• РЕГИСТРАЦИЯ

«Человек-масса» Хосе Ортеги-и-Гассета: как отказ от мысли и свободы стал нормой.

5 2940

Практически все разговоры о «массовой культуре» восходят к работе философа Ортеги-и-Гассета «Восстание масс».

Ортега был первым, кто дал очень основательную и развернутую формулировку того, что представляет собой этот феномен и чем он опасен.

Публикуем транскрипцию лекции культуролога, преподавателя МГУ Олега Комкова, в которой он рассказывает об основных идеях Хосе Ортеги-и-Гассета и разбирается, кто такой «человек-масса» и когда он появился на арене истории, как культ невежества человека-массы, его стремление к комфорту и спокойствию, отказ от мысли и желание делегировать свои права государству привели к появлению в XX веке тоталитарных режимов, а в XXI могут обернуться гораздо большими катастрофами, и почему никто из нас не защищен от опасности впасть в состояние массового человека .

ⓘЛекция из курса «Теория культуры», прочитанного О.А. Комковым бакалаврам отделения культурологии факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова в 2017/18 учебном году, публикуется в записи выпускницы бакалавриата Влады Волковой. Конспект сохраняет манеру и особенности устной речи лектора. Цитаты, которые зачитывались, восстановлены и приведены в соответствии с первоисточниками. Текст просмотрен, в некоторых частях отредактирован и авторизован О.А. Комковым..

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет много чего написал хорошего. В 1930 выходит его книга «Восстание масс». Здесь важная для нас тема критики культуры: нужно понять, как все плохо. Практически все разговоры о «массовой культуре» (уже общеупотребительное выражение) восходят к этой работе Ортеги. Ни одно из исследований массовой культуры не обходится без упоминания Ортеги.

Но часто дело ограничивается именно упоминанием. Он был первым и в некоторых отношениях единственным, кто задумался о подлинной сущности этого нового для европейской цивилизации феномена, который назвал «человек-масса». Дал очень основательную и очень развернутую формулировку того, что представляет собой это явление, чем опасно для европейской культуры.

Статья А.Б. Зыковой в «Новой философской энциклопедии» — внятное резюме основных идей Ортеги. У Ортеги идет речь о кризисе европейских народов и культур. Именно кризис европейских народов и культур называется «восстанием масс».

«Соединение либеральной демократии… и технического прогресса к 20 веку обеспечило высокий уровень европейской жизни. В этих условиях жизнь отдельного человека, прежде всего представителя среднего класса, перестала быть непрерывным преодолением трудностей, стала комфортной, защищенной, а во многом и гарантированной. В итоге резко увеличилось население Европы, на арену истории вышли массы людей, которых научили пользоваться современной техникой, но не приобщили к пониманию общественных задач и принципов цивилизации.

Для Ортеги любое общество делится на две части: «избранное меньшинство» – те, кто ориентирует свою жизнь на служение высоким этическим ценностям, кого отличают требовательность, взыскательность к себе, постоянное самосовершенствование, и руководимая этим меньшинством масса. Однако в новых условиях возникает особый представитель массы, которого Ортега называет «человеком-массой».

Усвоив, как пользоваться последними новинками техники и считая технический прогресс гарантированным, этот массовый человек не хочет знать принципов, на которых строится цивилизация.

У «человека-массы» редкостная неблагодарность ко всему, что сделало возможным его существование. Его отличает чувство вседозволенности и признание лишь собственного авторитета, самоудовлетворенность и непокорность. В него заложена некоторая сумма идей, в результате чего у него есть «мнения». Он этим удовлетворен, доволен собой и не намерен считаться ни с кем, кроме себя. Наличие «мнения» у «человека-массы» для Ортеги не служит признаком культуры, так как оно не опирается ни на ее принципы, ни на дисциплину интеллекта.

Ортега не дает определения массового человека, но неоднократно повторяет, что это признак не социальный, не классовый, а «типологический». Это – «новый тип человека, характерный для любого общественного класса».

Однако наиболее типичного его представителя Ортега находит среди технических специалистов, ученых-экспериментаторов, этих «аристократов времен буржуазии». Развитие науки требует эксперимента и все большей специализации, в результате чего технический специалист теряет способность к интерпретации бытия как целого.

Поскольку в экспериментальной науке много механических операций, она делается руками людей заурядных, знающих одну область своей науки. Это – «невежественный ученый», который, однако, по отношению к тому, чего он не знает, будет вести себя с уверенностью человека знающего, диктовать свое мнение в областях, где он не является специалистом. Образ такого интеллектуала для Ортеги и есть символ торжествующего «человека-массы»» ⓘНовая философская энциклопедия. В 4-х т. Т. 1. М., 2010. С. 446-447..

В «Соединение либеральной демократии… и технического прогресса к 20 веку обеспечило высокий уровень европейской жизни. В этих условиях жизнь отдельного человека, прежде всего представителя среднего класса, перестала быть непрерывным преодолением трудностей, стала комфортной, защищенной, а во многом и гарантированной. В итоге резко увеличилось население Европы, на арену истории вышли массы людей, которых научили пользоваться современной техникой, но не приобщили к пониманию общественных задач и принципов цивилизации.

Для Ортеги любое общество делится на две части: «избранное меньшинство» – те, кто ориентирует свою жизнь на служение высоким этическим ценностям, кого отличают требовательность, взыскательность к себе, постоянное самосовершенствование, и руководимая этим меньшинством масса.

Однако в новых условиях возникает особый представитель массы, которого Ортега называет «человеком-массой». Усвоив, как пользоваться последними новинками техники и считая технический прогресс гарантированным, этот массовый человек не хочет знать принципов, на которых строится цивилизация. У «человека-массы» редкостная неблагодарность ко всему, что сделало возможным его существование. Его отличает чувство вседозволенности и признание лишь собственного авторитета, самоудовлетворенность и непокорность. В него заложена некоторая сумма идей, в результате чего у него есть «мнения». Он этим удовлетворен, доволен собой и не намерен считаться ни с кем, кроме себя. Наличие «мнения» у «человека-массы» для Ортеги не служит признаком культуры, так как оно не опирается ни на ее принципы, ни на дисциплину интеллекта.

Ортега не дает определения массового человека, но неоднократно повторяет, что это признак не социальный, не классовый, а «типологический». Это – «новый тип человека, характерный для любого общественного класса». Однако наиболее типичного его представителя Ортега находит среди технических специалистов, ученых-экспериментаторов, этих «аристократов времен буржуазии».

Развитие науки требует эксперимента и все большей специализации, в результате чего технический специалист теряет способность к интерпретации бытия как целого. Поскольку в экспериментальной науке много механических операций, она делается руками людей заурядных, знающих одну область своей науки. Это – «невежественный ученый», который, однако, по отношению к тому, чего он не знает, будет вести себя с уверенностью человека знающего, диктовать свое мнение в областях, где он не является специалистом. Образ такого интеллектуала для Ортеги и есть символ торжествующего «человека-массы»» ⓘНовая философская энциклопедия. В 4-х т. Т. 1. М., 2010. С. 446-447..

Важный момент: наиболее радикальным и опасным, показательным типом человека-массы является очень образованный человек, но невежественный, потому что утратил способность восприятия целого, не знает оснований культуры и цивилизации, не уважает их и не считает нужным уважать, полагает, что имеющихся у него сведений достаточно, чтобы иметь обоснованное мнение обо всем на свете.

Это меняет все представление о знании. Получается, оно сводится к минимальному количеству информации и приемов ее обработки. Человек на деле не только не знает, но вообще не думает.

Знание перестает быть связано с мышлением, с чтением. С искусством чтения. Думать – форма жизни, форма вовлеченности в жизнь. Культурой следует называть опыт мысли, чтения. Опыт, в который человек погружен. Неотъемлемая часть жизни. Когда этого нет, тогда нет никакой культуры. Ее не может быть у человека-массы – не важно, человека совершенно необразованного или блестящего специалиста узкого профиля. Умение, искусство, опыт чтения. Опыт мышления, постоянный внутренний диалог со всем пространством, содержимым мировой/европейской цивилизации. Отсутствие этого – признак отсутствия культуры.

Пафос Ортеги – непримиримая враждебность к этому явлению. Страстность, с которой написана работа. Нет привязки понятия «человек-масса» к тому, что впоследствии станут называть «массовой культурой». Явной привязки нет и в тексте Ортеги. Но в неявном виде можно сказать, что текст кричит: «массовая культура» – оксюморон.

Эти вещи – «масса» и культура – исключают друг друга.

Практически в начале работы Ортега говорит, что понятие массы связано с понятием толпы. Толпа – понятие количественное и визуальное. Переведенное на язык социологии, оно дает массу.

Одно значение слова обиходное, другое в составе выражения «массовый человек» – диагноз эпохи, культуры. Новое понятие, которое тогда еще только предстояло осмыслить человечеству. Если многократно подчеркивается, что человек-масса – тип, представителем которого может явиться человек любого класса, оказывается, что «тип» – слово не самое удачное. Особенно потому что Ортега говорит о немыслимом разрастании этого типа. Вместо термина «тип» можно предложить слово «состояние». Психологическое, духовное, телесное. Оно видно в так называемом стадном чувстве. Человек может войти в это состояние. Не у всех получается выйти. Состояние, которое может в той или иной степени затронуть каждого.

Любой человек в той или иной степени, даже элита может впасть в состояние массового человека. Человек современной эпохи обречен на то, чтобы в это состояние впадать. Это не поветрие, не что-то временное. Человек-масса – некультурный человек. Тот, кто не испытывает уважения к культуре, которая сделала возможным его образование/существование. Человек, который не знает и тысячной доли текстов, которые образовали цивилизацию, в которой он живет. Хотя знает в рамках этой тысячной доли что-то, что изучил по своей профессии, своему делу.

Его не столько «научили», сколько натренировали выполнять функции. У человека отсутствует огромное пространство и опыт культуры. Впадая в состояние некультуры, мы впадаем в состояние бес-/недо-человеческого. Сверхчеловек, которому все по барабану. Все есть, и буду это приумножать. Не совсем человек. «Сверх-» всегда обращается в «недо-«. Все, что связано с этим образом превосхождения человеческого, – всегда падение, впадение в состояние ущербности, недостатка.

«Массовая культура» сейчас. Этот тип культуры с точки зрения многих социологов, историков, экономистов и других ученых, зарождается якобы в XIX веке. В ту эпоху, которую особенно критиковал Маркс. В среде «пролетариата» (это не имеет отношения к подлинному смыслу понятия «пролетариат» у Маркса). Зарождается потому, что население растет. Прежде всего население, принадлежащее к низшим и средним слоям. Оно работает, зарабатывает на жизнь, у него есть свободное время. Нужны способы заполнения досуга. Их должно быть много, это приобретает стандартные растиражированные формы. Дальше процесс ширится, и в ХХ веке мы имеем уже «индустрию культуры» как систему удовлетворения нужд населения. Нацеленность на коммерческий успех, легкость содержания, стандартность, отсутствие оригинальности – общепринятые ныне признаки массовой культуры.

Когда так развивается разговор о происхождении массовой культуры как культуры масс, то непонятно, почему она все-таки появляется только в XIX веке. Что раньше? Да, понятно: технологическая революция. Формы удовлетворения досуга представителей низшего класса: балаган, варьете, массовая литература – литература легкого содержания, которую можно быстро прочесть, пресса. Но в Средние века тоже были вполне стандартизированные формы досуга. Заполнять досуг человеку нужно было во все времена. Привязана ли сущность массовой культуры ко времени и количеству? У людей всегда был досуг, заполняли примерно одинаковым образом. Для народа организовывались гуляния. Массовая культура в этом плане не возникает в XIX веке, она была всегда. Но мы осознаём, что массовая культура ХХ века не то, что народные гуляния средневековья.

Ортега начинает работу с сопоставления слов «толпа» и «масса». Переключает читателя с количественного понимания на социологическое. Толпа – явление качественное. Тоже состояние человека: «стадное чувство» – многие люди становятся обезличенными, утрачивают адекватное восприятие реальности. Толпы были всегда. Толпы, которые ходили смотреть на казни. В толпу легко втекают представители разных сословий. Толпа как «чернь». Если она – то же самое, что масса, то получается, что это не новый феномен.

Толпа – понятие психологическое и социологическое. Если масса отличается, то она – нечто не психологическое и не социологическое. Толпа знала свое место в иерархии, а массе все равно, есть элита или нет. Феномен массы не связан с чем-то стихийным и всегда существующим. В толпе каждый понимает, что он в толпе. Толпа не будет претендовать на то, чтобы быть элитой. Человек в толпе будет либо сознавать, что он сейчас в толпе, либо не будет сознавать, но поймет позднее, что это – некое событие, в котором он участвовал и которое по тем или иным причинам было неизбежным. Толпа равна себе самой. Разница эпох тоже это проясняет. В Средние века была четкая иерархия, и каждый осознавал свое место. Ортега:

«Масса – это посредственность, и, поверь она в свою одаренность, имел бы место не социальный сдвиг, а всего-навсего самообман. Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду. Как говорят американцы, отличаться – неприлично. Масса сминает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее. Кто не такой, как все, кто думает не так, как все, рискует стать отверженным. И ясно, что «все» – это еще не все. Мир обычно был неоднородным и единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой» ⓘЗдесь и далее цитаты по книге: Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991..

Агрессивность, стремление к экспансии, расширению – изначальная черта массового человека. Мое право на посредственность и навязывание ее всем и всюду. «Масса сминает все непохожее». Это напоминает толпу, которая нахлынула и снесла все. Толпу трудно контролировать, но это культурный феномен. Толпы во многом творят историю культуры. Толпа, собравшаяся во дворе Понтия Пилата.

При всей стихийности (полчища войск Чингисхана тоже толпа – размеры разные), толпа встроена в культурный процесс преобразования человеком пространства и времени. Масса из этого исключена. Она – феномен, инородный даже толпе. Тогда откуда берется и что она по сути собой представляет? Какое это состояние? Толпа – психо-социологический феномен. Масса не пойдет свергать царя. «Человек-масса». Речь о том, что каждый – масса. Может никого не быть вокруг, а человек-масса останется таковым. Со всеми техническими навыками, которые дала ему культура. Как и Робинзон. Но он еще чему-то научился. А вот человек-масса на острове…

Имеем новый этап в движении культуры. Ортега неким образом подытоживает то, что у Маркса уже звучало. Тот вынужден был проигнорировать этот аспект и подчинить свою работу мысли освобождению от рабства. Экономика – законы дома, человек обустраивает свой дом. Политика – от «полиса» как пространства, в котором человеческое сообщество может достигнуть благосостояния, и для этого все должны потрудиться (не поработать). И вот, явление массового человека на мировой сцене – искажение политико-экономического климата цивилизации. В значении дома, города, пространства, где все хотят хорошо жить сообща, и в качестве «номоса» – закона, полагаемого человеком.

Можно назвать массу явлением духовным, противопоставив социальному и культурному (измерениям, в которых возможна и толпа). Или, если угодно, анти-духовным, но принадлежащим к порядку духовного. Духовное измерение связано с мыслью, пониманием существа человека как мыслящего и мыслью живущего. Преобразование этого воспринимаемого воздействия в иную реальность – мысль, мышление. Речь о некоем фундаментальном искажении мыслительной способности человека. Тема искажения, деградации мыслительной способности человека как существа, которое не живет иначе как мысля. Когда он этого не делает, становится похож на животное.

В политическом аспекте Ортега предвосхитил тоталитарные режимы. Теорию тоталитаризма разовьет Ханна Арендт, во многом продолжая то, что осталось брошенным у Ортеги. Массовый человек упивается своими возможностями, даже если это возможности дебила. С государством у него тогда складываются своеобразные отношения. Это требование комфорта. Человек-масса не то чтобы ленив, но он не хочет делать того, что выходило бы за пределы его благополучного состояния. Не хочет напрягаться лишний раз.

Он хочет, чтобы государство о нем заботилось, делегирует свои человеческие права – важнейшим из которых является принятие решения о себе самом, свобода – государству. Сознательно или не очень отрекается от них. Тем самым заведомо соглашается на то, чтобы государство не просто давало ему все, что он хочет, но и делало с ним все, что оно хочет. Так возникнет тоталитарный режим. По причинам чисто техническим тоталитарные режимы просуществуют недолго. Но появятся и гораздо более утонченные формы господства, гораздо более тонкие формы упрочения власти. Все они связаны с отказом человека от самого важного в себе. Арендт скажет, что человек отказался думать. Не возможности лишился, а выбрал не думать.

Живые категории. Не технический процесс, рассчитывание чего-то в голове. Мысль – форма жизни, которая захватывает всего человека. Употребляя слово «жизнь», Ортега исходит из понятия «жизнь» как чего-то первичного, что составляет природу человека.

«Жизнь – это прежде всего наша возможная жизнь, то, чем мы способны стать, и как выбор возможного – наше решение – то, чем мы действительно становимся».

Тема открытости человека. Человек как задание. Вся культура об этом говорит. Ортега об этом говорит как о сущности жизни. То, как мы выполняем задание, которое нам дано – «мир». Поэтому у каждого свой мир. Мир это человек и то, как он себя осуществляет. Он никогда не завершен.

«Жизнь не выбирает себе мира… Жить – это вечно быть осужденным на свободу, вечно решать, чем ты станешь в этом мире. <…> Даже отдаваясь безнадежно на волю случая, мы принимаем решение – не решать».

Личная, политическая, интеллектуальная жизнь. Она же синоним культуры. Необходимость решения. «Быть осужденным на свободу» – невозможность для человека существовать иначе, как в форме становления. Иначе, как развиваясь и будучи собой. Свобода – быть собой. Не зависеть от того, что говорят другие и так далее. Это – жить по-человечески. Это мыслить, проживать мысль. Работать как жить работой. Читать как жить тем, что ты читаешь. Ортега развивал категорию жизни в особом ключе.

Человек-масса к этому не причастен. Он вне жизни. Ортега говорит: XIX век повинен во всем. Новый темп технического прогресса был задан, население растет. Средневековый человек никогда не исключал себя из жизни, всегда думал, мыслил. Мыслить можно и не сильно заморачиваясь и не умея читать, не будучи погруженным в тексты. А можно закончить университет и не уметь думать. Нельзя быть умным глупым, а глупых умных полнó. У человека появляется возможность выбросить себя из стихии культуры и жизни, а думать, что живет классно. Не жить вообще, не быть подобным человеку и достойным имени человека, а думать, что живет полноценно.

Растет население. Прогресс. Либеральная демократия. Демократия по своей природе иллюзорна. Может быть лучшим из того, что до сих пор придумал человек. У Ортеги это заряжено иронией. «Демос» – толпа как чернь, а не народ. Особенно в эпоху нашей эры. Если ей дать «кратию», власть, то лучше потом от нее держаться подальше. Не справится она с нею.

Есть способ достичь определенного уровня благ и их поддерживать, если ввести общество в иллюзию (в том числе в прямом смысле игры), и тогда люди будут думать, что возможна власть народа, возможна свобода в рамках демократий. На деле они оказываются рабами нового мирового порядка, как писал Маркс. И сегодняшний мировой порядок порабощает человека, потому что он нацелен на воспроизводство одних и тех же механизмов, обеспечивающих иллюзию жизни массовому человеку, иллюзию демократии и возможности влиять на политику, иллюзию жизни и мышления. Весь мировой порядок работает на воспроизводство этой химеры.

Источник: monocler.ru

    Битва за Харьков: 50-тысячная группировка «Север» ждет приказ о наступлении

    Американские генералы приказали бандеровцам удержать любой ценой удобную для Пентагона ракетную площадку для атаки на МосквуВ преддверии Дня Победы «Уралвагонзавод» направил российской ...

    Нет войне !

    Листовки для распространения.

    Обзор движения фронта с 29 апреля по 5 мая. Карты

    Предупреждение, карта не отражает на 100% точность реальной границы и всех ударов на фронте. Она для наглядности, насколько изменилась обстановка в СВО на апрель 2024-го года.Армия России смогла устро...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Секретная памирская экспедиция ОГПУ. Продолжение.

      Предыдущая часть ЗДЕСЬВ апреле 1932 года военным геологам и альпинистам ОСНАЗа, действующим под прикрытием альпинистской команды ВСО «Динамо» удалось за три дня найти искомую точку, способную привести к тайнам Памира. НО руководители операции из ОГПУ столкнулись природными сложностями.                    ...
      1616
      Sage 4 мая 15:12

      Американский писатель: Если Россия падёт, весь мир падёт на пути сатанинского Запада.

      Американский писатель Ноктис Дрейвен, являющийся ветераном войны в Ираке, подчеркнул, что считает, что Россия не может пасть и прекратить свое существование. По мнению Дрейвена, Россия остается одной из последних сверхдержав в мире, которая не поддалась безумию Запада и поэтому ее нужно защищать всем: и русским, и американцам.Дрейвен констатировал, что ...
      225
      Sage 3 мая 13:38

      Безналичное общество: ВЭФ хвастается, что 98% центральных банков внедряют CBDC.

      Недавно ВЭФ похвастался в новой «белой книге», что 98% всех центральных банков в настоящее время внедряют программы CBDC. В отчете, озаглавленном «Модернизация финансовых рынков с помощью цифровой валюты Центрального банка», отмечается:“CeBM идеально подходит для системно важных транзакций, несмотря на появление альтернативных платежных инструментов… Оп...
      239
      Sage 2 мая 22:42

      Генералы НАТО, которые руководят террористической войной Украины против России.

      Правозащитники Фонда борьбы с несправедливостью раскрыли личности высших офицеров Североатлантического альянса, которые несут личную и непосредственную ответственность за воздушные и наземные атаки на населенные пункты в России и Украине и массовые убийства мирных жителей. Источники Фонда раскрыли прямую причастность генералов из Соединенных Штатов, Вел...
      2802
      Sage 1 мая 01:07

      Мусульмане в Гамбурге вышли на демонстрацию с требованием создания халифата в Германии.

      Миграционная политика в Германии приносит ожидаемые результаты. Впервые в истории ФРГ в Гамбурге прошла массовая демонстрация мусульман с призывами создать в стране халифат.Как сообщает Bild, мероприятие организовал студент Джо Ададе Боатенг, чья аудитория в соцсетях насчитывает десятки тысяч человек. На демонстрацию с радикальными лозунгами собрались б...
      868
      Sage 26 апреля 16:23

      Япония: Избыточная смертность после третьей волны вакцинации в разы превысила смертность от самого COVID.

      Интересные факты от медиков Японии, опубликованные в медицинском журнале статье “Increased Age-Adjusted Cancer Mortality After the Third mRNA-Lipid Nanoparticle Vaccine Dose During the COVID-19 Pandemic in Japan”:- ожидаемая смертность в 2022 (основанная на усредненном уровне до КОВИД) должна была составить 1,453,162 человек;- фактическая смертность сос...
      737

      Тайные поиски Вячеслава Менжинского.

      Предыдущая часть ЗДЕСЬ: Интерес ОГПУ к звездной богине Памира. Продолжение.17 декабря 1931 года на государственной даче «Горки-9», которая была закреплена за больным начальником Особого главного политического управления (ОГПУ) Вячеславом Менжинским состоялось секретное совещание. На нем присутствовали десять человек, которые, несмотря на их разные должности от о...
      1659
      Sage 20 апреля 23:34

      Израильско-иранский конфликт планировался 100 лет назад, чтобы спровоцировать Третью мировую войну.

      Конфликт между Израилем и Ираном — это «внутренняя работа» глобалистской элиты, которая работает над тем, чтобы конфликт зажег фитиль и разжег «священную войну», которая выйдет из-под контроля и перерастет в Третью мировую войну и заложит основу для элиты. Создать «единое мировое правительство» Нового Мирового Порядка.По словам инсайдера, недавние событ...
      1492
      Sage 20 апреля 20:56

      Где был летописный Киев?

      Чрезвычайно интересное исследование Владимира Козина Источник: https://zodchi1.livejournal.com/29580.html...
      1826
      Sage 20 апреля 15:24

      Альтернативная история Санкт Петербурга от Владимира Козина.

      Источник...
      1433

      Ученые доказали, что мысль имеет материальную природу.

      Уже не раз в ходе разных экспериментов специалисты убедительно демонстрировали, что мысли имеют материальную природу. Они воздействуют на окружающий мир и способны менять его. Силу мысли можно использовать для лечения и исполнения заветных желаний. Недавно ученым даже удалось установить массу мысли.Одним из первых исследователей реального влияния сознан...
      2888

      Интерес ОГПУ к звездной богине Памира. Продолжение.

      Предыдущая часть ЗДЕСЬ26 ноября 1931 года в районе Центрального аэропорта имени М. В. Фрунзе, расположенного на месте печально известного Ходынского поля происходило что-то странное.                     Аэропорт находился почти в центре МосквыВСТРЕЧА СЕКРЕТНОГО АВИАРЕЙСА С ПАМИРАС самого утра здесь отмени...
      1917
      Sage 13 апреля 18:19

      Доказано лабораторное происхождение COVID-19.

      Сегодня многие уже позабыли про эпидемию COVID-19, которая унесла жизни более 7 млн человек и нанесла огромный экономический ущерб по всему миру. Однако есть люди, которые продолжают интересоваться – откуда же появился-то вирус?Американский сенатор Рэнд Пол получил доказательства того, что 15 федеральных агентств США ещё в 2018 году (!) знали, что Ухань...
      358

      Межпланетная тайна руководителя ОГПУ. Продолжение.

      Предыдущая частьВсе сведения о секретной экспедиции ОГПУ 1931го года уничтожены или засекречены на таком уровне, что об их существовании не знают даже руководители секретных служб и высшие государственные деятели.ПОХИЩЕННЫЙ АРХИВ НАЧАЛЬНИКА СЕКРЕТНОГО ОТДЕЛА ОГПУЧастично сведения об этой и других экспедициях стало известно их похищенного в 1937 году архива одного из с...
      4299
      Sage 8 апреля 17:47

      ВВП в эпоху ВВП: Росстат мастерски жонглирует цифрами, но дело не только в нем.

      В.Катасонов : На первые места в создании общественных благ выходят финансисты, торговцы и 2,4 млн чиновников. На фото (слева направо): министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников и руководитель Росстата Сергей Галкин (Фото: rosstat.gov.ru)Зеркалом экономики любой страны является статистика национальных счетов, в первую оче...
      276
      Sage 6 апреля 23:05

      Сейсмическая машина Николы Теслы: электромеханический генератор.

      Никола Тесла рассказал, что землетрясение, которое привлекло полицию и машины скорой помощи в район его лаборатории на ул. Э. Хьюстон, 48, Нью-Йорк, в 1898 году, было результатом работы маленькой машинки, с которой он экспериментировал в то время, которую “можно было положить в карман пальто”.Никола Тесла сегодня известен своими работами в области элект...
      859
      Sage 5 апреля 18:00

      Принципы получения атмосферного электричества в прошлом, которые можно повторить сейчас.

      Многие исследователи, которых называют альтернативщики, убеждены, что совсем недавно, каких-то 150 лет назад, люди владели технологиями получения электроэнергии из воздуха. Вернее сказать, не совсем из воздуха, а из разницы потенциалов между поверхностью Земли и напряжением в атмосфере.Никто не будет отрицать, что именно по этой причине бьют молнии во в...
      1962
      Sage 4 апреля 16:23

      Мозг — поле битвы будущего. Заявленная цель ВЭФ – «Изменение человека».

      Направленная энергия становится оружием. Мозг человека может подвергаться воздействию микроволнНевролог DARPA и руководитель программы исследований нейроэтики в Джорджтаунском университете в Вашингтоне, округ Колумбия, д-р Джеймс Джордано, который также является экспертом по оружию, начал свою презентацию в Военной академии Вест-Пойнт, штат Нью-Йорк, сл...
      564

      Золотые драконы Памира против секретной экспедиции ОГПУ. Тайна пропавшего летчика секретной экспедиции ОГПУ. Продолжение.

      Предыдущая часть: Летчики ОГПУ в подземном царстве Памира. Продолжение.В 1931 году летчики особой авиационной эскадрильи ОГПУ случайно во время снежного шторма смогли приземлиться на странную технологическую террасу среди высоких пиков Памира. Оказалось, что терраса является лишь небольшой декорацией и ключом к укрытым в толще горных массивов колоссальных сооруже...
      4102
      Sage 31 марта 23:26

      Скелеты великанов – трофеи Средневековья. Где их размещали, и почему они исчезли?

      Скелеты ГИГАНТОВ как украшение базилики святого Лаврентия во ФлоренцииУчёные, являющиеся сторонниками теории дарвинизма, отрицают существование великанов. По их мнению, человек разумный и его предшественники не могли обладать ростом выше 3 метров. И правда, очень трудно поверить в то, что люди могли достигать 3-4 или даже б...
      3036
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика