ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ:
Дорогие братия!
Хотел бы внести свой вклад в освещение одной из важнейших тем, касающихся практически каждого православного христианина: мирянина, клирика, церковно-, и священнослужителя, епископа. Речь идет о КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ. Точнее, о его ПРАВИЛЬНОМ изображении на себе.
Сколько бывал за много лет в разных храмах на богослужениях, смотрел и по ТВ, столько видел поистине удручающую картину - многие прихожане, почти все священники, епископы налагают на себя крестное знамение кто во что горазд, с небрежением.
Особенно поражает то, что наши пастыри служат в этом недостойным примером для паствы. Мало того, что сами как попало крестятся (по привычке), так и равнодушно смотрят на также как попало крестящихся прихожан, участвующих в богослужениях. Более того, за многолетнее пребывание в Церкви я не припомню ни одной проповеди на эту тему. Не раз приходилось беседовать со знакомыми священниками о том, чтобы учили людей налагать на себя крестное знамение ПРАВИЛЬНО и сами, прежде всего, правильно крестились. Единицы воспринимали это с пониманием, а ведь это - АЗБУКА ПРАВОСЛАВИЯ!
Своим небрежным изображением крестного знамения христианин показывает свое настоящее отношение к КРЕСТУ, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, свое отношение к Богу.
Поэтому задумайтесь об этом, братия и сестры! Посмотрите. как вы изображаете на себе крест, и исправляйте, если делаете крестное знамение неправильно!
О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ
Не может не радовать растущее число прихожан наших храмов. И первым совершаемым движением при входе в него является крестное знамение. Но все ли мы умеем правильно это делать? Не раз приходилось видеть крестное знамение подмышку, ломаный крест, а одна дама налагала крестное знамение рукой, в которой была зажата свечка. Так ли это безобидно?
…Много лет назад я первый раз в жизни отчаялся на исповедь. После нее следует приложиться ко кресту и Евангелию. Я исповедался. Батюшка объяснил мои дальнейшие действия. Я перекрестился (по моим понятиям) и хотел уже наклоняться для приложения ко кресту. И тут отец Петр легким прикосновением меня приостановил: "Ты что сейчас сделал?" - "Перекрестился", - ответил я. "Нет, ты рукой махнул", - кротко пояснил мне батюшка, словно обращая мое внимание на нечто очень важное. С тех пор прошло почти 20 лет. Казалось бы, за это время можно было бы научиться креститься. Ан, нет. Для правильного наложения на себя крестного знамения необходимы не привычка и не автоматизм движений.
Игумен Павел в "Истории крестного знамения в Христианской Церкви" пишет: "Достаточно часто мы совершаем крестное знамение машинально, не задумываясь о смысле этого великого христианского символа". При крестном знамении мы накладываем на себя Крест Христов, о котором святой Ипполит Римский восклицал: "и у Церкви есть свой трофей над смертью - это Крест Христов, который она носит на себе".
Крестное знамение (церковнослав. "знак креста") - в христианстве молитвенный жест, представляющий собой изображение на себе креста. К этому определению можно добавить, что при правильном изображении креста он будет иметь пропорцию человеческого тела, которая, в свою очередь, имеет пропорцию "золотого сечения".
"Крестное знамение - это молитвенное обращение к Богу, - поясняет Игумен Павел. - "Осенить крестным знамением": слово "осенить", которое имеет изначальное значение покрова, защиты, означает в этом контексте действие, исходящее от Господа, в частности, сообщение Божественной энергии.
Позиция православного, который осеняет себя крестным знамением, - это позиция приобщения к Богу, нахождения вместе с Богом; соответственно, это позиция человека, испытывающего благодатное действие Божественной энергии. Человек, на которого кладется крестное знамение, является объектом действия крестной силы".
В наставлениях святых отцов Свято-Успенской Почаевской лавры читаем: "Сколько бесстыдства, сколько дерзости, когда они даже здесь, в Божией Церкви, без мысли, без чувства, безо всякого сознания небрежно водят по груди рукой и не хотят поднять её настолько, чтоб сделать на себе настоящее крестное знамение?
Трудно определить и дать название тому движению руки, какое они делают, когда крестятся. Страшно даже и подумать, как они из самого креста делают какое-то странное извращение. "Такому бо маханию, поистине, бесы радуются", - говорит св. Иоанн Златоуст. - Лучше уж и не креститься, чем так искажать и унижать святейшее знамение креста. И подлинно так.
Какое это крестное знамение, когда они не стараются ни сложить персты своей руки, как должно, ни начертать на себе полный и правильный крест Христов, а иные, хотя и совершают, но с какою-то гордостью, размашисто с откидыванием рук и головы или осеняют с каким-то стеснением только верхнюю часть своей груди и то едва заметно. Все это происходит от дурной привычки, которая доказывает ни что иное, как крайнюю нашу небрежность и невнимательность к святому и великому делу - молитве пред Богом. А о тех, кто совершает с небрежением служение Богу и молитву, сказано в Писании: проклят человек, творяй дело Господне с небрежением (Иерем. 48, 10)".
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони. Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую.
Описание крестного знамения у Христофора Ангела (1575-1638): "каждый... полагает три соединенные перста сперва на челе, в знак того, что святая Троица находится на небе; а потом полагает на чреве в означение того, что Сын и Слово Бога сошел на землю, и воплотился, и распят был, и умер за наши грехи.
Далее полагает на правом плече, показывая, что он восшел из ада и воссел одесную Отца; наконец, полагает на левом плече, выражая [мольбу], чтобы он не оставил нас ошуюю [на Страшном Суде], но избавил нас от левой страны... И таким образом знамение это изображает крест Христов, т. е. возложение руки на чело и на чрево, потом перенесение ее на правое и левое плечо образует вид креста и указывает на крест Христов, т. е. что Христос был распят за наши грехи".
Да будет знамение наше бережно-благоговейным с четкой фиксацией всех 4-х концов креста.
Нельзя перебивать крестное знамение преждевременным малым или поясным поклоном - это не без основания называется "ломанием креста", которому радуются бесы. Крест означает деление на небесное (вертикальная линия) и земное (горизонтальная линия). Преждевременный поклон ломает именно небесную ось.
Чтобы этого не произошло, существует правило: поясной поклон, по указанию Типикона (понед. 1 седм. Великаго поста), совершается стоя: "елико может человек право стоя поклонитися, дондеже достанет рукою земли, не падая коленами, ниже главу преклоняти до земли". Важный момент - достать рукою до земли, это и препятствует ломанию креста, т.к. при этом после совершения крестного знамения руку надо полностью выпрямить, а потом и поклон.
И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
Нижний конец креста нельзя делать на груди. В таком случае крест получается перевернутым и невольно превращается в символ сатанистов. (и католиков прим. Orthodox)
Перед дверьми храма, при входе и выходе из него надо осеняться крестным знамением и полагать поясной поклон. Войдя во храм, надо полагать три поясных поклона, а в Великий пост - земных, трижды произнося про себя "Боже, очисти мя, грешнаго". Затем, приложившись в приличное сему время к иконам (желательно до начала службы), мужеский пол становится на правой стороне храма, а женский пол - на левой.
Осенять себя крестным знамением или креститься нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.
Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь", выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.
Слово "аминь" - значит: истинно, правда, да будет так.
Обычай осенять себя при молитве крестным знамением в Церкви христианской ведется от самой глубокой древности. Его установили св. апостолы и передали всем верным, и с того времени так крепко хранится этот обычай, что без крестного знамения не совершается ни одна молитва: ни церковная, ни домашняя, а все они начинаются и сопровождаются крестным знамением и благоговейными поклонами.
Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу - грешим, грех этот называется кощунством.
В крестном знамении каждому из нас дана возможность совершать великое.
Очевидец пишет: "Я знаю один случай, когда слепенькая Пелагия Рязанская стала креститься и немного не донесла руку до плечевого сустава, а попала в ямку, то, я хорошо помню, как она каялась! Блаженная Пелагия отмечала, что при правильном сложении перстов из них исходит огонь. И когда мы наносим на себя крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело. Кровь, подаваемая сердцем, проходит через огненный крест и поэтому очищается от всего дурного и страшного - всё сгорает! Поэтому, чем больше мы крестимся, говорила Пелагия, тем чище кровь, тем выше разум, тем ближе к Богу, тем быстрее доходит наша молитва до Господа. В этом - значение Креста!"
Мария Египетская, осенив воду крестным знамением, перешла через Иордан.
Святый Иоанн Златоуст: "Если ты при полной вере, с сердечным расположением изобразишь на лице своем Крест Христов, то ни один из нечистых духов не возможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану".
Не стыдись же, христианин, столь великого блага, да не постыдит и тебя Христос, когда придет во славе Своей, и когда сие знамение явится пред Ним светлее самых лучей солнечных.
Из акафиста Блаженной девице Пелагии Рязанской. Кондак 5
Воистину како после сего житии безпечно могла ти Мати, когда незведе ти Богомати во ад и показаша грешники, златолюбцы и скупцы, празднословы и пустословы, осуждающия и ворующия, пиющия и чад во утробе убивающия, блудящия и отца и мать не чтущия, Церковь гонящия и крещенныя, но в храм не ходящия и многими другими грехами согрешающия, и креста на себе правильно не налагающия, устрашилася и пела всю жизнь свою, избави мя Боже от сего, вопия: Аллилуиа.
Оценили 5 человек
10 кармы