Философия общего дела Н. Ф. Федорова, как зарождение философии Русского космизма.

12 15548

В наши дни, когда нарастает все большее количество мировых проблем – глобальное потепление, перенаселенность городов, истощение мировых запасов ценных ресурсов и т. д., особенно актуальной является философия русского космизма, с её перспективой освоения космоса, обретения бессмертия и построения справедливого общества, основанного на добре, братстве и любви. Мы видим, что сейчас из-за нарастающих глобальных проблем, раз за разом происходят всплески агрессии, порождаются войны, эксплуатация, голод и нищета. Русский космизм дает ответы на эти вопросы и дает пример для практических действий. В данной статье рассмотрим философию русского космизма на примере ее родоначальника – Николая Федоровича Федорова. Этот величайший мыслитель всю свою жизнь выстроил как пример для современников, и как назидание для будущих поколений.

Действительно, Николай Федорович Федоров по праву считается основателем русского космизма со своей философией общего дела – идеей истинного объединения людей в большое братство для созидания и осознанного преобразования мира. Федоров, сам будучи философом, рассуждает о пороках философии как таковой – главным пороком философии для него является оторванность от практики. То есть смысл философии не в том, что бы просто поучать, как жить правильно, а как не правильно, а в том, чтобы собственными действиями и делами подкреплять все, о чем ты проповедуешь.

Николай Федорович всей своей жизнью доказал, что это не пустые слова. Он был настоящим аскетом, усердно работал и полностью отдавался своей работе, к людям относился всегда с добротой и любовью, и большую часть своего жалования жертвовал страждущим. Это был необыкновенный человек, удивляющий своими колоссальными знаниями и очень скромным поведением даже таких мощнейших философов и аскетов своего времени – Владимира Соловьева и Льва Толстого. А Аким Волынский, уважаемый критик того времени, писал: «Рождением и жизнью Федорова оправдано тысячелетнее существование России».

С самого детства Федоров обладал чутким философским взглядом на мир, точно подмечая явления жизни и осмысливая их значение для души человека. Он вспоминает о своем детстве: «От детских лет сохранились у меня три воспоминания. Видел я черный-пречерный хлеб, которым, говорили мне, питались крестьяне в какой-то, вероятно, голодный год. Слышал с детства объяснение войны на мой вопрос о ней, которое привело меня в страшное недоумение: на войне люди стреляют друг в друга! Наконец, узнал я о том, что есть и неродные, чужие, и о том, что сами родные - не родные, а чужие». Уже в детстве эти серьезнейшие проблемы волновали ум маленького философа.

Сама идея философии общего дела рождается в 1853 году, когда умер его дядя, который был губернским предводителем дворянства в Тамбове. Очевидно, на похоронах, потрясенный смертью близкого человека, Федоров вдруг что-то понял. Он бросает учебу и решает стать учителем – нести учение не проповедями, а делом.

В те времена были разные школы – специально-технические, классические светские и духовно-приходские. Федоров задается вопросом: «Можно ли соединить светские и духовные методы и идеи преподавания?». И поступает на службу учителем в одну из Липетских школ, в которой прослужит 14 лет. В то время в светских школах было довольно жесткое воспитание – преподаватели сурово наказывали учеников, за провинность били палками. Федоров восстает против этой концепции обучения, применение физических наказаний по его мнению лишь отбивают охоту к учебе. Он настаивает на том, что воспитывать учеников необходимо не под страхом наказания, а личным авторитетом и сердечным примером. Так у него рождается мысль о школе как храме, а учителе – как монахе.

И Федоров подтверждает свои слова личным примером, воплощая их в своей жизни. В школе он получает скромное жалование, но, несмотря на это, большей его частью делится с нуждающимися учениками. Был один примечательный случай – однажды у одного из его учеников умер отец. Но так как семья этого ученика была очень бедная, она не имела достаточного количества денег, чтобы похоронить его. Тогда Федоров продает свой вицмундир учителя и жертвует вырученные деньги на похороны. По закону подлости, как это часто бывает, на следующий день в школу заявилась проверка и ужаснулась внешнему виду учителя, который вел урок в изношенном тряпье – кроме школьного вицмундира у Федорова не было приличной одежды. Но история закончилась благополучно – за философа заступился директор школы, как за ответственного и высококвалифицированного учителя.

Уже в период службы учителем в школе зарождается философия общего дела. Федоров говорит о борьбе и победе человечества над пространством и временем. Высота его мысли действительно поражает. Победа над пространством для Федорова – расселение и обустройство человечества не только на планете Земля, а во всей Вселенной. Философ говорит о миссии человечества по населению и облагораживанию самых далеких и холодных уголков Вселенной. И эту мысль он сразу же осуществляет и на практике. Например, будучи преподавателем в школе, он учил своих учеников сообразно этой концепции – люди живут на свете не просто так, а с перспективой освоения ближнего, а затем и дальнего космоса. Он постоянно включал в образовательную программу астрологию – часто выходил по вечерам, в сумерки, со своими учениками с телескопом исследовать звездное небо. Федоров говорил: «Закрыв от себя небо, нынешняя (городская) школа может быть уподоблена каюте, в которой пассажиры остаются во все время переезда через океан. Наше же образование может быть уподоблено выходу на палубу. <…> частое пребывание на палубе (т.е. на вышке) даст учащемуся почувствовать себя пловцом, то прорезывающим своим движением на земном корабле хвосты комет и осыпаемым целым ливнем падающих звезд, то плывущим через пустыню неба, где лишь изредка упадет несколько капель космической материи или пыли».

Кстати, Федоров оказался прав, предполагая, что именно русские люди первыми покорят космос. До наших дней сохранилось его высказывание о величии русских, порождаемому ширью Русской земли: «Тот материал, из коего образовались богатырство, аскеты, прокладывавшие пути в северных лесах, казачество, беглые и т. п., это те силы, которые проявятся еще более в крейсерстве и, воспитанные широкими просторами суши и океана, потребуют себе необходимо выхода, иначе неизбежны перевороты и всякого рода нестроения, потрясения. Ширь Русской земли способствует образованию подобных характеров; наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига…».

Вторая концепция – концепция обретения власти человечества над временем, еще более масштабна, нежели победа над пространством. В евангелие написано: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный». И еще Иисус Христос говорил:«Дела, которые я сотворил, и вы сотворите, и более сих сотворите». А какое самое большое чудо сотворил Иисус? Он воскрес. И, более того, он воскресил своего друга – Лазаря. Федоров принимает этот посыл, и превращает его в философскую концепцию. Русский космизм ставит наиважнейшей задачей преодоление смертности и воскрешения всех усопших людей. Да, на первый взгляд эта идея кажется безумием, но, если всерьез разобраться, на чем именно основана данная концепция, то становится понятно, что человечество не сможет стать до конца нравственным, покуда оно смертно.

Человечество в корне своем греховно – оно смертно. Человек не может до конца примириться с мыслью о том, что рано или поздно жизнь закончится и он умрет. Для Федорова именно здесь кроется причина всей человеческой жестокости, всех греховных преступлений, убийств, несправедливости, эксплуатации, жажды власти и насилия. Философ утверждал, что, конечно, непременно нужно строить справедливое социальное общество, основанное на принципах любви и братства. Но параллельно с этим необходимо и вести последовательную работу по увеличению срока жизни, а затем и по преодолению смерти как таковой. Николай Федорович считал, что пока человечество смертно, любой сколь угодно справедливый человеческий уклад будет взрываться изнутри, поскольку человечество в корне своем греховно. Просто по факту того, что оно смертно. История нам показывает, что, скорее всего, философ прав. Даже благоприятные исторические времена непременно заканчиваются войной и кровопролитием. Наверное, люди думают: «А почему бы и нет? Однова живем! Все равно умирать, а умирать, так с музыкой!».

В свою очередь, само преодоление смертности как таковой для живущего поколения людей еще не является победой человечества над смертью. Или, точнее будет сказать, является неполной победой над смертью. Потому что для полной победы над смертью люди, прекратившие умирать, по логике, должны еще вырвать у смерти всех живших, но уже умерших людей. То есть борьба со смертью – это дело воскрешения всех живущих на земле людей.

Густав Климт. "Жизнь и смерть". (Автор картины очень точно передал противостояние человечества смерти).

Идея победы смерти и воскрешения всех живших на земле людей - это очень дерская философская идея, с первого взгляда очень спорная и вызывающая множество вопросов. Эту тему более подробно я разбираю здесь.

Таким образом, русский космизм учит нас вести себя в миру так, как завещал Бог. Относится к людям с любовью, теплотой и состраданием. Есть замечательное высказывание Федорова: «Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех». Так же русский космизм призывает нас быть разумными, не брать для себя благ больше чем необходимо. Усердно трудиться, быть ответственным работником и хорошим специалистом своего дела. 

Есть в русском космизме такое понятие – энтропия. Оно обозначает вечный распад любой материи – органическое тело стареет и слабеет, вода портится, даже железо, один из прочнейших материалов – ржавеет. Все в нашей жизни подлежит распаду, энтропии, то есть смерти. Вот одна из задач человека во Вселенной – борьба с энтропией. В этом смысле все созданные человеком города, машины, техника, пароходы и ракеты является благом. Николай Федорович писал: «Истинная добродетель может заключаться только в управлении слепыми силами природы». Так, человек становится творцом и выполняет предназначение Божье на земле – быть соработником Бога. Эту тему я разобрал подробнее по ссылке, приведенной выше

В заключение можно обобщить некоторые жизненные установки, утверждаемые философией русского космизма: 

1. Устраивать жизнь исходя из целесообразности, здравой логики, правильного распределения ресурсов и, очевидно, сведя уровень потребления к минимально необходимому.
2. Развивать и управлять техническим прогрессом, завоевывая все большие космические территории.
3. Строить единый и подлинный братский коллектив, ибо только такой коллектив может дать ответы на обозначенные вызовы.

«В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Обсудить
  • И так, и сяк, и попой об косяк, но всё равно подведут к «человек человеку – друг, товарищ и брат». :(
  • а неплохо перечитать, благодарю...