• РЕГИСТРАЦИЯ

ЗАПАД ЗАРАЗИЛ НАС ОТЧУЖДЕННОСТЬЮ ОТ АЗИИ

4 1824

В высшей степени замечательно, что Достоевский сразу после «Речи о Пушкине» (где со всей силой и ясностью провозглашено: «Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность…») обратился к теме Азии. В своей последней, предсмертной записной тетради 1880-1881 годов (большая часть ее была опубликована лишь в 1971 году) Достоевский снова и снова возвращается к этой теме:

«Азия. Что Россия не в одной только Европе, но и в Азии, и что в Азии может быть больше наших надежд, чем в Европе…

Россия хоть и в Европе, но Россия и Азия, и это главное, главное» и т.п.

В самом последнем выпуске «Дневника писателя» («Январь 1881 г.») Достоевский писал: «Надо прогнать лакейскую боязнь, что нас назовут в Европе азиатскими варварами и скажут про нас, что мы азиаты еще более, чем европейцы. Этот стыд, что нас Европа считает азиатами, преследует нас уже чуть не два века… Этот ошибочный стыд наш, этот ошибочный взгляд на себя единственно как только на европейцев, а не азиатов (каковыми мы никогда не переставали пребывать) — этот стыд и этот ошибочный взгляд дорого, очень дорого стоили нам в эти два века…».

Из всего контекста мысли Достоевского совершенно ясно, что речь идет не просто о взаимоотношениях с Азией, но и о другой — столь же необходимой — стороне русской всечеловечности.

В XV-XVII веках Россия была гораздо больше связана с Азией, чем с Европой; с конца ХVII века Достоевский, как бы подводя итоги интенсивнейшего двухвекового «европеизма», провозгласил необходимость установить своего рода равновесие и «открыть окно» в Азию, оговаривая при этом, что вовсе не следует отворачиваться и «от окна в Европу».

Если вглядеться в развитие русской литературы за предшествующие 1880 году полвека, станет ясно, что мысль Достоевского ни в коей мере не была чем-то неожиданным. Достаточно подумать о чрезвычайно широко и глубоко освоенном русской литературой Кавказе, которому посвятили очень значительную часть своего творчества Пушкин, Лермонтов и Толстой, не говоря уже о целом ряде второстепенных писателей. Лермонтов говорил перед самой своей гибелью: «Зачем нам все тянуться за Европой?.. Я многому научился у азиатов, и мне бы хотелось проникнуть в таинства азиатского миросозерцания… Там, на Востоке, тайник богатых откровений».

Но дело здесь не просто в обращении к Азии; дело в самом характере этого обращения. С этой точки зрения поистине великолепен эпизод из «Путешествия в Арзрум», рассказывающий о встрече Пушкина с персидским поэтом Фазил-Ханом: «Я, с помощью переводчика, начал было высокопарное восточное приветствие, но как же мне стало совестно, когда Фазил-Хан отвечал на мою неуместную затейливость простою, умною учтивостью порядочного человека!.. Со стыдом принужден я был оставить важно-шутливый тон. Вперед не стану судить о человеке по его бараньей папахе и по крашеным ногтям».

Здесь исключительно важны слова «совестно» и «со стыдом», которые показывают, обнаруживают, что сознание безусловного равенства, братства с человеком Азии ни в коей мере не носят формального характера, но идет из глубины личности. Атмосфера безусловного равенства и братства воплощена во всех творениях русской литературы, воссоздающих образы народов Азии, — и в лермонтовском «Герое нашего времени», и в кавказских повестях Толстого (в «Хаджи-Мурате» он со свойственной ему «крайностью» даже как бы переходит границу равенства, выдвигая на первый план черты превосходства горцев над русскими), и в поразительном по силе, явно недооцененном повествовании Лескова «На краю света» (о Якутии).

Здесь невозможно хотя бы даже назвать все произведения русской литературы конца XIX и XX века, связанные с темой Азии. Именно в 1880-х годах, то есть одновременно с осознанием всей важности и необходимости этой темы Достоевским, обратился к Азии — прежде всего к духовной жизни Индии и Китая — Лев Толстой. Глубокое выражение нашла азиатская тема в поэзии Бунина, Блока, Хлебникова, Клюева, Есенина, в повествованиях Лескова, Чехова, того же Бунина, Куприна, Пришвина, Шишкова, Андрея Платонова и т.д.

В этой сфере русской литературы едва ли не наиболее очевидно выявляется ее коренное расхождение с гуманизмом в западноевропейском смысле, поскольку тот основан на «объектном» отношении к другому человеку. Пусть речь идет даже о высоком сострадании к этому другому — все равно оно превращает его именно в объект сострадания.

В западной литературе достаточно много произведений, в которых с позиций последовательного гуманизма изображены люди Азии и Америки. Но это именно такое сострадание, в котором не воплощен дух подлинного равенства и братства.

В «Герое нашего времени» Печорин отнюдь не проявляет специфически «гуманного» отношения к Бэле, Казбичу, Азамату; он, если угодно, вступает с ними в поединок. Но это поединок безусловно равных людей; у обеих сторон есть и свои слабости, и свое превосходство.

Известны проникновенные слова Пришвина о том, что он «при встрече с любой народностью — англичанином, французом, татарином, немцем, мордвином, лопарем — всегда чувствовал в чем-то их превосходство».

Это чрезвычайно существенный момент проблемы; дело в том, что равенство народов невозможно, немыслимо как некое тождество. Для подлинного установления равенства и братства необходимо увидеть и признать определенное превосходство другого народа. Это отнюдь не означает какого-либо умаления своего народа. Тот же Пришвин, выражая неудовлетворенность рассказом Горького «О любви», писал ему: «Это могли бы написать и французы», утверждая тем самым «литературное» превосходство русской культуры. Вместе с тем в своем великолепном «Черном арабе», изображающем Казахстан, или в дальневосточной повести «Женьшень» Пришвин воплотил дух безусловного братства с народами Азии.

Подлинное превосходство русских и состоит, если уж на то пошло, в способности подлинного братства с любым народом, которая, в свою очередь, опирается на способность (необходимую способность) из глубины духа признать определенное превосходство другого народа, что так прекрасно выразил Пришвин.

Но обратимся к самой проблеме Азии; глубокое ее осмысление — особенно сложная, важная и насущная задача. Дело в том, что за два столетия самого активного «европеизма» отечественное сознание подверглось очень сильному воздействию западного отношения к Азии, о чем с такой тревогой говорил перед смертью Достоевский. С наибольшей ясностью это выразилось в представлениях, сложившихся в России за ХVIII-XIX века о татаро-монголах, ставших ядром империи Батыя и его потомков, в вассальной зависимости от которой в XIII-XV веках находилась Русь. В принципе нет кардинального различия между этой империей и, скажем, империей Карла Великого, подчинившей себе европейские земли от Пиренеев до Дуная, народы — от арабов до чехов (можно взять и более поздний пример — империю Карла V). Однако в глазах Европы империя «азиатов» представала как нечто совершенно иное — чудовищное и, более того, «позорное» — именно потому, что дело шло об «азиатах». Начиная с XVIII века, такого рода восприятие в известной степени заразило и русское сознание. Ранее на Руси отнюдь не было этого специфического отношения к азиатам, в частности, и к монголам.

В высшей степени характерно, что даже в пронизанной болью «Повести о разорении Рязани Батыем» образ монгольского вождя не лишен черт человечности: «И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малой своею дружиною… Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся из его дружины… И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им» (перевод Д.С. Лихачева). Речь идет, разумеется, отнюдь не о каком-либо оправдании завоевателя. «Повесть о разорении Рязани Батыем» насквозь пронизана пафосом непримиримой борьбы с захватчиками, как и все другие произведения русской литературы ХIII-XV веков, касающиеся монгольского нашествия. Но вместе с тем русское самосознание не разграничивало народы на «европейцев» и «азиатов»; любые завоеватели были неприемлемы, будь то немецкие рыцари или монгольские багатуры. Отношение к завоевателям определялось в русском сознании именно тем, что они завоеватели, однако это не вело к враждебности или хотя бы отчужденности в отношении какого-либо народа и его отдельных представителей. С замечательной ясностью выразилось это даже и в судьбе потомков Батыя на Руси. Как известно, Русь окончательно освободилась от власти татаро-монголов в 1480 году, после бегства великого хана Золотой Орды Ахмата с реки Угры. И вот через каких-нибудь полвека сын племянника того самого Ахмата, Шах-Али (Шигалей), стал крупнейшим русским военачальником и командовал всей армией в Ливонской и Литовской войнах, а правнук Ахмата — Саин-Булат (Симеон Бекбулатович) был назначен главой Боярской думы и получил титул «великого князя всея Руси». И это всего лишь два выразительнейших примера из массы подобных. Такого рода судьбы представителей нерусских народов вообще-то вполне типичны: так, кабардинский князь Черкасский был фактически правителем при царе Михаиле Федоровиче, мордвин Никита Минов — патриархом всея Руси Никоном, ногаец Юсупов — главой Российской военной коллегии в начале XVIII века и т.п. Но судьбы потомков «заклятых» врагов Руси с особенной силой и очевидностью раскрывают природу русской всечеловечности. И нельзя не выразить глубокую тревогу в связи с тем, что «западническое» восприятие Азии подчас искажает эту истинную суть русского сознания. Каждому из нас ясно, что непримиримая борьба с наполеоновским нашествием не породила и не могла породить в нашей литературе «негативного» отношения к французскому народу как таковому. Но к народам Азии, входившим в составе агрессивных армий в силу тех или иных обстоятельств, нередко как бы предъявляется иной счет.

Между тем нет сомнения, что явленная на самой заре русской истории воля к всечеловечности имела громадное значение в отношениях Руси с народами Азии. Вот хотя бы один, но очень характерный факт. Владимир Мономах в своем «Поучении» гордо рассказывает о грозных победах над половцами, но не менее гордо он сообщает: «Миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, и раздаривал много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких (следует перечисление имен. — В.К.), а всего других лучших князей сто» (перевод Д.С. Лихачева). Не будь этой, выражаясь современным языком, русской принципиальной позиции в мире, отношения с кочевыми народами Азии могли бы иметь совсем иной исторический результат.

В своей последней, предсмертной статье 1881 года Достоевский писал, что в предшествующие «два века… чего-чего мы ни делали, чтоб Европа приняла нас за своих, за европейцев, за одних только европейцев, а не за татар…

От окна в Европу отвернуться трудно, тут фатум… Нам нельзя оставлять Европу… Европа нам тоже мать, как и Россия, вторая мать наша; мы многое взяли от нее, и опять возьмем, и не захотим быть перед нею неблагодарными… А между тем Азия — да ведь это и впрямь может быть наш исход в нашем будущем — опять восклицаю я!.. Принцип, новый принцип, новый взгляд на дело — вот что необходимо!«.

Позднейшее изучение и осмысление истории Руси показало, что дело заключается не в «новом» принципе и взгляде, но в возрождении, воскрешении многовекового русского принципа и взгляда. В течение XVIII-XIX веков Запад чуть ли не заразил наше сознание «отчужденностью» от Азии, но великая русская литература всегда сохраняла и развивала свою всечеловечность равным образом в отношении и к Европе, и к Азии, что так прекрасно воплотилось в творчестве Пушкина, Лермонтова, Толстого, Лескова и что с такой ясной и глубокой осознанностью выразил в своем последнем завещании Достоевский.

А Россия является «рубежом между Европой и Азией, Западом и Востоком», конечно, не только в силу своего географического положения. Русская литература во всех своих подлинных проявлениях воплотила мощный и глубокий пафос равенства и братства с народами и Запада, и Востока, создав, таким образом, своего рода духовный мост между Европой и Азией. В могучей всечеловеческой стихии русской литературы и Запад, и Восток одарены способностью как бы сойти со своего «места» и братски протянуть друг другу руки.

Вадим Кожинов

Иркутск, 2015 г. Источник: Русский Восток

Евразийское Движение Российской Федерации

    "Я решил разогреть холодец, а русские сказали, что я так не проживу в России" Американец о России после 6 месяцев проживания

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Знакомьтесь, это Энтони и Алекс. Они американцы. Так вот Алекс (тот, что справа ) прожил в России аж полгода и очень подробно расс...

    Жога - это раз. Дальше будет интереснее: Смотрите, кто в резерве

    Чиновниками становятся люди, за которых не стыдно, и Артём Жога - это раз. Врио губернатора одного из регионов назначена женщина, "живущая за двоих", - это два. Дальше будет интереснее:...

    Злой рок «русского рока»

    В начале нулевых в мой любимый Новороссийск с бесплатным концертом приехала уже ставшая легендарной панк-группа «Король и Шут». Михаил (Горшок) Горшенёв был ещё жив и полон сил, а потом...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      ЕВРАЗИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 9 сентября 2015 г. 09:48

      ВИДЕО: Ожидания от ЕАЭС — Юрий Кофнер на МИР 24

      8 сентября 2015 года в Гродно, Республика Беларусь встретились премьеры стран ЕАЭС. Много говорили о том, как сформировать единый рынок услуг. Призывали отказаться от доллара и евро при расчетах, обсуждали и промышленную политику. Насколько сегодня реализован Евразийский Экономический Союз и когда жители этой зоны ощутят на себе плюсы сотрудничества? На ...
      1048
      ЕВРАЗИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 2 августа 2015 г. 09:12

      ЕВРАЗИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ОТКРЫЛО КУЗНИЦУ МЫСЛИ В МОНГОЛИИ

      28 июля 2015 года в Улан-Баторе состоялось подписание декларации о сотрудничестве между международным молодежным движением «Молодая Евразия» в лице директора Центра Евразийских исследований в Перми, историка-востоковеда, д.ист.н. Олега Лушникова (Евразийский клуб «Пермь») и представителями образовательных и научных кругов Монголии. На базе Института межд...
      1210
      ЕВРАЗИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 12 июля 2015 г. 11:21

      ЕВРАЗИЙЦЫ ОБСУДИЛИ БУДУЩЕЕ ГРЕЦИИ, ЕВРОПЫ И БРИКС

      10 июля 2015 года в Москве в главном офисе движения «Наша Родина» (союзник «Молодой Евразии») прошло рабочее совещание на тему «Греция! Давай в БРИКС, ШОС и ЕАЭС». В мероприятии приняли участие активисты «Нашей Родины», Евразийского Движения «Молодая Евразия», а также журналисты из информационного агенства РБК. Модератором совещания выступил председатель...
      2100
      ЕВРАЗИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 10 июля 2015 г. 09:51

      ЕВРАЗИЙЦЫ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В МОЛОДЕЖНОМ САММИТЕ БРИКС (ФОТО)

      3 по 7 июля 2015 года в Казани прошел первый Молодёжный саммит БРИКС, в котором приняли участие порядка 300 молодых представителей из Бразилии, России, Индии, Китая, Южной Африки. В Российской делегации приняли участие сразу два представителя Движения «Молодая Евразия» — Лилия Рамадан и Гумаров Фархад. Интерес со стороны молодых евразийцев к саммиту БРИ...
      2863
      ЕВРАЗИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 5 июля 2015 г. 11:44

      ЮРИЙ КОФНЕР: СИРИЗА — «ЕВРАЗИЙСКИЙ» ФОРПОСТ В ЕВРОПЕ? ЧАСТЬ I. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

      Настоящая статья является частью серии заметок, анализирующих «евразийские» элементы в политике прошумевшей лево-популистской партии СИРИЗА. Первая часть посвящена взглядам сиризовцев на необходимую внешнюю политику Греции. Основная часть настоящей заметки была написана несколько месяцев до назначенного на 5 июля 2015 года референдума, решающего судьбу, не только Грец...
      1968
      ЕВРАЗИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 2 июля 2015 г. 00:49

      ЮРИЙ КОФНЕР: ПОПУЛИСТСКИЙ ПОВОРОТ ЕВРОПЫ НА ВОСТОК

      «Евразийский» поворот ЕвропыПоследний год мы наблюдаем растущий весь про-российских популистских левых и правых сил в Европе. И такая тенденция обещает усиливаться: Виктор Орбан строит свою «не-либеральную демкоратию» в Венгрии, СИРИЗА уже стала правящей коалицией в Греции, «Альтернатива для Германии» заняла место либералов в Бундестаге, лидер «Национального фронта» М...
      1304
      ЕВРАЗИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 26 июня 2015 г. 14:25

      ЮРИЙ КОФЕР: ПАРЛАМЕНТ ПО-ЕВРАЗИЙСКИ

      Новое здание российского парламента скорее всего будет построено в «евразийском» архитектурном стиле. Флаги России и Евразийского Союза на фоне нового Парламентского центра РФ.Евразийский архитектурный стиль16 июня 2015 года в Государственной Думе открылась экспозиция макетов трех архитектурных концепций нового Парламента Российской Федерации, из которых...
      6618
      ЕВРАЗИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 18 июня 2015 г. 15:09

      Юрий Кофнер: Евразийство и боливаризм

      «No es nunca demasiado tarde, amigos,para buscar un mundo nuevo, ¡vamos!».* Raúl Menéndez. «Cordis Die», 19 de junio 2025. Что евразийство для России-Евразии, то боливаризм для Латинской Америки. Или для «Нашей Америки» (исп. Nuestro America), как ее ласково называют боливарианцы, чтобы отмежеваться от своего северного соседа. В чем суть боливаризма и по...
      2794

      Пепе Эскобар: Умерла Большая Европа! Да здравствует Великая Азия!

      Настоящая история (современности и обозримого будущего) в ее бесчисленных вариациях (ну, конечно, без учета кучи острых углов) ознаменован новой, объединенной Евразией во главе. Китайский безмерно честолюбивый проект Нового шелкового пути (НШП) однозначно соприкоснется с Евразийским Экономическим Союзом (ЕАЭС). И вот настанет день, когда ЕС очнется и обнаружит бурную ...
      4432

      Юрий Кофнер: Германия оккупирована США

      Почему Ангела Меркель приняла решение посетить Москву 10 мая, по каким законам жанра работают немецкие СМИ и какие силы в Германии лоббируют пророссийских курс – в интервью рассказал русский немец, лидер движения "Молодая Евразия" Юрий Кофнер.Отношения России и Германии по понятным причинам – одна из основных его тем. Он изучает информационное поле Германии, политиче...
      9860

      Евразийцы Оренбурга создали форпост для продвижения евразийства

      5 мая 2015 года состоялось торжественное открытие Евразийского клуба «Оренбург» (Молодая Евразия). Площадкой для начала деятельности стал Оренбургской институт (филиал) Московского Государственного Юридического Университета.Модератором круглого стода выступил доцент кафедры теории государства и права, к.ист.н. Иван Скуратов, а почетным гостем мероприят...
      4062

      Юрий Кофнер: Русский голлизм и французское евразийство

      Последние месяцы партию Николя Саркози одолевает беспрецедентный приступ "евразийства". Ведет ли он к распаду его движения и переходу патриотов к Национальному фронту Марин Ле Пен - главного союзника Владимира Путина во Франции? Удается ли построить континентальный блок "от Атлантики до Урала" о котором мечтал Шарль де Голль?7 февраля 2015 году в своем ...
      1548

      Константин Сафронов: Российско-китайский альянс — удар по США

      Начиная с лунной программы и военных учений в Средиземном море и заканчивая Парадом Победы в Москве, Китай и Россия за последние несколько дней объявили о целом ряде мер, направленных на развитие военных, финансовых и политических связей. Такое укрепление альянса между двумя великими цивилизациями — русской-евразийской и китайской — может стать началом ...
      3831

      Евразийцы Башкирии и Таджикистана налаживают сотрудничество в рамках ШОС

      17 апреля 2015 года в Уфе прошла международная научно-практическая интернет-конференция «ШОС и БРИКС: факторы стабилизации и роста глобальной экономики» с участием экспертов из Уфы, Душанбе и Челябинска.Организаторами мероприятия выступили БАГСУ, Евразийский центр «Самрау» (Евразийский клуб «Башкирия»), Минфин Республики Таджикистан, ФЭИ Таджикистана, Ф...
      2028
      ЕВРАЗИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 29 апреля 2015 г. 09:27

      В Санкт-Петербурге обсудили евразийство

      8 по 10 апреля 2015 года в Санкт-Петербурге состоялся Второй Евразийский молодежный инновационный конвент, организаторами которого выступили Евразийская Молодежная Ассамблея под председательством Ивана Есипова, СЗИУ РАНХиГС, Законодательное Собрание Ленинградской Области, Центр евразийских исследований СЗИУ РАНХиГС, при информационной поддержке МОД «Мол...
      5955
      ЕВРАЗИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 27 апреля 2015 г. 10:33

      Казахстанцы голосовали за Евразийский Союз!

      Евразийское Движение "Молодая Евразия" поздравляет Нурсултана Абишевича Назарбаева с победой на досрочных президентских выборах в Республике Казахстан! По предварительным данным действующий глава государства набрал 97,7% голосов избирателей. Окончательные результаты подведут не позднее 3 мая. Выборы прошли 26 апреля 2015 года. Явка составила 95,22%. На ...
      3738
      ЕВРАЗИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 26 апреля 2015 г. 12:56

      Антон Кизим: Гумилев - православный историк

      Выдающийся отечественный историк, географ, философ Лев Николаевич Гумилев в первую очередь известен как выдающийся мыслитель, создавший пассионарную теорию этногенеза. Также он известен как «адвокат кочевников», имеющий оригинальный взгляд на историю взаимоотношений русских и степняков-кочевников.Но, кроме того, он был православным человеком в богоборче...
      3447
      ЕВРАЗИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 25 апреля 2015 г. 10:38

      Юрий Кофнер: Взлет "путинизма" или заря 4ПТ?

      16 декабря 2014 г. известный американский политик и публицист Патрик Бьюкенен опубликовал в журнале «The American Conservative» статью пол заголовком «Глобальный взлет путинизма».«Американское евразийство»Перед тем, как рассмотреть его статью, которая сама по себе интересна, стоит сказать пару слов о самом Бьюкенене. Бышвший кандидат в президенты США Па...
      2099
      ЕВРАЗИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 23 апреля 2015 г. 11:41

      В Екатеринбурге прошел Евразийский Экономический Форум Молодежи

      21 - 22 апреля 2015 года в Екатеринбурге прошел Евразийский Экономический Форум Молодежи. В связи с кризисами на Украине и на Ближнем Востоке, тема в этом году была выбрана соответствующая - «Безопасное будущее: мир без войны».  В мероприятии, которое уже в шестой раз проходит на базе УрГЭУ, приняли участие представители ОДКБ, ЕЭК и евраз...
      4308
      ЕВРАЗИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 16 апреля 2015 г. 17:30

      Юрий Георгиевский: О деятельности евразийцев на Украине до Русской весны

      Отчет для круглого стола "Русский мир и евразийская интеграция", прошедшего 15 апреля 2015 года в здании Правительства Москвы и посвященного годному юбилею Русской весны. *** 1. Единая Украина. 2012-2013 гг. Было время, когда Украина была целым государством. Несмотря на Первый майдан в 2004 году, на Украине более-менее сохранилась дру...
      2306
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика