• РЕГИСТРАЦИЯ

Слово об осуждении еретиков преподобного Иосифа Волоцкого

1 353


Святая Феодосия как увидела, что трижды ударил оруженосец секирой по образу Христа-Спасителя, тут же опрокинула на землю лестницу и так предала оруженосца мучительной смерти. Потом, придя к патриаршим покоям, закидала она камнями Анастасия, патриарха-иконоборца, и тут на месте по приказу недостойного цесаря убили ее за образ Господа нашего Иисуса Христа.


В день памяти преподобного Иосифа Волоцкого хотим предложить его слово против ереси новгородских еретиков, утверждающих, что не следует осуждать ни еретика, ни вероотступника. Здесь же дано рассуждение по Божественному Писанию о том, что еретика и вероотступника не только осуждать, но и проклинать следует, а царям, князьям и судьям следует отправлять их в заточение, подвергать жестоким казням.

Поскольку теперь новоявленные новгородские еретики - протопоп Алексей, поп Денис, Федор Курицын и многие другие, рассуждающие подобным образом, сотворили много зла, которого ни высказать устами, ни описать словом, ни объять умом, такую хулу изрекли они на Святую Животворящую Троицу, на Пречистую Богородицу, на великого Иоанна Предтечу и на все святыни, и столько осквернений нанесли они святым Божиим церквам, Честному и Животворящему Кресту, всечестным иконам, - и, сотворив столько такого зла, устрашились они ревности православных о благочестии, чтобы, увидев такое зло, не осудили те их на Соборе в согласии с Божественными установлениями на окончательную гибель в этой жизни и в будущей, - потому-то и приложили они все силы к тому, чтобы ввести в заблуждение православных, и в намерении запугать истинно верующих изрекали такие речи, что, дескать, не нужно осуждать ни вероотступника, ни еретика, ссылаясь в качестве свидетельства на слово Господа, Который сказал:

«Не осуждайте, чтобы и вас не осуждали», и святого Иоанна Златоуста, который говорил, что никого не нужно ни ненавидеть, ни осуждать - ни неверного, ни еретика, и не нужно также еретика убивать, но если необходимо судить еретика или вероотступника, то пусть его судят по царским и гражданским законам, и не монахи, да и не миряне, если не имеют они отношения к суду.

Кто хочет точно усвоить себе слова Господа: «Не осуждайте, чтобы и вас не осуждали», пусть прочтет свидетельства Божественных Писаний, что об этом написали святые, преподобные и богоносные отцы наши - святой Иоанн Златоуст, Василий Великий, божественный Афанасий Великий и многие другие святые отцы наши. А достойнейший и превосходный преподобный отец наш Никон из этих сочинений сделал выборки и изложил в своей большой книге, в тридцать девятом слове.

Мы же теперь побеседуем о том, что говорит божественный Иоанн Златоуст. Говорит он, что нельзя творить зло или ненавидеть какого бы то ни было человека, хоть нечестивого, хоть еретика. Этот великий и равный апостолам муж говорит и указывает, что эти повеления связаны со временем.

Не было Божией воли, чтобы так было всегда, как свидетельствует сам великий Иоанн Златоуст, говоря, что нельзя творить зло или ненавидеть какого бы то ни было человека, хоть нечестивого, хоть еретика, пока не приносит он вреда нашей душе. Ведь так поступают и пастухи: до тех пор, пока дикие звери не доставляют им забот, расположившись под дубом или под кедром, играют они на дудке, позволяя всякой овце пастись на воле. Но как только заметят они, что приближается волк, тотчас, отбросив дудку, хватают пращу и, забыв о свирели, вооружаются дрекольем и каменьями, - встав впереди стада и издавая угрожающие крики, зачастую еще до нападения отгоняют они зверей.

Точно так и нам, пастырям и учителям, пасущим Христово стадо, следует поступать. Ведь если увидят они неверного или еретика, никакого вреда не приносящего душам верных, то, вбирая мудрость на лугах книжных сказаний, с миром и кротостью пусть поучают неверных и еретиков. Но если увидят они проклятых еретиков, более коварных, чем все волки, стремящихся погубить Христово стадо и растлить его еретическими иудейскими учениями, следует им тогда высказать ревность и старание, чтобы ни одна овца стада Христова не была похищена дикими зверьми.

Вот как говорил об этом священный Иоанн Златоуст. Когда не обольщают никого из православных неверные и еретики, не следует тогда творить им зло или их ненавидеть, но когда мы видим, что неверные и еретики хотят обольстить православных, тогда следует не только ненавидеть их или осуждать, но и предавать проклятью, наносить им раны и тем освящать свои руки.

Как тот же святой Иоанн Златоуст сам указывает, так говоря: «Раз была у нас речь о хуле, что на Единородного Сына Божия, хочу я просить у вас одного только подарка, чтобы наказывали вы всех в городе хулителей. Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на площади среди людей хулит Христа Господа, подойди и пресеки. Если и насилие над ним совершить придется, не избегай - ударь по лицу, дай пощечину, освяти свою руку раной. Если и схватят тебя, если и в суд поведут - иди. Если спросят на суде, то есть допрашивать будет судья, отвечай не робея, что хулил тот Ангельского Царя: ведь если наказывать нужно тех, кто хулит земного царя, то тем более тех, кто хулит Царя Небесного. Общий грех всех, если нет правды. Каждый, кто может, должен высказаться за нее, чтобы знали жиды и скверные еретики, что христиане - спасители и создатели города, защитники и учителя.

Пусть убедятся необузданные и развращенные жиды и еретики, что Божиих рабов остерегаться им нужно, и когда захотят они поделиться между собой чем-нибудь подобным, пусть повсюду следят друг за другом, трепещут и тени, опасаясь, чтобы не слышали христиане. Разве не знаете вы, как поступил Иоанн? Увидел он, что тиран, мучитель людей, пренебрег брачными законами и сказал на площади без страха: Нельзя жениться тебе на жене Филиппа, твоего брата. А я ведь не о людях держу речь, не о судьях, не о противозаконных браках, но об оскорблении Господу. Хоть и придется умереть, не уклонись, чтобы наставить брата твоего: ведь мучение это будет за Христа. Так и Иоанн стал мучеником, хоть не принуждали его приносить жертвы или поклоняться идолам, но увидел он, что попираются Божественные законы, и за это душу свою положил».

И далее он говорит: «Не раз говорил я вам, возлюбленные мои, про безбожных еретиков и снова умоляю, чтобы не объединялись мы с ними ни за едой, ни за питьем, ни дружбой, ни любовью: кто это делает, чужим делается Христовой Церкви. Если кто и ангельской жизнью живет, но с еретиками связан любовью и дружбой, - чужд таковой Господу Христу. Кто не может насытиться любовью ко Владыке Христу, тот не может насытиться и ненавистью к Его врагам. Но ведь Он Сам говорит: "Кто не со Мною, тот против Меня"». Вот что говорит и на чем настаивает священный Иоанн Златоуст, подвигнутый святыми апостолами.

Ведь и святые апостолы так поступали. В «Деяниях святых апостолов» описывается, что, когда пришли в Самарию святые апостолы Петр и Иоанн, Симон-волхв принес им серебро и сказал: «Дайте мне эту способность, чтобы на кого возложил я руку - тот принял Святого Духа»; и святые апостолы не осудили его тогда на смерть. Но когда дошел он до полного бесчестия и стал развращать благочестивых и обольщать верующих, тогда осуждают его на смерть.

Точно так же поступил и святой Иоанн Богослов. До тех пор, пока Киноп жил у себя на месте и не обольщал никого из верных, он не был осужден. Но когда прибыл он в город, намереваясь развратить верующих, был осужден на смерть.

Точно так и святой апостол Филипп: не пошел он к первосвященнику, не осудил его; но когда увидел, что первосвященник пришел только затем, чтобы развратить благочестивых, тогда на смерть осудил его.

Подобным же образом поступил апостол Павел: не стал разыскивать волхва Елиму, осуждать или уничтожать. Но когда увидел, что тот отвращает проконсула от веры, тогда осудил его на то, чтобы тот ослеп и не видел солнца.

Подобным же образом поступали святые и преподобные богоносные отцы наши, архиереи и пастыри.

Когда святой Иоанн Златоуст увидел, что ариане живут в Константинополе и никому из православных не чинят пакостей, он и сам не сделал им зла. Но когда увидел он, что занимаются они обольщением и составили ряд песнопений и гимнов, чтобы расшатать веру в Единосущность, упросил цесаря, чтобы тот изгнал их из города.

Точно так и святой Порфирий, епископ Газский, видя, что еретики манихейского толка живут в Газе и не обольщают никого из православных, не осуждал их. Но когда увидел, что пришли они туда затем, чтобы обольстить христиан, осудил их вначале на немоту, потом и на смерть.

Так и святой Лев, епископ Катанский, не осудил вначале Лиодора-еретика на смерть. Но когда увидел, что пришел тот к храму и рассеивает соблазны, чтобы обольстить тех, кто верен благочестию, вышел он из храма и сделал так, что пожжен Лиодор был огнем, потом вернулся он в храм и отслужил Божественную службу.

Также и святой Феодор, Эдесский епископ, когда нашел множество еретиков в Эдессе, не желающих особенного вреда православным, тогда и он не сделал им никакого зла. Но когда увидел, что собрались они на такое зло, чтобы обольстить православных и разграбить церковное имущество, тогда отправился он даже в Вавилон и упросил царя, чтобы тот истребил еретиков.

И много еще такого в Божественных сочинениях, что когда еретики, держащиеся каких-либо ересей, не приносят православным вреда, тогда не судят их святые и преподобные отцы наши. Когда же видят они, что неверные и еретики намерены обольщать православных, то осуждают их. Так же должны и мы поступать. Но довольно об этом.

Теперь же поговорим о том, что тот же великий церковный учитель Иоанн Златоуст говорит, что нельзя убивать еретиков: «Если бы мы убивали еретиков, нескончаемая война была бы во всем мире». Это о епископах, священниках и монахах, о всем церковном причте говорит он, а не о царях, или князьях, или же правителях областей. Если бы говорил он о царях, князьях и правителях, сказал бы, что нельзя царям, князьям и правителям убивать еретиков. Но он ведь говорит: «Если бы мы убивали еретиков», что ясно показывает, что говорит он о епископах, священниках, монахах и о церковном причте, - ведь сам он был вначале церковный причетник и монах, потом священник и наконец епископ. Потому-то, приняв на себя облик их всех, он и говорит: «Если бы мы убивали еретиков, нескончаемая война была бы», - и не о царях, князьях или правителях областей говорит это.

О царях же, князьях и судьях говорят святые апостолы, чтобы приняли они власть от Господа Бога для наказания преступников и поощрения добродетельных. Так, верховный апостол Петр говорит: «Ради Господа будьте покорны всякому человеческому учреждению, то есть человеческой власти: царю ли, как верховной власти, князьям ли, как назначенным от него, чтобы наказывать преступников и поощрять добродетельных. Ибо такова есть Божия Воля, чтобы добродетельные обуздывали невежество неразумных людей». Согласно с ним говорит и Павел: «Князья ведь страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и заслужишь похвалу от нее: ибо слуга Бога и тебе во благо. Но бойся, если творишь зло, - не напрасно носит он меч, ибо служитель Бога - гневный отмститель творящему зло».

В согласии с этим говорят и святые отцы. Вот что сказал священный Иоанн Златоуст: «Ведь поставлена гражданская власть на пользу людям Богом, не диаволом, как утверждают некоторые недостойные, - чтобы не поглотили люди друг друга, как рыбы. Поэтому и говорит святой, апостол Петр, что «такова есть Божия Воля, чтобы добродетельные обуздывали невежество неразумных людей». Святой Григорий, епископ Арагинский, то же говорит в своем законодательном наставлении: «Человеколюбиво дан людям свыше великий Божий дар - священство и царство: одно служит Божескому, другое, владычествуя, заботится о человеческом. Тот, кто принял по высшему повелению управление родом человеческим, должен не только заботиться о собственных делах и распоряжаться собственной жизнью, но и все, находящееся в его власти, защитить от треволнений и греховнейшего возмущения, которым лукавый дух затопляет нас повсюду и возмущает смирение тела».

Если же кто-нибудь скажет, что святые апостолы и преподобные отцы велели, чтобы цари, князья и владыки отмщали злодеям, то есть убийцам, прелюбодеям, воровство, разбой и другие преступления совершающим, но не еретикам и вероотступникам, то ведь если велено это в отношении убийц, прелюбодеев и совершающих другие преступления, гораздо нужней, чтобы было так с еретиками и вероотступниками, как свидетельствуют об этом Божественные тексты. Так, в тех Божественных правилах, которые являются гражданскими законами, говорится о неверных и еретиках вот что: «Кто удостоился Святого Крещения и отступил от православной веры, стал еретиком или приносил языческие жертвы, тот подлежит смертной казни.

Если иудей осмелится растлить христианскую веру, то подлежит смертной казни. Манихеи или иные еретики, бывшие христианами и ставшие затем на путь ересей и толков, будут казнены мечом. Кто знает таких и не доносит о них властям, подлежит смертной казни. Если какой военачальник, или воин, или начальник общины, обязанный заботиться об этом, узнает, что кто-либо уклоняется в ереси и толки, и не выдаст такого, примет смертную казнь, хоть и будет правоверный».

Где они, говорящие, что нельзя осуждать ни еретика, ни вероотступника? Ведь очевидно, что следует не только осуждать, но предавать жестоким казням, и не только еретиков и вероотступников: знающие про еретиков и вероотступников и не донесшие судьям, хоть и сами правоверны окажутся, смертную казнь примут.

И если кто скажет: «Это гражданские законы, а не апостольские, и не писания отцов», пусть послушает он, что преподобный отец наш Никон говорит о гражданских законах в своих Боговдохновенных сочинениях: «Потому что поклоняемый Дух Святой исполнил Божественных Отцов на Святых Соборах, расположили они Божественные правила, которые от Духа Святого, изложили Божественные законы и слова святых и Богоносных Отцов, - а святые заповеди сказаны были устами Самого Господа, - так что уже в древности Божественные правила перемешались с гражданскими законами и положениями». Так была создана книга «Номоканон», то есть правило законов. Весьма сильно перемешались по Божиему Промыслу Божественные правила с заповедями Господними и изложенными святыми отцами, а также с самими гражданскими законами, - так возникла вышеназванная книга.

Если святые отцы, бывшие на Вселенских и Поместных Соборах и наставляемые Святым и Животворящим Духом, расположили Божественные правила, и законы, и слова святых отцов, и святые заповеди, которые от уст Самого Господа, то сами же святые отцы соединили в древности со всем этим и гражданские законы. И кто осмелится их устранить или похулить, когда приняты они были Святым Духом и святыми отцами и соединены со всем Божественным Писанием?

В согласии с этим говорит и Афанасий Великий, что те, кто утверждает, что нельзя осуждать совершающих смертные грехи, - еретики. И когда бы было так, как они утверждают, не осудил бы праведный Ной ругателя Хама быть рабом братьям его. И Моисей велел изрубить мечами три тысячи человек, поклонявшихся тельцу, а собиравшего в субботу дрова велел побить камнями. А Иисус Навин за воровство истребил Ахана со всем его домом.

А Финеес за распутство уничтожил Замирия, а Самуил перед Господом убил царя Агага. Илья же ложных пророков у ручья заколол, как свиней, Елисей же осудил Гиезия за здоимство, проказой наказал его. А Даниил, осудив блудливых старцев по Моисееву закону, убил их. Принявший ключи Царства Небесного, святой апостол Петр осудил Анания и жену его, утаивших часть своего дохода, и сделал так, что они испустили дух. А Павел предал диаволу кузнеца Александра и Именея с Филитом, чтобы они отучились от хулений.

И все эти судившие, а сами не осужденные, были праведны, более того - избранники, избранные на духовное служение.

Вот что говорит и как поучает Афанасий Великий о совершающих смертные грехи: «Грех, который тяжелее и страшнее всех грехов смертных, - это впасть в ересь и отвратиться от Христа». Так вот говорит этот божественный Афанасий. Да и великий Иоанн Златоуст в своих сочинениях говорит: «Царский суд и гражданские законы обуздывают произвол неразумных людей, творящих смертные грехи и губящих душу и тело». Это же говорят и священные правила святых отцов. Услышьте, цари и князья, и помните, что власть вам дал Бог, что вы - слуги Бога. Для того приставил Он вас пастырями и сторожами к вашим народам, чтобы от волков сохранили вы в целости стадо Его. На свое место избрал вас Бог на земле, на Свой престол, возведя, посадил, милость и жизнь доверил вам, и вручила вам меч высокая десница Бога. Вы же не скрывайте в неправде истину, но остерегитесь Серпа Небесного, не давайте волю преступным людям, не натравливайте их, как бешеных собак, на людей правоверных». Или вот еще: «Если дать меч неистовому человеку, тот не только тела, но и души погубит». Почему говорит он, что не только тела погубит? Это говорится об убийцах и тех, кто творит обиды и разбои, что только тела погубят, но если говорится: «Те не только тело, но и душу губят», - то говорится это о еретиках и вероотступниках; ведь они вместе с телом губят и душу, обольщая православных еретическими учениями.

И вот что: если они совершат зло, грех падет на душу того, кто допускает это, то есть на царя, на князя, на правителя области. Если недостойным людям дадут они власть, спросит с них за это Господь Бог в Страшный день Второго пришествия Христа. Вот почему цари и властители должны заботиться о том, чтобы быть отмстителями еретикам за Христа. Согласно с этим наставляет и учит священный Иоанн Златоуст, говоря следующее: «То, что бывает по воле Бога, хоть и покажется злым, добрее всего. А то, что против воли Бога и не угодно Ему, хоть и хорошим покажется, всего хуже и преступней. Если убьет кто по воле Бога, убийство это лучше всякого человеколюбия. Если и помилует кто из человеколюбия вопреки тому, что угодно Богу, - недостойнее всякого убийства будет это помилование. Не природа вещей, но Божий суд делает их добрыми или дурными».

Выслушай примеры и сообрази, что так именно и бывает. Против Божией воли помиловал некогда Саул, царь Израиля, Агага, царя амаликитян, и за это помилование не только сам подвергся осуждению Бога, но и весь род его. Так и Ахан, захватив Адера, ассирийского царя, сохранил его вопреки тому, что было угодно Богу, отпустил его с великим почетом; тогда Бог послал пророка к Ахану, говоря: «Так говорит Господь: раз выпустил ты этого губителя из рук своих, душа твоя будет за его душу и люди твои за его людей».

Точно так один пророк пришел и сказал ближнему своему: «По слову Господа ударь меня». А тот человек не захотел ударить его, и сказал он: «Не подчинился ты голосу Господа, за это, лишь расстанемся мы, растерзает тебя лев». Отошел тот, напал на него лев и растерзал его. И встречает пророк другого человека и говорит ему: «Ударь меня». Ударил его тот человек и разбил ему лицо. Ударивший пророка спасся, а пожалевший - пострадал. Что удивительней этого? Так знай же, что, когда велит Бог, нужно только повиноваться, а не размышлять о природе происходящего.

Вот так и все святые и преподобные богоносные отцы наши, пастыри и учители молили благочестивых царей и князей, чтобы истребляли еретиков, как свидетельствуют святые отцы святого Шестого Вселенского Собора, когда говорили они благочестивому цесарю Юстиниану: «А ты, царь, позаботься о том, чтобы, если в зрелую пшеницу попадут какие остатки языческого и иудейского еретического зла, искоренить их, как сорняки. Да будут они исторгнуты, и очистится нива Церкви горячей любовью к Богу царей и властителей, превзошедших ревнителя Финееса, поразившего копьем грехи». А собравшиеся в Иерусалиме святые отцы в числе тысячи четырехсот человек, написав для византийского цесаря Феофила многосложный свиток, сказали: «Снизойди, о царь, к смиренной молитве, будь щедр к Церкви своей, прекрати церковные раздоры и прежде всего уйми зловерных отступников своей праведной царской властью, мышцею благочестия своего».

Так, уже православный праведный Константин Великий, первоисточник христианства и апостол среди царей, окончательно низверг этого мрачного и враждебного Богу Ария, второго Иуду, соименного гневу, и осудил его с проклятым его учением на заключение, а также и всех других, принадлежавших к этому толку. А вслед за ним - Феодосий Великий, звезда пресветлая, царственный преемник, по распоряжению которого собрался Второй Божественный Собор святых отцов и проклял духоборца Македония, Евномия, ариан и прочих и осудил их на позорное заточение. А наследник его по имени и уму, Феодосий Малый, созвав в Ефесе Святой Собор, низложил Нестория. И Маркиан, великий по благочестию, созвал Четвертый Собор, велел проклясть Евтихия и Диоскора-пустослова и осудил их на заключение. А великий царь Юстиниан созвал Пятый Собор против Дидима и Евагрия, принадлежавших к толку Оригена, и после проклятия осудил их на заключение.

Потом Константин, внук Ираклия, созвал Шестой Собор святых отцов против Маркиона, Стефана, Сергия, Павла, Пира и других злонамеренных - еретики тогда полностью были разбиты и приняли осуждение, достойное их извращенной веры. Потом опять благочестивая царица Ирина и сын ее, благоверный цесарь Константин, созвали Седьмой Собор против недостойных иконоборцев, низвергли и полностью искоренили всю их ересь. Так вот все благоверные цесари, полностью разрушив осадными орудиями крепость безверных еретиков, отрубив Святыми Вселенскими Соборами головы многоголовых устрашающих драконов, укрепили чистую и православную веру, неколебимый столп и утверждение благоверия. А благочестивые цари, зная это и повинуясь мольбам и поучениям Святых Отцов, распоряжались проклинать еретиков и вероотступников, отправлять в заключение и подвергать суровым наказаниям, к тому же были они научены Ветхим и Новым Божественным Писанием.

Ведь так поступали и пророки, и праведники, и благочестивые цари в Ветхом Завете. Если видели они, что кто-нибудь отступил от Господа Бога Вседержителя, то либо мечом убивали его, либо молитвой низвергали. Так великий Моисей велел посечь мечом отступников от Бога-Вседержителя, поклонявшихся золотому тельцу. Величайший из пророков, Илия, сделал так, что небесный огонь спалил двух пятидесятников, отступивших от Бога, а четыреста человек он собственноручно изрубил мечом. Когда увидел Иуда Маккавей, что отступились люди от Господа Бога и поклоняются идолам, всех велел мечами изрубить. А благочестивый царь Иосия столь ревностно защищал благочестие, что не только перебил тех, кто соблазнял людей отступать от Господа Бога, но выкопал кости мертвецов, сжег их на огне, а пепел развеял по ветру.

А в Новом Завете святой апостол Петр силой молитвы предал смерти Симона-волхва, основателя ереси.

Подобным же образом святой Иоанн Богослов молитвою утопил в море Кинопа-волхва. Точно так и святой апостол Филипп велел земле поглотить первосвященника, хулившего Господа нашего Иисуса Христа. А святой апостол Павел ослепил словом Елиму-волхва, а Именея, Филита и кузнеца Александра предал сатане.

И далее, этот же святой апостол Павел говорит: «Если кто отступит от Моисеева закона, будет осужден на смерть без пощады по показанию двух или трех свидетелей. Насколько, надо думать, мучительней будет наказание тому, кто пренебрежет Сыном Божиим». Это показывает, что теперь в особенности сурово нужно наказывать того, кто хулит Сына Божия. Святой апостол Иуда, брат Иакова, говорит ведь: «Одних по рассмотрению милуйте, других спасайте страхом».

Следуя этим божественным пророческим и апостольским текстам и Преданию, благочестивые и православные цари и иерархи отправляли в заключение и подвергали жестоким казням вероотступников и еретиков. Впервые великий цесарь, равный апостолам, Константин установил в своем государстве закон, чтобы предавать насильственной смерти того, кто не верит в Святую и Животворящую Троицу, а собственность его отдавать на разграбление. И святые отцы на Первом Соборе не воспрепятствовали, чтобы так было. А святой Александр, Константинопольский патриарх, добился своей молитвой, что Арий рассыпался. А великий чудотворец Епифаний Кипрский словом заставил еретика Аэция онеметь, а на седьмой день предал его смерти. И благочестивый царь Маркиан на смерть осудил еретика Диоскора, Александрийского патриарха, но не мечом его убил, а сослал на остров Ас, где никто не может прожить и года, но мучительно умирает от губительных ветров. Там Диоскор со всеми, разделявшими его заблуждение, в муках испустил дух. И святые отцы на Четвертом Соборе не препятствовали тому, чтобы это случилось.

Благочестивые цесари Юстин и Тиверий отрубили головы наместнику Адду и военачальнику Елевферию, защитникам ереси, и великий чудотворец Евтихий, Константинопольский патриарх, не препятствовал им. Великий цесарь Ираклий велел убивать иудеев, не желавших креститься, и многие бывшие тогда патриархи, архиереи и преподобные не препятствовали ему это сделать. А святой Порфирий, епископ Газы, молитвою сделал немыми и безмолвными сторонников манихейской лжи; а потом и смерти их предал. А святой Феодор, Эдесский епископ, словом лишил дара речи иудея, хулившего Господа нашего Иисуса Христа, а затем обратился с просьбой к вавилонскому царю, и тот, послав в Эдессу войско, велел изгнать из города еретиков, имущество их захватить, а некоторым из них вырвать языки. Святой же Феодор не препятствовал, чтобы так было. Так и святая царица Феодора с сыном своим Михаилом отправила в заточение еретика Анния, Константинопольского патриарха, и там велела, привязав, бить его ремнями. И блаженный патриарх Мефодий и многие преподобные отцы наши и исповедники не препятствовали тому, чтобы так было. А святой Лев, епископ Катанский, сделал так, что еретик Илиодор сгорел в огне.

Смотри же, как святые пророки и праведники Ветхого Завета отступников от Господа Бога одних молитвой и полученной от Бога благодатью предавали смерти, других оружием убивали и подвергали суровым наказаниям. Но святые апостолы, божественные святители и преподобные и богоносные отцы Нового Завета оружием еретиков и вероотступников не убивали, а молитвами и силой, данной им всесильным и животворящим Духом, жестоким наказаниям и смерти предавали.

Если же кто скажет, что молитвою предать смерти - это одно, а оружием убивать заслуживающих смерть - это другое, тому будет так сказано: это одно и то же, что молитвой смерти предать, что оружием убить виновного. Именно так пишет Афанасий Великий в «Слове о совершающих смертные грехи». Вначале он напоминает о ветхозаветных пророках и праведниках, убивавших оружием или предававших казням виновных, потом называет святых и верховных апостолов Петра и Павла. Ведь Петр словом и силой, которую дал им Святой Дух, предал смерти Анания и Сапфиру, а Павел словом предал смерти Елиму-волхва, кузнеца Александра, Именея и Филита. Видишь, что Афанасий Великий не делает никакого различия между убийством оружием и преданием виновных казни или смерти с помощью молитвы.

А если бы не следовало еретиков и отступников предавать казням и смерти, не предавали бы святые апостолы, божественные святители и преподобные наши отцы смерти молитвою и силою, данною им от Бога: гораздо тяжелей смерть от молитвы, чем от оружия. Ведь если смерть по молитве, становится с очевидностью ясно, что Бог осудил на смерть виновного - страшно попасть в руки Бога Живого. А та смерть, что от оружия, случается нередко по проискам людей, и тем, кто понимает, смерть от оружия не так страшна, как от молитвы: человек-то смотрит на лица, Бог же видит сердца. Вот почему преподобные и богоносные отцы наши, священноначальники и пастыри еретиков и вероотступников предавали жестоким наказаниям и смерти не оружием, но молитвой и силой, которую дал им Бог. Если же какого еретика и вероотступника следовало предать наказанию или смерти, они не делали этого сами, но имели для этого благочестивых и православных царей, чтобы отмщать преступникам - в согласии с апостольскими Писаниями, свидетельствами Священных правил и гражданских законов, которые преподобные и богоносные отцы наши соединили и увязали со Священными правилами. Но довольно об этом.

Теперь скажем и о том, что говорят еретики: что если и следует, дескать, судить и осуждать еретиков и вероотступников, то лишь царям, князьям, иерархам и правителям областей, а не монахам, которые отреклись от мира и всего, что в мире, а им следует только собой заниматься и не судить никого - ни еретика, ни вероотступника.

Но вот что сказано будет такому: если не должны монахи осуждать ни еретика, ни вероотступника, то как Антоний Великий осуждал их? Говорил он о еретиках, что слова их страшнее змеиного яда, поучая всегда учеников своих, чтобы ни в какое общение ни с мелетианами, ни с арианами, ни с другими еретиками не вступали.

А на Первом Соборе среди святых отцов оказался святой Пафнутий исповедник, и он осудил Ария на заключение.

Всегда осуждал еретиков святой Пахомий, говоря, что тот, кто общается с еретиками и читает сочинения Оригена, Мелетия, Ария и других еретиков, в бездну ада сходит.

Так и Макарий Великий: для того он вышел из пустыни, чтобы осудить еретика и пресечь его ересь, что и исполнил.

А когда услышал святой Ефрем о распространении еретического лжеучения Аполлинария, - оставляет он по этой причине пустыню, входит в Константинополь, где не только осуждает Аполлинария, но хитроумным своим искусством предает его мучительной смерти.

От самого младенчества жил в пустыне чудный Исаак Далматский, но когда слышит он, что Валент распространяет арианскую ересь, приходит в Византию и не только осуждает Валента, но и предает его огню.

Так и великий Евфимий: хоть сам не был на Третьем Соборе, но послал на Собор учеников своих и велел им осудить и проклясть еретиков.

Хоть не мог святой Алксентий из-за глубокой старости и великих своих трудов пойти на Собор святых отцов, когда собрались они против ереси Нестория, но велел он запрячь упряжку волов и повезти себя на Собор, чтобы проклясть и осудить еретиков.

Святой Даниил Столпник точно так же из-за великой немощи не мог передвигать ноги, так что просил людей, чтобы привели его на Собор святых отцов, чтобы осудить и проклясть еретиков: когда увидел он, что распространяется ересь Севира, из Иерусалима приходит к цесарю Анастасию в Константинополь и умоляет его осудить и проклясть еретиков.

Когда великий Феодосий узнает, что по всему миру распространяется ересь Севира, оставляет монастырь, уходит из пустыни, обходит города и веси, чтобы укрепить верных, еретиков же осудить и посрамить. Собрав потом всех монахов, приходит он вместе с Саввой Освященным в Иерусалим, входят они в церковь в сопровождении множества своих учеников-монахов, числом около десяти тысяч. Поднимаются тут на амвон великий Феодосий и Савва Освященный, осуждают и предают проклятью Севира и всех, кто следует его лжеучению.

На Шестой Собор вместо Александрийского патриарха также прибыл монах - Петр, и вместе со всеми осудил еретиков.

Когда святая мученица, дева Феодосия, рожденная по предсказанию мученицы Анастасии, постриженная в монахини семи лет и после того безвыходно находившаяся в монастыре, - когда услышала она, что цесарь Лев, что из Исаврии, послал своего оруженосца сбросить и уничтожить образ Христа-Господа, бывший на иконе на медных городских воротах, - поспешила святая Феодосия на место и как увидела, что трижды ударил оруженосец секирой по образу Христа-Спасителя, тут же опрокинула на землю лестницу и так предала оруженосца мучительной смерти. Потом, придя к патриаршим покоям, закидала она камнями Анастасия, патриарха-иконоборца, и тут на месте по приказу недостойного цесаря убили ее за образ Господа нашего Иисуса Христа.

И пусть никто не вздумает сказать, что Христова мученица Феодосия не по Божиему повелению совершила этот поступок, собственноручно предав человека смерти, - именно за это предобрый Владыка Христос прославил ее по смерти многими чудесами и грозными знаменьями, а тело сохранил в целости нетленным, так что все, приходящие к ее гробу, получают исцеление от различных болезней. А святые и божественные отцы почтили ее в гимнах, хвалах, канонах и тропарях и постановили праздновать ее память 29 мая наравне с прославленными мучениками и мученицами Христовыми.

И к святой царице Феодоре и благочестивому цесарю Михаилу собрались святые великие постники и чудотворцы: великий Аникий, Арсакий, Исаакий, Феофан-исповедник и многие другие, покинувшие монастыри и пустыни и пришедшие в город, чтобы проклясть и осудить еретиков.

Да и на все Вселенские и Поместные Соборы приходили монахи, забывая свои монастыри и пустыни и поспешая в города.

Таким образом, князья и военачальники, частные лица - мужчины и женщины - и каждый православный, осуждая вместе с архиереями и священниками еретиков, составили Божественные правила, наставляемые Живым и Животворящим Духом. К тому же и гражданские законы прибавили они к Божественным правилам, по которым еретиков не только осуждают, но подвергают проклятиям и жестоким казням.

Ὀρθοδοξία ἢ θάνατος! Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.

    Немецкая пресса возмущена «публичным унижением» танка Leopard на выставке в Москве
    • sam88
    • Вчера 11:40
    • В топе

    Выставка трофейной военной техники, открывшаяся накануне на Поклонной горе в Москве, стала одной из главных тем западной прессы. Европейские издания не скрывают своего раздражения сами...

    «Москва подала нам пример»: Китай аплодирует тому, как Россия арестовала активы американского банка JPMorgan
    • amurweb
    • Вчера 09:23
    • В топе

    Валентин Катасонов: США больше не будут трогать «русские доллары»Арест в России активов и недвижимости американского финансового конгломерата JPMorgan Chase вызвал на Западе такой шок, ...

    Если к июню Россия нагрянет в Курахово, ВСУ придется быстро отступать до Чернигова

    У нас есть шанс на то, что в этом году ВСУ будут или бежать, или быстро отступать с Левобережья. А дальше все зависит от того, каким образом киевский режим попытается стабилизировать ли...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Orthodox 28 апреля 18:14

      Двойка по философии, или «высосанный из пальца фашизм» И.А. Ильина

      В 1948 году в своей статье «О фашизме» Ильин уже ставит в один ряд фашизм и нацизм (национал-социализм), поступательно описывая ряд глубоких и серьезных ошибок, который фашизм совершил и что, собственно, позволяет приравнять его к нацизму. Итак, ошибки, которые совершил фашизм, по мнению Ивана Ильина, в его редакции 1948 года: безрелигиозность, правый тоталитари...
      618
      Orthodox 28 апреля 10:06

      Любая коммунистическая сволочь, что Ленин, что Герцен всегда заукраинцы.

      В логике Холмогорова, когда Ильин жил за пределами России, сотрудничал с врагами России, мечтал свергнуть власть в России, и даже допускал оккупацию страны иностранными силами, это не предательство? Это не иноагентство? Это другое! - Пишет про Герцена некий коммунист Сараев. То есть они все-таки готовы признать, что Герцен - вражина. Но настаивают...
      127
      Orthodox 28 апреля 09:54

      24.01.1938. Путилов Григорий Павлович в возрасте 14 лет был арестован за то, что колесо от колхозной телеги, на которой он ездил, случайно свалилось в реку.

      24.01.1938. Путилов Григорий Павлович в возрасте 14 лет был арестован за то, что колесо от колхозной телеги, на которой он ездил, случайно свалилось в реку. Приговорён к 5 годам лишения свободы. В 1989 г. реабилитирован.P.S. У меня у сестры деда в то время подружка села за "колоски" на срок больше, чем в данном случае. А случаев таких было не счесть.P....
      125
      Orthodox 27 апреля 13:31

      "Ильин создал идеи, которым нет места в здоровом обществе" - пишут левацкие псевдостуденты.

      Напомню основные идеи Ильина.Необходимость национального суверенитета России.Безусловность патриотизма.Необходимость сопротивления злу силой (СВО).То есть понятно против чего на самом деле борется левота.Государство призвано сопротивляться злу силой. Его призвание не в том, чтобы проповедовать добро и вызывать в человеческих душах умиление, — это приз...
      144
      Orthodox 27 апреля 10:01

      О "сливе" Русских

      Кто хоть немного в теме, согласится: Русское движение на Украине было слито технично. Нельзя допустить такого же и в России. А потому следует изучить негативный опыт и поставить позитивные задачи. Ситуация такова: раньше русскость запрещали, теперь - подменяют. Имитируют. Растворяют. Для этого создается агрессивная кислотная среда лжи. Как этом прот...
      138
      Orthodox 26 апреля 09:37

      Изумление: ступор и скорбь, глядя на предательство Веры Православной.

      Видео измены Православию.  https://t.me/iotrakovskiy/3098  Это русские солдаты....А теперь скажите, если бы русский командир сказал чеченцам кричать "Христос Воскресе", они бы выполнили?Почему из нас сделали совсем не думающих людей, потерявших свой стержень - национальную гордость. Кто нас будет уважать. Люде...
      153
      Orthodox 26 апреля 05:56

      Блеск и нищета Кургиняна

      Террор ВЧК не относится к области «истоков» России На фото: ветераны российских спецслужб на открытии нового-старого памятника Феликсу Дзержинскому перед зданием СВРЯ был членом клуба «Содержательное единство» (основатель и бессменный руководитель С.Е. Кургинян) в течение почти 20 лет, с 1998 по 2018 год. За это время услышал на заседаниях клуба, состо...
      142
      Orthodox 25 апреля 05:51

      Заложник ресоветизации

      96 лет памяти барона Врангеля… В Ростове-на-Дону его бюст, изготовленный год назад на народные пожертвования, ныне фактически находится под домашним арестом – страха ради бесноватых кургиняшек и зюганойдов. Хотя эти, последние, всего лишь пользуются очередным разнузданием темных сил. В «нулевые» годы они не издали бы ни звука в ответ на подобную ...
      458
      Orthodox 23 апреля 11:31

      ЛЕНИН: РАЗРУШИТЬ РУССКИЙ МИР. ЧАСТЬ 1 (видео)

       "Новость сгенерированная нейросетью: "Ленина вызвали в суд для дачи показаний", должно быть по делу об установке бомбы под Россию...... По отцу Ленин дворянин из рода Ульяновых или Ульяниных. Возможно в роду были калмыки. По матери потомок выкрестов - крещенных евреев. Прадед Ленина Мойша Бланк имел проблемы с психикой, был судим...
      112
      Orthodox 22 апреля 19:42

      РУСОФОБСКИЙ ХХ ВЕК

      Сопредседатель движения «Русские демократы» Сергей Григоров предлагает нам тезисно вспомнить, как уничтожали русский народ и его самосознание весь ХХ век Прежде всего давайте определимся с терминами. Кто такие русские?«Всемирный русский народный собор» в «Декларации русской идентичности» даёт такое определение русского: «Русский –...
      289
      Orthodox 22 апреля 18:04

      ПОРА ВЫНОСИТЬ ВИЛа

      Паде́ вилъ, сокрушися дагонъ, быша ваянiя ихъ во звѣ́ри и скоты: носите я́ связана яко бремя труждающемуся и разслабѣ́вшу, и алчущу и не могущу вкупѣ, иже не возмогутъ спастися от рати, сами же плѣнени приведошася. (Ис.46:1-2)«...Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное; он разо...
      142
      Orthodox 21 апреля 09:38

      Ильин и ГЕСТАПО

      Вокруг покойного русского философа в последние недели не утихают споры касательно ВПШ в РГГУ, которая названа его именем. Коммунисты, приводя обрывочные сведения и цитаты, пытаются выставить Ильина чуть ли не философом Гитлера. Одно из доказательств звучит так: «А почему Ильин смог спокойно уехать в Швейцарию, хотя на него охотилось ГЕСТАПО?» Исходя из...
      559
      Orthodox 20 апреля 13:45

      ВСЕЕРЕСЬ ЭКУМЕНИЗМА ГОТОВИТ НОВУЮ ВСЕМИРНУЮ РЕЛИГИЮ САТАНЫ...

      Митрополит Пирейский СерафимВ своем пастырском окружном послании на Неделю Торжества Православия Преосвященнейший митрополит Пирейский Серафим сделал ряд сногсшибательных заявлений. По его словам, продвижение поверхностного единства коммуникативного характера по типу унии, а также всеереси экуменизма совершается с единственной целью: ради выдвижения на первый план все...
      198
      Orthodox 19 апреля 16:24

      Разве Иван Ильин был нацистом?

      Но антикоммунистом он точно был, потому то он и не нравится красной пятой колоне. В России сейчас обсуждают Ивана Ильина, потому что в его честь планируют назвать политическую школу при университете РГГУ. Но коммунисты вроде Константина Сёмина выступают против и называют Ильина нацистом. Почему? Давайте разберемся. Иван Ильин был русск...
      210
      Orthodox 18 апреля 13:11

      ЗНАМЕНИЕ КОНЦА ВРЕМЕН...

       Появление числа 666 и разных вариаций штрихового кодирования.Мерзость как точная богословская характеристика любого сатанинского символа и знака, безусловно, относится и ко всякому знаку с числом имени антихриста 666. Это число согласно свмч. Иринею Лионскому символизирует полноту зла, явленного до потопа, после потопа. Оно является собственным числом антихриста...
      157
      Orthodox 16 апреля 13:33

      Кураев* — законная цель для денацификации: Восстановление в сане протодиакона канонически ничтожно

      Бывший протодиакон Андрей Кураев*, лишённый сана Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, сообщил, что патриарх Константинопольский Варфоломей восстановил его в сане и включил в число клириков. Он также добавил, что наложенное со стороны Русской Церкви наказание «никоим образом не вытекает из церковных критериев».Новость прокомментировал руководитель отдела идеолог...
      123
      Orthodox 16 апреля 13:20

      Иван Александрович Ильин – самый актуальный русский мыслитель XX века.

      Повторюсь: САМЫЙ. АКТУАЛЬНЫЙ. РУССКИЙ. МЫСЛИТЕЛЬ. "ОБ УКРАИНЕ"Украина признаётся наиболее угрожаемою частью России в смысле отделения и завоевания. Украинский сепаратизм есть явление искусственное, лишённое реальных оснований. Он возник из честолюбия вожаков и международной завоевательной интриги. Отделившись, это государство предает само себя на завое...
      154
      Orthodox 15 апреля 07:45

      ОДНОЙ НОГОЙ В МОГИЛЕ...

       Слуга антихриста Клаус Шваб госпитализирован. Сообщение lomeactu.com: "Печальная новость для основателя ВЭФ. Клаус Шваб, человек, заявивший, что хочет дожить хотя бы до 120 лет, как Бернар Арно, находится в больнице.Эта новость совсем не хороша для Клауса Шваба. Сообщается, что мужчина госпитализирован и находится в плачевном состоянии.Основатель...
      1681
      Orthodox 15 апреля 07:18

      Очередное кощунство анафематствованного Лавлинского

      Захар Прилепин поведал изумленной публике, что «самый человечный человек» — Владимир Ильич Ленин, — оказывается, вовсе не боролся с Церковью, а был всего лишь атеистом, а это, как заявил товарищ Лавлинский, «не грех».Ладно, про грехи оставим судить инстанциям высшим, а мы по-земному, по-простому разберем очередную брехню известного пропагандиста, кот...
      216
      Orthodox 11 апреля 19:36

      ЕСЛИ АРХИЕРЕИ СЕЙЧАС СНОВА ПРОМОЛЧАТ, НАЧНЁТСЯ МIРОВАЯ ВОЙНА (видео)

      ЕСЛИ АРХИЕРЕИ СЕЙЧАС СНОВА ПРОМОЛЧАТ, НАЧНЁТСЯ МIРОВАЯ ВОЙНА, СТРАШНЫЕ БЕДСТВИЯ И МИЛЛИОНЫ… СМЕРТЕЙ! 11 апр. 2024 г.злочестивый Порфирий предал анафеме Православное Исповедание Верызлочестивый Порфирий позволил еретикам служить в Православном храмезлочестивый Порфрий - антихристовый волк в патриарших одеждах❗️Нечестие архиереев Православной Церкви глав...
      163
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика