха, увлекавшегося искусством и археологией Древней Руси. Но если Рериха интересовали далёкие времена, то в основе росписей его ученицы лежали впечатления от недавнего прошлого.

Церковь Святого Духа

Рериху она помогает в работе над росписями церкви Святого Духа в имении княгини М.Тенишевой в Смоленской губернии и над оформлением балета И.Стравинского «Весна священная» (1913) для антрепризы С. Дягилева. А также выполняет эскизы костюмов к «весенней сказке» А.Островского «Снегурочка», к балету на музыку М.Мусоргского «Ночь на Лысой горе», к опере А.Рубинштейна «Демон», эскизы декораций и костюмов к опере А.Серова «Рогнеда», к опере Н.Римского-Корсакова «Садко».

Эскиз костюмов к опере «Рогнеда»

Кстати, Александра Васильевна делала и эскиз костюма лебедя к балетному номеру на музыку Сен-Санса для великой балерины Анны Павловой.

В начале 1918 года была приглашена на Государственный фарфоровый завод.

Уникальным явлением в искусстве 1918-1921 гг. стал агитационный фарфор. На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде оказались большие запасы нерасписанных изделий, которые решено было использовать не просто как посуду, а как средство революционной агитации. Вместо цветов и пастушек появились призывные тексты революционных лозунгов: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”, “Земля трудящимся!”, “Кто не с нами, тот против нас” и другие, которые под искусной кистью художников складывались в яркий декоративный орнамент. Прекрасное качество исходного материала дало толчок к развитию техники и пластики, а в результате советский агитационный фарфор занял достойное место в мировом искусстве.

К слову, агитфарфор никогда не был доступен тем, к кому непосредственно обращался. Для простого рабочего или крестьянина он был слишком дорог и из мастерских завода отправлялся на европейские выставки и аукционы, в частные коллекции. С 1921 года вся продукция ЛФЗ шла исключительно на экспорт.

Блюдо «Звонарь». Надпись: «Да Здравствует 8-ой съезд Советов». Роспись Александры Щекатихиной-Потоцкой.

Над созданием агитфарфора работала группа художников во главе с Сергеем Васильевичем Чехониным (1878-1936). До революции он входил в объединение «Мир искусства» и был известен как мастер книжной иллюстрации, тонкий знаток различных стилей, ценитель и собиратель произведений народного творчества.

Блюдо «1 мая в Петрограде». Роспись Александры Щекатихиной-Потоцкой

В отличие от строгого и геометризированного Сергея Чехонина, приверженца авангардной пластики, Александра Щекатихина-Потоцкая тянула ниточку фольклора – ярких, праздничных и одновременно драматических образов. Сцены венчаний, застолий, плясок и забав органично сочетаются с фигурами матросов, комиссаров, советской эмблематикой и лозунгами. Её работы отражали актуальные события, передавали внутреннее восприятие будоражащего периода, но нигде нет явного политического акцента. Она занималась искусством.

Блюдо «1921-й». Роспись Александры Щекатихиной-Потоцкой

В искусство фарфора она принесла яркий, праздничный и одновременно драматичный мир фольклорных и иконописных образов, увиденных глазами художника, не чуждого авангарду 1910-1920-х.

Образы жителей коренной Руси, обитатели маленьких деревень стали главными героями наиболее важного в творчестве художницы цикла работ, посвящённых Родине и заполненных красочными картинами свадеб и озорных игр. Нарядный кокошник, расшитый наряд, сверкающие бусы и серьги-подвески, заимствованны из эскиза костюма берендейки к опере «Снегурочка» и перенесённые на фарфор.

Эскиз тарелки. Костюм берендейки к опере «Снегурочка» и перенесённый на фарфор.

Костюм в росписях художницы никогда не прост и не будничен, наоборот, он всегда наряден и театрален. Недаром Александра Васильевна так высоко ценила подлинную народную одежду, в которой ткацкие узоры и вышивка служили ей школой орнамента.

Отчётливее всего её персонажи изображены на росписи чашки «Деревня», где по всей поверхности тулова, на фоне сельского пейзажа расположены их погрудные портреты.

Чашка «Деревня»

На чашке «Венчание» из них составлена толпа вокруг жениха и невесты

Чашка «Венчание»

На тарелке «Нитки мотают» их только двое – девица с пряжей в раскрытых руках и парень, мотающий нитки в клубок.

Блюдо «Нитки мотают»

В основе этой темы лежат впечатления от поездки по городам Русского Севера, совершённой Щекатихиной в годы студенчества, где она сумела познакомиться с великолепными образцами резных деревянных икон, прялок, лубков, росписей крестьянских домов, вышивок, костюмов; проникнуть в самую суть национальных художественных традиций и форм. К тому же Щекатихина-Потоцкая активно сотрудничала с представителями художественного центра в Талашкине, заслуга которого заключалась в обращении к народным традициям русского декоративного искусства.

Александра Васильевна росла в старообрядческой семье, где не только помнили, но и прекрасно владели искусством иконописи. В иконе её не мог не привлечь насыщенный, локальный цвет темперы, покрывающей поверхность густым слоем. Как дань восхищения красоте древнерусской живописи возникла чашка «Красный лик». Изображение «лика» размещено строго по оси предмета и прописано красно-коричневым тоном, доминантным в росписи иконы. Грозный взгляд больших глаз устремлён к зрителю.

«Красный Лик»

Мир праздничной Руси у нее оказался вдруг населённым грозными и исполненными состраданием ликами. И в её творчестве не менее значительное место занял образ другой России – глубоко трагичной. Революция, голод, разруха и многие другие события, происходившие в жизни России, не могли не отразиться на творчестве молодой художницы. Следствием разразившегося в 1921 г. голода в Поволжье стало блюдо «Страдание России» – одно из самых сильных произведений художницы.

Блюдо «Страдание России»

Страдающая Россия предстала в облике крестьянки. Вписанное в центральной части предмета крупное лицо женщины смотрится ликом богоматери-мученицы и заступницы, накрывающей цветами и травами прижавшихся к ней детей и землю. Её горькие слезы капают в кубок, к которому тянутся голодные дети. Терновый венец, окаймляющий блюдо, завершает этот образ горя и сострадания. Но чувство страдания неотделимо от красоты росписи. Красоту ярких, интенсивных красок она противопоставила ощущению горя и лишений. Как ни мучительно сведены её губы и брови, как ни полны горем её глаза, их синева, красочный венок из цветов и кокошник на тёмных волосах смягчают эту остроту чувств. Лица детей прописаны с любовью и нежностью, а за огромным, словно нерукотворным ликом, изображена русская деревня, церкви с золотыми куполами, пашни и убегающая лента синей реки. Красота пейзажа, женского лица и золотых узоров вносят ноты надежды.

Блюдо «Материнство»

В росписи фарфора художница, несомненно, была новатором. До сих пор никто не расписывал его так эмоционально, живописно и красочно. Она создала свой неповторимый стиль с глубоко национальным характером и умением воплощать красоту жизни в столь хрупких и миниатюрных предметах.

В 1920 году Александра Васильевна теряет мужа, юриста Николая Филипповича Потоцкого и остаётся одна с сыном Мстиславом. Селится в Доме искусств, на углу Невского и Мойки, где в голодные годы нашли пристанище многие литераторы и художники. Сын позже вспоминал санки, на которых мать везла его, закутанного до глаз, через весь город к училищу Штиглица (ныне Мухинское). Здесь работали художники фарфорового завода, так как на самом заводе царил жуткий холод. В «Штиглице» Славчика распакуют, освободят от капустных листьев старых маминых обносков, и он будет греться у буржуйки. А мама, дыша на руки, сядет за длинный стол, и, капнув на стеклянную палитру капельку скипидара, будет растирать краски, чтобы рисовать на фарфоре красивых и беззаботных персонажей новой жизни…

 Блюдо «Гармонист»

В 1922 году Александра Васильевна пишет письмо Ивану Яковлевичу Билибину, своему бывшему учителю из Общества поощрения художеств. Он жил в это время в Каире. Она рассказывала, что недавно овдовела и живёт одна с маленьким сыном. Письмо его настолько тронуло, что в ответ художник посылает телеграмму: “Выходите за меня замуж”. Через два дня пришло согласие. Чтобы осуществить этот фантастический план, Александре Васильевне пришлось добиться командировки в Берлин на фарфоровую мануфактуру, откуда она и уехала к Ивану Яковлевичу. Кстати, эти события отражены в романе О. Форш «Сумасшедший корабль». Несмотря на необычность обстоятельств, брак сложился удачно: супругов сблизило то самое фольклорное начало в творчестве, которым они оба с упоением занимались. В этом тандеме царило удивительное взаимопонимание.

Портрет И. Билибина работы Б. Кустодиева

Летом 1924 года семья совершила поездку в Сирию и Палестину, затем в Верхний Египет к Луксорскому храму.

Восток покорил художницу богатством красок, орнаментальностью, своими вековыми традициями. «Александра Васильевна была человеком жадным до живописных впечатлений, а восток просто обкармливал этими впечатлениями… Мы ходили в гробницы, спускались туда в полутьме по длинным лестницам… Александра Васильевна любила не спускаться под землю, а быть на земле, любила толпу, говор, шум, экзотические одежды и, конечно, базар. Восточный базар сам по себе был пиршеством красок и опьянял… Мы были просто набиты впечатлениями востока», – вспоминает её сын.

Александра Васильевна так была впечатлена Востоком, до что конца жизни любила одеваться в восточной стилистике: восточные шали, чалма, украшения. На вернисажи и открытия выставок она приходила в платье с большим вырезом на спине, в чалме с пером или камнем, а на пальцах были нанизаны крупные серебряные кольца.

В августе 1925 года семья переехала в Париж, где поселилась на бульваре Пастера. Художница органично вошла в художественную жизнь Франции: она была принята в Общество независимых художников, участвовала в Осенних салонах и Салонах Тюильри, выполняла эскизы росписей фарфора для Национальной мануфактуры в Севре, разрабатывала эскизы тканей, модели спортивных костюмов, сотрудничала с парижскими издательствами. Восторженные отзывы о её работах не сходили со страниц французской прессы.

Блюдо из сервиза «Снегурочка»

Её произведения великолепно продавались, был востребован и Иван Яковлевич, так что семья могла себе позволить снять великолепный особняк, устраивать приёмы по средам, бывать в обществе.

Интересно, что Александра Васильевна не утратила отношений с Ленинградским фарфоровым заводом (ЛФЗ). Её работы в 1925 году экспонировались в Советском отделе Международной выставки декоративно-художественных искусств в Париже [отмечены медалью], в 1927 году в составе коллекции завода – на Международной выставке художественной промышленности и декоративных искусств в Милане, неоднократно демонстрировались на выставках Ленинграда и Москвы.

Блюдо «Русалки»

Возможно, поэтому в 1936 году, когда семья художников решила вернуться в Россию, их не репрессировали и позволили работать на всё том же Ленинградском фарфоровом заводе. К тому времени поменялась концепция производства фарфора, и мастера приняли судьбу рядовых художников.

Когда началась война, чете предложили эвакуироваться. Иван Яковлевич отказался. Блокадная зима 1942 года стала для 65-летнего художника последней. Александра Васильевна заболела воспалением лёгких, но сумела выжить. Во время войны она не прекращала работать, обратившись к древнерусским героическим сюжетам и создав фарфоровую группу «Единоборство князя Мстислава Удалого с Редедею», вазы «Александр Невский» и «Дмитрий Донской», множество мелкой пластики.

Вазы «Дмитрий Донской» и «Александр Невский»

В 1944 в связи с 200-летним юбилеем Ленинградского фарфорового завода была награждена орденом «Знак Почёта». В послевоенные годы художница работала в основном над фарфоровыми сервизами для массового производства. В 1953 вышла на пенсию. Через год состояние здоровья не позволило ей больше работать, Но она принимала участие в выставках до начала 60-х. Её не стало в 1967 году.

источник


взрослая, но не старая. Характер золотой - тяжелый)

    Ликвидация при задержании: уничтожен украинский агент в России

    Публикуем информацию о ликвидации при задержании одного из агентов Украины, причастного к организации террористического акта в «Крокусе» и планировавшего другие теракты на территории России. ...

    Блумберг релокантам - марш домой! Вы нам нужны в России, а не на Западе!

    Англосаксонскую прессу надо уметь читать. Английский (а равно французский) язык вообще известен тем, что слышится совсем не то, что пишется. И это относится не только к буквосочетаниям. Скрытые смыслы...

    Харьков: я был в Сопротивлении

    Харьков и область этой ночью получили серию ударов (https://t.me/rian_ru/243874) по объектам и целям военного назначения.В районе часа ночи удары были, возле станции "Основа" в районе п...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Vik Сегодня 11:16

      Армия больных...

      ... ...
      101

      Епическая сила...

         Да за что нам это?!Подробее о целях  и задачах СВО , повторяюсь, -Начал за здравие, но закончил... ...
      225

      На территории Дворца спорта «АВТОТОР-Арена» состоялось открытие Храмового комплекса

      На территории Дворца спорта «АВТОТОР-Арена» состоялось открытие Храмового комплексаВ Калининграде в микрорайоне им. А. Космодемьянского на территории Дворца спорта «АВТОТОР-Арена» в рамках благоустройства территории, прилегающей к Храму Георгия Победоносца, завершены работы по установке Храмового комплекса.Храмовый комплекс...
      139
      Vik Вчера 15:48

      То ли дело теперь...

      В даль иную — новыми путями —Ехать нам судьбою суждено!Ехали на тройке с бубенцами,Да теперь проехали давно.Дорогой длинною, погодой лунною...сл.К. Подревского"Бабушка — обыкновенная кругленькая старушка, была большой искусницей в приготовлении всякого рода наливок, вишнёвок, черносмородиновок, малиновок и настоек — то на зверобое, то на почках берёзы и...
      72
      Vik Вчера 12:09

      ДАМ - Спасибо, страна сыра и часов!

      Дмитрий МедведевВ чём польза для России от швейцарской «мирной конференции»?Польза тройная.Во-первых, она будет очередным свидетельством краха так называемого мирного плана недоумка зеленского. При этом было бы желательно, чтобы бандеровский ублюдок посетил её лично и в очередной раз расписался в своей интеллектуальной никчёмности.Во-вторых, она станет зримым доказате...
      132
      Vik Вчера 09:07

      Мужик должен.

      Обсуждали сейчас с коллегами тему ПТСР, контузий и психологической/неврологической помощи военным и все сошлись на мнении, что у бойцов и околовоенной тусовки прям масса установок про мужественность.И многие из них это пацанская безответственность.Короче, про настоящих мужиков.Кром силы, ума, доброты и подготовки мужик должен:- стойко и молча терпеть лю...
      163

      Настоящий ̶п̶о̶л̶к̶о̶в̶н̶и̶к̶ мужчина - Акела!) Калининградский зоопарк.

      Калининградский зоопаркСпоëмте, друзья!Утреннюю песнь исполняет арктическая волчица Веста — та ещё жучиха.Из Белгородского зоопарка она приехала, чтобы составить пару нашему пожилому волку Акеле.Первое время всё шло хорошо, но тут киперы заметили, что Акела начал худеть. Парадокс: ест за двоих, но худеет.Причина оказалась банальной: мол...
      264

      Лондон на всех этих горластых идиотов очень рассчитывает.

      Кримсон ДайджестБританцы открыто признаются, что их главная надежда в плане победы (именно западной полной победы, а не «торможения наступления России») на Украине заключается в том, чтобы спровоцировать внутрироссийский конфликт, направив «фрустрированных» россиян против российских властей (похоже, это эвфемизм для «рассерженных идиотов» или как их там...
      135

      Начал за здравие, но закончил...

      Прастите, он задачи СВО хоть читал?Цели и задачи СВОСВО была объявлена президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 24 февраля 2022 года. В 5:30 24 февраля 2022 года по московскому времени президент России Владимир Путин выступил с Обращением, в котором объявил о проведении «специальной военной операции» с целью «демилитаризации и ...
      210

      Умеют на КОНТе настроение испортить.

      Один из дятлов даже не знает , что Вальпургия - Она, ну и прочие с ним, главное - тон задать.)  Интернет вам в помощь ) ...
      214

      В Калининграде сегодня запустили фонтаны!

      В Калининграде 19 городских фонтанов:- в сквере у Борющихся зубров;- у стадиона «Балтика»;- у Дома искусств;- на пл. Победы (4 ед.);- в сквере у монумента «Мать-Россия»;- в сквере у памятника Шиллеру;- фонтаны «Голубой ручей», «Тихий сквер», «Детский», «Вулкан» в зоне отдыха вокр...
      107
      Vik 1 мая 14:17

      ДАМ - С праздником 1 мая!

      Дмитрий МедведевНаши заводы выпускают сегодня грозное вооружение. Такое, перед которым трепещут наши враги.При этом оружие мы производим не вместо, а вместе со всем, что нужно нашей стране для благополучной жизни.У нас есть всё необходимое – технологический потенциал, рабочий опыт, стойкость и сила, наша верность Отечеству, глубокая историческая память ...
      142
      Vik Брехня и брехуны
      30 апреля 21:21

      Это фиаско!) Про драники и деруны.

      Кто собрался на беседу с гн.Ищенко - так к бабке ходить не надо, все никак с ... ) Именно украинская версия драников и называется дерунами, но и то - не везде, регионально)На территории Белоруссии растение стали выращивать с 17 века. Название "драники" (белор. дранiкi) берет ...
      277
      Vik Брехня и брехуны
      30 апреля 18:36

      Этот сифон сломался, несите другой.

      Просто позорище! Видимо, совсем вот у сифоровых плохи дела,коли байки из склепа стал публиковать.В 2019 г. актер Станислав Садальский, который часто публикует в своем блоге «свежие» сплетни о медийных людях, сообщил, что сын Медведева якобы получил гражданство США и у него там свой бизнес (сеть заправочных станций и кафе). Никакого подтверждения той инф...
      309
      Vik Брехня и брехуны
      30 апреля 16:34

      Вопрос адаптации и русификации граждан бывшей Украины — один из сложнейших

      Илья РемеслоВот вам типичный пример невылеченного украинства мозга. Примитивный национализм, все по классике, как у того быдло-"дружинника" с Ростова.И ведь селянка эта переехала не из украинской глубинки, а из Макеевки (ДНР), казалось бы за последние годы должна была приобщиться к русской цивилизации. Но нет, заложенное в детстве сильно формирует чел...
      169
      Vik Брехня и брехуны
      30 апреля 14:12

      5+++!

      ))) ...
      250
      Vik Брехня и брехуны
      29 апреля 19:24

      Говорят - вот такое ай-на-нэ! Цыгане и беспилотник.

      ... ...
      206
      Vik Брехня и брехуны
      29 апреля 17:48

      Выродки.

      В Николаеве вандалы разрисовали памятникТак называемые «декоммунизаторы» разрисовали постамент памятника воинам-танкистам, освобождавшим Николаев во время Великой Отечественной войны.После начала СВО на танке, который установлен на пересечении пр. Ленина и ул. Комсомольской, зарисовали белой краской красную звезду. ... ...
      102
      Vik Брехня и брехуны
      29 апреля 11:58

      Они готовы оправдать все в своей ненависти к России.

      А вот что было и  за что  - Лидер группы "Коррозия металла" Сергей Паук Троицкий с двумя гитаристами был задержан бойцами СОБРа в Нижегородской области из-за публичной демонстрации нацистской символики. Об этом сообщили в пресс-службе регионального управления МВД.ГУ МВД России по Нижегородской областиВ ходе отработки поступившей...
      132
      Vik 28 апреля 20:15

      Дурак - это диагноз, но никак не оскорбление, если кто не знал

      Записки психиатра. Конституционный дуракФото: © Darren Greenwood / Design Pics/EAST NEWSВ тридцатые годы прошлого века это явление описал Пётр Борисович Ганнушкин, назвав его конституциональной глупостью. В 1960-м Биликиевич и Лемке окрестили его физиологической глупостью. A. Hoche был в выражениях менее сдержан и корректен, и по его версии таких людей ...
      146
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика