Репрессии Советского Союза против религии являются широко известным фактом. Однако забывают, что эти репрессии были одинаковыми отнюдь не для всех. Пока в Центральной России разоряли храмы, топтали иконы и расстреливали священников, на Кавказе действовали революционно-шариатские суды.
Нам сообщают, что среди дагестанских народов шариат имеет серьёзное значение. До нашего сведения также дошло, что враги Советской власти распространяют слухи, что Советская власть запрещает шариат. Я здесь от имени правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики уполномочен заявить, что эти слухи неверны. -
- Так Иосиф Сталин обратился к съезду народов Дагестана 13 ноября 1920 года.
К этому времени в системе советских органов власти уже существовали суды шариата. Они присутствовали даже в армии, не говоря о гражданской сфере. В Дагестане в большинстве населенных пунктов действовали "шариатские тройки", подчинявшиеся "окружным шарсудам", а они в свою очередь - подотделу при местном наркомате юстиции. Естественно, в этих мусульманских революционных организациях основную роль играло исламское духовенство.
Аналогичные тройки (https://www.caucasianknot.eu/blogs/1927/posts/8266) действовали на Западном Кавказе, только без подотдела при наркомате юстиции - их представители просто включались в местные исполкомы. А шариатские суды Чечни получили от большевиков настолько высокий статус, что их решения можно было обжаловать лишь в Верховном суде РСФСР. Полномочия "шарсудов" в разных регионах различались - в Адыгее они рассматривали лишь кражи и гражданские дела, а в Чечне и Дагестане имели полномочия решать дела о самых тяжких преступлениях вплоть до убийств.
В результате на Восточном Кавказе шариатские суды в первой половине 20-х годов рассматривали до 80% всех дел. Это происходило в условиях массовой депортации русского населения в 1920 году, а также его последующего стихийного бегства из-за последующей безнаказанности горцев. Советская власть на Кавказе начала напоминать исламскую власть с муллами и дворянами, и вот тогда большевики спохватились. К 1928 шариатский суд был полностью запрещен, восстания за его возвращение подавлены. Однако сворачивание было постепенным, а репрессии весьма ограниченными. Значительная часть мусульманского духовенства и дворянства смогла выжить, а традиция шариатских судов продолжилась подпольно в отдаленных районах. В 80-х годах это сыграло серьезную роль.
Поэтому не стоит говорить о "прагматичности" советской власти. Любые движения русского народа она ломала через колено, не стесняясь уничтожать целые слои населения или населенные пункты. С национальными меньшинствами же велись компромиссы вплоть до красного шариата. Неудивительно, что в итоге такая несправедливая система рухнула.
Оценили 6 человек
14 кармы