Два пролёта лестницы в небо.

9 1793

Все, ведь, помнят, что в детстве, когда только научились читать, мы выбирали книжки с картинками. Потому, что так интересней - легче представить себе сюжет и персонажей. Потом, по мере взросления, потребность в картинках отпала, но если попадались в книге иллюстрации, мы сильно удивлялись несовпадению образов художника и наших. Удивление это возникло скорее из-за наличия у нас образа, нежели из-за нестыковок. И тут появился новый интерес увидеть чужие представления, а в остальном отсутствие иллюстраций вполне нас устраивает.
     Теперь о деле: давненько уже вышла книжка Михаила Хазина "Лестница в небо" и она без картинок. Вот вы не поверите, но я всё равно скажу: картинки к этой книжке изданы намного раньше - лет на тридцать восемь. Если точно - в семьдесят пятом году прошлого века. И это художественный фильм "Игрушка" от режиссёра Франсиса Вебера.
     Следует заявить акцент: без демонстрации устройства власти сюжет фильма не работает. Так вот: описание дано полное и подробное. Разглядеть его (устройство), верно, трудно, но: если не спешить и пользоваться функцией стоп-кадра, то всё вполне различимо и читаемо. Отыщи, читатель, каким-нибудь кинопоиском упомянутый фильм, будем разбираться.
     Итак: поехали.

     Почтеннейшая публика! Спешите, спешите в наш синема-театр! Только у нас, только один день! Проездом из Марселя в Дели! Демонстрируется новая фильма от классика мирового синематографа Франсиса Вебера "Игрушка". В главной роли высокий блондин Пьер Ришар. Торопитесь! Только один день!

     Под одной из парижских крыш, парижского же дома представляется секретарше он, высокий блондин, Франсуа Перен. Он надел ботинки одного цвета, забросил скрипку и отрастил бороду. Занялся журналистикой. Может чуть повзрослел, но в сущности такой же лопух, как и был. Устроился на диванчике ждать приёма у господина де Бленака. Пусть ждёт. Мы к нему ещё вернёмся. К нему и к де Бленаку. Сей же час нам интересен президент - глава властной группировки. Возьмём его в оборот.

     Мы видим: мужчине хорошо за сорок (довоенного выпуска, то есть), немногословный, держится прямо, носитель двойной фамилии (и, возможно, морали), жена много моложе него. Знакомимся: президент Рамбаль-Коше. Задержим взгляд на его жене. Ты, читатель, кстати, кнопочку "стоп" надави. Какие ассоциации? Породистая? Верно, породистая. Причёска "конский хвост" показана для усиления именно этой ассоциации, ибо это существенная деталь, без которой сюжет провалится. Отметим её и вернёмся к президенту.
     Далее: сравним поведение отца и сына. Оба центропуписты. оба любят хамские шуточки. Оба любят один и тот же вопрос: "почему". Оба живут в придуманном мире (ребёнок, правда, туда ешё только заселяется). О чём это говорит? О чём кричит нам громкими буквами Франсис Вебер? А это о том, что президент Рамбаль-Коше тоже рос в роскоши и получил такое же воспитание. Разница лишь в том, что отец нахамив скучает, а сын переключается на новую игру. 
     Может показаться, что портрет дан скудно и грубо, но это всего лишь дополнение к нему, для наших целей достаточное. Нам пора познакомиться с властной группировкой.

     Когда вы из смокинга смотрите на пижаму, вряд ли вы заметите того, на ком она надета. Так и получилось на том ужине, где Перен был представлен этой породистой с конским хвостом. Кому был представлен? Вассальной группе президента. Да, это они - вассалы. Конкурируют меж собой за близость к телу начальника, но здесь, на почти семейном ужине старательно изображают взаимопонимание и сплочённость. Отсюда и спектр реакций на вторжение пижамы - от удивления до гнева. Я, что, не сказал про стоп-кадр? Ну, читатель, сам соображать должен - именно такой принцип взаимоотношений принят во всех властных бандах.
     Об участии во властных группах не сознаются. Пинье - тот, который всех достал своими длинными и влажными руками - был уволен именно за способность разбазарить тайну. А Перен везунчик - он увидел их всех. Но... он совсем недавно снял чёрный ботинок и, пока что, недотёпа. Нам здесь важнее отметить, что за столом сидит восемь пар Вассалом в каждой паре является только один, не суть важно кто - главное: их восемь. То есть: властная группа укомплектована полностью. Почему? Потому, что такое количество людей управляемо. Это, ведь, только Личо Джелли был настолько глуп, что лично завербовал весь итальянский парламент и, как следствие, сел - некому было осуществить организованное противодействие следствию. Здесь же всё устроено правильно. Запомним эту деталь. И ещё запомним: за столом нет де Бленака. Прямо сейчас нам интересна такая мелочь: за столом жена президента, вот эта породистая, отсутствовала вместе со своим хвостом. поэтому мы идём на другой банкет - на лужайку перед домом.

     Из знакомых мы видим президента, его жену и де Бленака, а этих двух ковбоев (Перена и Эрика), играющих в индейцев, вынесем за скобки. Остальных мы не знаем, но издалека видно, что эта тусовка собрала более серьёзных людей, чем первая. Здесь собрались сюзерены, такие же, как и президент, только с титулами. Это, как раз, та самая компания, которая позволяет Рамбалю-Коше "не всегда слушать министра" совершенно безнаказанно. Именно с этими людьми он договаривается, делит сферы влияния, от них узнаёт послезавтрашние новости, а по-нашему - "решает дела". Есть, однако но: будь он одним из них - министр бы его слушался. Однако: компания титулованных особ "купеческих сынов" не принимает. Сами-то, может, и наркотой приторговывают, но: от двортерьера требуют протекции. Такую протекцию нашему мсье составила жена. Она носительница титула. Кто-то сомневается? Тогда как она отказалась от ужина с плебеями без последствий для себя? А уверенная постановка ног невзирая на возможную травму? Стоять на своём с детства учат всех титулоносцев, даже таких как Бленак. Только благодаря ей и стал возможным этот пикничок, правда, глава семьи не она.
     Здесь следует добавить: но: положение президента в тусовке шаткое и весьма. Его так и считают выскочкой из плебса. Поэтому ему нужен Бленак - для демонстрации уважения к традициям дворянства. На большее он не годится: пытаясь угодить и начальству и коллективу он ходит с вечно оторванной приставкой неуверенными шагами, лишь иногда ставя ноги твёрдо. А такое поведение интуитивно понятно всем, вот и держат его навроде комнатной собачки - бесполезен, но мил. Без понимания шаткости ситуации дальнейшее движение сюжета будет недостоверным. А нам срочно надо разобраться с поколениями Рамбалей-Коше. Если кто подумал, что мы забыли про индейцев - не беспокойтесь: они за скобками не пропадут.

     Согласно ибн Хальдуну, первое поколение захватывает власть, второе - укрепляет её и приумножает богатство, третье - развивает науки, искусства, меценатствует, четвёртое разбазаривает всё, до чего дотягивается.
     Руководствуясь воззрениями старика Хальдуныча нам предстоит выявить к какому поколению принадлежат отец и сын в президентской семье.

     Как уже было сказано, папино детство прошло в роскоши, а, коль скоро, ему потребовалась сертифицированная жена, налицо процесс наращивания богатства и власти, а, значит, он из второго поколения. следовательно, его сын Эрик - из третьего. Отсюда ясно, что возникновение дружбы неизбежно. Если не с Переном, так с кем-то другим. Понятно,  ведь, что без понимания человеческих отношений, без проживания этих отношений заниматься культурой невозможно. И мы наблюдаем взросление Эрика. Не во всём, конечно, но начало положено. А дальше... предсказано ещё в средние века. Нам осталось выяснить сделал ли карьеру Перен. Для этого надо вернуться к тому милому семейному ужину, на который Перен... заявился без костюма.

     Надо заметить, что хоть какое-то планирование действий просматривается только у графини, а все остальные лишь пассивно участвовали  в инциденте. Ситуация вышла двусмысленная, но в том-то и дело, что вторые смыслы мы всегда извлекаем потом, когда срабатывает тот ум, которым мы все крепки.
     Понятно, что события подстроены дамой (разве у неё для прогулок балкона нет?). Видимо отказ от банкета она сочла недостаточной колкостью и решила ещё одну шпильку в мужа воткнуть. А шпилька вышла такая: вот вам новый босс (или дон) захочу - поменяю. Она сама-то поняла? Даже если не поняла, то почувствовала - муж-то, ведь, почувствовал. Очевидно, что замена босса дело непростое, но появление претендента, пусть  новичка и неумехи, событие достаточное, чтобы по пирамиде пошла дрожь. В полном неведении остался лишь один Перен и, как видим, он даже не задумался об открывшихся возможностях.

     А нам, чтобы ничего не упустить, надо срочно лететь на пикник, ты замечтался, читатель, нам пора.

     Ребёнок играет среди взрослых (у него детской площадки нет?), но такое поведение имеет смысл: его запоминают гости, настанет час и он войдёт в это общество как свой. Легитимный то есть. Именно этого добивается президент. Но. Президент почувствовал угрозу. Со стороны вот этого мелкого журналиста. Когда он угомонил профсоюзный гвалт, то стал интересен гостям не только как человек из персонала. А им, гостям, всё равно какой полуграф будет принимать их на лужайке. Этот моложе и прикольней. Как результат: меняется содержание речи: если в призыве быть осторожнее слышится тонкий намёк на толстые обстоятельства, то предложение поиграть в другом месте кроме подавленного раздражения ничего не несёт. А, что до толкания женщины в фонтан - так у нас  на второе августа в фонтанах полно отдыхающих, а президент промолчал из мести за сорванный банкет. Мелочный такой.

     Дон Рамбаль-Коше понял, что этого журналиста надо вербовать. Сцена в саду и показывает вербовку. К этому времени вся стремянка власти ходит ходуном - того и гляди посыплются вниз индивиды. Умница секретарша подскакивает с вопросом - она чувствует. Не сейчас:

     если он не успеет с вербовкой, то... сам будет всегда министра слушаться.

     Неудачная вербовка требует применения защитных действий, каковым и является ускоренный отъезд Эрика. Перен во властные игры не играет, но люди власти в это не верят. Воображаемому миру президента нанесён ущерб, да такой, что мир этот в прах рассыпался и жить там нельзя. А если принять превентивные меры, то можно ещё хоть что-то спасти.

     Ладно. А, что Перен? Понял ли хоть что-то этот высокий блондин, или съезжание с лестницы и падение с лошади недостаточные условия для возникновения понимания? Понял. И гораздо больше, чем мы ожидали. Вот та же сцена вербовки. Он отвечает. Президенту. Рамбалю-Коше. Прислушайся: он говорит: "Твоя жизнь скудна, игемон". Нет? Посмотри ещё раз. Просто вопрос карьеры есть вопрос выбора, так получилось, что главный герой выбора не заметил. Что же с ним произошло? Вот: Перен избавился от центропупизма, в его случае, от жалости к себе, которую предъявляют все служащие кампании: со мной так не случится - из-за такой ерунды не увольняют... Мальчик стал мужчиной, а, значит. обрёл возможность стать человеком. Этот путь тернист и труден, и не всегда прям, и не раз ещё, быть может, поменяешь профессию...

     ...а тут, видишь, за тобой бежит пацан... как... куда... это ж ответственность какая...
     Возьми его с собой в пути одному спокойнее, а вдвоём легче.

     Нам должно признать: Перен карьеру сделал. Мы, зрители, можем осуждать его за то, что не воспользовался моментом, но: лишь те из нас, кто человеком стать так и не собрался. Взметнувшийся сразу на два пролёта лестницы без перил, прогулявшийся по арене со львами и оставшийся невредимым достоин наивысшего уважения.

     О фильме следует добавить, что Франсис Вебер здесь и автор сценария и режиссёр, то есть: и персонажи и сюжет выстроен им от начала до конца с превеликим знанием устройства власти. Показаны люди власти и люди шлейфа (фотограф), роль секретарш (умная, но совершенно отвязная девчонка), предательство (опять фотограф), вербовка, учтена легитимность родственных связей и их значение. Не забыта и дверь на арену, открывающаяся перед новичком. Ну и, конечно, поколенческие перипетии отражены. Одним словом: коротко и точно показано всё, что в подробностях изложено в "Лестнице в небо". Умеющий читать да читает. С картинками оно наглядней и веселей.

     Читатель, жми на "воспроизведение", в этой фильме нам осталось досмотреть финал, где размежовываются прошлое и будущее, где оставляется в прошлом мантращинник Рамбаль-Коше, где явлено достойное завершение неначатой и начало новой, совсем другой карьеры, которая и есть Жизнь. Смотри, смотри внимательно, ведь там в пол-экрана - небо. Да. Там в пол-экрана - небо.

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Уже мои внуки будут знать про Сталина правду, а не тот насквозь лживый миф, основы которого заложил трусливый предатель Хрущёв ©

Важнейшая памятная дата в нашей истории, подлинный смысл и величие которой будут раскрываться для нас постепенно.  Уже мои внуки будут знать про Сталина правду, а не тот насквозь лж...

Обсудить
  • Всего-то и осталось пересмотреть-вспомнить фильм и приступить к прочтению книги... а так я внимательна, ага...))
  • Ты, как всегда иронична.
  • Хороший расклад. Перен ещё и везучий. да! :raised_hand: